Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX Публикация Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.5.
Дела o44.24
    [версия для печати] [pdf]
    Павел (Флеринский Петр Дмитриевич) 
    Год рождения 1871 
    День рождения 29 (ст.ст. до %d февраля 1918г.) 
    Месяц рождения 6 
    Место рождения Самарская губ., Ставропольский у., с.Федоровка 
    епископ 
    Родился в семье псаломщика церкви с.Федоровка
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1895г.] [1895-1910гг.] [1910-1924гг.] [1924-1926гг.] [1926-1934гг.] [1934-1936гг.] [1936-1940гг.]
      Образование
        Самарская Духовная Семинария 
      Служение
        Самара 
        Должность=учитель церковно-приходской школы 
        Год окончания 1895 
        После окончания Духовной Семинарии прослужил учителем около двух лет
      Рукоположение
        иерей 
        1895 
        В 1895г., после вступления в брак, был рукоположен во иерея
      Служение
        Самарская губ., Николаевский у., с.Тарасовка 
        иерей 
        Год начала 1895 
        Служил священником в сельских приходах сел Тарасовка и Александровка.
        В селах вел миссионерскую работу против баптистов и хлыстов, боролся с
        пьянством, организовал общество трезвости
        Самарская губ., Николаевский у., с.Александровка 
        иерей 
        Год окончания 1910 
        В 1909г. в Степном Заволжье была эпидемия холеры, но о.Петр, незадолго до
        этого побывавший на земских противоэпидемических курсах в Самаре, так
        организовал санитарно-профилактические меры, что в его приходе заболело лишь
        несколько человек, в том числе сам священник и двое его детей,
        умер только первый заболевший и младший сын о.Петра.
        Почти в то же время о.Петр перенес и другое испытание.
        Его жена заболела трахомой и ослепла, несмотря на то, что ее возили к лучшим
        врачам в Казань и Москву. Приехав еще и в Петербург, она решила обратиться
        к о.Иоанну Кронштадскому. О.Иоанн отслужил молебен в ее комнате в гостинице,
        окропил слепую святой водой и посоветовал ежедневно промывать глаза чистой
        водой из родника. Вернувшись, она аккуратно выполняла указанное. Очень быстро
        прекратились боли и нагноение в глазах, а через некоторое время болезнь совсем
        исчезла и зрение восстановилось. Разговаривая с о.Иоанном, матушка попросила
        его молиться о ее муже. Он обещал и просил взаимных молитв, прибавив:
           
        "Ему приличнее молиться о мне, я просто священник, а он будущий архипастырь".
        В 1910г. о.Петр был переведен в с.Большая Глушица (Пугачевского р. Саратовской обл.)
      Рукоположение
        протоиерей 
        1910 
        В 1910г. одновременно с переводом в с.Большая Глушица
        иерей Петр Флеринский был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным
      Служение
        Самарская губ., Николаевский (Пугачевский) у., с.Большая Глушица 
        протоиерей 
        Должность=настоятель, благочинный округа 
        Год начала 1910 
        Год окончания 1924 
        В течение пятнадцати лет о.Петр выполнял обязанности благочинного.
        При этом он продолжал свою противосектантскую деятельность и борьбу с пьянством.
        Очень тяжелыми выдались в Нижнем Поволжье 1920 и 1921 годы. По официальным
        советским данным Пугачевский уезд пострадал больше всех других, здесь умерла
        от голода половина жителей.
        Вместе с прихожанами все невзгоды переживал и благочинный.
        В 1920г. скончалась его супруга. Из пятерых детей только старшая дочь была взрослой.
        В 1923 году, когда начало распространяться обновленчество, о.Петр, как и некоторые
        другие, не разобравшись, присоединился было к нему, но быстро возвратился к
        православию. По покаянии он был принят в лоно Русской Православной Церкви.
        Поняв всю беззаконность обновленчества, он стал твердым его противником.
        До конца жизни он не переставал раскаиваться в своем кратковременном отступлении;
        стоило при нем упомянуть о ком-то, что тот был обновленцем, как владыка,
        смиренно склонив голову, говорил сокрушенно: "многие из нас были ими".
        В 1923–1924гг. протоиерей Петр был самым уважаемым священником в Пугачевском уезде,
        в село Большая Глушица приезжали тысячи людей
      Рукоположение
        иеромонах 
        Павел 
        1924 
        Месяц 3 
        Место Москва 
        В конце 1923г. митрополит Уральский Тихон (Оболенский), который по болезни
        проживал в Москве, вызвал отца Петра к себе. Сельский священник впервые в
        жизни приехал в столицу.
        Митрополит Тихон предложил ему принять епископскую хиротонию.
        Горячо помолившись и посоветовавшись со старшей дочерью Марией, на которую
        теперь ложилась вся тяжесть воспитания младших детей, о.Петр дал согласие.
        В начале марта отец Петр был пострижен в монашество с именем Павелепископ 
        1924 
        День 31 
        Месяц 3 
        Кто рукоположил митрополит Уральский Тихон (Оболенский), архиепископ Тверской Серафим (Александров), епископ Березовский Иоанн (Братолюбов) 
        18/31 марта 1924г. после пострижения в монашество, он был хиротонисан во
        епископа Пугачевского, викария Уральской епархии. Хиротонию совершали:
        митрополит Уральский Тихон (Оболенский), архиепископ Тверской (вскоре после
        того митрополит) Серафим (Александров) и епископ Березовский Иоанн (Братолюбов),
        викарий Тамбовской епархии.
        По данным [6] хиротонию совершил Патриарх Тихон в сослужении с вышеназванными
        архиереями.
        Хиротонисан во епископа Пугачевского, викария Уральской епархии
      Служение
        Уральская епархия 
        епископ 
        Должность=епископ Пугачевский, викарий Уральской епархии 
        Год начала 1924 
        День начала 31 
        Месяц начала 3 
        Вернувшись в Пугачев, епископ Павел фактически стал управляющим всей
        Уральской епархией, которая включала нынешние районы Саратовской области,
        расположенные на левом берегу Волги и Уральскую область Казахстана.
        В Пугачеве епископ Павел прожил недолго.
        Летом 1924г. он безвыездно поселился в своем прежнем приходе — Большой Глушице,
        ставшем теперь центром викариатства и вторым центром епархии,
        т.к. митрополит Тихон (Оболенский) продолжал жить в Москве и мало вмешивался
        в дела управления.
        Туда, в Б.Глушицу, в удаленное от железнодорожных и водных путей сообщения
        степное село, хлынули духовенство и миряне, фактически более года не имевшие
        православного епископа.
        Основную массу посетителей составляли уклонившиеся в обновленчество и
        приехавшие каяться священники и миряне тех приходов, где засели особенно
        активные обновленцы. Этим епископ Павел давал советы, как воздействовать на
        упорствующих в расколе священников.
        Некоторые обращались с подобными вопросами письменно, по почте, это было хуже.
        Владыка колебался:
             "Как я им отвечу? Если вот так, — пожалуй, не поймут; а если так, яснее,
              как бы не нарваться на неприятности... Господи, благослови!"

        И, осенясь крестным знамением, писал, чтобы было понятно, а более близким
        священникам говорил:
             "Я ведь архиерей-то деревенский, может быть, я Церкви только тем и могу
              послужить, что пострадаю"
      Места проживания
        Самарская губ., Пугачевский у., с.Б.Глушица 
        Год начала 1924 
        Год окончания 1925 
        Саратовская о., г.Покровск (Энгельс) 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1926 
        В конце 1925 — начале 1926г. епископ Павел был сослан (переехал?) в г.Покровск (Энгельс), который принадлежал к Уральской епархии, а в административном отношении подчинялся Саратову. Отсюда владыка фактически некоторое время управлял уже всей епархией Приходы, за редкими исключениями, бедные, доставляли скудное содержание, так что, живя в Покровске, епископ Павел очень сильно голодал
      Служение
        Уральско-Николаевская епархия 
        епископ 
        Должность=управляющий Уральско-Николаевской епархии 
        Год начала 1926 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1927 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 12 
        В мае 1926г. после смерти митрополита Тихона (Оболенского) он официально стал
        управляющим Уральско-Николаевской епархией
        Вятская епархия 
        епископ 
        Должность=епископ Котельнический, викарий Вятской епархии 
        Год начала 1927 
        День начала 30 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1928 
        Месяц окончания 3 
        30 декабря 1927г. назначен епископом Котельническим, викарием Вятской епархии,
        но в марте 1928г. по ходатайству духовенства и мирян был возвращен митрополитом
        Сергием (Страгородским) на Пугачевскую кафедру
        Саратовская епархия 
        епископ 
        Должность=епископ Пугачевский, викарий Саратовской епархии 
        Год начала 1928 
        День начала 27 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1931 
        В июне 1928г. епископ возвратился в г.Пугачев, который к тому времени стал
        относиться к Саратовской епархии.
        Он поселился в Пугачеве при кафедральном т.н. Новом соборе, в ограде
        которого ему было отведено помещение при сторожке — небольшая комнатка и
        совсем маленькая кухонька. Общее материальное положение владыки соответствовало
        этой обстановке.
        В Пугачеве он имел самое необходимое, но часто сидел без денег; при этом он
        ухитрился из своих скудных средств еще помогать нуждающимся.
        По воспоминаниям очевидцев, панагия и крест у него были резные деревянные на
        цепочке из точеных, деревянных же, шариков, четки — самые недорогие.
        Но, несмотря на такую простоту, а может быть, и благодаря ей, внешность у него
        была чрезвычайно привлекательная. Он был выше среднего роста, в меру плотный,
        с длинной, окладистой седой бородой и большими, кроткими, по-детски чистыми
        голубыми глазами. Голос у него был не сильный, но приятного тембра, мягкий
        тенор, чуть-чуть как-будто надтреснутый; обращение одновременно и мягкое и
        величавое.
        Постоянно общавшийся с владыкой городской протоиерей говорил:
            "Единственным недостатком епископа Павла является его доброта".
        Видя мягкость епископа, некоторые вначале опасались, что он распустит епархию,
        но быстро успокоились. Когда нужно, епископ Павел умел сказать слово и со
        властью и постепенно подтягивал ослабевшую церковную дисциплину.
        Во время служения на кафедре епископ Павел постоянно боролся с обновленцами,
        не допуская однако их преследования и осуждения.
        К этому времени в Пугачевском викариатстве почти не осталось обновленцев;
        оставались, в основном, второженцы.
        Под влиянием владыки резко сократилось и другое зло — самовольный переход
        священников из прихода в приход.
        Зато появились новые трудности — это текучесть, нехватка священников,
        кратковременное пребывание их на приходе.
        Были храмы, куда епископ Павел одного за другим назначал троих, а то и четверых
        священников; потом и назначать становилось некого и храмы закрывались.
        Сколько молитвенных слез было пролито владыкой "помощи и вразумлении",
        сколько нужно было энергии, чтобы приглашать священников из других
        епархий, уговаривать своих. Один, еще молодой, многодетный священник
        рассказывал, как он со своим старшим собратом явился к епископу Павлу с
        просьбой уволить их за штат. Много они говорили о тяжести своего положения,
        а владыка сидел, печально опустив голову, и молчал. Что он мог
        сказать? Они правы, безусловно трудно... И вдруг он тихо проронил, не
        поднимая головы: "А апостолы за штат не уходили!". "Меня как кипятком
        обварило, — добавлял рассказчик, — и я взял свое заявление обратно".

        В этот критический момент, в виде крайней меры, ввиду тяжелого состояния
        викариатства, по согласованию с митрополитом Сергием (Страгородским) и
        митрополитом Саратовским Серафимом (Александровым) была выработана и начала
        применяться практика разрешения молитвенных собраний без священника.
        Находили руководителя, обычно грамотного старичка из певчих.
        Владыка проверял знание им устава, тщательно инструктировал, что из
        молитвословий всенощной, часов и обедницы они имели право читать и петь и,
        убедившись, что все усвоено, благословлял возглавлять молитву
        (но отнюдь не "служить" — это различие он всегда подчеркивал).
        Эта мера применялась только в крайних случаях, и епископ Павел внимательно
        следил, чтобы не превышались данные им инструкции и чтобы не начинали молиться
        без его благословения
      Места проживания
        Саратовская о., г.Пугачев, в ограде Нового собора 
        Год начала 1928 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1931 
        По данным [5] до ареста епископ проживал на родине в с.Федоровка Ставропольского района
      Аресты
        Саратовская о., г.Пугачев 
        Год ареста 1931 
        День ареста 10 
        Месяц ареста 1 
        Арестован Пугачевским ОКР ОГПУ на третий день Рождества Христова.
        С 8 января 1931 г. (второй день Рождества Христова) епископ Павел епархией
        не управлял
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю 
        30/04/1931 
        Обвинение "антисоветская агитация среди верующих" 
        Приговор=5 лет концлагерей с заменой на 5 лет ссылки в Северный край 
      Места заключения
        Северный край 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1933 
        Во время отбывания наказания, до 3 сентября 1931г. епископ Павел числился
        епископом Пугачевским.
        3 сентября 1931г. он был назначен епископом Покровским,
        викарием Уральской епархии, но в управление викариатством не вступил.
        В 1933г. он был отправлен в ссылку в д.Решетниково Вологодской обл.Вологодская о., Кичменго-Городецкий р., д.Решетниково 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1934 
        Придерживался тихоновской ориентации
      Аресты
        Вологодская о., Кичменго-Городецкий р., д.Решетниково 
        Год ареста 1934 
        День ареста 10 
        Месяц ареста 3 
        Арестован в ссылке
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ 
        05/04/1934 
        Обвинение "контрреволюционная агитация, организатор контрреволюционной группировки церковников: придерживался тихоновской ориентации" 
        Приговор=3 года концлагерей с заменой на 3 года ссылки 
      Места заключения
        Коми (Зырян) АО, пос.Усть-Кулом 
        Год начала 1934 
        Год окончания 1936 
        Находясь в ссылке в Усть-Куломе на Печоре, оттуда он поддерживал переписку с
        некоторыми из своих пасомых, любовно руководил их духовной жизнью.
        Освобожден в 1936г.
      Места проживания
        Казань 
        Год начала 1936 
        Год окончания 1940 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 10 
        Весной 1936г., будучи больным, он поселился в Казани у старшей дочери — инвалида труда. У верующих пользовался почетом и уважением. Он был уже тяжело болен и не служил, но посещал казанские храмы, переписывался с духовными детьми, в письмах он упоминал, что ездит на трамвае. До самой смерти епископ Павел, не имея официальной должности, окормлял верующих Покровского и Пугачевского викариатств, а также Куйбышевской епархии, которая в конце 1930-х гг. оказалась без главы. В 1936г. своим устным распоряжением митрополит Сергий (Страгородский) назначил владыку Павла временно управляющим Куйбышевской епархией, эти обязанности он исполнял до осени 1939г. В Казани же в 1936г. еще действовали пять "сергиевских" храмов и действовало епархиальное управление. Но в течение 1937г. все храмы, кроме церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище и расположенного недалеко от нее деревянного храма Серафима Саровского, были закрыты. В декабре 1937г. был арестован последний правящий архиепископ Никон (Пурлевский), и владыка Павел (Флеринский) остался единственным проживавшим в Казанской епархии на свободе архиереем. Он продолжал переписываться с духовными детьми, и продолжал, в той мере, в какой это было возможно, исполнять архипастырские обязанности. Он не назначал и не рукополагал священников, не освящал антиминсы, не служил праздничных служб, но утешал верующих в их скорбях. В начале 1938г. закрылась и была снесена и деревянная церковь Серафима Саровского, и после этого владыка Павел посещал только церковь Ярославских Чудотворцев. У него уже развивалась тяжелая болезнь сердца. В письмах духовным детям он так измерял состояние своего здоровья:
           "Когда соберусь в церковь и иду к трамваю, отдыхаю у каждого телеграфного столба".
           "Чувствую себя лучше, отдыхаю через один, а то и через два столба". Если не мог поехать в храм, молился дома до 12 часов, затем писал письма и только после этого подкреплялся пищей. Потом он отдыхал до 4-х часов, а вечером служил дома всенощную. По воспоминаниям очевидцев, молился он со слезами, особенно если думал, что его никто не слышит. Летом все свободное время он проводил в садике за чтением Добротолюбия и других святоотеческих книг или за своими помянниками. В его помянниках было записано так много людей, что из-за них владыка, как бы рано ни вставал, не мог попасть в церковь к ранней литургии — едва до поздней успевал прочитать их. Там же, в садике, он принимал посетителей. Как и раньше, он писал своим близким поучительные, содержательные письма. В тот период, когда почти нигде не было епископов и верующие были предоставлены сами себе, его слово приобретало громадное значение. Больной, не занимая никакого официального поста, он в большой степени направлял духовную жизнь Казани, Куйбышева и некоторых других городов, не давая верующим уклоняться от правильного пути. К нему обращались с недоуменными вопросами, и он, не присваивая себе административных функций, давал советы, с которыми верующие очень считались. Об этой его деятельности знал и митрополит Сергий (Страгородский), высоко его ценивший, который говорил ему:
             "Чтобы управлять, не обязательно быть штатным"
    Кончина
      1940 
      День 14 
      Месяц 10 
      Место Казань 
      Место захоронения Казань, в ограде кладбищенской церкви 
      Епископ Павел скончался 1/14 октября 1940 г., от кровоизлияния в мозг.
      После удара он пролежал десять суток и почти все время молился.
      Ничем не показывал, что чувствует приближение смерти, но явно готовился к ней:
      молился о родных и близких, перебирал на память помянник о живых и каждого
      благословил заочно.
      Много говорил о силе молитвы, о силе любви, о силе и необходимости поминовения
      усопших. Затем шепотом служил молебен Заступнице Усердной.
      Еще за день до смерти можно было, наклонившись к нему, разобрать слова молитвы.
      В последний день ничего не стало слышно, но все время он шевелил губами и
      крестился, сначала опираясь локтем на руку, а потом с помощью других.
      Минут за пятнадцать до смерти он высоко поднял руку и широким, большим крестом
      благословил весь дом, а минуты за три — истово, широко перекрестился сам и
      затих.
      Епископ Павел похоронен в Казани на северо-востоке от кладбищенской церкви,
      на участке, издавна облюбованном монахинями для погребения умерших сестер.
      Его могила находится в трех-пяти метрах левее широкой дороги, ведущей от
      ворот и метрах в 20–30 восточнее площадки, где погребались профессора
      Казанской Духовной Академии.
      Глубокая вера епископа Павла, его преданность Воле Божией и готовность всегда
      и во всем служить Богу, его необыкновенная кротость и доброта, — вот чем
      привлекал и покорял сердца этот пастырь добрый, скромный труженик на своем
      участке Христовой нивы. Не только в Пугачевском викариатстве о нем сохранилась
      светлая память вместе с глубоким теплым чувством. Даже и в Казани, где он только
      жил, а не служил, через много лет после его смерти чужие люди, не слышавшие
      о нем при жизни, приходили искать могилку епископа
    Реабилитация
      1
        Дата 17.07.1989 по Указу Президиума ВС СССР от 16.01.89г.;
        Кем реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР от 16.01.89г. 
        По году репрессий 1931 
      2
        Дата 06.04.1989 ;
        По году репрессий 1934 
    Публикации ->
    Документы ->
      Списки репрессированных мирян и духовенства Русской Православной Церкви по Саратовской епархии