Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Ираклий (Митяха Сергей)
    Ираклий (Митяха Сергей) 
    Год рождения 1863 
    Место рождения Черниговская губ. 
    схимонах 
    По данным [2, С.151] — монах Ириней (Матях Иосиф), в схиме Ираклий
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1905-1928гг.] [с 1928г.]
      Рукоположение
        монах 
        Ириней 
        1905 
        День 25 
        Месяц 3 
        Место Свято-Троицкий Иссык-Кульский монастырь 
      Служение
        Семиреченская о., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской монастырь 
        монах 
        Должность=помощник эконома 
        Год начала 1905 
        Семиреченская о., г.Верный, Архиерейская дача 
        монах 
        Должность=сторож при Архиерейской даче 
        Год начала 1912 
        Год окончания 1912 
        Семиреченская о., Иссык-Кульский Свято-Троицкий монастырь 
        монах 
        Год начала 1913 
        Год окончания 1916 
        Летом 1916г. в Семиречье началось восстание киргизов. Они напали на
        Иссык-Кульский монастырь. Монах Ираклий явился единственным свидетелем этого события.
        В монастырь приехали киргизы и стали требовать ценности. Монахи сказали, что
        у них нет. Киргизы... велели к определенному дню приготовить ценности...
        и пригрозили расправой в случае отказа.
        Тогда часть монахов, в числе которых были отцы Феогност и Пахомий, ушли из
        монастыря — кто в горы, кто в ближайшие селения.
        Отец Ираклий и монахи преклонного возраста остались, сказав:
               
        "Будь, что будет. Мы уже старые и никому не нужны. Как Богу угодно".
        В назначенный день оставшиеся монахи закрылись и стали служить. Все
        исповедовались, причастились.
        Киргизы приехали утром, принялись стучать саблями. Монахи не открывали.
        Из рассказа о.Ираклия вернинским монахиням:
            "На меня страх напал, видимо, мне не время было умирать, неготовый я был. Я
            побежал на колокольню... Метался, метался и подлез под тес, под лист железа.
            Киргизы выбили двери, зашли в монастырь, стали требовать драгоценности.
            Иконы побили, забрали церковную утварь — чаши, подносы, кресты. Потом во дворе
            началась казнь. Я лежал под крышей, и мне все было видно. Было очень жарко,
            я чуть не сгорел, железо накалилось, хотелось пить, но пришлось все терпеть.
            Смотрел, как монахам саблями отрубали носы, уши, руки, ноги. Сделают человека,
            как самовар, он кровью исходит, а я не знаю, что со мной тогда было... "

        Рассказывая это, о.Ираклий называл замученных по именам и плакал.
            "Потом одного старца повесили за ноги вниз головой и начали снимать с него
            кожу... Не пощадили никого, всех порубили. Под вечер, к заходу солнца, смотрю,
            киргизы сели на лошадей и уехали. А я все под крышей лежу. Вижу, появились люди
            из селений, и ушедшие монахи стали подходить. Тогда я стал вываливаться из
            своего убежища. Упал на пол колокольни, а у меня ни руки, ни ноги не работают...
            "Ты живой?" — "Живой" — "Как же ты спасся?" — "Да вот, я на колокольне был";
            Плачем все. К утру все раненые поумирали. Похоронили всех в общей могиле".

        После этого события отцы Ираклий, Феогност и Пахомий ушли в г.Верный.
        В 1919г. монастырь был закрыт большевиками
        Семиреченская о., скит на горе Кызыл-Жар 
        монах 
        Год начала 1916 
        Год окончания 1921 
        После расстрела иеромонахов Серафима и Феогноста жил в горах близ Алма-Аты, а
        в 1927г. ушел на побережье Иссык-Куля в киргизские горы

      Места проживания
        Семиреченская о., Верненский у., станица Талгар 
        В Талгаре жил в семье старосты талгарской Никольской церкви И.Д.Дмитриева. В доме жить отказался и построил себе келью в саду. Очень любил детей Дмитриева. Бывало, играет с ними, забавляется, потом закроет лицо руками: "Прости, Господи! — и смеется. К нему иногда приходили верненские монахини Евфалия, Дорофея, Магдалина и инокини Александра, Феодора, Мариамна, Татьяна. Любили все вместе сидеть вечерами в саду под яблонями и петь псалмы и духовные канты. Отец Ираклий часто надолго уходил в горы молиться. В 1928г. семью Дмитриева арестовали и отправили в ссылку на Аральское море. Перед их арестом о.Ираклий ушел на побережье Иссык-Куля в киргизские горы. До ухода туда он принял схиму
      Рукоположение
        схимонах 
        Ираклий 
        1928 
      Места проживания
        Иссык-Кульская о., в горах около озера Иссык-Куль 
        Год начала 1928 
        Иссык-Кульская о., с.Сазоновка (Сазановка) (Ананьево) 
        Год начала 1928 
        Последние годы его жизни прошли в поселке Сазановка, расположенном в 10 км от разоренного Свято-Троицкого монастыря. Противостоял обновленчеству, вел строгую подвижническую жизнь, старчествовал
    Кончина
      1937 
      День 10 
      Месяц 6 
      Отцу Ираклию было открыто, что он умрет на Вознесение Господне.
      Умер в день Вознесения Господня. Погребен на сельском кладбище.
      В 1975г. обнаружилось, что гроб о.Ираклия был совершенно неистлевший, как новый.
      Память о схимонахе Ираклии, архимандрите Геннадии и иерее Исаии жива в
      Иссык-Кульской обл., их называют "три столпа Православия"
    Канонизация
      1
        Преподобномученик схимонах Ираклий (Митяха) 
        Дата 11/08/1993 
        Кем канонизирован Синодальная комиссия при Московском Патриархате 
        Местночтимый святой Алма-Атинской епархии
      2
        Преподобномученик схимонах Ираклий (Митяха) 
        Дата 20/08/2000 
        Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
        Кто представил Алматинская епархия 
        Дни памяти
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
    Публикации ->
      1 ->
      Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
      2 ->
      Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. С.7–10,28–37,151–152.
    Заявители ->
      1. Королева Вера Викторовна (исследователь).