Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX Публикация Покаяние: Мартиролог. Т.2./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар, 1999. 1008с.
Дела o82.77
    [версия для печати] [pdf]
    Коровина Ольга Петровна 
    Год рождения 1886 
    Место рождения Вологодская губ., Усть-Сысольский у., с.Верхозерье 
    переписчица старинных церковных книг и распевов, "скрытница" 
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
      Места проживания
        Вологодская губ., Усть-Сысольский у., с.Верхозерье 
        В 2-х км. от Верхозерья находилось с.Муфтюга, которое долгие годы являлось центром раскола, старообрядчества. Миссионеры Велико-Устюжского Стефано-Прокопьевского братства часто приезжали туда, устраивали со старообрядцами беседы-диспуты. Ольга Коровина с детства бывала на таких миссионерских беседах. Обладая пытливым умом, ясной памятью, она научилась бегло читать по церковно-славянски, знала молитвы и богослужебный устав
        Карелия 
        В начале 1900-х годов она поехала в Карелию, на реку Выг, где доживали свой век последние насельники старообрядческих центров Выгорецкого и Выголексинского общежительств. Там она научилась знаменным распевам и крюковому письму. В начале 1910-х годов Ольга Коровина приехала в Москву, где она восполнила свои знания в этой области
        Москва 
        В Москве из-под пера Ольги Петровны вышла и первая книга с древними духовными песнопениями, написанными крюковыми знаками
        Вологодская губ., Усть-Сысольский у. (ныне Коми), с.Верхозерье 
        Год окончания 1936 
        Перед самой революцией вернулась на родину. Обучала своих земляков древним песнопениям и крюковому письму. Во время коллективизации, когда гонения на религию усилились, Ольга Петровна стала "скрытницей". В то время в Коми тысячи крестьян, которых называли бегунами или скрытниками, либо, как Ольга Петровна, в своем же доме зарывались вглубь, в землю, в подполье, либо прятались в лесах возле Летки, на Печоре и на Удоре. В скрытнях, куда шла часть староверов, продолжалась жизнь, женщины занимались духовным чтением, рукоделием, переписывали книги, пели духовные песнопения и молились Богу перед устроенными здесь божницами. Одним из центров скрытничества на Удоре было с.Верхозерье, где жила Ольга Петровна. К тому времени она уже слыла среди единоверцев опытной наставницей и начетчицей. Ее признанию способствовали ее глубокие знания богослужебного устава и старинных распевов и многочисленные книги, бережно переписанные ее рукой. Ольга Петровна была также искусной и талантливой рукодельницей, шила платья, кофты, сарафаны, полотенца, украшенные ярким красно-зеленым орнаментом, характерным для удорских женщин. Сельчане относились к скрытникам уважительно за тяжкий крест, который они добровольно понесли, оберегали скрытников от всякого ранга уполномоченных, приносили им еду
      Аресты
        Вологодская губ., Усть-Сысольский у. (ныне Коми), с.Верхозерье 
        Год ареста 1936 
        День ареста 12 
        Месяц ареста 4 
        Была арестована в ночь с 11 на 12 апреля, когда все верующие в селе собрались
        в одном из домов вместе, чтобы встретить Пасху. Посреди ночи в дом ворвались
        сотрудники НКВД. Кто попроворней, успели убежать, а пятерых пожилых женщин
        во главе с Ольгой Петровной схватили и арестовали. Все духовные книги сгрузили
        на подводу, следом за которой повели арестованных. По дороге к ним присоединили
        еще несколько старушек из других деревень, тоже взятых во время пасхального богослужения
        Путь был длинный, и на одном из привалов конвоиры все книги сожгли
      Осуждения
        тройка при УНКВД Коми АССР 
        16/09/1937 
        Статья ст.58–10, 58–11 УК РФСР 
        Приговор=высшая мера наказания — расстрел 
      Места заключения
        Коми АССР, Верхне-Човский ИТЛ (в окрестностях Сыктывкара) 
        Год начала 1936 
        Год окончания 1937 
        Была заключена в Верхне-Човский ИТЛ, а потом расстреляна.
        Земляк Ольги Петровны Иван Григорьевич Палев находился в заключении в том же
        Верхне-Човском ИТЛ и в то же время, что Ольга Петровна и четыре старушки,
        арестованные вместе с нею. Иван Григорьевич, по старости, работал в ИТЛ в
        пошивочной мастерской, где из одежды, принадлежавшей умершим и расстрелянным
        в лагере, шили портянки и варежки для новой партии заключенных.
        Однажды Ивану Григорьевичу принесли мешок с платьями, кофтами, сарафанами,
        полотенцами. Это был знакомый ему с детства яркий красно-зеленый узор,
        который жил и радовал глаз только на удорских женщинах. Этот орнамент
        невозможно было спутать ни с каким другим. Красные кресты, ромбы, розетки
        и диагонали на белом и зеленом поле не давали портному покоя. Он предпринял
        все, чтобы узнать имена владелиц этих дивных узоров. Оказалось, они
        принадлежали расстрелянным в лагере пятерым старушкам, в числе которых была
        Ольга Петровна. Иван Григорьевич чудом сохранил эти орнаменты, они
        дошли до наших дней [2000г.], находятся в доме его родственницы А.Сивковой
    Кончина
      1937 
      Месяц 9 
      расстрел 
      Место Коми АССР, Верхне-Човский ИТЛ 
      Родовой дом Ольги Петровны продали и перевезли в с.Мустюгу, расположенную
      в двух километрах от Верхозерья.
      Много лет спустя в научную библиотеку Сыктывкарского университета к доктору фил.наук
      А.Н.Власову из археографической экспедиции по Вашке привезли два чудом
      сохранившиеся обтянутые кожей фолианта "Обиходник" и "Ирмологий", переписанные
      рукой Ольги Петровны. Книги были написаны на таком профессиональном уровне, так
      затейливо украшены, что трудно было отличить их от печатных. У родственников
      Ольги Петровны сохранилась реликвия: писаная маслом икона, подаренная
      Ольге Петровне неизвестным иконописцем. Икона светлая, праздничная, написанная
      яркими красками, такими же, какими "вытканы" узоры на книгах мастерицы и
      подстать орнаментам ее работы, сохраненным в ИТЛ Иваном Григорьевичем Поповым.
      До находки рукописных книг Ольги Петровны считалось, что переписывание
      богослужебных книг, своего рода духовный подвиг, было исключительно мужским делом.
      Ольга Петровна — первая и пока единственная известная в Коми женщина-переписчица
      книг
    Публикации ->
      1 ->
      Покаяние: Мартиролог. Т.2./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар, 1999. 1008с. С.928–931.
      2 ->
      Покаяние: Мартиролог. Т.1./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1998. 1184с. С.878.