Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX Публикация Современники о Святейшем Патриархе Тихоне/ Сост. М.Е.Губонин. Рукопись. Дела ob4.28 => ob4.28 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
    Рукоположение
      епископ 
      1907 
      День 11 
      Месяц 2 
      Место Санкт-Петербург, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра, Троицкий собор 
      Кто рукоположил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) и др. 
    Служение
      Могилевская епархия 
      епископ 
      Должность=епископ Гомельский, викарий Могилевской епархии 
      Год начала 1907 
      День начала 11 
      Месяц начала 2 
      Год окончания 1912 
      День окончания 9 
      Месяц окончания 11 
      Революционную смуту 1905–1907гг. святитель, будучи печальником земли Русской,
      пережил со скорбью, но и с надеждой и верой в непоколебимость вековых устоев
      православного русского народа, в его духовное обновление. В июне 1908г. в
      центре викариатства г.Гомеле по инициативе епископа Митрофана были
      организованы миссионерские курсы для уездного духовенства. Целью создания
      курсов было обновить в памяти пастырей знание сектантского учения и
      старообрядчества и ознакомить их с лучшими способами воздействия на
      заблуждающихся. Вести миссионерскую работу среди старообрядцев и сектантов
      было несравненно легче, чем среди совращенных в католичество. Сектанты и
      старообрядцы, ищущие истины, колеблющиеся не уклонялись от открытых
      собеседований с православными. Пастырями, слушателями курсов, было проведено
      несколько таких примерных собеседований. Католики, напротив, действовали
      изощренно, лицемерно, не вступая в открытую полемику с православными, для их
      совращения широко используя церковную проповедь, устраивая
      торжественные церковные процессии. В 1909г. при содействии епископа Митрофана
      Гомельское отделение Могилевского Богоявленского Братства было преобразовано в
      самостоятельное Братство. Святитель считал, что идея братств стоит в самой
      тесной связи с христианским учением о любви и первооснову их видел в
      христианских общинах апостольского века. В западных областях России в период
      унии благодаря самоотверженной деятельности братств сохранилась православная
      вера. В епархиальном центре Могилеве действовало Могилевское
      церковно-православное братство, председателем которого был епископ Митрофан.
      Братство распространяло бесплатно книги, брошюры и листки для поучения народа
      в вере и укрепления в нем добрых навыков христианской нравственности,
      благотворило к бедным... Коренное население Могилева по преимуществу составлял
      ремесленный люд. Братство взяло на себя попечение об улучшении быта
      православных кустарей. В 1907–1912гг., являясь членом Государственной Думы
      третьего созыва (от Могилевской губернии), святитель непоколебимо отстаивал
      интересы Православной Церкви, церковной школы и духовные нужды русского народа
      Минская епархия 
      епископ 
      Должность=епископ Минский и Туровский 
      Год начала 1912 
      День начала 9 
      Месяц начала 11 
      Год окончания 1916 
      День окончания 6 
      Месяц окончания 7 
      Начало служения святителя Митрофана на Минской кафедре ознаменовалось
      объединением двух минских братств — во имя Святителя Николая и народного во имя
      Животворящего Креста, — образованных с целью утверждения православия и защиты
      интересов русского населения в епархии и имевших отделы в сельских приходах, в
      одно Минское Православное Свято-Николаевское Братство. Почетным покровителем
      Братства и председателем его общих собраний являлся Преосвященный Митрофан.
      Братство повело организованную борьбу с пьянством, проводило чтения для народа со
      световыми картинками. К концу 1913г. в Минской епархии открылось 37 отделов
      Народного Братства. В 1914г., Великим постом, в Минске были открыты
      двухнедельные народные миссионерские курсы. На курсах слушателям объяснялись
      догматические и обрядовые различия между православием и католичеством,
      читались лекции по истории края. Целью курсов было содействовать образованию
      народных кружков ревнителей православия в епархии и научить крестьян способам
      полемики с католиками. В поездках по епархии святитель всюду посещал
      церковноприходские и земские школы, вникая в то, как ведется в них
      преподавание Закона Божия и как преподаваемые знания усваиваются учениками. С
      начала 1-й Мировой войны епископ Митрофан служил молебны в связи с открытием
      военных действий. Минск, находившийся вблизи военных действий, покрылся сетью
      лазаретов и госпиталей. Святитель освящал лазареты, совершал в них
      богослужения, навещал раненных, беседовал с ними... Монашество епархии
      помогало ему в этом
      Астраханская епархия 
      епископ 
      Должность=епископ Астраханский и Царевский 
      Год начала 1916 
      День начала 6 
      Месяц начала 7 
      Год окончания 1918 
      День окончания 25 
      Месяц окончания 4 
      Астраханский край всегда привлекал массу выходцев из других губерний. Сюда
      стекались раскольники, хлысты, молокане, штундисты; кроме них, епархию
      населяли калмыки-идолопоклонники и киргизы-магометане. Все это определяло
      характер епархии как миссионерский по преимуществу и побуждало духовенство
      стоять на страже православия. Для ознакомления с деятельностью
      противоламайской миссии в начале сентября 1916г. епископ Митрофан проехал всю
      калмыцкую степь на всем ее громадном пространстве и посетил самые отдаленные
      села Чернояркого уезда. Святитель служил молебны и говорил поучения крещенным
      калмыкам. Святитель увидел, что миссионерское дело среди калмыков находится в
      упадке. Сострадая языческому народу, не просвещенному светом истиной веры, он
      советовал в школе при миссионерском стане вести с калмыками занятия на их
      родном языке и для этого подготовить учителей среди их среды. В январе 1917г.
      епископ Митрофан предпринял труд паломничества в Царевский уезд и
      Приухабинский край, чтобы воодушевить пастырей и мирян на борьбу с
      сектантством. По инициативе епископа были открыты народно-миссионерские курсы.
      Святитель, считавший самодержавие, его идеи и осуществление, национальным
      достоянием православного русского народа, со скорбью переживал февральскую
      революцию. Началась ломка всей государственной и общественной жизни.
      Нестроения, порожденные общей смутой, в Астраханской епархии пробудили к
      активности группу духовенства, стремившуюся к реформе церковной жизни на тех
      путях, какими шествовали в 1920-е годы обновленцы. Святитель Митрофан считал,
      что вопрос должен быть поставлен не о церковной реформе, а о реформе внутренней
      жизни верующих, ее очищении и восстановлении в первоначальной чистоте
      Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
      епископ 
      Должность=член Священного Собора, председатель отдела о Высшем Церковном Управлении 
      Год начала 1917 
      День начала 15 
      Месяц начала 8 
      Год окончания 1918 
      Сторонник восстановления Патриаршества в Русской Церкви, епископ Митрофан
      возглавил на Соборе отдел о Высшем Церковном Управлении, был основным
      докладчиком на Соборе по вопросу о Патриаршестве. 28 октября 1917г. было
      вынесено решение о восстановлении Патриаршества в Русской Церкви; это событие
      стало главным в деяниях Священного Собора. 24 мая 1918г. по благословению
      Патриарха Тихона совершил прославление святителя Иосифа, убиенного митрополита
      Астраханского. 8(21) декабря 1917г., по окончании первой сессии Св.Собора.
      епископ Митрофан возвратился в Астрахань. С этого дня начались его
      непрерывные служения. Народ еще в большем количестве стал посещать собор и те
      храмы, в которых служил святитель, чтобы слушать его сердечную проповедь. В
      январе 1918г. в Астрахани началась братоубийственная война. Кремль, в черте
      которого находился кафедральный собор и Архиерейский дом, был занят солдатами,
      воевавшими на стороне советской власти, и обстреливался белоказаками. Епископ
      Митрофан до прекращения боевых действий находился под домашним арестом и в
      последствии вынужден был покинуть Архиерейский дом. В феврале 1918г. в
      Астрахани под возглавием епископа Митрофана был проведен многотысячный
      крестный ход, который стал торжеством православной веры. 25 марта 1918г.
      епископ вернулся в Москву для работы во 2-й сессии Св.Собора