Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Публикация Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. Дела o39.127
=>
o39.127
    [версия для печати] [pdf]
    Хандорин (Хондорин) Дмитрий Федорович 
    Неточная дата рождения 1880(?)г. 
    Место рождения Томск 
    протоиерей 
    По данным [2] — отчество — Федотович
    Родство ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1937г.] [1937-1944гг.]
      Образование
        Томская Духовная Семинария 
        Окончил 1 курс юридического факультета Томского университета
      Рукоположение
        священник 
        1903 
      Служение
        Томская губ. 
        священник 
        Год начала 1903 
        С 1903г. служил священником в разных деревнях Томской губ.
        Томская губ., Кузнецкий у., с.Гордеевское, Покровская церковь 
        диакон (священник?) 
        Год начала 1906 
        Томская губ. 
        диакон (священник?) 
        Год окончания 1915 
        В 1915г. переехал в Томск
        Томск, Никольская (Христорождественская) церковь 
        диакон (священник?) 
        Год начала 1915 
        Год окончания 1924 
        Томская губ., г.Мариинск, Никольский собор 
        протоиерей 
        Должность=старший священник 
        Год начала 1924 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1925 
        День окончания 10 
        Месяц окончания 2 
        В 1924г., по приглашению приходского совета, прибыл в г.Мариинск
        Томской губ., оставив на время в Томске семью: жену, Евфалию Васильевну
        и пятерых детей
        Никольский собор требовал от о.Дмитрия больших трудов — ремонта, активной пастырской
        работы. Одной из главных для себя задач о.Димитрий ставил борьбу с обновленчеством,
        разлагавшим церковь изнутри. Необходимо было разъяснять верующим всю лживость
        и порочность этого течения
      Аресты
        Томская губ., г.Мариинск 
        Год ареста 1925 
        День ареста 10 
        Месяц ареста 2 
        В 1925г. был арестован, но через два дня освобожден под подписку о невыезде.
        Сибирский прокурор счел нужным прекратить дело. Но ОГПУ составило заключение,
        что распространение ложных слухов доказано, и направляет дело не в суд, а в
        Особое Совещание ОГПУТомская губ., г.Мариинск 
        Год ареста 1926 
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ по Западносибирскому краю 
        26/03/1926 
        Обвинение "измышление и распространение ложных слухов, поминание и молебен о царях" 
        Статья ст.73,120 УК РСФСР 
        Приговор=3 года ссылки в Севкрай с лишением права проживания в 6 губерниях РФ и Сибири 
      Места заключения
        Томская губ., г.Мариинск, Мариинский Домзак 
        Год начала 1925 
        День начала 10 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1925 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 2 
        Содержался в Мариинском Домзаке до освобождения 12.02.1925г. под подписку о невыезде.
        По приговору 1926г. священника Хандорина вместе с матушкой и пятью детьми выслали
        в СевкрайСеверный край 
        Год начала 1926 
        День начала 26 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1929 
        По данным [2] в 1923–1925гг. отбывал наказание на Соловках
      Служение
        Томск, Воскресенская церковь 
        протоиерей 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1936 
      Места проживания
        Томск 
        Год окончания 1937 
        Известно., что в 1937г. проживал в Томске, "преподавал бухгалтерию на дому. Слепой. Посещал Троицкую церковь".
        Имя его неоднократно упоминается в деле псаломщицы Троицкой церкви Агриппины Павловны Маньшиной (1937г., дело П-7211 архива УФСБ по Томской обл.) и позже в 1948г. в деле Марии Васильевны Егоровой (1948г., Д.П-6348 архива УФСБ по Томской обл.). Из материалов дела Егоровой [2]:
            "...Часто квартиру Егоровой посещал бывший священник Хандорин Дмитрий, который при
            ее содействии организовал моления [1944г.]...
            " ...В ее [М.В.Егоровой] квартире бродячие попы совершали религиозные обряды...
             Не раз видели у нее Хандорина Дмитрия — бродячего попа...".
        Из показаний свидетельницы по делу Егоровой — Калерии Ивановны Пономаревой [2]:
            "Близко познакомилась с Егоровой в 1944г. В то время в Томске была открыта
            церковь, имелся слепой поп Хандорин, и я находилась при нем как сопровождающая.
            Вот с этим Хандориным мы заходили и к Егоровой — благодетельнице Хандорина... "
        Дальнейшая судьба о.Дмитрия неизвестна
    Публикации ->
      1 ->
      Павлов С.М. И наступит день...: Очерки о политических репрессиях против церкви. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. С.33–39.
      2 ->
      Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.187,190,240,315,409,427.