Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Публикация Материалы, подготовленные заслуженным художником РФ Ноной Владимировной Красовитовой, внучатой племянницей о.Аркадия Оболенского// Летопись Иверской Церкви. Город Орел. Москва, 2007. Дела o16.96 => o16.96 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Осуждения
    Осуждения
    Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
    04/05/1928 
    Обвинение "а/с агитация, к/р деятельность, дискредитация Советской власти, а/с проповеди, поминовение за богослужением осужденных священнослужителей, устройство закрытых заседаний церковного совета на своей квартире" 
    Статья ст.58,73 УК РСФСР 
    Приговор=освободить, 3 года лишения права проживания в ряде городов 
    3 года лишения права проживания в Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону,
    означ. губ. и окр. и БВО с прикреплением к определенному месту жительства.
    Дело N П-22041 (архив УФСБ по Витебской обл. Ф.107).
    По другим данным:
         
    Осужден в августе 1928г. Присужден к административной высылке из БССР в Орел
    Из материалов дела:
         "Члены церковного совета Никольской общины во главе с председателем такового
          Голубевым действительно устраивали на квартире Оболенского закрытые заседания
          церковного совета и нелегальные собрания граждан с целью обработки их в
          а/с духе.
          Имеет тесную связь с адмвысланным в Соловки епископом Амвросием (Смирновым),
          от коего получает указания в проведении а/с деятельности. Распространял по
          общинам в Витебске нелегальные листовки, носящие а/с характер, как, например,
          "Голос Церкви. Контрреволюционеры ли мы?".
    Из листовки "Голос Церкви", текст которой имеется в следственном деле:
          "Среди тягот и обстояний, выпавших на долю многострадальной Церкви Русской,
          одна из самых тяжких — это невозможность услышать слово правды от служителей
          правды: одни далеко и лишены возможности говорить, другие же, убоявшись
          угроз и прещений, умолкли. Но Слово Правды Христовой должно звучать в мире
          до его окончания, и если бы уста человеческие перестали исповедывать, то
          заговорили бы камни по непреложному Слову Христову.
          И эти слова, которые ныне обращаются к вам, возлюбленные о Господе братия
          и сестры, и те речи, которые, если Господь благословит, вы услышите в
          будущем, — это вопль камней, ибо молчали предстоятели Церкви, голос грубых
          простых камней — простых людей, из которых слагается вечное здание Церкви
          Божией. Но верим, что и в нашем голосе слышен голос Церкви, в наших словах
          найдете те думы, которые слагаются в душах каждого из вас, когда вы думаете:
          Мы живем в годину лютого гонения, воздвигнутого на Христа и на Его Церковь.
          Мы лишены по закону права учить детей наших истинам Святой Веры и не имеем
          никакой возможности бороться с внедряемыми в их юные и неопытные души губительными
          семенами неверия и нечестия, мы боимся не только исповедывать свою веру, но
          ходить в церковь, иметь в домах святые иконы и даже носить на шее крест,
          причем за все это нас могут лишить куска насущного хлеба; мы получаем дни
          отдыха в какие-угодно дни, но только не в дни Великих наших праздников, когда
          мы должны работать под угрозой увольнения со службы. Далее мы видим, как
          наши храмы под самыми невероятными предлогами отнимаются у верующих и
          закрываются, или передаются ничтожным кучкам безбожникев и расстриг,
          притворяющихся христианскими священниками и епископами.
          А где наши архиереи и многие из пастырей? Увы, они далеко от нас, в узах,
          в заточении, в изгнании терпят страшные лишения, не имея часто возможности
          утешить свою душу причастием Святых Христовых Таин. Нет в нашей стране
          мало-мальски достойного священника, который бы не побывал в тюрьме или в
          ссылке, не подвергался тем или иным репрессиям.
          И все это делается вопреки законам нашего государства, которые гласят:
              "Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать
               никакой. Всякие праволишения, связанные с исповедыванием какой бы то
               ни было веры или не исповедывать никакой веры, отменяются.
               В пределах республики запрещается издавать какие-либо местные законы
               или постановления, которые бы стесняли и ограничивали свободу совести.
               Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом..."
                     (Декрет об отделении Церкви от государства. 22 января 1919г. УССР).
          И когда мы спрашиваем: За что? Почему по отношению к нам, православным
          христианам, не соблюдаются законы страны, — нам отвечают:
               "Потому что вы — контрреволюционеры".
          Эти обвинения бросают общинам, не желающих принять обновленческих вероотступников
          вместо православных пастырей, не подчиняющимся самозванным и самочинным
          "епархиальным управлениям" и "священным синодам", — состоящим из предателей
          Церкви; бросают архиереям, не хотящим отказаться от своего долга управлять и
          учить вверенную им паству согласно учению и преданию Церкви.
          Мы отвергаем это голословное обвинение [в контрреволюции], мы просим наших
          обвинителей указать на всем пространстве нашей страны хотя бы один установленный
          факт к/р деяния, совершенного представителем церкви или от лица церкви...
          Наших архиереев заключают в тюрьмы, посылают в ссылку и на принудительные
          работы без гласного суда, без точно установленного обвинения, без
          предоставления возможности оправдания и защиты, иногда же совсем без
          объяснения причины. Все это доказывает, что в распоряжении обвинителей
          нет материалов, доказывающих виновность подвергающихся столь тяжким
          репрессиям служителей церкви. Единственно, на что они указывают [в качестве
          обвинения] — это воззвание Патриарха Тихона в 1917–1918гг. и деятельность
          заграничных православных иерархов, ушедших с эмигрантами.
          Но и Патриарх Тихон писал свои воззвания не против власти,- ибо в то время
          установившейся и твердой власти гражданской не было, а была ожесточенная
          гражданская война борющихся между собой партий и групп населения.
          Когда же власть определилась, Патриарх Тихон заявил о своей лояльности к
          ней и призвал к тому же всех членов Православной Церкви, и Церковь
          последовала его призыву.
          Что же касается заграничной иерархии, то за ее деятельность мы не ответствуем,
          Церковь не имеет фактической возможности управлять заграничными
          епархиями легальным способом. Кроме того, живя в другом государстве, иерархи
          не имеют религиозной обязанности признавать и подчиняться Советской власти.
          Таким образом эти воображаемые доказательства нашей мнимой контрреволюционности
          от одного к ним прикосновения разрушаются.
          Снова и снова мы заявляем, и будем заявлять, что мы лояльны по отношению
          к власти СССР. Церковь за 2000 лет своего существования на земле видела
          множество государств с разнообразным политическим устройством — от восточных
          деспотий до свободной демократической республики, со всеми уживалась и по
          отношению ко всем была действительно лояльною, и в настоящее время наше
          желание, наша непрестанная молитва ко Господу о том, чтобы власть СССР
          поверила этим нашим заявлениям и дала нам возможность свободно молиться и
          веровать. К этому нет никаких действительных препятствий.
          Другое дело, если власть СССР под видом борьбы с контрреволюцией хочет
          искоренить и уничтожить самую Веру Христианскую, — здесь мы отказываемся
          повиноваться власти — ибо "должно повиноваться больше Богу, нежели человеком".
          (Деян. 5,29). Но и в этом случае мы не будем устраивать заговоров и возмущений
          против власти, как не устраивали их сонмы мучеников и исповедников, но по
          их святому примеру будем терпеть, страдать, а если нужно, то и умереть,
          уповая на слова Начальника жизни нашей Господа Иисуса Христа, сказавшего,
          что "претерпевший до конца — спасется" (Мф. 24,13) и веруя в Его обетование,
          что никакие силы в мире не могут победить непобедимой и Святой Церкви
          Христовой (Мф. 16,18). Аминь."

    Из обвинения:
         "Оболенский... открыто выражал недоверие к Соввласти в связи с арестом в декабре
          1927г. священников Витебского округа: Василия Малахова, Владимира Мицкевича и
          др. по обвинению их по ст.62 УК. Оболенский данный арест использовал в целях
          устройства церковной демонстрации против Советской власти, через поминовение
          при богослужении и в проповедях, в которых призывал молиться об арестованных
          "как за мучеников, гонимых Советской властью за Веру Христову".
          По поводу карнавала, устроенного в дни Октябрьского торжества 7 ноября 1927г.,
          Оболенский с амвона критиковал его, говоря, что
             "Власть не воспитывает молодежь, а развращает подобными действиями
              и готовит хулиганов".

    Из материалов дела:
         "Оболенский виновным себя не считает.
          Не отрицает того, что члены церковного совета во главе с председателем Голубевым
          приходили к нему для обсуждения церковных дел и что он давал им указания с
          канонической стороны.
          Он показал, что "арестованных гражданской властью поминал как по запискам,
          так и по собственному побуждению", что поминал осужденного и высланного
          в Соловки епископа Илариона и арестованных за к/р деятельность священников
          Малахова Василия, Мицкевича Владимира и др.
          Оболенский не отрицал и того факта, что по поводу карнавала 7 ноября 1927г.
          отмечал его в своей проповеди как "безнравственный поступок, развращающий
          молодежь и толкающую ее в кадры хулиганов".

    Постановлением ОСО при ПП ОГПУ он был лишен права проживания в Москве, БССР и ряде
    других пунктов и областей страны и прикреплен на 3 года к определенному месту
    жительства (административно выслан из пределов БССР)