Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Публикация Архив М.Ф.Андреевой и А.Ф.Можанской. Машинопись. Дела okn.7
=>
okn.7
    [версия для печати] [pdf]
    Андреев Федор Константинович 
    Год рождения 1887 
    День рождения 1 (ст.ст. до %d февраля 1918г.) 
    Месяц рождения 4 
    Место рождения Санкт-Петербург 
    протоиерей 
    Специальность=кандидат богословия 
    Из зажиточной купеческой семьи — сын Новоладожского купца
    Родство Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1922г.] [с 1922г.] [1927-1928гг.] [лето 1927г. - зима 1928г.] [зима 1928г. - весна 1929г.]
      Образование
        Санкт-Петербургское 3-е реальное училище 
        Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров 
        Год поступления 1905 
        Год окончания 1908 
        Окончил 3 курса Института гражданских инженеров, однако затем испытал
        религиозный переломМосковская Духовная Семинария 
        Год окончания 1909 
        Окончил экстерном Московскую Духовную семинарию и в 1909 году поступил в
        Московскую Духовную АкадемиюМосковская Духовная Академия 
        Год поступления 1909 
        Год окончания 1913 
        День окончания 25 
        Месяц окончания 6 
        кандидат богословия 
        Блестяще окончив академический курс и показав незаурядные задатки ученого-богослова,
        Федор Константинович был оставлен на кафедре систематической философии и логики
        без прохождения курса профессорского стипендиантства
      Служение
        Московская губ., г.Сергиев Посад, Московская Духовная Академия 
        Должность=и.д. доцента по кафедре систематической философии и логики 
        Год начала 1914 
        Год окончания 1918 
        Важную роль в духовном развитии Ф.К.Андреева как мыслителя, тяготевшего к устроению
        всей жизни на православных началах, имело его участие в "Кружке ищущих христианского
        просвещения", которым руководил М.А.Новоселов и в котором участвовал А.Д.Самарин,
        о. Павел Флоренский и др.
        Кандидатская диссертация Федора Константиновича "Юрий Федорович Самарин,
        как богослов и философ" была посвящена славянофилу
        Ю.Ф.Самарину, где впервые подробному анализу подверглись его религиозные взгляды.
        Большой труд, проделанный молодым богословом, был одобрен и рекомендован к изданию.
        В Академии Федор Константинович сблизился с профессором кафедры систематической
        философии и логики А.И.Введенским, а потом с
        о.Павлом Флоренского, оказавшего на него огромное влияние.
        Все изданные до революции труды Андреева появились в журнале "Богословский вестник".
        Идеалом богословия Андреев видел создание "истории Церкви, построенной на последних
        научных изысканиях", но "согретых огнем веры". В годы преподавания в МДА, Андреев
        продолжал работать над сочинением о Ю.Ф.Самарине, готовясь к защите
        магистерской диссертации. По отзывам современников, благополучный, красивый,
        в ладно сидящем на нем сюртуке, Федор Константинович в эти годы больше походил
        не столько на богослова, сколько на светского "барина", которому все давалось
        легко. Суровость его суждений как-то не совсем вязалась с лощеной внешностью
        молодого преподавателя. Казалось, все шло к тому, что Федор Константинович,
        защитив диссертацию, станет видным православным богословом. Однако уже в
        предреволюционные годы у него назревает новый духовный перелом — чувство "некоего
        отвращения к делам житейским, включая и академические", как он говорил,
        "время самоопределения" — начался его поворот от научного богословия к практической
        церковной деятельности. Андреев принадлежал к кругу тех религиозных мыслителей,
        которые решили целиком посвятить себя Церкви. Колебания довершила
        революция — духовные академии закрылись, диссертация так и не была закончена.
        Федор Константинович окончательно вернулся в родной город
        Петроград, Михайловское училище 
        Должность=преподаватель русской словесности 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1921 
        Петроград, Пастырские курсы, Петроградский Богословский институт 
        Должность=профессор догматического богословия и литургики, заместитель проректора 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1922 
        В Петрограде Федор Константинович принял деятельное участие в организации работы
        Пастырских курсов, а затем и Богословского института. Преподавал апологетику
        и патрологию на Пастырских курсах и в Богословском институте (1920–1923гг.).
        Автор ряда работ по славянофилам, о Самарине Ю.Ф. и др. В 1919–1922гг. выступал
        с докладами в "Доме Ученых", утверждая в вере малодушную интеллигенцию и
        опровергая активно действующих среди профессуры проповедников унии с Римом.
        Федора Константиновича звали в религиозно-философские кружки, но тогда он уже,
        по его словам, "совершенно потерял вкус к внешней апологии веры"
      Рукоположение
        диакон 
        1922 
        День 17 
        Месяц 12 
        Кто рукоположил епископ Николай (Ярушевич) 
        иерей 
        1922 
        День 19 
        Месяц 12 
        Кто рукоположил епископ Николай (Ярушевич) 
        Неожиданно для всех Федор Константинович становится священником. Этот органический,
        естественный переход от светского студенчества к богословию, а от него к
        священническому сану и затем к подвижнической иерейской деятельности — это
        непрерывное духовное возрастание и примечательно в личности о.Феодора
      Служение
        Петроград, Казанский собор 
        священник 
        Год начала 1922 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1923 
        Одновременно преподавал апологетику и патрологию в Богословском институте.
        Всей своей жизнью он опровергает распространенное мнение, будто между философией
        и религией, знанием и верой лежит глубокий, труднопреодолимый барьер. Для
        о.Феодора такого барьера не было. Точно также не было противоречий между его
        религиозно-философскими взглядами и поведением в обыденной жизни. Эта внутренняя
        цельность — самая яркая черта в его образе
        Петроград, Сергиевский артиллерийский собор 
        священник 
        Год начала 1924 
        Год окончания 1927 
        После того, как Казанский собор был захвачен обновленцами, о.Феодор перешел в
        Сергиевский всей артиллерии собор на углу Литейного проспекта и Сергиевской
        улицы (снесен при строительстве "Большого дома" НКВД). О.Феодор был исключительно
        популярен среди паствы. Высокий, по-монашески худой, одухотворенный, он сразу
        привлекал к себе внимание. Молодой священник великолепно читал проповеди, и когда
        он служил, в храм св.Сергия стекалось множество народа. Он имел особый дар
        подхода к человеку, и желающих исповедоваться у него, несмотря на крайнюю
        строгость, было всегда много. По условиям того времени, служение о.Феодора было
        настоящим подвижничеством. Он писал о.Павлу Флоренскому в 1924 году: "Господь
        посылает большую физическую выдержку, позволяющую мне выстаивать, не сходя с
        места, 10–11-часовую исповедь... Никогда не ощущал так близко Бога, как в это
        скорбное время".

        Наряду с простыми людьми, вокруг о.Феодора сложился большой круг верующих
        прихожан из интеллигенции, среди его духовных чад были: философ С.Аскольдов,
        писатель Б.Филиппов, ученые-профессора, И.Андреевский — активный церковный
        деятель, жена философа Лосева. Как утверждает оказавшийся во время войны на
        Западе Б.Филиппов, о.Феодор был даже духовником о.Павла Флоренского. Более того,
        Флоренский открыто признавался всем, что "о.Феодор неизмеримо выше его, о.Павла,
        и как духовная личность, и как религиозный мыслитель".

        О.Феодор вел у себя дома кружок по изучению Библии и философии Литургии. На
        основе этих занятий он создал большой замечательный труд "Литургика", который
        о.Павел Флоренский назвал "непревзойденным", к сожалению, этот труд пока не найден
      Рукоположение
        протоиерей 
        1927 
      Служение
        Ленинград, собор Воскресения Христова ("Спаса-на-Крови") 
        протоиерей 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1927 
        День окончания 19 
        Месяц окончания 7 
        После "Декларации" митр.Сергия перешел в Спасский собор, где собралось
        непризнавшее ее духовенство, вошедшее в юрисдикцию митр.Иосифа (Петровых).
        Современники называли прот. о.Феодора одним из главных деятелей "иосифлянства",
        его идейным "центром". В этот период о.Феодор был особенно близок с М.А.Новоселовым,
        жившим на нелегальном положении.
        О.Феодор выделялся аскетизмом и строгостью жизни. Пользовался авторитетом
        ревностного пастыря и хорошего проповедника, обладал неотразимым обаянием
        чистой и светлой личности и художественно одаренной натуры. Был хорошим
        пианистом и художником
        Ленинград, Богословско-Пастырское училище 
        протоиерей 
        Должность=профессор 
      Места проживания
        Ленинград, ул.Жуковского, 63/21–7 
      Аресты
        Ленинград, ул.Жуковского, 63/21–7 
        Год ареста 1927 
        День ареста 14 
        Месяц ареста 7 
        Обвинение при аресте "занимался активной антисоветской работой и является членом антисоветской подпольной группировки" 
        В процессе следствия о.Феодору Андрееву и др. преподавателям
        Богословско-Пастырского училища было предъявлено обвинение в том, что
        "состоя преподавателями в богословско-пастырском училище, вели cреди
        слушателей к/р агитацию, с призывом вести борьбу с советской властью
        как богоборной, чинящей насилие над верующими"
      Осуждения
        10/11/1928 
        Статья ст.58–10,59–7 УК РСФСР 
        Приговор=за недостаточностью компрометирующего материала — следственное дело прекратить и сдать в архив 
        Групповое дело "Дело епископов Григория (Лебедева) и Гавриила (Воеводина) и др. Ленинград, 1927г." 
      Места заключения
        Ленинград, дом предварительного заключения 
        Год начала 1927 
        День начала 14 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1927 
        День окончания 19 
        Месяц окончания 11 
        Во время следствия содержался в ДПЗ Ленинграда.
        Был освобожден по подписку о невыезде до выяснения существа дела.
        Дело было закрыто только спустя год — 10 ноября 1928г.
      Служение
        Ленинград, собор Воскресения Христова ("Спаса-на-Крови") 
        протоиерей 
        Год начала 1927 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1928 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 9 
      Аресты
        Ленинград 
        Год ареста 1928 
        День ареста 8 
        Месяц ареста 9 
      Места заключения
        Ленинград, тюрьма 
        Год начала 1928 
        День начала 8 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1928 
        День окончания 7 
        Месяц окончания 12 
        "Не надо нам ваших советских прав, оставьте нам святое наше бесправие", —
        ответил о.Феодор следователю, склонявшему его признать Декларацию митр.Сергия.
        Вскоре в тюрьме у него горлом хлынула кровь. Тюремные
        врачи установили у него туберкулез горла и эксудативный плеврит. Определив, что
        ему осталось в тяжелой болезни жить не более месяца, ОГПУ сделало красивый жест:
        его отпустили домой без всякого приговора, выпустили на свободу умирать —
        чтобы лишить ореола мученичества
      Служение
        Ленинград, собор Воскресения Христова ("Спаса-на-Крови") 
        протоиерей 
        Год начала 1928 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1929 
        Месяц окончания 5 
        Безнадежно больной о.Феодор до весны 1929г. продолжал служить в храме "Спаса-на-Крови",
        который был центром иосифлянства. Поток желающих исповедоваться у ставшего уже
        широко известным священника-подвижника был бесконечен. Простудившись на исповеди
        во время Великого Поста, он вскоре скончался от туберкулеза и эндокардита
    Кончина
      1929 
      День 23 
      Месяц 5 
      Место Ленинград 
      Место захоронения Санкт-Петербург, Никольское кладбище в Александро-Невской Лавре 
      Отпевали о.Феодора в храме "Спаса-на-Крови". По мнению известного профессора
      СПбДА А.И.Бриллиантова, такого скопления людей на отпевании город не знал со
      времени похорон Ф.М. Достоевского.
      У его гроба собралось огромное количество людей, начиная от еп.Димитрия (Любимова)
      и оканчивая простыми мирянами. Похороны вылились в демонстрацию всеобщего
      преклонения перед христианским подвижничеством, мученичеством за веру. Траурное
      шествие от храма "Спаса-на-Крови" к Александро-Невской Лавре растянулось на
      несколько кварталов.
      В 1930г. при аресте вдовы о.Феодора был отобран и исчез в недрах НКВД весь его
      архив, в том числе тысячестраничная диссертация о Самарине, большой труд по
      Литургике, лекции, проповеди, письма... Труды, которые стали бы, конечно,
      весомым вкладом в православное богословие
    Публикации ->
      1 ->
      Голубцов С.А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода. Т.II. "Кафедры и личный состав Академии". Ч.4 "Сотрудники Академии в 1901–1919 гг". Архив ПСТБИ. Машинопись.
      2 ->
      Голубцов С.А., протодиак. Мученики и исповедники из корпорации Московской Духовной Академии начала ХХ века, пострадавшие от безбожной власти в 1920–1930-х годах. Архив ПСТБИ. Машинопись.
      3 ->
      Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.132–137.
      4 ->
      Священник Анатолий Жураковский. Материалы к житию. Париж, 1987. С.220.
      5 ->
      Фатеев В.А. От богословия к исповедничеству// Христианская газета Севера России. 1998. Вып.4. N 304. С.14–15 (102–103).
      6 ->
      Архив М.Ф.Андреевой и А.Ф.Можанской. Машинопись.
      7 ->
      Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999. С.19.
      8 ->
      Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917. С.26.
      9 ->
      Минувшее: Исторический альманах. 15. М.; СПб.: Atheneum: Феникс, 1993. 656с.; ил. С.535,600.
      10 ->
      Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.42.
      11 ->
      Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с. С.42.
    Документы ->
      Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-24095.