Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Публикация Карпов В. Распятие// Труд. 2002. 19 дек.
Дела o34.17
    [версия для печати] [pdf]
    Подгорский Константин Романович 
    Год рождения 1860 
    Место рождения Симбирская губ., с.Б.Туваны 
    протоиерей 
    Родился в семье священника в с.Б.Туваны недалеко от современного г.Шумерля
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
      Образование
        Симбирская Духовная Семинария 
        Вскоре после окончания Семинарии о.Константин женился. Его супруга, Надежда
        Дмитриевна, была дочерью священника
      Служение
        Симбирская губ., с.Киржеманы (ныне Мордовия, с.Киржеманы) 
        священник 
        Должность=учитель сельских школ 
        Год окончания 1918 
        Церковь, где служил о.Константин, была деревянная, с каменным фундаментом, высокие
        окна и крыльцо. В церкви было светло, было много икон. Церковь эта считалась
        одной из самых больших в округе. Село Киржеманы до революции было зажиточным,
        насчитывало более 800 жителей.
        О.Константин много внимания уделял просветительскому делу. Он построил школы в
        селах Новое Качалово и Растислаевка, куда сам ездил учить детей.
        Матушка Надежда Дмитриевна тоже преподавала (в начальных классах), возглавляла
        волостное общество трезвости. В семье о.Константина было девять детей:
        Николай, Владимир, Вера, Лидия, Геннадий, Анатолий, Сергей, Евгений, Нина
      Аресты
        Симбирская губ. (позже Мордовия), с.Киржеманы 
        Год ареста 1918 
        День ареста 8 
        Месяц ареста 11 
        В село из города приехали "делегаты" в кожаных куртках устанавливать
        советскую власть. Накануне праздника Св.Димитрия Солунского "делегаты" и
        местный комитет бедноты собирали митинг по поводу годовщины революции.
        Но народ не захотел разделить с властями "торжество", шел не на митинг, а мимо —
        в церковь, "на Димитрия". Революционеры решили отомстить батюшке.
        Ворвались в храм прямо во время службы. На глазах у всех сорвали с о.Константина
        верхнюю одежду, схватили его под руки, в исподнем вытащили на улицу и стали
        бить. Батюшка не сопротивлялся, хотя при его недюжинной силе мог бы. Но, видимо,
        решил нести свой крест до конца. "Били несколько часов, и очень", — так
        рассказывала своей внучке жительница села Мария Ивановна Герасимова.
        Сломали палец и проломили голову. Потом 56-летнего батюшку запрягли в бричку,
        и ездили по селу. Жители села притихли, позакрывали ставни, никто не вмешался.
        Дикий страх сковал рассудок сотен людей...
        Когда священник уже не мог везти бричку, надели на него хомут и
        водили замерзшего человека по улицам просто так. И били. Подтащили к церкви.
        На высокое крыльцо храма "делегаты" и председатель комбеда затащили за волосы
        ослабевшего о.Константина, прибив гвоздями, распяли на косяке входной двери и
        оставили умирать. Истекшего кровью батюшку утром обнаружил церковный сторож...
        Утром ударили в колокол. Церковный староста со сторожем сняли тело батюшки,
        отмыли от крови. Облачили в новую ярко-желтую ризу. Сколотили гроб, куда
        положили и гвозди. Похоронили о.Константина на пустыре рядом с погостом, как
        велели комбедчики...
        После совершенного злодеяния "делегаты" поехали в город. Их телега при переправе через
        реку Меню провалилась под лед, и оба утонули. Весь род комбедчика, участвовавшего
        в злодеянии, прекратился — ни детей, ни внуков не осталось.
        С церкви в 1931г. сняли крест. Никто из жителей села не хотел этого делать,
        заставили какого-то подростка. Он потом уехал в Казань и там вскоре умер.
        В 1970-е годы храм разобрали на дрова.
        Дочь о.Константина Вера в 1937г. была арестована и замучена в Надымских
        лагерях. Сын о.Константина Анатолий погиб на фронте
    Кончина
      1918 
      День 8 
      Месяц 11 
      замучен 
      Место Симбирская губ. (Мордовия), д.Киржеманы 
      Место захоронения Мордовия, с.Б.Игнатово, Михаило-Архангельская церковь 
      В 2002г. могилу священника о.Константина Подгорского вскрыли, чтобы перезахоронить
      возле храма в райцентре Б.Игнатово как почитаемого верующими праведника.
      Настоятель храма Михаила Архангела о.Александр Никитин трижды бросал жребий,
      чтобы выбрать троих верующих из сорока человек для вскрытия мощей и три раза
      выпадали одни и те же люди. После 3-х дневного поста поехали на кладбище,
      помолившись начали копать. Сняв дернину, поразились: из земли шло ни с чем не
      сравнимое благоухание. Деревянный гроб доставали осторожно, удивляясь, что
      сосновая доска за 84 года почти не испортилась. Тело священника оказалось
      нетленным. "Мы еще не успели снять крышку гроба, как из-под досок
      полилась чистейшая вода, — рассказал Николай Кондратьев, житель селения Большое
      Игнатово. — Подняли крышку гроба и обнаружили, что внутри — черноволосый, с
      длинной бородой священник в желтой ризе — как живой!"

      На груди о.Константина лежало Евангелие. Открыли на шелковой закладке:
      "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы..."
      У ног священника и его левого плеча забили фонтанчики чистейшей ключевой воды.
      Судебный эксперт зафиксировал перелом коленной чашечки, грудных ребер в области
      сердца, перелом черепа и пальцев левой руки.
      Мощи священника были перенесены в Михаило-Архангельский храм с.Б.Игнатово.
      У мощей о.Константина происходят чудесные исцеления. Такие свидетельства
      заносят в специальную тетрадь.
      Иконы в Михаило-Архангельском храме с.Б.Игнатово стали часто мироточить, причем
      не старинные, а новые.
      Село Б.Киржеманы, где распяли о.Константина, до революции бывшее богатым селом,
      теперь — самое бедное. В селе нет церкви, а в деревенском
      молельном доме то и дело сменяются священники
    Публикации ->
      1 ->
      Зелинская Л. Распятый чудотворец// Жизнь. 2002. 3 дек. N 254(322). С.5.
      2 ->
      Карпов В. Распятие// Труд. 2002. 19 дек. С.7.
      3 ->
      Ворсобин В. Возвращение распятого Константина// Комсомольская правда. 2002. 4 дек. С.8–9.