Новомученики и исповедники
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX Публикация Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.3.
Дела o64.1261
    [версия для печати] [pdf]
    Зиновий (Дроздов Николай Петрович) 
    Год рождения 1875 
    День рождения 14 (ст.ст. до %d февраля 1918г.) 
    Месяц рождения 7 
    Место рождения Костромская губ., Галичский у., с.Холмы 
    архиепископ 
    Специальность=кандидат богословия 
    Родился в семье священника.
    Из протокола допроса архиепископа Зиновия в 1932г.:
     "Семья была патриархальная, верующая и скромная. В ранние годы я помогал
      отцу в сельской работе и привык к трудовой жизни" [Д2]
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1899г.] [1899-1907гг.] [1907-1911гг.] [1911-1924гг.] [1924-1927гг.] [до 1934г.] [1934-1942гг.]
      Образование
        Костромская Духовная Семинария 
        Год окончания 1897 
        студент 
      Рукоположение
        диакон 
        1897 
        иерей 
        1897 
        Окончив Семинарию со званием студента, поступил священником в одну из церквей
        Костромы
      Служение
        Кострома 
        иерей 
        Год начала 1897 
        Год окончания 1899 
        Овдовев, потерял вскоре и сына
      Образование
        Санкт-Петербургская Духовная Академия 
        Год поступления 1899 
        Год окончания 1904 
        кандидат богословия 
        В 1903г., будучи на четвертом курсе Академии, пострижен в монашество, а 14 августа
        1904г. рукоположен во иеромонаха
      Рукоположение
        иеромонах 
        Зиновий 
        1904 
        День 14 
        Месяц 8 
        Место Санкт-Петербург 
      Служение
        госпитальное судно "Орел" 
        иеромонах 
        Должность=священник госпитального судна 
        Год начала 1904 
        День начала 14 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1905 
        Святейшим Синодом был командирован священником на госпитальное судно "Орел",
        входившее в состав эскадры вице-адмирала З.П.Рождественского. На этом судне он
        совершил поход из Балтийского моря в Тихий океан. Вел дневник, который
        впоследствии издал отдельной книгой. После того, как во время Цусимского боя
        судно было пленено японцами и отведено в Шанхай, некоторое время жил в одном из
        пансионатов в Шанхае, а затем вернулся в Россию
        Вятка, Вятская Духовная Семинария 
        иеромонах 
        Должность=преподаватель 
        Год начала 1905 
        День начала 23 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1906 
        Грузия, г.Кутаиси, Кутаисское духовное училище 
        иеромонах 
        Должность=смотритель духовного училища 
        Год начала 1906 
        День начала 28 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1907 
      Рукоположение
        архимандрит 
        1907 
        День 12 
        Месяц 9 
      Служение
        Грузинский Экзархат 
        иеромонах, архимандрит 
        Должность=правитель канцелярии Экзарха 
        Год начала 1907 
        День начала 14 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1908 
        Был правителем канцелярии Экзарха Грузии архиепископа Никона (Софийского).
        Служение русского православного священника в Грузии тогда было крайне сложным
        из-за острого конфликта с грузинским духовенством, требовавшим автокефалии.
        После убийства владыки Никона (Софийского) в 1908г. архимандрит Зиновий был
        переведен в Екатеринбург
        Екатеринбург, Екатеринбургское духовное училище 
        архимандрит 
        Должность=смотритель 
        Год начала 1908 
        День начала 13 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1909 
        Кишинев, Кишиневская Духовная Семинария 
        архимандрит 
        Должность=ректор Духовной Семинарии 
        Год начала 1909 
        День начала 22 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1911 
      Рукоположение
        епископ 
        1911 
        День 11 
        Месяц 12 
        Место Санкт-Петербург, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра, Троицкий собор 
      Служение
        Кишиневская епархия 
        епископ 
        Должность=епископ Измаильский, викарий Кишиневской епархии 
        Год начала 1911 
        День начала 11 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1913 
        Тамбовская епархия 
        епископ 
        Должность=епископ Козловский, викарий Тамбовской епархии 
        Год начала 1913 
        День начала 17 
        Месяц начала 1 
        Орловская епархия 
        епископ 
        Должность=временно управляющий Орловской епархией 
        Год начала 1913 
        День начала 5 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1917 
        Временно управлял Орловской епархией, оставаясь епископом Козловским
        Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
        епископ 
        Должность=член Священного Собора 
        Год начала 1917 
        День начала 15 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1918 
        Тамбовская епархия 
        епископ 
        Должность=епископ Тамбовский и Шацкий 
        Год начала 1918 
        День начала 22 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1922 
        Был первым соборно избранным тамбовским архиереем. Боролся против обновленческого
        движения, называл деятельность его представителей "богоотступничеством".
        Запретил в священнослужении обновленческих лидеров в Тамбовской епархии.
        К июлю-августу 1922г. отстранен от управления Тамбовской епархией обновленцами.
        13 октября 1922г. владыка произнес в Покровском соборе "громовую" проповедь, в
        которой подверг резкой критике обновленцев. После этой проповеди городское
        духовенство Тамбова объявило о разрыве с обновленцами
      Аресты
        Тамбов 
        Год ареста 1922 
        Месяц ареста 10 
      Осуждения
        ././1922 
        Обвинение "сокрытие церковных ценностей" 
        Статья ст.80 УК РСФСР 
        Приговор=6 лет лишения свободы 
      Места заключения
        Тамбов, тюрьма 
        Год начала 1922 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1924 
        В 1924г. был освобожден, ненадолго вернулся к управлению епархией, но уже в ноябре
        был выслан в Москву без права выезда
      Места проживания
        Москва 
        Год начала 1924 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1926 
        Месяц окончания 4 
        12 апреля 1925г. подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому). В апреле 1926г. выслан в г.Арзамас Нижегородской губ., где проживал в Дивеевском монастыре
        Нижегородская губ., с.Дивеево, Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь 
        Год начала 1926 
        31 июля — 1 августа 1926г. вместе с епископом Серафимом (Звездинским) совершал богослужения в Саровской Успенской пустыни
      Аресты
        Нижегородская губ., г.Арзамас, тюрьма 
        Год ареста 1927 
        День ареста 21 
        Месяц ареста 9 
        Находился в заключении в тюрьмах г.Арзамаса и Нижнего Новгорода
      Места заключения
        Нижегородская губ., г.Арзамас, тюрьма 
        Год начала 1927 
        День начала 21 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1927 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 10 
        17 октября 1927г. выехал в Москву
      Рукоположение
        архиепископ 
        1927 
      Места проживания
        Москва 
        Год окончания 1927 
        Отказался сотрудничать с митрополитом Сергием (Страгородским), не одобряя его Декларацию, содержащую далеко идущие уступки Советской власти. Позже на допросе в ОГПУ в 1932г. он говорил о митрополите Сергии:
         "Считал неправильным его утверждение в его известном заявлении, что "наша
          радость — ваша радость", ибо интересы церкви не совпадают с интересами государства
          и Советской власти. Советскому государству не нужна религия, а верующий человек
          только и живет религией". [Д2]. В октябре 1927г. по прошению уволен от управления Тамбовской епархией
        Владимирская губ., г.Муром, Красноармейский пер., д.12 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1932 
        По данным [Д1] "проживал в Муроме как административно высланный". [Д1, Л.18–21] Осенью 1927г. поселился в Муроме, вел уединенный образ жизни, встречался только с очень близкими людьми, преимущественно с монахинями Дивеевского монастыря. В соседнем доме поселилась игумения Дивеевского монастыря Александра Траковская, а в доме епископа схимонахиня Дивеевского монастыря Долгинцева. Помогал архиепископу его келейник Иона (Небогатов Яков Михайлович). В двух соседних домах поселились и другие монахини Дивеевского монастыря, всего 16 человек. Жили они тихо, в городские церкви на службу не ходили, богослужения совершалось в доме. Столовались в складчину, продукты покупали на материальную помощь, получаемую из разных мест. Из показаний епископа на допросе в 1932г. [Д1, стр.22]:
         "...В моей квартире было много икон... В своей квартире я совершал ежедневно богослужения для себя, совершал
          по большей части молча. Под большие праздники и в воскресные дни я совершал
          всенощные и литургии вслух, вполголоса. Для служения у меня был антиминс,
          сосуды и полный комплект архиерейского облачения, кадило, аналой.
          Облачения были и сшиты, и вышиты в г.Муроме...
          За моими богослужениями, совершаемыми вслух, присутствовала игумения Александра,
          схимонахиня Серафима, послушницы — Анна Баринова, которая помогала мне в
          богослужении,... Пятакова. Означенные лица были
          моими духовными детьми — игумения Александра и Анна Баринова с 1928г. — а
          схимонахиня Серафима и послушница Пятакова с 1929г.". Из материалов дела [Д1, стр.37]:
         "Во всех ...квартирах, как в д.12, так и в д.14, было много икон, три аналоя
          для богослужения. В комнате епископа было кадило, епископское облачение, книги
          Священного Писания, антиминс, церковная утварь... ". Из показаний монахини Анны Бариновой [Д1, стр.204]:
         "...Находившиеся в нашем доме иконы, различные богослужебные книги, аналой и др.
          церковная утаварь взяты из наших келий при ликвидации Дивеевского монастыря...
          В доме N 12, я думаю, тоже — то, что у них имелось из церковной утвари, получено
          из монастыря... ". Из показаний епископа на допросе в 1932г. [Д1, стр.26]:
         "...Благотворительное пособие мне оказывали тамбовцы — деньгами и вещами...
          Помогала мне регулярно Евгения Матвеевна Козлова — деньгами и посылками.
          Изредка слала понемногу, рублей по 15–20, Прасковия Мякишева... В последнее
          время к этим лицам присоединились Антонина Смирнова, Николай Самарский.
          Небольшими посылками помогала Наталья Дмитриевна Бенедиктова..."
      Аресты
        Владимирская о., г.Муром 
        Год ареста 1932 
        День ареста 27 
        Месяц ареста 4 
        Вместе с архиепископом арестованы были все монахини, монах Иона, всего 16 человек.
        Из постановления уполномоченного 3 отделения ОГПУ от 4 октября 1932г.:
          "...Вещественные доказательства, состоящие из "мощей", ваты... — уничтожить
           путем сожжения, а вещественные доказательства, как-то серебряные шкатулки,
           кресты и др. серебряные вещи передать коменданту ПП ОГПУ для дальнейшего
           направления".
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        16/12/1932 
        Обвинение "к/р агитация, организатор и руководитель к/р группы церковников вокруг нелегального женского монастыря" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор=3 года концлагерей, считая срок с 27.04.1932г. 
        Групповое дело "Дело архиепископа Зиновия (Дроздова) и др. Владимирская о., г.Муром, 1932г." -> 
        Из обвинительного заключения:
           "Осенью 1927г. в Муром прибыл и поселился в д.12 по Красноармейскому пер.
            адм.высланный за к/р деятельность епископ Зиновий — Дроздов Николай Петрович.
            Одновременно с ним в д.N 14 по тому же переулку поселилась игумения
            бывшего Дивеевского монастыря — Траковская Александра с целым штатом
            монашек и послушниц монастыря. Вскоре к Дроздову из разных городов прибыли
            приближенные ему ранее по церковным связям лица и также поселились вместе с
            ним в доме. Между Дроздовым и Траковской существовала тесная связь еще по
            совместному их пребыванию в Дивеевском монастыре. Поэтому одновременное
            их прибытие в г.Муром и устройство на квартиры в двух соседних домах
            преследовало цель сгруппировать вокруг себя реакционно-монашествующий
            элемент, высланный из монастырей в момент их закрытия...
            Поселившись в Муроме, обвиняемый Дроздов и игумения Траковская в двух домах
            по Красноармейскому пер. — 12 и 14 — организовали женский нелегальный монастырь.
            они обставили свои квартиры иконами и разной церковной утварью, необходимой
            для совершения служб по монастырским уставам, — так:
            В момент обыска в квартире Дроздова Н.П. обнаружен аналой, кадило, облачения,
            стенные иконы и проч...
            В монастыре проводились общие ежедневные моления монашек, проживающих в
            г.Муроме. Молениями руководили епископ Дроздов и Траковская.
            Там же было организовано монашеское общежитие...
            Обвиняемый Дроздов, маскируя свою к/р деятельность, объявил себя "епископом на
            покое". Оставаясь в действительности ярым сторонником монархического
            образа правления, продолжал руководить реакционными элементами из
            церковников, разделявших политические установки к/р монархической
            организации "ИПЦ".
            Обвиняемые Дроздов и игумения Траковская созданный ими нелегальный монастырь
            использовали как базу для создания разветвлений к/р организации, целиком
            разделяющей платформу ликвидированной организации "ИПЦ".
            Участники ликвидированной к/р группы в г.Муроме вполне разделяли политические
            воззрения Дроздова..., были сторонниками монархии, о чем свидетельствует
            также изъятая при обыске у обвиняемой Беляевой молитва...
            Они имели своих активных сторонников в разных городах Советского Союза,
            преимущественно из монашеского элемента и "бывших людей".
            Имели связи с к/р группами в гг. ЦЧО, ЛВО, УССР, ИПО и др.
            Вели с ними переписку через специальных связистов.
            Получали от них материальную помощь, идейно вдохновлялись на к/р борьбу с
            Советской властью...
            Все проживавшие в доме N 12 и N 14 по Красноармейскому пер., в г.Муроме —
            монашки, а также и епископ Дроздов, его келейник Небогатов и др. — имели общую
            "трапезную". Средства на свое существование они добывали путем создания вокруг
            "монастыря" целого ряда "благодетелей" из а/с лиц в разных городах Советского
            Союза, которые снабжали руководителлей "монастыря" большой денежной и
            натуральной помощью...
            Свою к/р деятельность участники к/р группы тщательно конспирировали. В этих
            целях они вели свою переписку через специальных связистов. Содержание писем
            зашифровывали условными обозначениями. По почте переписывались на чужие адреса,
            имели потайные места для хранения денег и к/р документов...".
        На допросе заявил:
          "Я не согласен с политикой Советской власти в отношении религии. Я не одобряю
           действия Советской власти, направленные на гонение и преследование религии.
           Положение церкви и духовенства при Советской власти много бедственнее в том
           отношении, что духовенство лишено гражданских прав, права содержать училища,
           издавать книги, права законодательства, и стоит на постоянном подозрении в
           противоправительственной деятельности; церкви разрушаются, монастыри закрываются,
           св. мощи и чудотворные иконы изымаются. Можно ли ожидать хороших отношений со
           стороны Сов. республики к церкви при взгляде ея, что религия есть опиум для
           народа, я не думаю, пока не изменятся ея идеологические предпосылки"
      Места заключения
        Владимирская о., НФЗТК 
        Год начала 1932 
        День начала 27 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1932 
        Мурманская о., пос.Медвежья Гора, Свирлаг 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1934 
        День окончания 7 
        Месяц окончания 5 
        23 апреля 1934г. Президиум ЦИК СССР удовлетворил ходатайство о помиловании
        архиепископа Зиновия. 7 мая 1934г. из концлагеря он был досрочно освобожден
      Места проживания
        Владимирская о., г.Ковров 
        Год начала 1934 
        Год окончания 1940 
        После освобождения поселился в Коврове
      Аресты
        Владимирская о., г.Ковров 
        Год ареста 1940 
        День ареста 21 
        Месяц ареста 6 
        В 1940г. был вновь арестован и обвинен в создании нелегального монастыря
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        21/09/1940 
        Обвинение "организация нелегального монастыря и сколачивание группы а/с настроенного монашеского элемента" 
        Приговор=8 лет ИТЛ 
        Отказался признать себя виновным
      Места заключения
        Свердловская о., Ивдельлаг 
        Год начала 1940 
        Свердловская о., г.Краснотурьинск, Богословлаг 
        Год окончания 1942 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 9 
    Кончина
      1942 
      День 9 
      Месяц 9 
      умер в лагере 
      Место Свердловская о., г.Краснотурьинск, Богословлаг 
    Реабилитация
      Дата 21.03.1989 Зам.прокурора Владимирской обл.;
      Кем реабилитирован Зам.прокурора Владимирской обл. 
      По году репрессий 1932 
    Публикации ->
      1 ->
      [1] Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.3. С.168–169.
      2 ->
      [2] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.416,972.
      3 ->
      [3] Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди. Paris: YMKA-Press, 1991. С.95,99–100,103–104,197.
      4 ->
      [4] Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384с. С.128–129.
      5 ->
      6 ->
    Заявители ->
      1
      1. Бондаренко Наталья Николаевна.
      2
      2. Иеромонах Дамаскин (Орловский).
      Источник взят из книги "За Христа пострадавшие"
    Документы ->
      1ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. 
      Л.80, 120 об. 
      2Архив УФСБ по Владимирской обл. Д.П-8540.