Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX Публикация "Яко мзда ваша многа на небесех..."// Московский Церковный вестник. 1999. N.17. Дела o12.1342 => o12.1342 Фотографии
3 Фотоальбом Фотоальбом o121342c.jpg Дела o12.1342 => o12.1342 Родство 1
ДелоРодства oal.13
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
    Служение
      Тверская губ., г.Вышний Волочек 
      Должность=издатель 
      Год начала 1902 
      К тридцати годам Новоселов преодолел соблазн толстовства и вернулся в
      Православную Церковь. Этому способствовала дружба с В.С.Соловьевым.
      Разойдясь с Толстым, М.А.Новоселов прервал с ним всякое общение.
      Последнее в жизни письмо из Оптиной пустыни было написано Л.Н.Толстым
      М.А.Новоселову. М.А. не успел уже на него ответить, но много позже говорил,
      что наверное, и не ответил бы, если бы даже Л.Н.Толстой остался жить:
      Михаил Александрович не принимал толстовского отношения к Личности
      Христа, в чем и заключался их непримиримый спор.
      В ходе своего дальнейшего духовного развития Михаил Новоселов сблизился с
      о.Иоанном Кронштадтским, со старцами Оптиной и Зосимовой пустынь.
      Его духовником стал игумен Герман из Зосимовой пустыни.
      Обретя Истину и Бога в лоне Православной
      Церкви, он всю свою дальнейшую кипучую деятельность посвятил служению
      ей. Опубликовал брошюру "Забытый путь опытного Богопознания". Этим выпуском
      началось издание новоселовской религиозно-философской библиотеки, при этом
      главной целью было привлечь внимание к великим духовным сокровищам,
      добытым святыми отцами и подвижниками, обращаясь к истокам христианства и
      выводя читателя на просторы духовного познания через Благодать Божию
      Москва 
      Должность=издатель, член Временного Совета обьединенных приходов г.Москвы 
      Год окончания 1922 
      В 1907г. создал кружок, названный "Кружком ищущих христианского просвещения
      в духе Православной Христовой Церкви". В него вошли его ближайшие
      друзья (священники о.Павел Флоренский и о.Иосиф Фудель, Ф.Д.Самарин,
      В.В.Розанов, В.А.Кожевников, С.Н.Булгаков, П.Б. и С.Б.Мансуровы, Н.Д.Кузнецов,
      Ф.К.Андреев).
      Кружок обычно собирался на квартире Михаила Александровича, который жил
      вместе с матерью напротив храма Христа Спасителя.
      Двери его квартиры были открыты для всех, здесь можно было
      встретить всю Россию — от странника-мужика и студента-богоискателя до
      знаменитого литератора или профессора Московского университета.
      Здесь кипела и ладилась работа при небольшом числе помощников.
      Главное, что отличало этот кружок — его строго церковное направление. Он
      пользовался покровительством ректора МДА еп.Феодора (Поздеевского) и
      духовно окормлялся старцами Зосимовой пустыни.
      Основной идеей кружка была мысль, что изменить жизнь к
      лучшему можно только на основе внутреннего изменения человека, которого
      можно достигнуть на основе совместного соборного изучения Св.Писания и Св.Предания.
      Люди стремились к интимному духовному общению, чтобы реализовать идею
      соборного богопознания. Михаила Александровича почитали за ясный и добрый характер,
      за чистоту души и намерений. По воспоминаниям члена кружка К.С.Родионова:
      "Это было чисто православное общество, а М.А.Новоселов был идейным
      руководителем Православия в Москве".

      Михаил Александрович снискал себе не только всеобщее уважение, но и любовь.
      За аскетическую жизнь, проводимую в мирской обстановке, за светлый характер
      его называли в Москве "белым старцем"
      В.В.Розанов подарил М.А.Новоселову свою книгу "Опавшие листья" с дарственной
      надписью: "Дорогому Михаилу Александровичу Новоселову, собирающему травы на ниве
      церковной и преобразующему их в корм для нашей интеллигенции. С уважением, памятью
      и любовью В.Розанов".

      В феврале 1918г. Советом объединенных приходов г.Москвы была выпущена листовка,
      призывающая верующих защищать храмы от посягательств богоборной власти.
      Новоселов продолжал работать в области духовного просвещения, предоставив
      свою квартиру для занятий Богословских курсов
      Московская губ., г.Сергиев Посад 
      Должность=послушник 
      Михаил Новоселов некоторое время был послушником в одном из московских
      монастырей.
      Вскоре понял, что это не его путь, смиренно вернулся в покинутую было им жизнь
    Места проживания
      Москва, дом Ковригиной (напротив храма Христа Спасителя) 
      Год окончания 1922 
      Вернувшись из монастыря, занялся делом составления и издания религиозно-философской библиотеки для народа. Темы его изданий не ограничивались одними узкоцерковными вопросами, но сводились к Православию как "Столпу и утверждению Истины".
      Его издательская деятельность продолжалась до 1917г. Всего вышло 39 выпусков "РФБ", кроме этой серии вышло около 20 непронумерованных книг, в которых разбирались более специальные вопросы. Новоселов издавал еще и "Листки РФБ", которые выходили двумя сериями: первая ("Семена царствия Божия") состояла из писаний святых отцов; вторая ("Русская религиозная мысль") содержала размышления о вере и религиозной жизни выдающихся русских писателей и ученых (всего вышло более 80 листков). В составлении популярных книг по святоотеческой литературе и церковным вопросам ему помогала дочь московского священника и сама знаток церковной литературы М.А.Викторова (В 1930-е годы она попала в лагеря, где приняла монашеский постриг). Из воспоминаний В.Д.Пришвиной [5], относящихся к началу 1920-х годов: "При первой встрече с ним за столом в квартире моего институтского друга у меня было то же, что много лет назад "толстовское" впечатление: ребенок в облике молодого старика. Ему не было тогда и 60 лет, но из-за седой его бороды и из-за моей собственной юности я его сразу отнесла к старикам. На свежем лице светились мыслью и весельем голубые глаза. Юмор не изменял "дяденьке" (так звала его вся Москва) в самые тяжкие минуты жизни. Если бы мне поставили задачу найти человека, ярко выражающего русский характер, я бы без колебания указала на Михаила Александровича. Был он широко сложен, но благодаря воздержанной жизни легок и подвижен. От природы он был одарен большой физической силой и в молодости славился в Туле как кулачный боец, о чем любил с задором рассказывать. В его существе разлита была гармония физической и нравственной одаренности, без тени болезни и надрыва. Шла ему любовь к цветам, к природе, к красивым вещам, которые он не приобретал, не хранил, но умел ими любоваться... Около М.А. все оживлялось, молодело, дышало благожелательством и бодростью, как будто в своей бесприютной, нищей и зависимой ото всех жизни он все-таки был ее господином и повелителем... Большая квартира Михаила Александровича походила скорее на книжный склад Над его постелью висел большой портрет его матери, умершей незадолго до этого. Он сказал мне: "Вас прошу, всех прошу: поминайте иногда рабу Божию Капитолину!"" М.А.Новоселов боролся с "Живой Церковью". Он рассылал доступно изложенные послания к мирянам и духовенству, направленные против обновленчества. Эти послания переписывались и распространялись добровольцами в разных концах страны. Написал книгу "Письма к друзьям" c 1922 по 1927г., когда церковь была вне закона и оцепеневшая от страха страна погрузилась в глухое молчание. А за горячее слово о христианской вере можно было заплатить не только свободой, но и жизнью. В то время "Письма к друзьям" распространялись в самиздате
    Аресты
      Москва 
      Год ареста 1922 
      День ареста 12 
      Месяц ареста 8 
      Обвинение при аресте сопротивление обновленцам 
      Была произведена попытка ареста, ордер был подписан зам пред.ГПУ Генрихом
      Ягодой. Но Михаил Александрович находился в тот момент в Оптиной Пустыни.
      Обыск не дал желаемых властям результатов. 19 марта 1923г. дело было прекращено
      и сдано в архив