Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Публикация Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999. Дела o21.29 => o21.29 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1 Осуждения 1 ОписГрупДела
ОписанияГрупДел
d01.41
    "Дело протоиерея Андроника Гирского и др., Курганская о., г.Шадринск, 1928г." 
    Архив=ГА РФ. Оп.1. Д.П-77989. 
    КолЧеловек=6 
    ПриблКолЧеловек=6 протоиереев 
    ОсновныеОбвиняемые
      протоиерей Буткин Александр Григорьевич
      протоиерей Гирский Андроник Федорович
      протоиерей Милицин Виталий Степанович
      протоиерей Писарев Павел Александрович
      протоиерей Суставов Иван Павлович
      протоиерей Фаворитов Павел Михайлович
    ПериодCледствия
      Регион=Курганская о., г.Шадринск 
      ПериодСледст=февраль 1928г. — 10 августа 1928г. 
      МестоЗаклСлед=Курганская о., г.Шадринск, Исправтруддом; Москва, Бутырская тюрьма 
      ОсновноеОбвин="систематическая а/с агитация, распространение провокационных слухов к/р характера о неизбежности войны, о гибели Соввласти, об интервенции из-за границы" 
      ГодОкончСледст=1928 
    ОбщееОписаниеДела 
    Из обвинительного заключения, составленного
    Шадринским ОГПУ 10 апреля 1928г.:
         
    "В феврале 1928г. Окротдел ОГПУ получил проверенные сведения, что
          священники-староцерковники г.Шадринска Николаевской церкви Фаворитов, Писарев,
          Милицин и Буткин в августе-сентябре 1927г. устроили в своей церкви грандиозное
          моление духовенства и верующих всего округа в честь несуществующих мощей
          "св.Симеона Верхотурского (палец животного или человека — комиссия не определила..),
          которые к тому же находились в другой церкви, принадлежащей другому
          (Григорьевскому) церковному течению. Помимо заработков эти попы использовали
          массовые стечения народа, главным образом для ведения а/с агитации и
          распространения ее среди населения через монашек-странниц: о неизбежности
          войны, интервенции из-за границы, о конце засилия большевиков и гонений над
          верой и т.д.
          20 февраля эти священники... были арестованы, по их обвинению было начато
          следствие, в процессе которого было выявлено, что наличием массы верующих
          в Шадринске воспользовались еще два священника города Гирский и Суставов,
          которые также сами и через монашек распространяли указанную выше а/с агитацию
          Последние священники тоже были арестованы 13 марта 1928г. и привлечены к делу.
          Следствие по обвинению всех шести человек установило:
          В августе-сентябре 1927г. попы Николаевской церкви Писарев, Фаворитов,
          Милицин и Буткин, решив подзаработать, устроили неофициальное совещание
          церковно-приходского совета, на котором провели постановление о совершении
          торжественных молений в честь мощей "св.Симеона Верхотурского" и о приглашении
          на эти моления духовенства округа с "паствою".
          Сделали это несмотря на то, что мощи (которых фактически не оказалось —
          осталась какая-то косточка человека или животного — комиссия не определила)
          находились не в Николаевской церкви, а в соборе, и день 25 сентября (традиционный
          праздник в честь св.Симеона Верхотурского ) является коронным праздником собора,
          где в этот день шла обычная служба.
          На приглашение отозвалось больше тысячи молящихся и несколько десятков
          попов, некоторые из которых привели свои "паствы" паломническим порядком.
          25 сентября на окраинах города стояли специальные "герольды", посланные попами,
          которые направляли "народ" в Николаевскую церковь.
          На недоуменные вопросы о том, как же молятся в Николаевской церкви, когда мощи —
          в соборе, попы и их агенты отвечали, что "это не важно, т.к. благодать
          мощей перешла в Николаевскую церковь".
          В собор, куда некоторые молящиеся приходили по старой привычке, эти же
          поповские агенты говорили то же самое, призывая народ в Николаевскую церковь.
          Скопление тысячной толпы в таком маленьком городке, как Шадринск, само
          по себе дало повод ко всяким толкам, преимущественно о надвигающейся войне.
          Попы же использовали это скопление публики и сами, и через монашек-странниц
          (которых достаточно пришло на моление) распространяли контрреворлюционные
          панические слухи. Проделано это было довольно ловко:
          После службы 25 сентября, как показывают служащие при церкви монашки,
          священники Писарев, Буткин, Фаворитов, Милицин и после Суставов — вместе и
          по очереди в Николаевской церкви и Гирский — во Владимирской церкви внушали
          (бесследно сейчас скрывшимся страннцам-монашкам — первые пять священников —
          Апполинарии и Марфе, а Гирский — Анастасии, Доминике и Татьяне):
             "Вот видите, вера не угасает. Смотрите, сколько сегодня было молящихся —
              больше тысячи. Скоро, скоро конец нашему унижению, насилиям над верой.
              Вот всегда надо собираться так, чтобы нас было больше — как сегодня.
              Должна быть война. Придут из-за границы наши спасители, свергнут душителей
              светлого разума и религии. Мы должны к этому подготовиться. Идите и по
              деревням. Где будете проходить — скажите об этом, чтобы народ знал".
          Делая эти внушения, "батюшки" советовали монашкам быть осторожнее, долго
          в деревнях не задерживаться, монашкам, слушавшим это, советовали молчать.
          Результат таких внушений не замедлил сказаться: по многим селам и деревням
          распространились и поползли слухи о неизбежной войне, о конце Соввласти, об
          интервенции из-за границы и т.д....
          Монашки действовали ловко: когда на них было заведено дело, их в округе
          уже не было — они, эти странницы, перекочевали. Работу они проводили по
          точным директивам попов: в крупное село округа Долматово, где имелся ранее
          монастырь, в конце сентября — в начале октября 1927г. после прошедших в
          Шадринске указанных выше молений в честь Симеона Верхотурского пришли
          две монашки Анастасия и Доминика, о которых говорилось выше. Они собрали
          группу верующих и агитировали:
             "В Шадринске молящихся было больше тысячи, вера не угасает, скоро конец
              нашему унижению, больше не будут коммунисты насильничать над верой.
              Нужно объединиться и ждать помощи из-за границы от находящихся там
              спасителей христианства".
          Монашки проповедовали это два дня и скрылись. После этого среди крестьян
          было паническое настроение и все время циркулировали слухи о близкой войне
          и падении борльшевиков.
          На вопрос, заданный священником Путиным монашкам Анастасии и Доминике
          после их "проповеди", откуда они узнали о сказанном ими, одна из них ответила
          тихо: "Шадринские батюшки сказали нам об этом на молебствии и после молебствия".
          Изложенное с полной очевидностью, несмотря на то, что обвиняемые виновными
          себя не признали, базируясь на "невмешательство в политику", устанавливает
          виновность всех их в предъявленном обвинении: Писарева, Буткина, Фаворитова
          и Милицина по ст.58–10 и ст.123 УК, а Суставова и Гирского — по ст.58–10 УК.
          Поэтому ПОЛАГАЮ: настоящее дело для привлечения к ответственности обвиняемых
          ... направить с санкции Окрпрокурора через СО ПП ОГПУ по Уралу, в Особое Совещание
          при Коллегии ОГПУ...".

    После этого дело было передано ОСО при Коллегии ОГПУ, которое
    10 августа 1928г. вынесло приговор всем шести обвиняемым по ст.58–10 УК РСФСР:
    3 года концлагерей с последующей ссылкой в Северный край сроком на 3 года.
    Обвиняемые виновными себя не признали.
    Они были направлены через Бутырскую тюрьму в Соловецкий концлагерь.
    По окончании срока наказания в концлагере в феврале-марте 1931г. согласно
    ршениям ОСО от 28.02.1931г., 30.04.1931г. и 03.11.1931г. они были
    сосланы через ПП ОГПУ в Северный край.
    Проходившие по делу были реабилитированы постановлением Курганского облсуда
    от 25 марта 1991г.СписокПострадавших ->