Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][next][last]
NIKA_ROOT INDEX Публикация Гуркин В.А. История Жадовской пустыни// Московский Журнал. 2005. N 6.
Дела o63.18
    [версия для печати] [pdf]
    Каллист (Павлов Константин Егорович) 
    архимандрит 
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1889г.] [1889-1901гг.] [1901-1906гг.] [1906-1924гг.] [1924-1930гг.]
      Образование
        Казанская учительская семинария 
      Места проживания
        Симбирская губ. 
        Работал учителем земской школы
        Симбирская губ., Буинский у., с.Кият 
        Работал учителем у Симбирского губернатора Терентьева в его имении в селе Кият
      Рукоположение
        иерей 
        1889 
        День 12 
        Месяц 2 
      Служение
        Симбирск, Успенская церковь при Мариинском детском приюте учреждения императрицы Марии 
        иерей 
        Должность=законоучитель 
        Год начала 1889 
        День начала 12 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1901 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 3 
      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1896 
        День 23 
        Месяц 12 
        скуфья 
        Год награждения 1899 
        День 17 
        Месяц 12 
      Рукоположение
        иеромонах 
        Каллист 
        1901 
        День 18 
        Месяц 3 
        Место Симбирская губ., Корсунский у., Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь 
      Служение
        Симбирская губ., Корсунский у., Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь 
        иеромонах 
        Должность=казначей и делопроизводитель, управляющий Жадовской пустынью (с 16.01.1906г.) 
        Год начала 1901 
        День начала 18 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1906 
        День окончания 5 
        Месяц окончания 5 
        Жадовская пустынь была основана в начале 18 века на месте чудесного обретения
        иконы Казанской Божией Матери. Эта чудотворная икона была помещена
        в Казанскую церковь монастыря
      Награды
        наперсный крест 
        Год награждения 1903 
        День 6 
        Месяц 5 
        Награжден за образцовое исполение обязанностей казначея и делопроизводителя
      Рукоположение
        архимандрит 
        1906 
        День 6 
        Месяц 5 
        Место Симбирская губ., Корсунский у., Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь 
      Служение
        Симбирская губ., Корсунский у., Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь 
        архимандрит 
        Должность=управляющий, благочинный женских монастырей Сызранского уезда (с 21.05.1912г.) 
        Год начала 1906 
        День начала 6 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1912 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 7 
        Симбирская губ., г.Сызрань, Вознесенский мужской монастырь 
        архимандрит 
        Должность=наместник, благочинный Жадовской пустыни 
        Год начала 1912 
        День начала 12 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1916 
        Симбирская губ., Корсунский у., Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь 
        архимандрит 
        Должность=настоятель 
        Год начала 1916 
        Год окончания 1924 
        В апреле 1918г. архимандрит Каллист от лица братии монастыря обратился с заявление
        в Ушаковский земельный комитет:
           
        "... Состоящий при Жадовской пустыни участок земли в количестве
           72 десятин, как ближайший к земле Ушаковского сельского общества, должен
           состоять в ведении Ушаковского сельского земельного комитета.
           Поэтому братия монастыря обращается к Ушаковскому сельскому земельному комитету
           с покорнейшей просьбой оставить монастырю сей пустыни бывший у него с давнего
           времени до сих пор участок земли... в 72 десятин... Монастырь без этой земли
           существовать не может и в случае отбирания этой земли... должен упраздниться"

        21/8 апреля 1918г. был получен положительный ответ от Ушаковского сельского
        земельного комитета:
           "...Мы, как истинно верующие христиане, и не желая посягнуть на святыню
           означенной пустыни, ... разрешаем братии... пользоваться земельными и луговыми
           угодьями так же, как пользовались и ранее...
           Твердо веруя в Бога и чудоявленную Божию Матерь, мы, Ушаковское общество,
           желаем постоять в защиту означенной пустыни, дабы не упал дух православного
           христианина, и будем надеяться на помощь чудотворной Казанской Богородицы".

        В 1920г. Губисполком запретил традиционные крестные ходы с чудотворной иконой
        Казанской Божией Матери по окрестным деревням и селам
      Аресты
        Симбирская губ., Корсунский у., Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь 
        Год ареста 1924 
      Осуждения
        ././1924 
        Обвинение "недоносительство" 
        Приговор=2 года лишения свободы (условно) 
        По делу проходили 26 человек.
        Из материалов дела:
           "В конце 1919г. в селе Жадовка был организован союз, именуемый "Союз спасения
            родины", цель которого — борьба с властью Советов и свержение рабоче-крестьянского
            правительства. О существовании "Союза" в числе прочих знали архимандрит
            Каллист (Павлов), настоятель Жадовской пустыни и школьная работница с
            Румянцевской фабрики Дейхман. Первому было предложено... о вступлении в
            организацию, ... второй подброшено в класс анонимное письмо с подобного
            рода предложением. .... Павлов Константин Егорович виновным себя признал
            и в свое оправдание приводит свою политичность как служителя культа... ".

        Из 26 обвиняемых особо опасными признали троих, и среди них архимандрита Каллиста
      Места заключения
        Симбирск, Губдомзак 
        Год начала 1924 
        Год окончания 1924 
        Был освобожден из Домзака и отпущен в Жадовскую пустынь, будучи осужден
        на 2 года условно
      Служение
        Симбирская губ., Корсунский у. (Ульяновская о., Барышский р.), Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь, Казанская церковь при пустыни 
        архимандрит 
        Должность=настоятель 
        Год начала 1924 
        Год окончания 1929 
        Месяц окончания 7 
        В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, но
        в обители оставалось два десятка насельников монастыря и происходила
        служба в Казанской церкви бывшего монастыря.
        Начальник местного угрозыска 30 августа 1926г. сообщил главе Карсунской милиции:
           "Всего лиц, проживающих в бывших постройках монастыря, 20 человек, из коих:
           архимандритов 2 человека (один из них настоятель Каллист (Павлов)), иеромонахов
           6 человек, иеродиаконов 2 человека, ... и послушников 8 человек...
           Занятия всех вышеупомянутых лиц, за исключением послушников, относятся к
           церковной службе по роду их званий... Послушники же, кроме церковной службы
           (пения на клиросе), работают по хозяйству, имея одну лошадь, и обрабатывают
           на ней около 7 десятин озимого и ярового хлеба. Источником проживания этой
           группы являются: означенный засев и часть поступающих в церковь доходов от
           сборов и т.д. Денежными суммами заведывает сам настоятель Каллист.
           Прямого названия монастыря уже не существует, а имеется название Казанской
           церкви коллектива верующих с приходами ближайших деревень Ушаковки и Новая..."

        В ответ 08.12.1926г. поступила новая директива от губернских властей:
           " 1). На каком основании 20 человек монахов проживают в здании бывшего монастыря
               при Казанской церкви Жадовской пустыни?
             2). На каких основаниях монахи пользуются 7 десятинами пахотной земли, от
                кого она получена?
             3). Проведен ли через церковный совет наем 20 человек монахов как служителей
                культа названной церкви ...?
             4). Расследовать вопрос пользования монахами церковных сумм?"

        Вскоре у монахов за неуплату налогов конфисковали лошадь, после чего братии пришлось
        отказаться и от последних 7 десятин пашенной земли.
        После этого население пустыни сократилось до 5 человек (с настоятелем архимандритом
        Каллистом), но все еще продолжало пользоваться поддержкой прихожан.
        После этого начальник Губотдела ОГПУ отослал письмо в губернский административный
        отдел:
           "Просьба поспешить исполнением нашего N 15630 от 29/XI -26г. по вопросу
            окончательной ликвидации Жадовского монастыря".

        Однако жители Ушаковки и Новой никак не соглашались на "ликвидацию" монастыря,
        послав письмо в Жадовский волостной исполком:
           "Настоящим просим ВИК образовать в бывшем Жадовском монастыре приходскую
            церковь деревень Ушаковки и Новой Деревни со штатом:
            архимандрита Каллиста, двух иеромонахов, одного диакона и одного псаломшика...
            При этом просим оставить за нами ... всеми чтимую икону, здание церкви и
            возможное помещение под квартиры священнослужителей...
               Председатель приходского совета И.Авдеев.
               Член приходского совета староста Гусев.
               Настоятель — управляющий бывшего Жадовского монастыря Каллист. 2.03.1927г."

        Даже после формального закрытия церковной общины оставшиеся монахи продолжали служение.
        В июле 1929г. они доставили в пустынь парализованного блаженного старца Василия из с.Копышевка.
        Это послужило поводом для возбуждения против них уголовного дела:
            "Попы и монахи Жадовского монастыря в лице архимандрита Каллиста (Павлова
            Константина Егоровича), Фокина Аркадия Кирилловича и Аристова Дамаскина Герасимовича
            в целях извлечения доходов и иного рода поборов среди населения окружающих
            сел в июле месяце 1929г. привезли в монастырь неизвестного местному населению
            больного человека, которого и стали выдавать за юродивого святого для
            популяризации и привлечения большого количества верующих, объявив, что юродивый
            человек может творить чудеса. Благодаря чему со всех сел и деревень в монастырь
            приезжали верующие для поклонения юродивому — до 500 человек ежедневно.
            Несли пожертвования деньгами и холстом. Попы и монахи служили ежедневно службу
            в церкви в честь юродивого святого. Носили его на ключ, где также служили службу.
            По их наущению верующие с целью исцеления от болезней целовали больному
            руки и лицо...
            Во время работы по коллективизации монахи имели свое влияние на верующую
            массу крестьян, благодаря чему последние отказались вступить в колхоз.
            Неоднократно после службы в церкви собирали женщин и вели с ними беседы
            на разные темы антисоветского характера...".

        Вскоре архимандрит Каллист, иеромонах Дамаскин (Аристов Дмитрий Герасимович)
        и монах (будущий иеромонах) Аркадий (Фокин Александр Киреевич)
        были арестованы
      Аресты
        Симбирская губ., Корсунский у. (Ульяновская о., Барышский р.), Жадовская Казанско-Богородицкая пустынь, Казанская церковь при пустыни 
        Год ареста 1930 
        День ареста 14 
        Месяц ареста 3 
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю 
        10/04/1930 
        Приговор=5 лет концлагерей с заменой на высылку в Северный край через ПП ОГПУ на тот же срок 
        Групповое дело "Дело архимандрита Каллиста (Павлова) и др., Жадовская пустынь, 1930г." 
      Места заключения
        Белбалтлаг (строительство каналов Москва-Волга и Беломоро-Балтийского) 
        Год начала 1930 
        В лагере архимандрит Каллист повстречался с иеромонахом Жадовской пустыни
        Виссарионом (Бурдасовым Василием Никифоровичем), также отбывавшим наказание
        на строительстве каналов. Под впечатлением этой встречи иеромонах Виссарион
        написал дошедшее до наших дней [2000г.] стихотворение "Прощай, обитель!",
        поныне поющееся в тех местах.
        Дальнейшая судьба архимандрита Каллиста неизвестна
    Публикации ->
      1 ->
      Гуркин В.А. История Жадовской пустыни// Московский Журнал. 2005. N 6. С.51–54.