Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][next][last]
NIKA_ROOT INDEX Публикация Шумилов Е. Черная книга преступлений большевизма// Известия Удмуртской республики. 1994.
Дела or3.116
    [версия для печати] [pdf]
    Дернов Павел Александрович 
    Год рождения 1870 
    День рождения 12 (ст.ст. до %d февраля 1918г.) 
    Месяц рождения 1 
    Место рождения Вятская губ., Яранский у., с.Пиштань 
    протоиерей 
    Павел Дернов родился в семье священника Александра Афанасьевича Дернова
    и его супруги Ольги Константиновны
    Родство ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1918г.]
      Образование
        Казанская Духовная Академия 
        Год окончания 1894 
        кандидат богословия 
        миссионерские курсы при Казанской Духовной Академии 
      Рукоположение
        иерей 
        Кто рукоположил епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии Алексий (Соболев) 
        Женился на Анне Аркадьевне, дочери протоиерея Спасского собора г.Елабуги
        Аркадия Ивановича Лаженицына.
        Был рукоположен во иерея епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии
        Алексием (Соболевым).
        После рукоположения молодой священник был направлен в Елабужский Спасский
        собор без права получения доходов
      Служение
        Вятская губ. (Татарстан), г.Елабуга, Спасский собор 
        иерей, протоиерей 
        Должность=настоятель, законоучитель, преподаватель русской литературы 
        Год окончания 1918 
        О.Павел служил в Елабуге всю жизнь, был возведен в сан протоиерея,
        был награжден церковными наградами.
        В семье о.Павла и матушки Анны Аркадьевны родилось пятеро детей: Борис, Григорий,
        Семен (1901г.р.), Сергей (1913г.р.) и дочь Варвара (1907г.р.).
        О.Павел состоял законоучителем женской гимназии и настоятелем гимназической
        церкви.
        Одновременно служил законоучителем Елабужского реального училища.
        В 1903г. о.Павел Дернов написал книгу "Исторические записки о состоянии
        Елабужского реального училища за 25 лет его существования (1897–1903гг.)".

        О.Павел возглавлял организованное епископом Сарапульским и Елабужским
        Амвросием (Гудко) Елабужское Братство Трезвости, о котором писали, что
        со временем это братство "послужит образцом деятельности в этом роде для всей
        России".

        Братство работало весьма активно и деятельно: устроило чайную-столовую
        для бедных, выпускало много литературы.
        О.Павел обладал удивительными ораторскими способностями, редким даром слова
        и убеждения.
        Было общеизвестна его любовь к русскому слову, к русской литературе.
        Впоследствии читал курс русской словесности в педагогических классах
        женской гимназии.
        Он был избран в состав комитета, который управлял библиотекой-читальней
        елабужского городского духовенства.
        Когда отмечалось столетие со дня рождения А.С.Пушкина, в Елабужском училище
        служили заупокойную литургию и панихиду. О.Павел произнес слово, посвященное
        памяти А.С.Пушкина.
        О.Павел занимался и медициной, выписывал журнал "Врач-гомеопат", имел аптечку
        гомеопатических лекарств и лечил всех, кто к нему приходил, лечил окрестных
        крестьян, не принимая от них ни копейки.
        Из воспоминаний его дочери Варвары:
             
        "Когда во время Первой Мировой войны лекарства стали очень дороги, папа
              принужден был брать деньги за них. И как ему стыдно было говорить больному:
              "Двадцать копеек надо"".
        В начале 1918г. после убийства большевиками в Киеве митрополита Владимира,
        Патриарх Тихон обратился к духовенству и верующим с известным воззванием.
        10/23 февраля 1918г. должна была состояться торжественная
        служба в Елабужском соборе, на которой должно было быть оглашено воззвание
        Париарха и совершен крестный ход.
        Елабужское духовенство обратилось к о.Павлу, как к известному всему городу
        оратору и проповеднику, с просбой произенести на этой торжественной службе
        проповедь, и он согласился.
        Дочь о.Павла Варвара накануне вечером услышала бурный разговор между родителями. Мать сказала:
           "Мама сказала:
                 "Что ты делаешь? Ведь у тебя дети!"
            Я никогда не слышала никаких размолвок между родителями. Либо они уж
            очень любили друг друга, либо отец обладал такой кротостью и в такой
            степени, что никогда слова спора, столкновения в нашей семье между
            родителями не случалось. И это был единственный бурный разговор,
            который я слышала и хорошо помню. Что отвечал отец, я не знаю...
            Он уже решил для себя, принял на себя это обязательство, хотя не
            сомневался, что последует расправа...
            И вот состоялось это торжественное богослужение, Отец вышел на амвон
            и сказал проповедь..."

        В проповеди о.Павел говорил о временщике, поправшем древний закон христианского
        милосердия, и константинопольском патриархе, вновь утвердившем неприкосновенность
        Божьего храма.
        Через два дня в город ворвался карательный отряд красногвардейцев
      Аресты
        Вятская губ. (Татарстан), г.Елабуга 
        Год ареста 1918 
        День ареста 12 
        Месяц ареста 2 
        Из воспоминания дочери Варвары:
             "Вечером 12/25 февраля, довольно поздно, раздался звонок.
              Это пришли директор реального училища П.А.Вербицкий и его жена...
              Волнуясь, они сказали, что пришла Красная Гвардия.
              А несколькими часами позже (мы еще не спали, но я лежала в кроватке), был
              снова звонок. Известие, которое и пугало, и было тем, что мы ожидали: обыск.
              Я помню, как папа за стеной моей детской прошел в свой кабинет. Почему-то
              я поняла, что он идет молиться. Мне надо было встать и пойти к нему.
              И зачем я не встала? А я ждала, когда он пойдет обратно. И этого не услышала.
              Наверное, он спустился из залы по парадной лестнице и вышел.
              И потом я слышала, как шумно и возбужденно собирались мальчики и как мама
              сказала что-то вроде: мальчики, вы потише, или поосторожнее.
              И больше мы их живыми не видели и не слышали".

        О.Павел был обвинен как руководитель и активный участник контрреволюционной
        организации церковников, в которую якобы входило все духовенство города.
        и которая готовила контрреволюционный мятеж.
    Кончина
      1918 
      День 27 
      Месяц 2 
      расстрел 
      Место Вятская губ., г.Елабуга, на льду р.Тоймы 
      Место захоронения Вятская губ., г.Елабуга, Троицкое кладбище, около Троицкой церкви 
      14/27 февраля 1918г. о.Павел был выведен красногвардейцами карательного отряда
      за город на Моралевскую мельницу и там расстрелян на льду Тоймы.
      Трое его сыновей — Борис, Григорий и Симеон также были расстреляны в тот же день
      но несколько позже.
      Из воспоминаний дочери:
           "Не помню как скоро, но стало известно, что папа расстрелян на Тойме,
            а мальчики сидят в каком-то комитете.
            Словом, к вечеру тело папы было привезено, обмыто, облачено в священнические
            одежды и положено на стол. Есть предположение, что его не расстреляли, а
            закололи штыками. Во всяком случае, у него была одна огнестрельная рана на
            лице навылет со щеки на щеку. То ли удостоверялись, жив или умер, то ли
            добивали.
            А когда через несколько дней после похорон маме сказали, что можно съездить на
            на Моралевскую мельницу, то оказалось, что на льду Таймы — громадное кровавое
            пятно. Мама зачерпнула этого кровавого снега. Помню, как его везла.
            Хозяин мельницы Моралев убеждал маму, что он все видел и что когда отца
            привезли, то он просил дать ему возможность исповедаться...
            Когда моим братьям сказали о смерти отца, то они, вероятно, кричали
            и обвиняли убийц...".

      По свидетельствам очевидцев, один из сыновей о.Павла назвал красногвардейцев
      душегубами.
      Из воспоминаний дочери:
            "Братьев сейчас же среди бела дня вывели и повели на расстрел.
             Вели к спуску на дамбу и потом по дамбе, и все это видели.
             Они что-то кричали для передачи маме, что-то вроде того, что они идут
             умирать за веру и Православный Крест. Есть множество свидетелей этого
             крестного пути моих братьев, они еще помнят эти трагические, страшные и,
             может быть, героические слова. Братья, во всяком случае, думали, что именно
             так надо идти умирать...
             Их расстреливали, по-видимому, спешно: пришлось добивать.
             У Бори было избито лицо, его добивали по голове.
             У Гриши было что-то страшное: его застрелили разрывной пулей в затылок
             и разлохматили весь низ лица, челюсть, язык.
             Говорят, что Сеня в последний миг испытал ужас смерти. Ему за неделю
             до этого исполнилось 17 лет. Его тоже убивали разрывной пулей, но она
             развернула ему ногу. Лицо его, единственное из всех четверых было цело.
             Оно было спокойно...
             Мы уже знали, что мальчики убиты, но никто не мог решиться рассказать
             об этом маме. Мама сидела в столовой... Все эти дни у нас было множество
             народа, а тут ее окружали учительницы из гимназии, воспитательницы из
             епархиального училища, кто-то из монастырей. Множество народа.
             И в дверь с лесенки, из маленькой прихожей, вошел дедушка Аркадий Иванович.
             Он держал перед собой руки, как-то полусогнутые, со сжатыми кулаками
             И мама сразу закричала что-то вроде:
                   "Убиты?"
             И дедушка сказал:
                    "Да, Анюта, расстреляны!"
             И мама воскликнула:
                    "Да будет Воля Твоя!"...
             Они умерли чистыми. Мир их праху!"

      Имя протоиерея Павла было помянуто среди прочих Святейшим Патриархом Тихоном
      на литургии 31 марта/13 апреля 1918г. в память о всех за веру и Церковь
      Православную убиенных.
      Первое упоминание о них в России сделал в 1999г. в книге "Живые иконы" член
      комиссии по канонизации святых Вятской епархии А.В.Маркелов.
      С 2002г., по благословению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа, комиссия
      приступила к сбору сведений о жизни и гибели протоиерея Павла Дернова.
      В 2008г. к 90-летию мученической кончины о.Павла и его сыновей. А.В.Маркелов
      выпустил брошюру "Первые новомученики Вятской земли".
      А.В.Маркелов в этой брошюре написал:
          "Вывести работу на новый этап помогло пришедшее в Вятку письмо Дмитрия
           Сергеевича Дернова, внука о.Павла, который просил владыку Хрисанфа
           рассмотреть вопрос о прославлении о.Павла".

      В тоже время было известно, что в 1981г. о.Павел со чадами был прославлен
      Русской Православной Церковью Заграницей в соборе новомучеников и исповедников Российских.
      После состоявшегося в 2007г. подписания Акта о каноническом общении между РПЦ
      и РПЦЗ стало возможным признание и включение в месяцеслов Вятской епархии
      святых новомучеников, пострадавших в годы гонений безбожной советской власти и
      канонизированных РПЦЗ в 1981г., но которые еще не были прославлены Русской
      Православной Церковью
    Публикации ->
      1 ->
      Шумилов Е. Черная книга преступлений большевизма// Известия Удмуртской республики. 1994.
      2 ->
      Журавский А. Жизнеописание новых мучеников Казанских. Год 1918-й. Казань, 1995. (Материалы к истории Казанской церкви ХХ в.; Сб.1). С.35.
      3 ->
      Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918гг. (Деяния CXVI-CXIX). Пг., 1918. Кн.10. Вып.1. С.83.
      4 ->
      Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. С.214.
      5 ->
      Новомученики протоиерей Павел Дернов со чадами// Русь Святая.ru. М: Издание храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино, 2012. Май-июнь. N 3(23). С.3.
      6 ->
    Документы ->
      ГА РФ. Ф.3431. Оп.1. Д.563. 
      Л.272.