Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX Публикация Вестник РХД. 1972. N 104-105. Дела odk.53 => odk.53 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6
    Осуждения
      04/03/1950 
      Приговор=10 лет ИТЛ 
    Места заключения
      Коми АССР, Печерская ж.д., ст.Абезь 
      Год начала 1950 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1952 
      День окончания 20 
      Месяц окончания 7 
      Находясь в лагере для инвалидов Абезь у полярного круга, Карсавин написал ряд
      философских трактатов и сонетов, которые были позднее изданы за границей. В
      основе религиозно-философской системы Карсавина лежит идея всеединства.
      Религиозные взгляды Карсавина Густав А. Веттер в статье посвященной памяти
      мыслителя излагает следующим образом: "Если личность Иисуса Христа — наиболее
      совершенная индивидуальная личность, то Церковь является наиболее совершенной
      реализацией в эмпирии всеединого человечества ("Философия истории". Берлин,
      1925, с. 287). История человечества — не что иное как эмпирическое становление
      и погибание Церкви. Как для Христа, так и для Церкви существует закон
      умирания, — умирание, которое Карсавин, по-видимому, относит к чередованию
      внутри христианской религиозной культуры различных индивидуализаций: "очень
      многое говорит за то, что на смену умирающей западно-христианской ее
      индивидуализации нарождается иная, восточно-христианская или
      православно-русская, может быть, и не она одна" ("Философия истории", с. 214).
      Если эти слова допускают толкование в смысле равноправия всех христианских
      вероисповеданий, то в другом месте Карсавин утверждает, что история (в смысле
      изучения истории, исторической науки) должна быть не только религиозною;
      "необходимо пойти далее: история должна быть православною" ("Философия
      истории", с. 175). В лагере Карсавин был близок с православными священниками,
      но в последние дни своей жизни он не имел возможности встретиться с
      православным священником, и предложил православному мирянину Ванееву принять у
      него последнюю исповедь, но Ванеев посчитал, что он не готов принять эту
      исповедь, и пригласил католического священника для последнего напутствия
      умирающего Карсавина. Карсавин только исповедался, но никогда не принимал
      католичества. Кроме того, сознавая исключительную важность догмы о Триедином
      Боге, Карсавин неоднократно возвращался к вопросу о Filioque. энергично
      критикуя Filioque, поскольку в этой поправке к Символу веры видел католический
      рационализм и соответственно связывал Filioque с историческими особенностями
      Западного христианства