Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.

(c)ПСТГУ,ПСТБИ (c) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][next][last]
NIKA_ROOT INDEX Публикация "Женская Оптина". Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря. М.: Паломник, 1997.
Дела o16.17
    [версия для печати] [pdf]
    Серафим (Романцов Иван Романович) 
    Год рождения 1885 
    День рождения 28 (ст.ст. до %d февраля 1918г.) 
    Месяц рождения 6 
    Место рождения Курская губ., Крупецкая вол., д.Воронок 
    схиархимандрит 
    Родился в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. После смерти
    родителей поступил в Глинскую пустынь
    Фотографии ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[с 1910г.] [с 1919г.] [1926-1934гг.] [1934-1946гг.] [с 1946г.] [1961-1975гг.] [1975-1976гг.]
      Служение
        Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородичная пустынь 
        Должность=послушник 
        Год начала 1910 
        Год окончания 1914 
        В 1914г. он был взят в армию и участвовал в первой мировой войне, в 1916г. был
        ранен и после выздоровления возвратился в обитель
        Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородичная пустынь 
        Должность=послушник 
        Год начала 1916 
        Год окончания 1919 
      Рукоположение
        монах 
        Ювеналий 
        1919 
        Место Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородичная пустынь 
        Кто рукоположил настоятель Глинской пустыни архимандрит Нектарий 
        Его старцем стал иеромонах Аристоклий (Ветер), научивший его чистосердечному
        ежедневному исповеданию. Благодать Божия дала ему вкусить сладость духовной жизни
        и тем пресекла вкус ко всему земному. Под руководством Глинских старцев он терпеливо
        переносил искушения, приобретал навык полного послушания и смирения. "Горячая
        молитва,- говорил он,- ограждала меня во всех трудных обстоятельствах моей жизни"иеродиакон 
        1920 
        Место Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородичная пустынь 
        Кто рукоположил епископ Рыльский Павлин 
      Служение
        Курская губ., Путивльский у., Глинская Рождество-Богородичная пустынь 
        монах, иеродиакон 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1922 
        После закрытия Глинской пустыни о.Ювеналий поселился в Драндском Успенском монастыре
        (Сухумская епархия)
        Абхазия, Сухумский округ, Драндский монастырь Успения Божией Матери 
        монах 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1926 
      Рукоположение
        иеромонах 
        1926 
        Место Абхазия, Сухумский округ, Драндский монастырь Успения Божией Матери 
        Кто рукоположил епископ Никон 
        схима 
        Серафим 
        1926 
        Место Абхазия, Сухумский округ, Драндский монастырь Успения Божией Матери 
        Кто рукоположил епископ Никон 
      Служение
        Абхазия, Сухумский округ, Драндский монастырь Успения Божией Матери 
        иеромонах, иеросхимонах 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1928 
      Места проживания
        Абхазия, г.Сухуми 
        Год начала 1928 
        В 1928г. был закрыт и Драндский монастырь. По воспоминаниям духовных чад старец Серафим некоторое время жил в пустыне на Сухой речке, недалеко от Сухуми, под руководством иеромонаха Савватия
        Казахстан, г.Алма-Ата 
        Год окончания 1930 
        До 1930г. жил в окрестностях Алма-Аты и работал сторожем на пасеке
      Аресты
        Казахстан, г.Алма-Ата 
        Год ареста 1930 
      Осуждения
        ././1930 
        Приговор=заключение в концлагерь 
      Места заключения
        Белбалтлаг (строительство Беломоро-Балтийского канала) 
        Год начала 1930 
        Был освобожден в 1934г.
      Места проживания
        Узбекская ССР, г.Ташкент 
        Год начала 1934 
        Киргизская ССР, Ошская о., пос.Токтогул 
        Год начала 1934 
        Киргизская ССР, Ошская о., г.Таш-Кумыр 
        Год окончания 1946 
        С 1934 по 1946г. о.Серафим жил в Ташкенте и в Киргизии — сначала в Токтогуле, затем в Таш-Кумыре. Жизнь о.Серафима была поистине аскетической, отшельнической. Он весь предался молитве, богомыслию. Зимой он жил в благочестивой семье Казулиных, много ему помогавшей. Возрастая духовно, о.Серафим не оставлял и других без духовного окормления. По ночам совершал он богослужения, исповедовал и причащал, проповедовал, давал душеспасительные наставления и всех приходивших к нему обращал на путь спасения. Из воспоминаний Надежды Григорьевны Казулиной [3]:
           "...Папа перевез нашу семью к своему брату в Токтогульские горы, а меня
           отдали в Ташкент учиться. В Ташкенте я жила под руководством старца Глинской
           пустыни отца Серафима (Романцова). Он в 1934г. вышел из лагеря очень истощенным,
           без паспорта, и наша семья 12 лет его прятала.
           Он то поживет у нас в Ташкенте, то отвезем его к брату отца в Киргизию, в
           Токтогульские горы, потом — к другому брату в Таш-Кумыр... "
      Служение
        Узбекистан, г.Ташкент, кафедральный собор 
        иеросхимонах 
        Должность=духовник 
        Год начала 1946 
        Год окончания 1947 
        Курская о., Путивльский р., Глинская Рождество-Богородичная пустынь 
        иеросхимонах 
        Должность=духовник, игумен 
        Год начала 1947 
        День начала 30 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1961 
        В 1947г. о.Серафим вернулся в Глинскую пустынь.
        Жил на втором этаже двухэтажной башни, за что его называли "столпником".
        В 1960г. назначен игуменом. Находился в монастыре до его вторичного закрытия.
        О.Серафим был духовником опытнейшим, знаток всех сокровенных движений человеческого
        сердца, обладатель духовных сокровищ, которые он приобрел долгим многотрудным
        подвигом. Особым духовным даром старца было умение принимать исповедь, вызывать
        людей на откровенность. О.Серафим умел дать почувствовать, что земная жизнь — это
        лишь подвиг временного странствования на пути к вечной жизни, он призывал людей
        к жизни христианской, совершенной, возвышенной. Все его наставления имели своей
        целью святость в смысле отрешенности от всего мирского. Пастырство о.Серафима
        было многогранно. Более всего стремился он привести своих духовных чад ко смире-
        нию, о котором писал: "...Всего необходимее для спасения смирение истинное,
        внутреннее убеждение, что вы хуже и грешнее всех и всего, но это величайший
        дар Божий, и приобретается он многими трудами. Тогда человек в душе своей ощу-
        щает такое спокойствие, которое никакими человеческими словами не изъяснимо.
        Истинно смиренный, если имеет какие от Бога дарования — молитву, или слезы, пост,
        то все оное тщательно скрывается, ибо похвала людская, как моль, все изъедает".

        В своих письмах и наставления о.Серафим постоянно предостерегал от осуждения
        ближних.
        День старца начинался с 2-х часов ночи, когда он исполнял свое келейное правило,
        затем неопустительно бывал на богослужении, после которого всего себя отдавал
        на служение ближним: принимал богомольцев, распределял их на жительство в пустыни,
        исповедовал, решал все возникающие вопросы, и так до позднего вечера. Ночью
        отвечал на письма. Переписывал сам и духовных детей благословлял переписывать
        отрывки из творений святых отцов, которые потом рассылал. Времени на отдых
        у о.Серафима оставалось совсем мало, но даже и это время он использовал для
        молитвы о своих пасомых
      Награды
        наперсный крест 
        Год награждения 1954 
        Кем награжден Патриарх Алексий 
        О.Серафима наградили за усердие и примерные труды на пользу Церкви Божиейнаперсный крест 
        Год награждения 1957 
        Кем награжден Патриарх Алексий 
      Служение
        Абхазия, г.Сухуми, кафедральный собор 
        схиигумен 
        Должность=духовник 
        Год начала 1961 
        Год окончания 1975 
        После закрытия Глинской пустыни схиигумен Серафим переехал в Сухуми.
        Никогда до этого Сухумский храм не был переполнен так, как при о.Серафиме. Он
        не только принимал людей, но и рассылал множество писем, отвечая на вопросы своих
        духовных детей. Как пастырь он жил во Христе, утвердился в истиной святости, был
        истинным мучеником, был достойным носителем благодати Христовой
      Рукоположение
        схиархимандрит 
        1975 
        Место Абхазия, г.Сухими 
        Кто рукоположил митрополит Сухумский и Абхазский Илия 
      Служение
        Абхазия, г.Сухуми, кафедральный собор 
        схиархимандрит 
        Год начала 1975 
        Год окончания 1976 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 1 
        18 декабря 1975г., во время всенощного бдения, о.Серафим почувствовал себя плохо.
        Он слег в постель. Все время старец читал вслух молитву Иисусову, а когда уставал,
        то просил других продолжать ее чтение. В течении двух недель он ежедневно
        причащался Святых Христовых Таин. 31 декабря старец закрыл глаза и уже ни с кем
        не говорил
    Кончина
      1976 
      День 1 
      Месяц 1 
      Место Абхазия, г.Сухими 
      Место захоронения Абхазия, г.Сухуми, Михайловское кладбище 
      2 января гроб с телом схиархимандрита Серафима был поставлен в кафедральном соборе
      г.Сухуми. Три дня не прекращались чтения Евангелия и служение панихид.
    Канонизация
      Преподобноисповедник схиархимандрит Серафим (Романцов) 
      Дата 25/03/2009 
      Кем канонизирован Священный Синод Украинской Православной Церкви 
      Кто представил Симферопольская епархия 
      Дни памяти
        1
          Старый стиль 09/09 
          Новый стиль 22/09 
          день памяти подвижников Глинской Богородице-Рождественской пустыни 
          Причислен к лику местночтимых святых
        2
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
    Публикации ->
      1 ->
      Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь. Москва. 1992. С.97.
      2 ->
      "Женская Оптина". Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря. М.: Паломник, 1997. С.392,719.
      3 ->
      Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. С.160.
      4 ->
      Выписка из журнала заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 марта 2009г.