Новомученики и исповедники
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
04/05/1928
Обвинение "а/с агитация, к/р деятельность, дискредитация Советской власти, а/с проповеди, поминовение за богослужением осужденных священнослужителей, устройство закрытых заседаний церковного совета на своей квартире"
Статья ст.58,73 УК РСФСР
Приговор=освободить, 3 года лишения права проживания в ряде городов
3 года лишения права проживания в Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону,
означ. губ. и окр. и БВО с прикреплением к определенному месту жительства.
Дело N П-22041 (архив УФСБ по Витебской обл. Ф.107).
По другим данным:
Осужден в августе 1928г. Присужден к административной высылке из БССР в Орел
Из материалов дела:
"Члены церковного совета Никольской общины во главе с председателем такового
Голубевым действительно устраивали на квартире Оболенского закрытые заседания
церковного совета и нелегальные собрания граждан с целью обработки их в
а/с духе.
Имеет тесную связь с адмвысланным в Соловки епископом Амвросием (Смирновым),
от коего получает указания в проведении а/с деятельности. Распространял по
общинам в Витебске нелегальные листовки, носящие а/с характер, как, например,
"Голос Церкви. Контрреволюционеры ли мы?".
Из листовки "Голос Церкви", текст которой имеется в следственном деле:
"Среди тягот и обстояний, выпавших на долю многострадальной Церкви Русской,
одна из самых тяжких это невозможность услышать слово правды от служителей
правды: одни далеко и лишены возможности говорить, другие же, убоявшись
угроз и прещений, умолкли. Но Слово Правды Христовой должно звучать в мире
до его окончания, и если бы уста человеческие перестали исповедывать, то
заговорили бы камни по непреложному Слову Христову.
И эти слова, которые ныне обращаются к вам, возлюбленные о Господе братия
и сестры, и те речи, которые, если Господь благословит, вы услышите в
будущем, это вопль камней, ибо молчали предстоятели Церкви, голос грубых
простых камней простых людей, из которых слагается вечное здание Церкви
Божией. Но верим, что и в нашем голосе слышен голос Церкви, в наших словах
найдете те думы, которые слагаются в душах каждого из вас, когда вы думаете:
Мы живем в годину лютого гонения, воздвигнутого на Христа и на Его Церковь.
Мы лишены по закону права учить детей наших истинам Святой Веры и не имеем
никакой возможности бороться с внедряемыми в их юные и неопытные души губительными
семенами неверия и нечестия, мы боимся не только исповедывать свою веру, но
ходить в церковь, иметь в домах святые иконы и даже носить на шее крест,
причем за все это нас могут лишить куска насущного хлеба; мы получаем дни
отдыха в какие-угодно дни, но только не в дни Великих наших праздников, когда
мы должны работать под угрозой увольнения со службы. Далее мы видим, как
наши храмы под самыми невероятными предлогами отнимаются у верующих и
закрываются, или передаются ничтожным кучкам безбожникев и расстриг,
притворяющихся христианскими священниками и епископами.
А где наши архиереи и многие из пастырей? Увы, они далеко от нас, в узах,
в заточении, в изгнании терпят страшные лишения, не имея часто возможности
утешить свою душу причастием Святых Христовых Таин. Нет в нашей стране
мало-мальски достойного священника, который бы не побывал в тюрьме или в
ссылке, не подвергался тем или иным репрессиям.
И все это делается вопреки законам нашего государства, которые гласят:
"Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать
никакой. Всякие праволишения, связанные с исповедыванием какой бы то
ни было веры или не исповедывать никакой веры, отменяются.
В пределах республики запрещается издавать какие-либо местные законы
или постановления, которые бы стесняли и ограничивали свободу совести.
Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом..."
(Декрет об отделении Церкви от государства. 22 января 1919г. УССР).
И когда мы спрашиваем: За что? Почему по отношению к нам, православным
христианам, не соблюдаются законы страны, нам отвечают:
"Потому что вы контрреволюционеры".
Эти обвинения бросают общинам, не желающих принять обновленческих вероотступников
вместо православных пастырей, не подчиняющимся самозванным и самочинным
"епархиальным управлениям" и "священным синодам", состоящим из предателей
Церкви; бросают архиереям, не хотящим отказаться от своего долга управлять и
учить вверенную им паству согласно учению и преданию Церкви.
Мы отвергаем это голословное обвинение [в контрреволюции], мы просим наших
обвинителей указать на всем пространстве нашей страны хотя бы один установленный
факт к/р деяния, совершенного представителем церкви или от лица церкви...
Наших архиереев заключают в тюрьмы, посылают в ссылку и на принудительные
работы без гласного суда, без точно установленного обвинения, без
предоставления возможности оправдания и защиты, иногда же совсем без
объяснения причины. Все это доказывает, что в распоряжении обвинителей
нет материалов, доказывающих виновность подвергающихся столь тяжким
репрессиям служителей церкви. Единственно, на что они указывают [в качестве
обвинения] это воззвание Патриарха Тихона в 19171918гг. и деятельность
заграничных православных иерархов, ушедших с эмигрантами.
Но и Патриарх Тихон писал свои воззвания не против власти,- ибо в то время
установившейся и твердой власти гражданской не было, а была ожесточенная
гражданская война борющихся между собой партий и групп населения.
Когда же власть определилась, Патриарх Тихон заявил о своей лояльности к
ней и призвал к тому же всех членов Православной Церкви, и Церковь
последовала его призыву.
Что же касается заграничной иерархии, то за ее деятельность мы не ответствуем,
Церковь не имеет фактической возможности управлять заграничными
епархиями легальным способом. Кроме того, живя в другом государстве, иерархи
не имеют религиозной обязанности признавать и подчиняться Советской власти.
Таким образом эти воображаемые доказательства нашей мнимой контрреволюционности
от одного к ним прикосновения разрушаются.
Снова и снова мы заявляем, и будем заявлять, что мы лояльны по отношению
к власти СССР. Церковь за 2000 лет своего существования на земле видела
множество государств с разнообразным политическим устройством от восточных
деспотий до свободной демократической республики, со всеми уживалась и по
отношению ко всем была действительно лояльною, и в настоящее время наше
желание, наша непрестанная молитва ко Господу о том, чтобы власть СССР
поверила этим нашим заявлениям и дала нам возможность свободно молиться и
веровать. К этому нет никаких действительных препятствий.
Другое дело, если власть СССР под видом борьбы с контрреволюцией хочет
искоренить и уничтожить самую Веру Христианскую, здесь мы отказываемся
повиноваться власти ибо "должно повиноваться больше Богу, нежели человеком".
(Деян. 5,29). Но и в этом случае мы не будем устраивать заговоров и возмущений
против власти, как не устраивали их сонмы мучеников и исповедников, но по
их святому примеру будем терпеть, страдать, а если нужно, то и умереть,
уповая на слова Начальника жизни нашей Господа Иисуса Христа, сказавшего,
что "претерпевший до конца спасется" (Мф. 24,13) и веруя в Его обетование,
что никакие силы в мире не могут победить непобедимой и Святой Церкви
Христовой (Мф. 16,18). Аминь."
Из обвинения:
"Оболенский... открыто выражал недоверие к Соввласти в связи с арестом в декабре
1927г. священников Витебского округа: Василия Малахова, Владимира Мицкевича и
др. по обвинению их по ст.62 УК. Оболенский данный арест использовал в целях
устройства церковной демонстрации против Советской власти, через поминовение
при богослужении и в проповедях, в которых призывал молиться об арестованных
"как за мучеников, гонимых Советской властью за Веру Христову".
По поводу карнавала, устроенного в дни Октябрьского торжества 7 ноября 1927г.,
Оболенский с амвона критиковал его, говоря, что
"Власть не воспитывает молодежь, а развращает подобными действиями
и готовит хулиганов".
Из материалов дела:
"Оболенский виновным себя не считает.
Не отрицает того, что члены церковного совета во главе с председателем Голубевым
приходили к нему для обсуждения церковных дел и что он давал им указания с
канонической стороны.
Он показал, что "арестованных гражданской властью поминал как по запискам,
так и по собственному побуждению", что поминал осужденного и высланного
в Соловки епископа Илариона и арестованных за к/р деятельность священников
Малахова Василия, Мицкевича Владимира и др.
Оболенский не отрицал и того факта, что по поводу карнавала 7 ноября 1927г.
отмечал его в своей проповеди как "безнравственный поступок, развращающий
молодежь и толкающую ее в кадры хулиганов".
Постановлением ОСО при ПП ОГПУ он был лишен права проживания в Москве, БССР и ряде
других пунктов и областей страны и прикреплен на 3 года к определенному месту
жительства (административно выслан из пределов БССР)