Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX Публикация "Яко мзда ваша многа на небесех..."// Московский Церковный вестник. 1999. N.17. Дела okn.43 => okn.43 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6
    Служение
      Тверская губ., с.Владычня, Покровский храм 
      архимандрит 
      Год начала 1927 
      Год окончания 1930 
      В 1925г. о.Сергий и матушка Елизавета переехали в с.Владычня, откуда была
      родом матушка. Они поселились в бревенчатом одноэтажном доме, в котором
      когда-то жил отец матушки протоиерей Владимир Исполатовский.
      Первое время о.Сергий не служил, но часто ходил молиться в Покровский храм,
      в котором стал служить с 1927г.
      Сразу же по приезде, а еще более после того, как он стал служить во Владычне,
      его стали посещать многие из его духовных детей.
      Среди окружающих он был известен как молитвенник и человек святой жизни.
      Несмотря на тяжелое время гонений, о.Сергий продолжал подвизаться как духовник
      и проповедник, посвящал все свое время для научения в вере, для поддержки и
      просвещения ближних.
      Духовные дети привозили ему продукты и одежду, большую часть которых он раздавал
      нуждающимся
    Аресты
      Тверская губ., с.Владычня 
      Год ареста 1930 
      Месяц ареста 2 
      Из доносов (от 30 и 31 января 1930г.):
          
      "По своему общественному, умелому подходу к народу с религиозной стороны
           заслуживает особого внимания. Действует исключительно религиозным дурманом.
           Опирается на темноту, выгоняет бесов из человека.
           Особенно способен на проповеди, которые говорил по два часа.
           В своих выступлениях с амвона призывает на единение и поддержку Церкви,
           религиозных целей. Результаты таких проповедей налицо: деревня Гнездцы
           категорически отказалась от вступления в колхоз. Словом, священник Сребрянский
           является политически вредным элементом, который должен быть срочно изъят...
           Был случай, когда одного рабочего на станции Крючково зарезало поездом.
           Этим воспользовался Сребрянский, говоря, что тот не веровал в Бога и говорил,
           что "пусть меня накажет Бог, если Он есть", и за это его наказало...".
      Через несколько дней о.Сергий был арестован
    Осуждения
      тройка при ПП ОГПУ 
      07/04/1930 
      Обвинение "систематическая а/с агитация с целью срыва мероприятий Соввласти в деревне с использованием религиозных предрассудков масс" 
      Статья ст.58–10 ч.2 УК РСФСР 
      Приговор=5 лет ссылки в Северный край 
      Дело Д.Р-25286. ЦА ФСБ РФ.
      Следователи вызвали свидетелей, но даже их искаженные свидетельства показывали,
      что о.Сергий был для народа подлинным старцем и подвижником, по молитвам которого
      совершались исцеления многих недужных:
            "Священника Сребрянского знаю постольку, поскольку со всей округи к нему
             съезжаются крестьяне для получения исцеления от недугов. Эта тяга шла и
             тогда, когда он не служил в церкви, и приемы шли на дому".
            "Поп Сребрянский в округе слыл за святого человека, исцелителя, народ
             приезжал к нему на квартиру...".

      Из протокола допроса второго священника Покровского храма:
            "...Народ его посещал... Однажды он рассказывал мне про чудо, совершившееся
             при вскрытии мощей свт.Митрофана Воронежского:
                 "Один комиссар при вскрытии мощей взял икону Митрофана, каковую принес
                  домой и бросил на пол, сказав квартирной хозяйке:
                         "Вот, вашего Бога бросаю, и Он меня не наказывает".
                  И вдруг с ним сделалось плохо, заболел, стал просить, чтобы его
                  отвели к мощам Митрофана, что и выполнили, и там он выздоровел"...
             Он рассказывал, что видел царя Николая во время открытия мощей прп.Серафима
             Саровского...
             Я читал его книжку о Русско-Японской войне, основная мысль которой была
             приучить народ к Вере, Царю и Отечеству...
             Он был очень хороший проповедник, но проповеди его касались исключительно
             религиозных вопросов...".

      Из обвинительного заключения (составлено 23 марта 1930г.):
            "Обвиняемый Сребрянский... с дореволюционного времени по 1930г. имеет
             непрерывную цепь активной борьбы против революционного движения...
             Его книга "Дневник полкового священника... ярко рисует....обвиняемого как
             монархиста и его борьбу с революционным движением в 1905г.. Основную
             мысль, вложенную в книгу, можно охарактеризовать словами обвиняемого:
             "крепкая вера в святые принципы — вера, царь и святая родина"...
             Сребрянский призывал к беспощадной борьбе с революционерами:
                 "Не будем не только слушаться крамольников, но, наоборот, постараемся
                  образумить их, обличить, привлечь к послушанию Богу и царю...".
             Убийство князя Сергея Александровича революционером Каляевым вызвало бурю
             негодования со стороны обвиняемого...
             Революция в столице также вызвала нападки со стороны обвиняемого...
             Октябрьская революция в Сребрянском не произвела сдвигов...,
             В 1922г он усиленно поддерживает к/р воззвание Патриарха Тихона об укрытии
             церковных ценностей, за что был присужден Коллегией ОГПУ к высылке...
             Приехав в район сплошной коллективизации, Сребрянский в целях поднятия
             авторитета стал выдавать себя за "святого человека", толпы женщин стекались
             для излечения болезней...
             Обвиняется в том, что:
                Являясь сторонником монархического порядка управления, систематически
                вел а/с агитацию с целью срыва мероприятий, проводимых Советской властью
                в деревне, используя религиозные предрассудки масс...".

      Виновным в предъявленных обвинениях о.Сергий себя не признал.
      Он был приговорен к 5 годам высылки в Северный край
      По данным [8]:
           "Вскоре он был арестован и приговорен к смерти. Сидел в камере смертников.
           ...Однако с выходом в 1927г. известной "Декларации" митрополита
           Сергия (Страгородского), где выражалась лойяльность Церкви по отношению
           к Советской власти, что спасло жизнь многим священникам, расстрел отцу
           Сергию (Сребрянскому) был заменен ссылкой"
    Места заключения
      Архангельская о., Пинежский р. 
      Год начала 1930 
      Год окончания 1933 
      О.Сергия поселили в одной из деревень на р.Пинеге.
      Здесь жило много сосланного духовенства. Сюда к нему приехала матушка Елизавета
      и Мария Петровна Заморина (она знала о.Сергия еще в Орле, впоследствии приняла
      монашество с именем Милица).
      Положение ссыльных было тяжелым. Прошла коллективизация, крестьянские хозяйства
      были разорены. Выжить можно было лишь, если присылались посылки, но посылки доходили
      только в то время, когда по реке было пароходное сообщение, которое прекращалось
      на зимний период и на время, когда сплавлялся лес.
      Находился он на лесозаготовительных работах.
      Работал на ледянке — вел по ледяной колее лошадь, тащившую бревна. Эта работа хотя
      была легче пилки и рубки в лесу, но требовала большой ловкости и скорости.
      Здесь о.Сергий, матушка Елизавета и Мария Петровна жили в домике как маленькая
      монастырская община.
      Благодаря своей подвижнической жизни, постоянной молитвенной настроенности,
      духовным советам и умению утешать страждущих вскоре стал известен как глубоко
      духовный старец, которому многие поверяли свои беды, в молитвенное предстательство
      которого верили.
      Северная зимняя природа произвела большое впечатление на о.Сергия, он вспоминал:
           "Огромные ели, закутанные снежными одеялами и засыпанные густым инеем,...
            такая красота... и кругом необыкновенная тишина, чувствуется присутствие
            Господа Творца и хочется без конца молиться Ему и благодарить Его за все
            дары, за все, что Он нам посылает в жизни, молиться без конца...".

      Несмотря на болезни (миокардит) и преклонный возраст, о.Сергий с помощью Божией
      выполнял норму. Когда ему приходилось корчевать пни, он делал это один и в короткое
      время. С начальством у него сложились благоприятные отношения. Все любили
      святого старца и неутомимого труженика, который со смирением воспринимал свою
      участь ссыльного. Детям он вырезал и склеил, а затем раскрасил макет паровоза с
      пассажирскими и товарными вагонами.
      Через два года ссылки из-за преклонного возраста, его болезней и за успешно
      выполняемую работу его решили освободить.
      Он был освобожден с лишением права проживания в Москве и Московской обл.
      В 1933г. о.Сергий с матушкой Елизаветой приехали в Москву, где смогли пробыть
      всего один день — простились с закрытой и разоренной обителью и выехали
      в с.Владычня Калининской (Тверской) обл., где у матушки Елизаветы были родственники