Местом высылки о.Аркадий избрал г.Орел, где проживала его жена.
В Орле о.Аркадий был заштатным священником. Жил на иждивении детей.
Церковная община Орла ходатайствовала о регистрации о.Аркадия священником
Сергиевской церкви, так как Иверская церковь уже была закрыта. Но горсовет ответил
отказом. Его все-таки приглашали служить, как митрофорного протоиерея, очень
почитаемого в городе, на торжественных богослужениях в большие праздники в
Афанасьевской и Васильевской церквях Орла. Но постоянной службы у о.Аркадия не
было, и есть свидетельства, что он голодал и просил милостыню около Никольской
церкви. Положение лишенцев было безнадежным, и все, кто знал батюшку, старался
ему помочь.
Из протокола допроса в 1937г.:
" Какое участие Вы с 1928г. принимали в церковной деятельности?
С 1928г. я в церкви не служил. В 1928г. церковная община возбуждала ходатайство
о регистрации меня священником Сергиевской церкви, в этом было отказано.
Вы служили в Васильевской и Смоленской церкви священником?
В 1935г. служил несколько раз на торжественных службах по приглашению
церковного старосты Котельникова в Васильевской церкви г.Орла.
Приглашался на торжественные службы как митрофорный протоиерей.
Смоленскую церковь Вы посещали?
Да, посещал.
Как часто?
По праздничным дням (религиозным).
С кем из священников г.Орла Вы были связаны?
В тесной связи из орловских священников я ни с кем не состоял. Но хорошо
знаком с бывшим настоятелем Смоленской церкви Воскресенским Василием Васильевичем,
священниками Тихомировым, Ждановичем Леонтием, Тапковым Стефаном,
Ястребовым Владимиром и др.
С епископом Иннокентием (Никифоровым) Вы знакомы?
Знаком только официально...
В 1928г. священник кладбищенской церкви Тапков от имени церковной общины
возбуждал ходатайство перед Орловским Горсоветом о Вашем допуске к церковному
служению в кладбищенской церкви... Какие происходили при этом разговоры?
В 1928г. священниками кладбищенской церкви были Афанасий Высоцкий, Стефан
Тапков, Преображенский, Беляев и Ангелов, кои договорившись между собой
и с церковным советом, от имени церковной общины кладбищенской церкви
присылали ко мне Тапкова с заявлением о ходатайстве перед Горсоветом о
моем восстановлении в правах на службу в кладбищенской церкви.
Перед Тапковым я поставил условие, что в случае моего доступа к службе
Горсоветом, что я согласен служить при богослужении в особо торжественные
дни, а от треб отказывался по причине старости лет. Данные условия я высказал
не ради материальной заинтересованности, ибо от своих детей я получал поддержку
в виде перевода мне денег до 200 рублей в месяц, а соглашался на эти условия
исключительно ради идеи богослужения... Горсовет в ходатайстве общины отказал..."
О.Аркадий являлся непримиримым противником обновленчества.
Из материалов дела 1937г. (очная ставка обвиняемых о.Аркадия и о.Стефана Тапкова):
" Обвиняемый Тапков, в своем показании от 13 мая 1937г. Вы заявили:
"В 1930г. после возвращения Оболенского из ссылки гор.Витебска
я служил в Сергиевской церкви вместе со священником Высоцким Афанасием
и Радмаевым Феодором... Приход Сергиевской церкви был небольшой, и идея
Тихоновского течения стала приходить в упадок. Лично я,
договорившись с перечисленными священниками Сергиевской церкви
и церковным советом, вел переговоры с Оболенским о его богослужении
в Сергиевской церкви... Оболенский с моим предложением согласился при
условии его службы в особо торжественные дни и после этого Оболенский
перед праздниками служил несколько раз, хотя официального разрешения
на допуск к службе не имел и считался заштатным священником с 1923г.
Приглашения на службу митрофорного протоиерея Оболенского священники
Сергиевской церкви преследовали две цели: ...увеличение доходов путем
проведения службы в церкви священником с "золотой шапкой" [митрой],
коим являлся Оболенский и усиление авторитета тихоновского течения
в г.Орле".
Обвиняемый Оболенский, подтверждаете ли Вы показания Тапкова?
Да, подтверждаю, что такие переговоры велись, в церкви я служил, но
чем руководствовались священники Сергиевской церкви, приглашая меня, я
не знаю"
Обвиняемый Тапков, в своем показании от 14 мая Вы говорили:
"Оболенский, Воскресенский и Святицкий являются единственными митрофорными
протоиер
еями г.Орла, чем возвышался их авторитет среди остальной части
духовенства...
Тихомиров был академиком, а Оболенский до революции являлся преподавателем
Закона Божия в гимназии, чем их авторитет как монархистов среди
остальной части духовенства возвышался.
Кроме того, перечисленные мною лица являются непримиримыми противниками
всякого рода новшеств, вводимых в Церкви... и всегда боролись с
с ними всеми средствами, вплоть до называния "прогрессистов"-священников
"богоотступниками", "красными попами", предателями дела Церкви.
вплоть до бойкота церквей и священников, вводящих новшества, как это
было в начале при упоминовении в церквах местоблюстителя Сергия,
митрополита Московского и Коломенского"...
Обвиняемый Оболенский, Вы подтверждаете показания Тапкова?
Да, подтверждаю, за исключением того, что ни к каким монархическим
партиям я не принадлежал..." |