Ќовомученики, исповедники, за ’риста пострадавшие в годы гонений на –усскую ѕравославную ÷ерковь в XX в.

(c)ѕ—“√”,ѕ—“Ѕ» (c) Ѕратство во »м€ ¬семилостивого —паса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ѕубликаци€ ‘аст ћ.¬., ‘аст Ќ.ѕ. Ќарымска€ √олгофа: ћатериалы к истории церковных репрессий в “омской области в советский период. “омск; ћ.: ¬одолей Publishers, 2004.
ƒела oxd.49
    [верси€ дл€ печати] [pdf]
    Ўаховской (Ўаховский)  онстантин яковлевич 
    √од рождени€ 1905 
    ƒень рождени€ 29 (ст.ст. до %d феврал€ 1918г.) 
    ћес€ц рождени€ 10 
    ћесто рождени€ ѕсковска€ губ., ’олмский у. (ныне Ќовгородска€ о.), д.Ѕоброво 
    протоиерей 
    ќдин из прототипов главного геро€ фильма ¬.’отиненко "ѕоп".
    ѕроисходил из известного кн€жеского рода.
    –одилс€ в родовом имении Ѕоброво ’олмского уезда ѕсковской губ.
    ≈го бабушка јнастаси€ ¬асильевна √оленищева- утузова была родственницей
    светлейшего кн€з€ ћихаила  утузова — —моленского, ћодеста ћусоргского и
    Ќикола€ –ериха.
    ќтец  онстантина, яков ћихайлович Ўаховской, был директором ѕсковского
    —ельскохоз€йственного училища
    –одство ‘отографии ѕ≈–»ќƒџ ∆»«Ќ»[до 1925г.] [1925-1932гг.] [1932-1955гг.] [1955-1956гг.] [1956-1969гг.] [1969-1972гг.]
      ћеста проживани€
        ѕсков 
        √од окончани€ 1919 
        ¬о врем€ ѕервой ћировой войны отец был руководителем ѕсковского  расного  реста ¬ 1918г. отец был арестован органами „ , после вз€ти€ города белыми войсками он был освобожден. ¬ 1919г. вместе с отступающими част€ми Ѕелой јрмии семь€ переехала в г.ѕечоры бывшей ѕсковской губернии, отошедшем вскоре к Ёстонии
        Ёстони€ (ныне ѕсковска€ о.), г.ѕечоры 
        √од начала 1919 
        √од окончани€ 1925 
        ¬ 1925г.  онстантин окончил ѕечорскую ќбъединенную гимназию и поступил в “артусский (ёрьевский) университет
      ќбразование
        “артусский (ёрьевский) √осударственный университет, сельскохоз€йственный факультет 
        √од поступлени€ 1925 
        √од окончани€ 1930 
        ”чилс€ в “артусском (ёрьевском) государственном университете на
        сельскохоз€йственном факультете (1925–1930гг.).
        ”частник Ёстонского отделени€ –усского —туденческого ’ристианского ƒвижени€,
        руководил местным его кружком
      ћеста проживани€
        Ёстони€ (ныне ѕсковска€ о.), г.ѕечоры 
        √од начала 1930 
        √од окончани€ 1932 
        ¬ 1930-е годы работал в ѕечорской городской управе
      ќбразование
        ѕечорска€ ƒуховна€ —еминари€ при —в€то-”спенском ѕсково-ѕечерском монастыре 
        √од поступлени€ 1932 
        √од окончани€ 1936 
        ќкончил ѕечорскую ƒуховную семинарию при —в€то-”спенском монастыре¬аршавский университет, богословский факультет 
        √од окончани€ 1939 
        магистр богослови€ 
        ”чилс€ в ¬аршавском университете на богословском факультете.
        ¬ 1937г. женилс€ на учительнице английского €зыка ≈лизавете ѕетровне Ќестеровой,
        дочери русского географа ѕетра ¬ладимировича Ќестерова.
        ¬ 1939г. окончил богословский факультет ¬аршавского университета со степенью
        магистра богослови€
      –укоположение
        диакон 
        1937 
        ƒень 21 
        ћес€ц 9 
         то рукоположил архиепископ ѕечорский Ќиколай (Ћейсман) 
        ¬ 1937г. в ѕраздник –ожества ѕресв€той Ѕогородицы был рукоположен во диаконаиерей 
        1937 
        ƒень 26 
        ћес€ц 9 
         то рукоположил архиепископ Ќиколай (Ћейсман) 
        „ерез п€ть дней был рукоположен во св€щенника к √еоргиевской церкви пог.—енно
      —лужение
        Ёстони€, ѕечорский у., пог.—енно, церковь св.вмч.√еорги€ ѕобедоносца 
        иерей 
        √од начала 1937 
        ѕосле рукоположени€ служил в церкви св.вмч.√еорги€ ѕобедоносца в с.—енно
        Ёстони€ (ныне ѕсковска€ о.), г.ѕечоры, церковь —орока —евастийских ћучеников 
        иерей 
        ƒолжность=насто€тель 
        √од окончани€ 1941 
        ѕозднее о. онстантин служил насто€телем в церкви —орока —евастийских ћучеников в ѕечорах.
        ¬ 1940 — 1941гг., когда Ёстони€ стала частью ———–, многие члены семьи
        кн€зей Ўаховских были арестованы и репрессированы.
        ќтец его яков ћихайлович был арестован и без предъ€влени€ обвинений сослан в
        ”ргенч, где скончалс€ в начале войны от голода и лишений.
        ћуж сестры — член –усского общевоинского союза ¬ладимир «аркевич — расстрел€н,
        а сама сестра с годовалым ребенком сослана в начале 1941г. на поселение в
        тайгу, на север “омской области.
        “есть о. онстантина, учитель печорской гимназии ѕетр ¬ладимирович Ќестеров,
        был арестован Ќ ¬ƒ и расстрел€н без суда и следстви€ в тюрьме г.“арту в
        начале войны
        ѕсков, ѕсковска€ ƒуховна€ ћисси€, церковь прп.¬арлаама ’утынского 
        иерей 
        ƒолжность=насто€тель, учитель школы при ¬арлаамовской церкви 
        √од начала 1941 
        ћес€ц начала 8 
        √од окончани€ 1942 
        — началом войны ѕсков был оккупирован немцами.
        ќ. онстантин был включен в состав ѕсковской ƒуховной ћиссии, котора€ окормл€ла
        оккупированные районы.
        — августа 1941г. в числе первых миссионеров ѕсковской ѕравославной ћиссии
        он прибыл во ѕсков.
        ќ. онстантин восстановил закрытую и обращенную в склад церковь прп.¬арлаама ’утынского
        во ѕскове, где служил насто€телем в 1941–1942гг.
        ќрганизовал школу дл€ детей при этой церкви, вел религиозно-просветительную
        работу среди молодежи, котора€ сплачивала молодежь, воспитыва€ ее в духе
        ѕравослави€.
        »з воспоминаний (на вечере пам€ти о. онстантина в ѕскове в 2009г.) одной из
        учениц этой школы ћиры ‘едоровны яковлевой, котора€, будучи подростком,
        проживала в ѕскове и училась в школе, котора€ была открыта при храме
        св.преп.¬арлаама ’утынского:
             
        "ћы вспоминаем сегодн€ замечательного человека, миссионера, проповедника.
              ƒл€ нас подростков он был первым нашим духовным отцом...
              ќсенью 1941г. город ѕсков стал глубоким немецким тылом. ¬ городе местными
              власт€ми были открыты несколько начальных школ дл€ детей младшего
              возраста. ѕодростки с 14 лет были трудооб€занными, они должны были
              становитьс€ на учет биржи труда, а школьное обучение дл€ этого возраста
              не предполагалось. ѕодростки среднего возраста (12–14 лет) остались ни
              при чем...
              ќднажды мо€ бабушка вернулась из церкви и рассказала о том, что после
              богослужени€ насто€тель храма обратилс€ к прихожанам с приглашением
              приводить детей и внуков в школу, котора€ открываетс€ при храме.
              Ўкола это хорошо, но почему в церкви, и чему там будут учить?
              «накомые мальчишки отказались идти в школу, сказав, что у них есть дела
              поважнее. ¬ назначенный день и час 16 девочек-подружек собрались у входа
              в храм, сто€ли, бо€сь переступить церковный порог, а другого отдельного
              входа в школу они не нашли. ¬друг на пороге по€вилс€ молодой рослый
              человек с русыми волосами, широкой улыбкой и пригласил проходить в класс,
              который находилс€ в левом приделе (до того там размещалась церковна€
              сторожка) церкви св.преп.¬арлаама ’утынского. Ёто был школьный учитель,
              его звали ¬асилий ¬асильевич ћиротворский. ќн приехал дл€ церковной
              работы в р€дах ѕсковской ѕравославной ћиссии из города ѕечоры,
              с отцом  онстантином он был давно знаком по де€тельности в –усском
              —туденческом ’ристианском ƒвижении. » вот девочки, имеющие опыт
              советской школы, несколько пионерских песен и ни одной молитвы,
              не без робости вошли в учебный класс. Ѕыло сразу пон€тно, что к нашему
              приходу тщательно готовились, нас здесь ждали.
              ¬о врем€ урока в класс вошел отец  онстантин. ќн отличалс€ от всех,
              кого до сего часа видели школьницы. ќн был другим. ¬ысокий, стройный,
              очень красивый, элегантный. ƒевочки вскочили с мест. ќн поздоровалс€ и,
              увидев их замешательство, св€занное с тем, что они не знали, как
              ответить на приветствие св€щенника, предложил им садитьс€ на свои места.
              «апомнилс€ голос отца  онстантина — негромкий, но проникающий в душу.
              ¬ школе преподавали разные предметы, в том числе историю, русский
              €зык, литературу, «акон Ѕожий. ћного нового узнали школьницы.
              Ќапример, что наша истори€ состоит не только из кресть€нских восстаний,
              рабочих стачек и революций. „то было гораздо больше царей, чем тех,
              кого мы знали — »вана √розного и ѕетра ѕервого по кинофильмам, а
              Ќикола€ II — по карикатурам. ”знали о том, что  арамзин написал не
              только "Ѕедную Ћизу", но и "»сторию государства –оссийского".
              Ќачали читать классиков русской литературы, недоступных в советской
              школе.
              Ќо все же самым ценным было общение, беседы с отцом  онстантином.
              ќн было широко образован, деликатный, хорошо знал детскую психологию.
              “емы разговоров с воспитанниками — любите своих ближних, будьте добры к
              люд€м, будьте милосердны к оступившимс€. ѕри этом он не говорил это
              пр€молинейно, а это неприметно передавалось от его души к нашим душам.
              ¬ли€ние отца  онстантина неоценимо...
              ћногие из воспитанниц церковной школы были крещены бабушками, но наше
              насто€щее духовное крещение произошло здесь в сторожке при храме
              св.прп.¬арлаама ’утынского. ¬ этом огромна€ заслуга протоиере€
               онстантина Ўаховского".

        ќ. онстантин вел большую работу по оказанию помощи больным, беженцам и
        военнопленным.
        ќрганизовал многодневный  рестный ход в ѕечерский монастырь и обратно,
        убеждал немецкое командование разрешить местным жител€м оказывать помощь
        многочисленным военнопленным, находившимс€ в ужасающих услови€х в концлагер€х
        на ѕсковщине.
        ќ. онстантин отказалс€ служить благодарственный молебен в день рождени€ √итлера. ќтец  онстантин был арестован 1944
        ¬ 1990-е годы в местной ѕсковской газете была напечатана стать€
        одной женщины, котора€ в годы войны была прихожанкой о. онстантина и с теплотой
        и благодарностью вспоминала св€щенников ћиссии, и в частности о. онстантина.
        ѕозднее о. онстантин служил в пос.—труги  расные
        ѕсковска€ о., пос.—труги  расные 
        иерей 
        √од начала 1942 
        √од окончани€ 1943 
        ѕсковска€ о., г.ѕечоры, церковь —орока —евастийских ћучеников 
        иерей 
        √од начала 1943 
        √од окончани€ 1944 
        ¬есной 1944г. во врем€ бомбардировки ѕечор был полностью разрушен дом,
        где жил о. онстантин с семьей, и они эвакуировались в Ћатвию
        Ћатви€, г.–ига, кафедральный собор во им€ –ождества ’ристова 
        иерей 
        √од начала 1944 
        √од окончани€ 1945 
        —лужил в –ижском кафедральном соборе.
         огда в –игу вошла  расна€ јрми€, о.Ќиколай осталс€ на родине
      ћеста проживани€
        Ћатви€, хутор 
        √од начала 1945 
        √од окончани€ 1945 
        ¬ Ћатвии жил с семьей на хуторе. — приходом —оветских войск работал у хоз€ина-хутор€нина батраком, чтобы как-то прокормить семью. ∆ил в посто€нном ожидании ареста
      јресты
        Ћатви€, г.–ига 
        √од ареста 1945 
        ћес€ц ареста 3 
        јрестован весной 1945г. в –иге
      ќсуждени€
        ¬оенный “рибунал войск Ќ ¬ƒ Ћенинградского ¬оенного округа 
        28/07/1945 
        ќбвинение "шпионска€ и активна€ антисоветска€ де€тельность" 
        —тать€ ст.58–1а,58–10 ”  –—‘—– 
        ѕриговор=10 лет »“Ћ и 5 лет ссылки 
        ѕодвергалс€ ночным двадцатичасовым "допросам с пристрастием".
        ¬ период следстви€, с 15 апрел€ по 23 ма€ 1945г. вынужден был находитьс€ в тюремной
        больнице.
        ѕо замыслу Ќ ¬ƒ отец  онстантин должен был признать себ€ резидентом абвера и
        "выдать свою агентуру, не менее 20 человек". —ледователь применил весь
        арсенал мер воздействи€ органов Ќ ¬ƒ вплоть до угрозы расправитьс€ с семьей.
        ѕолгода, наход€сь в Ћенинградских " рестах", о. онстантин подвергалс€ жестоким
        пыткам и моральному давлению. —ледователь пыталс€ добитьс€ от обвин€емого
        признани€ в шпионской де€тельности в пользу германской разведки и раскрыти€
        его агентурной сети. ¬ какой-то момент наступил предел человеческим силам и...
        отец  онстантин написал "список завербованных им агентов". ¬ тот момент, как
        рассказывал сам св€щенник, он молилс€ √осподу, чтобы не ошибитьс€: батюшка
        составил список тех из своих прихожан, кого он отпевал в период немецкой
        оккупации. —ледователь после проверки списка вернулс€ разъ€ренным, но оставил
        попытки вскрыть "агентурную сеть".
        »з обвинени€:
             "...Ѕудучи сыном бывшего кн€з€ и €вл€€сь врагом —оветской власти, из
             к/р побуждений добровольно осталс€ проживать во временно оккупированном
             немецкими захватчиками г.ѕечоры.
             ¬ окт€бре 1941г. и вторично в июне 1942г. был завербован в качестве секретного
             агента немецкой разведки дл€ осуществлени€ предательской и шпионской де€тельности
             в пользу фашистской √ермании... ¬ течение 1941–1942гг. он неоднократно
             сообщал немецкой разведке о местах нахождени€ советских партизан и доносил
             о политических настроени€х населени€. ѕо заданию немецких разведорганов
             вербовал антисоветски настроенных лиц дл€ предательской и шпионской
             де€тельности.
             Ѕудучи членом ѕравославной ћиссии, принимал участие в контрреволюционных сборищах,
             где про€вл€л особую активность в обсуждению вопросов борьбы с —оветской
             властью.
              роме того, он призывал население к вооруженной брорьбе с  расной јрмией и
             проводил антисоветскую, профашистскую пропаганду".

        Ќикаких конкретных фактов, подтверждающих обвинение в шпионской и предательской
        де€тельности, следствием представлено не было.
        ¬ обвинении был сделан упор на принадлежность о. онстантина к кн€жескому роду.
        ќ. онстантин признал себ€ виновным только в части проведени€ им антисоветской агитации.
        ѕричастность же к шпионской и предательской де€тельности он категорически
        отрицал, и его показани€ материалами следстви€ не опровергнуты.
        ѕосле полугода допросов отец  онстантин был осужден ¬“ войск Ќ ¬ƒ Ћенинградского
        округа 28 июл€ 1945 г. по ст. 58–1 "а" ”  –—‘—– на 10 лет »“Ћ и 5 лет ссылки.
        ћеру наказани€ о. онстантин отбыл полностью
      ћеста заключени€
        Ћатвийска€ ——–, г.–ига, тюрьма 
        √од начала 1945 
        ћес€ц начала 3 
        √од окончани€ 1945 
        Ћенинград, внутренн€€ тюрьма Ќ ¬ƒ " ресты" 
        √од начала 1945 
        ƒень начала 27 
        ћес€ц начала 3 
        √од окончани€ 1945 
        ѕереведен в тюрьму " ресты", в Ћенинград, где происходило следствие.
        ѕосле приговора был этапирован в √орьковские лагер€.
        »з-за множества заключенных Ќ ¬ƒ придумал особый способ их транспортировки.
        “оварные вагоны сверху донизу заставл€лись дерев€нными €щиками, в каждый из
        которых помещалс€ заключенный, едва имевший возможность в этом €щике повернутьс€.
        ”тром кормили селедкой, вечером давали напитьс€ воды. ќправка раз в сутки.
         огда через две недели поезд добиралс€ до места назначени€, из €щиков охрана
        вытаскивала опухших, неспособных двигатьс€ людей и множество трупов√орьковска€ о., »“Ћ 
        √од начала 1945 
        √од окончани€ 1947 
        —начала находилс€ на лесоповале в √орьковской области.
        √оды, проведенные в горьковских лагер€х, по рассказам о. онстантина,
        были самыми т€желыми. –абота на лесоповале, где малейшее непослушание
        наказывалось особой пыткой: сто€ть голым на пеньке под роем комаров, в самой
        зоне бесчинства — бесчинства уголовников.
         ак-то зимой колонну зеков, где был о. онстантин, привели в тайгу и объ€вили:
        здесь будет лагерь. «аключенные оградили себ€ колючей проволокой,
        построили бараки дл€ начальства, а потом дл€ себ€ — и все это врем€ спали под
        открытым небом, набросав на снег еловые ветки.
        ¬ 1947г. о. онстантин был переведен в лагер€  оми оми ј——–, г.»нта, »“Ћ 
        √од начала 1947 
         оми ј——–, г.јбезь, »“Ћ 
        √од окончани€ 1954 
        Ќамного легче стало, когда о. онстантина этапировали в јбезь, под ¬оркуту.
        “ам он встретилс€ с товарищами по ћиссии — св€щенниками Ќиколаем “рубецким и
        »аковом Ќачисом, которые помогли ему устроитьс€ в лагерную больницу санитаром,
        и это спасло ему жизнь.
        ќни были неразлучными друзь€ми, делили между собой и радости, и горести, и
        кусок хлеба.
        ”давалось устраивать в лагере и тайные богослужени€, по ночам в бараках
        или в тайге под открытым небом, и это всегда бывало духовной поддержкой и
        радостью дл€ верующих. Ќезабываемой осталась пасхальна€ служба, котора€
        служилась заключенным епископом и несколькими св€щенниками на березовом пне.
        ¬се годы заключени€ из лагер€, а потом из ссылки, о. онстантин присылал
        жене и дет€м письма и рисунки. ѕрактически каждое письмо сопровождалось
        рисунком — маленьким подарком любимой дочери ≈лене. –исунки были выполнены
        природными красками (кора деревьев, уголь, высушенные и истертые цветы и
        трава), тушью и химическим карандашом. —реди них есть северные пейзажи,
        изображени€ животных, цветы, иконка ѕресв€той Ѕогородицы, графические зарисовки
        стен —в€то-”спенского ѕсково-ѕечерского монастыр€. —ила духа позволила
        о. онстантину переплавить страдани€ в насто€щие произведени€ искусства,
        наполненные любовью к природе и обращенные к дет€м.
        ¬ конце 1940-х гг. о. онстантин в »“Ћ работал чертежником.
        »з лагер€ он был освобожден в 1954г.
        ќ. онстантину было предложено самому выбрать место ссылки. ќн выбрал село
        Ѕондарку “омской обл., где на поселении находилась его сестра  сен舓омска€ о., с.Ѕондарка 
        √од начала 1954 
        √од окончани€ 1955 
        ¬последствии сестра его  сени€ яковлевна рассказывала, что ей не скоро удалось
        отучить брата сидеть на диване, скрестив по-зековски ноги, и пр€тать после
        обеда ложку в валенок.
        „ерез пару мес€цев в доме  сении яковлевны по€вились работники  √Ѕ и предложили
        о. онстантину поехать с ними. ѕутешествие закончилось в ѕскове, где в местном
         √Ѕ ему предложили насто€тельство в ѕсковском  афедральном —в€то-“роицком
        соборе при условии подписки о сотрудничестве. ќт ѕскова до Ёстонии рукой
        подать, а там семь€, с которой он не виделс€ дес€ть лет. ќ. онстантин,
        как опытный зек, решил воспользоватьс€ случаем повидатьс€ с семьей и ответил,
        что столь важный вопрос он должен обсудить с женой и просил разрешени€ на три
        дн€ съездить к семье. ¬ тот приезд он в частности увиделс€ со своей 12-летней
        дочерью “ать€ной, которую последний раз видел перед арестом в двухлет-
        нем возрасте. ¬ернувшись после свидани€ с родными, отец  онстантин
        €вилс€ в ѕсковский  √Ѕ и категорически отказалс€ от сотрудничества, несмотр€ на
        уговоры церковного начальства и угрозы  √Ѕ сгноить его в ссылке и никогда не
        разрешить ему св€щенническое служение. Ќа вокзале его ждали два человека в
        штатском. “ак о. онстантин вернулс€ в сибирскую ссылку
      —лужение
        “омска€ о., пос.“огур 
        иерей 
        √од начала 1955 
        — 1955г. — св€щенник в церкви пос.“огур “омской обл.
        “омска€ о., пос. олпашево, ѕетропавловска€ церковь 
        иерей 
        √од начала 1955 
        √од окончани€ 1956 
      –укоположение
        протоиерей 
        1956 
      —лужение
        “омск, “роицка€ (бывша€ единоверческа€) церковь 
        протоиерей 
        √од начала 1956 
        √од окончани€ 1965 
        ѕозже служил в “омске.
         огда о. онстантин получил возможность перебратьс€ в “омск и служить там в
        храме, к нему переехала жена с младшей дочкой “ать€ной.
        ѕо данным [2,—.442] служил в “роицкой церкви г.“омска в 1956–1965гг.,
        по данным [2,—.323] — в 1955–1965гг.
        ¬ “омске продолжал свое служение, окруженный любовью и благоговейным отношением
        верующих.
        Ёто не нравилось власть имущим, о. онстантин был одним из главных объектов
        дл€ пропагандистских нападок в антирелигиозной кампании ’рущева 1950–1960-х гг.
        ќн подвергалс€ посто€нной травле со стороны властей.
        ”полномоченный по делам религии так характеризует протоиере€  онстантина в отчете
        “омскому обкому партии:
           "¬сесторонне развитый человек... — богословским образованием... способный придать
            красноречивость своим проповед€м... ѕривлекает много верующих и неверующих
            на свои службы... ¬ прошлом занималс€ активной антисоветской де€тельностью...
            ¬ цел€х подорвать умиление верующих проповедниками и их беспорочностью".

        »з воспоминаний дочери “ать€ны:
           "ќтец был дл€ мен€ высшим авторитетом, хот€ напр€мую никогда не воспитывал.
            ќн любил историю, литературу. «нал много стихов наизусть. Ѕыл хорошим
            рассказчиком и по вечерам рассказывал дочери рыцарские романы. Ёто,
            несомненно, повли€ло на круг моего чтени€ и привило любовь к книгам.
            —амое главное — атмосфера в семье Ўаховских и то, как родители относились
            к тому или иному событию. ƒома все открыто обсуждалось и ничего не скрывалось,
            даже непри€тности".

        ¬о времена хрущевских гонений на ÷ерковь, по€вились св€щенники-отреченцы, о
        которых широко рассказывалось в газетах. —в€щенника  онстантина Ўаховского
        вызвали в  √Ѕ и предложили "сн€ть" св€щенный сан. ≈стественно, согласи€
        не получили, но предупредили, что это решение отразитс€ на семье и прежде всего,
        на судьбе дочери “ать€ны. ƒома отец  онстантин все рассказал.
        ¬опрос "или-или" не рассматривалс€ и не обсуждалс€, хот€ понимали —
        будут непри€тности.
        ƒействительно в местных газетах по€вилс€ р€д клеветнических статей в адрес
        томского духовенства и лично в отношении о. онстантина.
        “ать€ну начали усиленно перевоспитывать в школе. ∆ена о. онстантина приходила
        на прием к директору и откровенно задала вопрос — дадут ли дочери закончить
        школу, или лучше уехать. Ќесмотр€ на напр€женную обстановку, “ать€на
        чувствовала себ€ героем, ведь она участвовала в противосто€нии отца.
        ѕосле окончани€ школы “ать€на Ўаховска€, как дочь св€щеннослужител€ не смогла
        поступить в “омский университет, пришлось уехать в Ёстонию.
        »з воспоминаний ¬ладимира јндреевича ѕопова (в будущем митрофорного протоиере€,
        насто€тел€ Ќикольского храма в Ћюб€тове (ѕсков)):
           "— отцом  онстантином Ўаховским € познакомилс€ в 1961 году в городе “омске,
            где он жил после освобождени€ из спецпоселени€.
            3 декабр€ 1960г. в областной газете " расное «нам€" (“омск) по€вилась
            больша€ стать€ "Ќасто€щее лицо о. онстантина":
                "¬ среде томского духовенства имеютс€... пр€мые враги —оветской власти,
                 например, протоиерей  онстантин яковлевич Ўаховской... Ѕежав в детстве от
                 народного гнева в буржуазную Ёстонию, он долго леле€л ненависть к
                 советскому народу. ѕосле нападени€ √ермании на —оветский —оюз он вступил
                 в антисоветскую ѕравославную ћиссию и, пользу€сь саном св€щенника,
                 занималс€ сбором данных о советских партизанах дл€ гестапо. ѕалач с руками
                 по локоть в крови, он получил заслуженное наказание — дес€ть лет
                 исправительных лагерей, но и по сей день льет в своих проповед€х
                 антисоветский €д...
                 ...Ќа фактах его прошлой злобной антисоветской де€тельности, как
                 выходца из кн€жеского рода и главным образом, его предательской
                 де€тельности в период ќтечественной войны, был показан верующим таким
                 лицом, в котором сосредоточены самые большие пороки человека —
                 предательство...".
            ’от€ мне был тогда 21 год, € по опыту знал цену газетных "фактов" и
            захотел немедленно познакомитьс€ с этим, как € решил, наверн€ка пор€дочным
            человеком. —оветска€ действительность вызывала во мне отвращение.
            ¬ огромном городе у мен€ было два единомышленника. ¬троем мы издавали
            рукописный журнал, где помещали свои стихи и философские опусы. ¬ладимир
            —оловьев, символисты, Ќиколай Ѕерд€ев...
            я пришел в старый двухэтажный дом в ограде —в€то-“роицкой церкви, нашел
            квартиру отца  онстантина и, представившись, выпалил, что € (им€рек) —
            такой же антисоветчик, как и он. —амое удивительное, что, несмотр€ на
            такое вступление, наше знакомство состо€лось. ќтец  онстантин был опытным
            зеком и с порога гнал многочисленных подсадных уток, досаждавших ему,
            а тут, несмотр€ на €вную провокационность визитера, не только побеседовал
            со мной, но и предложил приходить еще.
            —тоит ли говорить, что мен€ очаровал мой новый знакомый.
            Ёто был высокий, необыкновенно стройный, уже седой мужчина с лицом,
            не слепленным кое-как, как все и повсюду, а выточенным тыс€челетней волею
            породы. –ассказыва€ друзь€м о моем визите, € восторженно перевирал, но не
            по существу, ѕушкина: "ƒа Ўуйские бо€ре, Ўаховские, старинные природные
            кн€зь€, старинные, и –юриковой крови!"
            ќтец  онстантин оказалс€ многосторонне сведущим человеком, и когда мы
            собирались втроем в его квартире, нескончаемые разговоры о литературе,
            лагер€х, судьбе –оссии зат€гивались далеко за полночь, пока, наконец,
            матушка ≈лизавета ѕетровна не выгон€ла поздних гостей в третьем или
            четвертом часу ночи.
            я стал все чаще бывать в его доме — и мало-помалу предо мной раскрывалс€
            образ редкостного по душевной красоте и благородству, в совершенном смысле
            этого слова, человека...".

        ¬ 1965г. по категорическому требованию властей архиепископ Ќовосибирский
        ѕавел перевел о. онстантина в восточносибирский город  анск
         расно€рский край, г. анск 
        протоиерей 
        √од начала 1965 
        √од окончани€ 1966 
        ¬ 1966г. о. онстантин по состо€нию здоровь€ вышел за штат
      ћеста проживани€
        Ёстонска€ ——–, г.ѕ€рну 
        √од начала 1966 
        √од окончани€ 1969 
        ќ. онстантин переехал в Ёстонию в город ѕ€рну, где работала врачом его старша€ дочь ≈лена (род. в 1940г.). ќднако и здесь он находилс€ под надзором властей, которые не давали о. онстантину регистрации. Ћишь через несколько лет прав€щему митрополиту (будущему ѕатриарху) јлексию (–идигеру) удалось назначить его на приход в деревне яама недалеко от ѕюхтицкого монастыр€
      —лужение
        Ёстонска€ ——–, Ќарвский р., с.ямы (яама), Ќикольска€ церковь 
        протоиерей 
        ƒолжность=насто€тель 
        √од начала 1969 
        √од окончани€ 1972 
        ¬ 1969–1972гг. служил насто€телем церкви с.ямы под Ќарвой в Ёстонии.
        Ћишенный возможности из-за болезни совершать регул€рные богослужени€, он
        скорбел от невозможности в полной мере приложить свои даровани€ к церковному
        делу.
        »зредка его навещали друзь€ — отцы Ќиколай “рубецкой, »аков и  ирилл Ќачисы.
        Ѕольшое утешение он имел в дружбе с подвижником благочести€, исповедником
        о.¬€чеславом — нынешним архиепископом “аллинским и всей Ёстонии  орнилием
     ончина
      1972 
      ƒень 4 
      ћес€ц 6 
      ћесто Ёстони€, г.ѕ€рну 
      ћесто захоронени€ Ёстони€, г.ѕ€рну, —тарое кладбище 
      ¬ Ќеделю всех св€тых о. онстантин скоропостижно скончалс€.
      ќн похоронен на —таром кладбище города ѕ€рну
    –еабилитаци€
      ƒата 07.12.2001 ;
      ѕо году репрессий 1945 
      Ѕыл реабилитирован почти через 30 лет после своей кончины.
      ѕо свидетельству родственников, будучи в высшей степени пор€дочным и благородным
      человеком, о своей реабилитации о. онстантин не хлопотал, ибо не чувствовал
      за собой никакой вины перед –одиной и русским народом
    ѕубликации ->