Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Публикация Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. Дела o10.71 => o10.71 Родство
1
ДелоРодства
otk.49
    [версия для печати] [pdf]
    Климов Николай Степанович 
    Год рождения 1881 
    Место рождения Семипалатинская о., ст.Семиярская 
    протоиерей 
    Николай был первенцем в семье Степана и Марии Климовых. У него был младший
    брат Виктор и сестра.
    Из воспоминаний его родственника В.Я.Назарова:
       
    "Был окружен вниманием и заботой родителей в благополучной и интеллигентной
        семье. Воспитывался на семейных традициях, основой которых были
        высоконравственные отношения родителей — взаимопоминание, искреннее
        уважение, готовность придти на помощь друг другу в любой момент, разделить
        и тяжкий труд, и семейную радость, их доброе отношение ко всем людям...
        Известно, что у о.Николая была большая библиотека прекрасного содержания,
        основу которой заложил его отец, а о.Николай следовал его примеру не только
        по традиции, но и по собственному желанию, пополняя ее духовными, философскими
        и научными произведениями... "
    Родство ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1925г.] [1925-1930гг.]
      Образование
        Семипалатинская Духовная Семинария 
        Год поступления 1896 
        Год окончания 1901 
        Окончил Духовную Семинарию с правом поступления в высшее учебное заведениеТомский Императорский университет, юридический факультет 
        Год поступления 1901 
        Николай обладал незаурядным умом и дальновидностью, был высококультурным
        человеком.
        Когда он был студентом, в России назревали революционные события, будоражившие все
        общество, и особенно молодых людей. Сестра Николая рассказывала о том периоде:
           "Николай и его младший брат Виктор часто спорили по поводу грядущей революции.
            Виктор был ярым сторонником ее свершения и возлагал на нее радужные надежды.
            Николай же всячески старался доказать обратное, успокоить восторженные
            порывы Виктора. Как видно, Николай глубоко понимал суть грядущих перемен и
            чувствовал надвигавшуюся всеобщую беду".

        После успешного окончания университета он отказался от блестящей светской карьеры,
        которая открывалась перед ним и по Божиему промыслу стал на крестный путь
        служения Православной Церкви.
        (Его младший брат, Виктор Климов также впоследствии стал священником).
        Николай женился на Марии Степановне, урожденной Хрущевой, происходившей из церковной
        семьи, дочери диакона
      Рукоположение
        иерей 
        1906 
      Служение
        Томская губ., Томский у., с.Новогеоргиевка 
        иерей, протоиерей 
        Должность=благочинный 30-го округа (с 1910г.) 
        Год окончания 1915 
        Томск 
        протоиерей 
        Год начала 1915 
        Год окончания 1922 
        О.Николай был настоящим священником-пастырем, его любили и уважали прихожане.
        О.Николай принимал участие в общественной жизни, являляясь депутатом от
        духовенства на многих собраниях.
        В 1918г. о.Николай выступал с докладами на общем собрании депутатов от
        духовенства, мирян и Томского законоучительного братства в Зале Городского
        Корпуса г.Новониколаевска (ныне Новосибирска).
        В 1919г. вышла его книга "Современная педагогика. О воспитательном и образовательном
        значении Закона Божия".

        В семье о.Николая и Марии Степановны было двое сыновей (старший — Юрий и младший —
        Иоасаф) и дочь Татьяна. Из воспоминаний сына Юрия:
           "Отец для меня был особенно дорог. Я любил его как отца, всегда чуткого к нам,
            детям, уважал, как священника, глубоко верующего, всесторонне образованного".

        О.Николай пользовался широкой известностью и популярностью в Томске и за его
        пределами. На его духовные проповеди в храме "негде было яблоку упасть. Его
        внешний облик, красивый голос, обладание даром слова, как и что он говорил,
        все внушало Веру, доходило до глубины сердца прихожан. После каждой его проповеди
        прихожане уносили с собой светлое, духовное и нравственное очищение души.
        В миру О.Николай также пользовался известностью музыкально одаренного человека.
        Он обладал чудесным тенором, любил петь. исполнять русские классические романсы.
        С восторгом и волнением слушали друзья его проникновенные исполнения романсов
        и дуэтов с известным басом Томска протодиаконом Виктором Дмитриевичем Ядрышниковым.
        Особенно хорошо, задушевно звучал в их исполнении "Соловушко" М.И.Глинки.
        О.Николая даже (конечно, безуспешно) звали на оперную сцену
        Томск, Петропавловский собор (Преображенская церковь?) 
        протоиерей 
        Должность=настоятель 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1922 
        Новая власть большевиков всячески пыталась обратить громадный авторитет
        протоиерея Николая себе на пользу. Ему неоднократно предлагали сотрудничество
        и угрожали, и обещали "хорошую жизнь". О.Николай отвергал все эти предложения.
        Он придерживался "тихоновской ориентации", не признавал обновленчество.
        Сященнослужители, не признавшие обновленчество "Живую Церковь" подвергались
        преследованиям.
        В марте 1922г. в Томске началась кампания по "изъятию церковных ценностей".
        Протоиерей Николай, как мог, сопротивлялся изъятию церковных ценностей из
        своего храма.
        В газетах печатались статьи, чернящие Церковь и священнослужителей.
        Из газеты "Красное Знамя":
           "Священник Преображенского храма о.Николай Климов отказался дать ключи от
            ларя, стоявшего в алтаре, и сказал, что там его личные вещи".
           "Протоиерей Климов во времена колчаковской реакции образовал "Войско "Святого
            Креста" и призывал с оружием в руках идти против большевиков".
        ГПУ потребовало, чтобы церковные ценности были сданы до праздника Св.Пасхи.
        Но к 30 апреля только три церкви сдали ризы с икон.
        Было установлено:
           "Протоиерей Николай Климов "не сдал 26 риз с "особо чтимых икон"
      Аресты
        Томск 
        Год ареста 1922 
        В начале лета 1922г. был арестован епископ Виктор (Богоявленский), а также большая
        группа священнослужителей г.Томска в количестве 33 человек, среди них был протоиерей
        Николай Климов
      Осуждения
        Выездная Сессия судебной Коллегии Сибирского отдела Верховного трибунала 
        04/11/1922 
        Обвинение "участие в к/р организации духовенства, срыв помощи голодающим, сопротивление изъятию церковных ценностей 
        Статья ст.63,69,69,119 УК РСФСР 
        Приговор=высшая мера наказания — расстрел, заменен на 8 лет принудительных работ со строй изоляцией и конфмскацией имущества 
        Групповое дело "Дело Томских церковников 1922г." 
        Из обвинительного заключения, предъявленного всем арестованным:
            "...Исполняя исходящее от Патриарха Тихона послание, в качестве директив
             центра к/р организации духовенства, так называемой православной церкви, —
             они, по предварительному между собой соглашению, с контрреволюционной целью,
             срыва помощи голодающим Поволжья, умышленно злостно оказывали
             противодействие органам власти при изъятии церковных ценностей в
             апреле, мае 1922г. по городу Томску и Томской губ., скрывая разными способами
             ценности храмов, и агитацией, и непосредственным участием возбуждали
             население к массовым волнениям и к невыдаче ценностей в явный ущерб
             диктатуре рабочего класса и пролетарской революции... ".

        Сначала протоиерей Николай Климов, в числе 9 проходивших по делу, был
        приговорен к расстрелу Томским Ревтрибуналом.
        6 октября 1922г. была подана кассационная жалоба в Верховный Сибирский
        Ревтрибунал, который решением от 4 ноября 1922г. приговорил о.Николая
        к 8 годам принудительных работ со строгой изоляцией
      Места заключения
        Томск, тюрьма 
        Год начала 1922 
        концлагерь 
        Он отбыл в заключении 3 года, после чего возвратился в Томск
      Служение
        Томск, Знаменская церковь 
        протоиерей 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1927 
        Из воспоминаний родственника о.Николая В.Я.Назарова:
           "После выхода из заключения он почувствовал, какая серьезная опасность нависла
            над ним и его семьей. У него состоялся откровенный разговор с сыном Юрием,
            которому он сказал, что выбрал свою дорогу в жизни и никогда, ни при каких
            обстоятельствах не свернет с этого пути, что учитывая всю серьезность
            положения, предлагает Юрию отделиться от семьи и жить самостоятельно.
            Этим он хотел защитить хотя бы одного из сыновей на случай очередной беды
            с ним, тем более, что старшему грозило бы больше всех разделить с ним все
            тяготы и лишения. Сын принял совет отца к исполнению, а отец оказался
            пророчески прав"
        Томск, церковь св.Иоанна Лествичника 
        протоиерей 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1930 
      Места проживания
        Томск, ул.Средне-Кирпичная, 13 
        Год окончания 1930 
        День окончания 21 
        Месяц окончания 2 
      Аресты
        Томск 
        Год ареста 1930 
        День ареста 21 
        Месяц ареста 2 
      Осуждения
        Особая тройка при ПП ОГПУ по Сибирскому краю 
        19/03/1930 
        Обвинение "участие в к/р группировке, к/р агитация" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор=высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "Дело N П-8805, Томск, 1930г." 
        Проходил по делу П-8805 архива УФСБ по Томской обл.
        По делу проходило 60 человек, из которых 50 человек были расстреляны.
        Семья о.Николая по приговору высылалась на Север, что и было
        исполнено в отношении его жены Марии Степановны и сына Иоасафа, которые
        пробыли в Нарыме 4 года
    Кончина
      1930 
      День 10 
      Месяц 4 
      расстрел 
      Место Томск 
      От добрых людей матушка Мария Степановна узнала, что отец Николай смерть
      встретил достойно, с молитвой на устах.
      В 1937г. его брат, священник Виктор Степанович Климов был также расстрелян
    Реабилитация
      Дата 15.06.1989 ;
      По году репрессий 1930 
    Публикации ->
      1 ->
      Боль людская: Книга памяти томичей, репрессированных в 30–40-е и начале 50-х годов/ Сост. В.Н.Уйманов. Т.2. Томск, 1992. С.51.
      2 ->
      Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.34–35,37,40,42,47,49,62,73–74,213–217,362,416,419,433,437.