Николай (Могилевский Феодосий Никифорович)
Год рождения 1877
День рождения 27
Месяц рождения 3
Неточная дата рождения 1877/06/08
Место рождения Екатеринославская губ., Верхне-Днепровский у., с.Комиссаровка
митрополит
Специальность=кандидат богословия
По данным [1],[6] год рождения 1874.
По данным [7] год рождения 1877.
По данным [8] родился 27.03/09.04 1877.
По данным [4] родился 06.08.1877, там же есть ссылка на дату 06.04.1877, которая
указана в биобиблиографическом каталоге МДА.
Родился 27 марта ст.ст. в семье псаломщика Никифора и супруги его Марии в день
Святой Пасхи. Отец его к концу жизни дослужился до звания протоиерея, был большой
знаток церковного пения и прививал эту любовь своим детям. Феодосий рос мальчиком
резвым, даже шаловливым, и отец иногда был вынужден сурово наказывать его.
"Отец у нас был строг, вспоминал Владыка, он был очень требователен к порядку
и исполнению заданных нам работ. Родитель не признавал никаких объективных
причин и та работа, которая нам поручалась, должна была выполняться в срок и
добросовестно. Семья у нас была большая, жалованье у отца псаломщика маленькое.
Поэтому нам приходилось работать и в поле, и на огороде, и по дому. Отцу надо
было всех накормить, одеть, обуть и выучить. Никто в нашей семье без образования
не остался. Отец наш знал множество пословиц и поговорок, но всем им предпочитал
одну: "Делу время, потехе час"... Мама наша была сама любовь. Она никогда не
кричала на нас, а если мы провинимся, то она посмотрит так жалобно, что станет
ужасно стыдно. И сразу даешь себе слово никогда не обижать ее, не доставлять ей
ничего неприятного"
Фотографии
Священноисповедник митрополит Николай (Могилевский), икона
Священноисповедник митрополит Николай (Могилевский), икона
Митрополит Николай (Могилевский)
Архиепископ Николай (Могилевский)
Архиепископ Николай (Могилевский)
Митрополит Николай (Могилевский)
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1904г.]
[1904-1907гг.]
[1907-1916гг.]
[1916-1919гг.]
[октябрь 1919г. - апрель 1925г.]
[май 1925г. - сентябрь 1927г.]
[1927-1937гг.]
[с 1937г.]
[1941-1942гг.]
[1942-1945гг.]
[июль 1945г. - февраль 1955г.]
[февраль-октябрь 1955г.]
Образование
Екатеринославское духовное училище
Екатеринославская Духовная Семинария
Год поступления 1893
Год окончания 1898
В 10 лет Феодосий поступил в Екатеринославское духовное училище, а через 6 лет
в Екатеринославскую Духовную семинарию. Он был очень усидчив, прилежен, имел
незаурядные способности, благодаря чему всегда был в числе первых учеников
Служение
Ростовский-на-Дону округ, с.Самарское, Свято-Духовская церковь
Должность псаломщик
Год начала 1898
День начала 7
Месяц начала 8
Год окончания 1898
Месяц окончания 9
Ростовский-на-Дону округ, Васильево-Петровская второклассная церковно-приходская школа
Должность учитель
Год начала 1898
День начала 25
Месяц начала 9
Год окончания 1901
Месяц окончания 9
Екатеринославский у., Романковская второклассная церковная школа
Должность учитель
Год начала 1901
День начала 18
Месяц начала 9
Год окончания 1902
Месяц окончания 9
Екатеринославский у., Романковская второклассная церковная школа (Второклассная церковно-приходская школа Саксогонского ?)
Должность старший учитель
Год начала 1902
День начала 11
Месяц начала 1
Год окончания 1903
По данным [8] работал учителем 2 года.
Закончив семинарию, Феодосий стал перед выбором: жениться и стать священником
или избрать монашеский путь. До принятия окончательного решения он недолгое
время служил псаломщиком, а затем поступил работать учителем во второклассную
церковную школу. В свободное от учения время он собирал сельскую молодежь и учил
петь народные, а затем церковные песни. В селе уменьшились драки, молодые парни
стали меньше тянуться к выпивке. Бывало даже, что родители приходили к Феодосию
с жалобами на своих великовозрастных сыновей и просили, чтобы он вразумил их.
Он полюбил село, в котором работал, и всех селян, но в то же время в нем окрепла
мечта поступить в монастырь, потому что только там, как казалось ему, возможно
всецело служить Господу. По истечении двух лет служения, в 1902г., Феодосий
отправился в Нилову пустынь Тверской епархии. Настоятель принял его ласково,
долго с ним говорил и благословил подождать год, чтобы было время подумать о
принятом решении. Феодосий вернулся в село, продолжив свое учительское дело.
Об этом времени Владыка вспоминал: "Подходил к концу данный мне на раздумье год.
Когда наступило время прощаться с дорогими мне детьми и молодежью, сердце мое
дрогнуло, возникли сомнения, а правильно ли я делаю, что оставляю их? Но желание
монашеской жизни пересилило привязанность к селянам. И я отправился к месту своего
нового служения в Нилову пустынь... Было это в 1903 году"
Тверская губ., Нилова пустынь
Должность послушник
Год начала 1904
День начала 10
Месяц начала 2
Год окончания 1904
День окончания 6
Месяц окончания 12
По данным [8] прибыл в Нилову пустынь в 1903г. По данным [4] послушник Ниловой
пустыни с 1903г.
Как новоначальный Феодосий проходил различные послушания: носил воду, рубил
дрова, пек хлебы, был кассиром на одном из монастырских пароходов, на котором
возили богомольцев на остров к монастырю. Затем, как окончивший семинарию и
имевший опыт преподавания, он был назначен наставником в подготовительную школу
для иноков, готовящихся к принятию священного сана
Рукоположение
монах
Николай
1904
День 6
Месяц 12
Место Тверская губ., Нилова пустынь
Принял постриг 6/19 декабря 1904г., в канун праздника свт. Николая, архиепископа
Мир Ликийскихиеродиакон
1905
День 27
Месяц 5
Место Тверская губ., Нилова пустынь
Кто рукоположил Николай (Налимов), архиепископ Тверской
Рукоположен в монастырском храме, в день памяти прп.Нила Столбенскогоиеромонах
1905
День 9
Месяц 10
Место Тверская губ., Нилова пустынь
Кто рукоположил Александр (Головин), епископ Старицкий
Служение
Тверская губ., Нилова пустынь
иеромонах
Должность благочинный
Год начала 1906
Год окончания 1907
Образование
Московская Духовная Академия
Год поступления 1907
Год окончания 1911
кандидат богословия
По данным [4] окончил МДА магистрантом.
В Академии о.Николай по благословению ректора, епископа Феодора (Поздеевского),
исполнял обязанности благочинного академического духовенства. Успешно закончив
Академию получил степень кандидата богословия за сочинение на тему "Учение аскетов
о страстях". 513.07.1909г. участник монашеского съезда в Троице-Сергиевой Лавре
с правом голоса от Ниловой пустыни
Рукоположение
игумен
1911
День 23
Месяц 9
По данным [8] в сан игумена возведен в 1915г.
Служение
Московская губ., г.Сергиев Посад, Московская Духовная Академия
иеромонах, игумен
Должность помощник инспектора
Год начала 1911
День начала 1
Месяц начала 8
Год окончания 1912
Месяц окончания 12
Полтавская губ., Полтава, Полтавская Духовная Семинария
игумен
Должность инспектор
Год начала 1912
День начала 11
Месяц начала 12
Год окончания 1915
Месяц окончания 4
Полтавская губ., г.Чернигов, Черниговская Духовная Семинария
игумен
Должность инспектор
Год начала 1915
День начала 3
Месяц начала 4
Год окончания 1916
Месяц окончания 10
По данным [8] переведен в Чернигов в 1913г. В 1915г. возведен в сан игумена.
По данным [4] назначен в Черниговскую Духовную Семинарию в 1915г.
К вопросу воспитания в духовных школах о.Николай относился не только с большой
ответственностью, но и с отеческой любовью, стараясь из своих питомцев взрастить
настоящих пастырей стада Христова, что считал главным делом Духовных семинарий и
Академий
Рукоположение
Служение
Иркутск, Княже-Владимирский монастырь
архимандрит
Должность настоятель
Год начала 1916
День начала 10
Месяц начала 10
Год окончания 1917
Месяц окончания 5
Иркутск, Иркутская учительская миссионерская школа
архимандрит
Должность заведующий
Год начала 1916
День начала 10
Месяц начала 10
Год окончания 1917
Месяц окончания 5
Полтавская губ., Чернигов, Черниговская Духовная Семинария
архимандрит
Должность ректор
Год начала 1917
День начала 12
Месяц начала 6
Год окончания 1919
Месяц окончания 8
Первый избранный ректор Черниговской Духовной Семинарии
Полтавская губ., Чернигов, Елецкий Успенский монастырь
архимандрит
Должность настоятель
Год начала 1917
Год окончания 1919
Киев, Всеукраинский Церковный Собор
архимандрит
Должность настоятель
Год начала 1918
Год окончания 1918
В 1918г. архимандрит Николай, как представитель духовно-учебных заведений,
участвовал в работе Всеукраинского Церковного Собора в Киеве, первая сессия
которого проходила с 7 (20) января по 9 (22) февраля 1918г. На осенней сессии
Собора, открывшейся 23 ноября, сонм православных архиереев участников Собора
постановил быть архимандриту Николаю епископом Стародубским, викарием Черниговской
епархии. Был назначен день хиротонии 4 декабря (память вмч. Варвары, которую
особо почитал Владыка) в Златоверхо-Михайловском монастыре. Но неожиданно
о.Николай заболел сыпным тифом и около двух месяцев пролежал в больнице при
Киево-Печерской Лавре. Хиротония была отложена. "Лежа в больничной палате,
рассказывал Владыка Николай, я часто задавал себе вопрос: почему моя хиротония
была отложена неожиданной моей болезнью? И пришел к выводу, что грехи мои были
тому причиной и болезнь дана мне для очищения души. Я решил провести генеральную
исповедь и исповедать перед духовником все мои грехи, начиная с семилетнего
возраста. Написав на бумаге все, что открыла мне память, я исповедовал, стоя на
коленях перед схимником, все, в чем осуждала меня моя совесть. Чудная то была
исповедь! Такой больше в жизни я не имел! Велика то была и милость Божия ко мне!"
Рукоположение
епископ
1919
День 26
Месяц 10
Место Чернигов
Кто рукоположил Пахомий (Кедров), архиепископ Черниговский и Нежинский, Иоанн (Доброславин), епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии
По данным [8] хиротония состоялась 20.10.1919.
По данным [1], [9] епископ Стародубский с 2(15).11.1919.
"В том, что моя хиротония состоялась в родном мне Чернигове, говорил впоследствии
Владыка Николай, где со мною молились и разделяли мою духовную радость любимые
мною и любящие меня черниговцы, я усматриваю особую благость ко мне Отца Небесного
и Святителя Феодосия Черниговского, незримо от раки святых мощей своих меня
благословляющего во время возложения на мою главу рук двух святителей. И еще
благодарил я Господа за то, что хиротония состоялась после того, как многие из
собравшихся на Собор в 1918 году архиереев к осени 1919 года уже эмигрировали за
границу и меня рукополагали не двадцать, а два архиерея, оставшиеся, несмотря на
смертельную опасность, на своих кафедрах. Слава Тебе, Господи, что я не оказался
в расколе, не убежал вместе с другими за границу, а остался на своей Родине"
Служение
Черниговская епархия
епископ
Должность епископ Стародубский, викарий Черниговской епархии
Год начала 1919
День начала 26
Месяц начала 10
Год окончания 1921
Черниговская епархия
епископ
Должность епископ Сосницкий, викарий Черниговской епархии
Год начала 1921
Год окончания 1923
По данным [4] епископ Сосницкий не ранее, чем с 15.09.1921.
По данным [9] епископ Сосницкий с 1921.
По данным [1] епископ Сосницкий с 1920.
По данным [6] с конца 1922г. несколько месяцев примыкал к обновленцам. Затем,
узнав о ложности действий последних, удалился от них и тайно скрывался в монастыре
"Божье дело", приписанном к Ниловой пустыни. Однако, по мнению лиц, близко знавших
Владыку, факт его пребывания в обновленчестве сомнителен и не вполне обоснован
Тульская епархия
епископ
Должность епископ Каширский, викарий Тульской епархии
Год начала 1923
День начала 6
Месяц начала 8
Год окончания 1923
День окончания 19
Месяц окончания 10
Тульская епархия
епископ
Должность епископ Тульский и Одоевский
Год начала 1923
День начала 19
Месяц начала 10
Год окончания 1925
День окончания 8
Месяц окончания 5
Владыка Николай занял непримиримую позицию по отношению к обновленцам, обличая
их с церковной кафедры и объясняя своей пастве гибельность этого пути
Места проживания
Москва
Год начала 1923
Год окончания 1925
Месяц окончания 11
По данным [4] епископ Тульский с 19.10.1923. (до декабря 1923г.?). В 19231925гг.
жил в Москве без права выезда.
По данным [8] приехал в Москву в 1924г.
Аресты
Осуждения
Коллегия ОГПУ СССР
././1924
Места заключения
Москва, Бутырская тюрьма
Год начала 1924
Год окончания 1924
В 1924г. Владыка приехал в Москву, где вместе с группой епископов, в числе
которых был архиепископ Феодор (Поздеевский), подвергся аресту органами ГПУ и
был посажен в Бутырскую тюрьму. Просидев там две недели, Владыка был выпущен.
12 апреля 1925г. епископ Николай был свидетелем и участником торжественного
погребения в Донском монастыре Патриарха Московского и всея России Тихона.
11 апреля 1925г. обновленческий "синод" выступил по поводу кончины Святейшего
Патриарха с призывом к "воссоединению" Церкви, которое должно было состояться,
по их планам, на "Поместном соборе Православной Церкви в СССР" в октябре 1925г.
Епископ Николай, следуя примеру непримиримых к раскольникам архиереев, сделал
предписание настоятелям и церковным советам не входить в переговоры с обновленцами.
Положение в Тульской епархии было тяжелое, большинство храмов захватили обновленцы,
епархиальное управление принимало все меры для привлечения православных к участию
в съезде и "соборе", но епископ Николай твердо держался непримиримой позиции,
результатом чего стал его арест в мае 1925г.
Аресты
Тульская епархия (?)
Год ареста 1925
День ареста 8
Месяц ареста 5
По данным [8] был арестован в мае 1925г.
По данным [4] был арестован в ноябре 1925г. в Москве, где проживал с 1923г. без
права выездаМосква
Год ареста 1925
Месяц ареста 11
Осуждения
Места заключения
Москва, Бутырская тюрьма
Год начала 1925
Год окончания 1926
Месяц окончания 6
Тверская губ., Нилова Пустынь
Год начала 1926
Месяц начала 6
Год окончания 1927
Резолюцией Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского)
от 19.01.(01.02)1926г. был указан в числе иерархов, рекомендуемых (в случае надобности)
"для участия в Высшем Церковном Управлении в лице предположенной к учреждению
коллегии" (осуществлено не было)
Служение
Орловская епархия
епископ Орловский
Год начала 1927
День начала 16
Месяц начала 9
Год окончания 1931
Месяц окончания 4
В апреле 1931г. уволен на покой по причине трудности жизни и служения в Орле
Аресты
Орловская губ.
Год ареста 1932
День ареста 27
Месяц ареста 7
Обвинение при аресте "руководство Орловским отделением контрреволюционной церковно-монархической организации "Ревнители церкви""
По данным [4] арестован 27.02.1932г.
Вместе с епископом Николаем было арестовано и проходило по делу 127 человек.
Епископа обвиняли в том, что он, при содействии 5 человек орловского духовенства
"явился руководителем и организатором контрреволюционной церковно-монастырской
организации "Ревнители Церкви", направлял контрреволюционную деятельность на
борьбу против Сов.власти и колхозного строительства. Для пополнения рядов
контрреволюционеров организовал два подпольных монастыря, проводил пострижение в
монашество, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. 5810, 5811 УК РСФСР".
На допросах в ГПУ Владыка дал такие показания: "Антисоветская деятельность моя
была проявлена при индивидуальном моем разговоре среди духовенства и мирян в
следующем виде: я принимал у себя и оказывал приют репрессированным Сов.властью
за антисоветскую деятельность. Так, по приказу высланному в г.Орел ... Назарию
предоставил квартиру и материальную помощь. Я пересылал деньги через близких
родственников находящимся в ссылке ... архимандриту Пантелеимону и Льву Адамову.
Оказывая материальную помощь, я считал их страдальцами за веру, укреплял их
морально, укреплял их способность бороться за дело религии. Из мест заключения
духовенства я получал известия об их жизни и в свою очередь сообщал о своей. Как
я уже показал ранее, я болел душой за закрытие Сов.властью монастырей... Моими
единомышленниками были игумен Алексий и игумен бывшего мужского Орловского
монастыря Ипполит Носик, которые стремились организовать вокруг церкви монашество
и пополнить монашество глубоко верующими людьми, стремящимися послужить религии.
Я стремление их поддерживал. Подбирали для этого подходящих, и я благословлял
игумена Ипполита на постриг их в монашество. Всего с моего разрешения постриглось
до 20-ти человек. Таким путем мы пополняли монашество новыми свежими кадрами. И
вопреки запрещениям Сов.власти организовывали монашество вокруг церкви, по сути
создали монастыри. Для более успешного объединения вокруг церкви религиозных
крестьян практиковали постриги схимниц, которых имеется в Орле несколько. Они
своим схимничеством известны далеко за пределами Орловского района. К ним на
поклон приходили крестьяне из других селений. Приходившие крестьяне задавали
всевозможные вопросы, в том числе и о колхозном строительстве. Помню случай, и
меня спрашивали вступать в колхозы? Я на это отвечал, что это дело безбожия,
я могу давать ответы на вопросы, связанные с религией. Мой ответ, конечно, не
мог удовлетворить спрашивающего. Но, в то же время, в колхозы ходить не следует,
как в безбожную организацию. С духовенством г.Орла я иногда беседовал о плохой
нашей жизни при Сов. власти, что я и переживал с наложением на меня больших
налогов, что частично и послужило моим уходом на покой"
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
07/12/1932
Обвинение "руководитель и организатор контрреволюционных групп церковно-монархической организации "Ревнители Церкви" в Орле, направлял их деятельность на борьбу против Соввласти и колхозного строительства, организовал 2 подпольных монастыря"
Статья ст.5810.ч.2, 5811 УК РСФСР
Приговор=5 лет концлагерей
Групповое дело "дело "Ревнителей церкви". 1932г."
По данным [8] обвинялся по статье 5810 УК РСФСР.
По данным [4] был осужден в ноябре 1932г.
Места заключения
Центрально-Черноземная о., Вологда (?), изолятор при ПП ОГПУ
Год начала 1932
Месяц начала 7
Год окончания 1932
Во время предварительного заключения содержался в изоляторе.
По данным [4] после приговора содержался в Вологодской тюрьме. Затем находился
в ссылкахВоронеж
Год окончания 1933
Мордовия, г.Темников
Год начала 1933
По данным [8] пересылка из Воронежа в Мордовию приходится на март-апрель 1933г.Чувашия, г.Алатырь
Нижегородская о., г.Саров
Год окончания 1937
Через четыре месяца после вынесения приговора Владыку из Воронежа отправили в
Мордовию в г.Темников, оттуда в Чувашию в г.Алатырь и, наконец, в Саров.
В течение пяти лет пребывания епископа Николая в лагерях ему помогала его
духовная дочь Вера Афанасьевна Фамушкина, хорошо знакомая ему по Орлу. Она
приезжала в те пункты, в которые этапировали Владыку, находила там верующих
людей, которые помогали кто чем мог в эти голодные годы, собирала милостыню и
передавала Владыке передачи, с которыми он делился с другими заключенными.
Вера Афанасьевна впоследствии приняла монашеский постриг с именем Варвара, а
перед кончиной схиму. Скончалась 30 июня 1974г. в Киеве, в Покровском монастыре.
О Сарове, где он пробыл довольно долго, Владыка рассказывал: "После закрытия и
разорения монастыря в его помещениях был образован исправительно-трудовой лагерь,
в который я и попал. Когда я переступил порог этой святой обители, сердце мое
исполнилось такой невыразимой радости, что трудно было ее сдержать. "Вот и привел
меня Господь в Саровскую пустынь, думал я, к преподобному Серафиму, к которому
в течение моей жизни неоднократно обращался я с горячей молитвой". Я перецеловал
в монастыре все решеточки и все окошечки. В те времена была еще цела келья
преподобного Серафима. В этом лагере было много лиц духовного звания. Вере
Афанасьевне каким-то образом удалось передать нам кагор и просфоры. Они были
испечены в виде обыкновенных булочек довольно темного цвета. И на этом приношении
в лагере мы тайно совершали Божественную Литургию. Антиминс нам тоже достала и
передала Вера Афанасьевна. Я все то время, что пребывал в Сарове, так и считал,
что нахожусь на послушании у преподобного Серафима, по молитвам которого Господь
посылает нам такое утешение, что мы можем служить в заключении Литургию и
причащаться Святых Христовых Таин. И не только я, но и все мои солагерники так
же считали, что Господь даровал нам большую духовную радость быть в послушании
у преподобного Серафима в Саровской пустыни"
Места проживания
Московская о., г.Егорьевск
Год начала 1937
Ивановская о., г.Киржач
Москва
После освобождения из лагеря епископ Николай не получил назначения на кафедру и
проживал сначала в г.Егорьевске, а затем в г.Киржаче. В этот период по вызову
Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) он часто
приезжал в Москву для исповеди митрополита Сергия и помощи в делах Патриархии.
Тогда он имел возможность служить в московских соборах Богоявленском Елоховском,
Богоявленском Дорогомиловском, в храме Сорока мучеников, что напротив Новоспасского
монастыря и Илии Обыденного. Много времени проводил Владыка в библиотеке Патриархии.
Впоследствии он вспоминал об этом времени: "Часто и подолгу проживал я у митрополита
Сергия, пользуясь его отеческой лаской и помогая ему"
Рукоположение
Аресты
Год ареста 1941
День ареста 27
Месяц ареста 6
Обвинение при аресте "возобновление антисоветской деятельности"
После ареста Владыка был помещен в тюрьму г.Саратова, где проводилось следствие.
Ему было предъявлено обвинение: "... в 1937 году отбыв наказание, возобновил
антисоветскую деятельность, установил связи с церковниками Москвы, Тулы, Орла и
других городов. Снабжал приезжавших епископов западных областей Украины, Белоруссии
и Прибалтийских республик антисоветской клеветнической информацией о положении
религии в СССР с целью вызова недовольства среди верующих. В марте 1941 года
встречался с епископами, приезжавшими из западных областей УССР. На одном из
собраний епископата он, в частности, заявил: "Большинство епископов в СССР
находятся в ссылках. Митрополит Сергий окружен небольшой группой епископов, к
которым не расположена масса верующих... Советская власть усиливает свое давление
на Церковь и верующих". Пользуясь информацией Могилевского, духовенство из
западных областей усилило распространение провокационных слухов: "Оказывается в
СССР нет архиереев. Мне об этом подробно рассказывал Николай Могилевский. Он
говорил, как пачками высылали архиереев в известные годы. Теперь их нет на Севере
России, на Украине, в Сибири... (епископ Алексий Громадский). Епископу Симону
(Ивановскому), приехавшему в Москву из Ровенской области, Могилевский заявил:
"Вас на Западной Украине ждет то же, что пережили мы здесь. Будьте готовы к
разгрому церкви и к террору над духовенством, к колхозным насилиям и к другим
подобным прелестям"
Осуждения
Особое Совещание при НКВД СССР
25/08/1941
Статья ст.5810,ч.1, 5811 УК РСФСР
Приговор=5 лет ссылки в Казахстан
Из следственного дела: "Произведенным по делу расследованием установлено, что
Могилевский, будучи враждебно настроен к Советской власти, систематически в своем
окружении проводил антисоветскую агитацию. Снабжал приезжавших епископов западных
областей Украины, Белоруссии и Прибалтийских республик антисоветской клеветнической
информацией о положении религии в СССР с целью вызова недовольства среди верующих.
В предварительном обвинении Могилевский виновным себя признал частично.
Обвинительное заключение составлено в Саратове 25 августа 1941 года".
Особое Совещание при НКВД постановило сослать обвиняемого в Казахстан сроком на
5 лет, считая срок с 27 июня 1941 г.
Места заключения
Саратов, городская тюрьма
Год начала 1941
День начала 27
Месяц начала 6
Во время следствия находился в Саратовской тюрьмеКазахская ССР, г.Актюбинск
Год начала 1942
Год окончания 1942
Из Саратова, где Владыка пробыл в общей сложности 6 месяцев, он был направлен в
Казахстан, в г.Актюбинск, а оттуда через 3 месяца в г.Челкар Актюбинской области
Служение
Казахская ССР, Актюбинская о., г.Челкар, Вознесенская община
архиепископ
Должность настоятель
Молитвенный дом в Челкаре в честь Вознесения Господня был зарегистрирован в 1946г.
Места заключения
Казахская ССР, Актюбинская о., г.Челкар
Год начала 1942
Год окончания 1945
День окончания 19
Месяц окончания 5
Челкар был небольшим поселением в глухой полупустыне на железнодорожной станции
и состоял из маленьких глинобитных домишек. Поезд, в котором ехал в арестантском
вагоне Владыка, прибыл на станцию Челкар ночью. Охранники вытолкали его на перрон
в нижнем белье и рваном ватнике. Оставшуюся часть ночи он просидел на вокзале, а
утром стал просить о помощи старушек, которые его пожалели и кое-как одели и
обули. Одна из них приютила Владыку у себя в сарае, где держала корову и свинью.
На работу его нигде не брали, так как он выглядел старше своих неполных 65 лет, и
чтобы не умереть с голоду Владыка вынужден был собирать милостыню. Так он прожил
до осени 1942 года. Физические силы были на исходе от недоедания и холода у
него развилось худосочие, тело покрылось нарывами, от грязи завелись вши. Он был
так слаб, что однажды потерял сознание прямо на улице. Лежащего на дороге Владыку
подобрал какой-то татарин и отвез его в больницу. Каждые десять дней этот татарин
передавал Владыке пару лепешек, несколько яиц и немного сахара. Поправлялся он
медленно, но когда начал подниматься с постели, то сразу стал помогать окружающим.
В больнице его полюбили и называли "дедушкой". Зная тяжесть его положения, один
молодой врач постарался продержать Владыку в больнице как можно дольше. Когда же
настало время выписки, Владыка, которому некуда было идти, стал молиться: "Куда
Ты, Господи, пошлешь меня, туда и пойду". Был конец зимы 1943 года. Неожиданно в
день выписки Владыке объявили, что за ним приехали. Это был все тот же татарин,
который помог и на этот раз. Когда появилась возможность служить, Владыка начал
совершать богослужения в доме одной женщины, потерявшей на войне мужа и двух
сыновей. Затем жителям Челкара удалось выхлопотать и построить молитвенный дом.
Владыка служил в собственноручно сшитом холщовом облачении, иерейским чином. Он
также крестил, венчал, отпевал усопших. 27 октября 1943 года Патриарх Сергий
направил в Совет по делам Русской Православной Церкви заявление, в котором просил
об амнистии 26 священнослужителям, в числе которых был и архиепископ Николай. Но
освобождения из ссылки так и не последовало. 10 октября 1944 года Владыка сам
направил в НКВД СССР просьбу о снятии с него звания "вольного ссыльного" и о
разрешении ему уехать в Россию "и там занять епископскую кафедру по назначению
Патриаршего Синода". Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 19 мая
1945 года он был освобожден досрочно. Получил освобождение 18 июня
Служение
Алма-Атинская епархия
архиепископ
Должность архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский
Год начала 1945
День начала 5
Месяц начала 6
Год окончания 1955
Месяц окончания 2
По данным [8] назначение на кафедру состоялось 05.07.1945г.
По данным [1], [4], [9] назначен 05.06.1945г.
Постановлением Священного Синода от 5 июля 1945г. была образована Алма-Атинская
и Казахстанская епархия, управляющим которой был назначен архиепископ Николай
(Могилевский). "Указом Патриарха, писал Владыка, я назначен в Алма-Ату...,
в город зелени, фруктов, красивый город столицу всего Казахстана. Слово
"столица" смущало мой немощный дух, я просился в маленький городок родной матушки-
России, но Господу, видится, угодно увеличить тяжесть архиерейского омофора.
Буди тако, яко изволися!..". После полученного назначения, с 21 августа до 17
сентября, Владыка находился в Москве. 22 октября он выехал в Алма-Ату и прибыл
туда 26 октября, в день празднования Иверской иконы Божией Матери. Владыка начал
служить в маленькой, отдаленной от центра города Казанской церкви. Православный
люд со всего города и его окраин стал стекаться в эту маленькую церковь, которая
не могла вместить в себя всех жаждущих духовного утешения. Владыка Николай стал
ходатайствовать об открытии расположенной в центре города Никольской церкви, и в
начале 1946г. она была передана общине верующих. Сразу приступили к ремонту храма,
и на Благовещение 1946 года, когда храм еще был в лесах, в нем прошло первое
богослужение. Никольская церковь стала кафедральным собором новообразованной
епархии. Епархиальное управление разместилось на ул.Кавалерийской, в северо-
восточной части города, а в пяти минутах ходьбы от него, на ул.Джетысуйской,
Владыка приобрел небольшой домик для своего проживания. В этом домике он дожил
до своей кончины. В то время ему шел уже 70-й год. Он был высоким и стройным, с
бодрой, совсем не старческой походкой. В его глубоко посаженных глазах, которые
поначалу могли показаться суровыми, обнаруживались благодушие и ласковость. При
служении он был величав, спокоен, монашеские поклоны полагал с юношеской легкостью.
Владыка Николай был по отечески прост и внимателен ко всякому человеку, в делах
был добросовестен. У него были установлены часы приема посетителей, и в эти часы,
если он не выезжал по приходам епархии, он всегда находился в своем кабинете.
Принимал всех, независимо от возраста, пола и национальности. И к нему шли, потому
что знали, что Владыка всегда даст хороший и дельный совет, при нужде поможет
материально, найдет доброе слово для утешения обремененных и страждущих. Он
никогда никому ничего не приказывал, только просил. Если дело было серьезное,
просил со слезами, и его кроткая просьба была сильнее приказа. В быту Владыка
был прост. С одинаковым радушием он принимал архиерея, священника и простого
мирянина. С удовольствием накормит обедом, напоит чаем. В еде он был невзыскателен,
ел все, что предлагали, только мало. Одевался также просто и вообще не любил
роскоши. Это был старец-архиерей-простец с добрым, любвеобильным сердцем. Служил
Владыка по возможности часто. Воспитанный в любви к церковному пению, во время
торжественных служб он часто сам руководил общенародным пением в храме, а в будни,
если не служил, то во время богослужения молился в алтаре или становился на клирос
читал, канонаршил, пел и сам регентовал. До самой смерти у него сохранялся
молодой сильный голос. Служил Владыка благоговейно, никогда не спешил. Он не
только требовал строгого исполнения устава, но всегда разъяснял смысл богослужений
почему поется или читается именно то, а не иное. Часто молился со слезами,
особенно во время Литургии. Когда пели "Тебе поем, Тебе благословим..." всегда
плакал. Объяснял это тем, что плачет от радости, что Господь сподобил его
совершать эту Литургию и от счастья, что может принести молитву за всех своих
духовных чад и пасомых. В июле 1947г. он был назначен временным членом Священного
Синода и вылетел в Москву на его заседание. Во время полета в самолете, на котором
летел Владыка, отказал один мотор, и самолет начал падать. Только благодаря
молитвам Владыки Николая все, кто летел в самолете, были спасены от неминуемой
гибели. Последние годы жизни Владыка часто недомогал, служил с трудом и только
по воскресным дням. Это заставило его попроситься на покой, за штат, но патриарх
Алексий его желания не удовлетворил, ответив, что Архиерей это офицер на посту,
которого сменяет только смерть
Москва
архиепископ
Должность Временный член Священного Синода Русской Православной Церкви
Год начала 1947
Месяц начала 7
Семипалатинская епархия
архиепископ
Должность временно управляющий
Год начала 1954
Год окончания 1955
День окончания 25
Месяц окончания 2
Награды
Право ношения креста на клобуке
Год награждения 1947
Награжден ко дню Святой Пасхи
Рукоположение
Служение
Семипалатинская епархия
митрополит
Должность временно управляющий
Год начала 1955
День начала 25
Месяц начала 2
Год окончания 1955
День окончания 25
Месяц окончания 10
Алма-Атинская епархия
митрополит
Должность митрополит Алма-Атинский и Казахстанский
Год начала 1955
День начала 25
Месяц начала 2
Год окончания 1955
День окончания 25
Месяц окончания 10
В феврале 1955г. по случаю 35-летия пребывания архиепископа Николая во епископстве
он был награжден саном митрополита. В августе Владыка тяжело заболел и уже не мог
посещать храм. 31 августа над ним было совершено таинство Елеосвящения. В ночь
с 20 на 21 сентября у него случился тяжелый сердечный приступ. Во время болезни,
в промежутках между приступами, Владыка продолжал интересоваться церковными делами,
заботился о передаче дел по управлению епархией. Он очень хотел поправиться к
Воздвижению, но этого не случилось. 25 октября, когда стало ясно, что приближается
конец, ему стали читать отходную, дали в руки зажженную свечу. С последними
словами канона на исход души святитель тихо испустил свой последний вздох. В это
время в Никольском соборе зазвонили к вечерне в канун празднования Иверской иконы
Божией Матери. Исполнилось ровно десять лет с того дня, когда Владыка прибыл в
Алма-Ату и вступил в управление епархией
Кончина
1955
День 25
Месяц 10
Место Алма-Ата
Место захоронения Алма-Ата, городское кладбище
28 октября 1955г. для погребения почившего митрополита Николая прибыл епископ
Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген. Божественную Литургию в этот день епископ
Ермоген совершал в сослужении 33 священнослужителей. После отпевания гроб с телом
почившего при пении ирмосов "Помощник и Покровитель" был обнесен вокруг собора.
До самого кладбища гроб несли на руках. Во время шествия торжественной процессии
крыши, заборы и деревья на ее пути были заполнены народом. Движение на улицах, по
которым несли Владыку Николая, прекратилось, так как народ шел за процессией
сплошным потоком и шествие растянулось квартала на три. По подсчетам сотрудников
милиции за гробом следовало 40 тысяч человек
Канонизация
Священноисповедник митрополит Николай (Могилевский)
Дата 20/08/2000
Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г.
Кто представил Алматинская епархия
Дни памяти
1
Старый стиль 12.10
Новый стиль 25.10
день блаженной кончины (1955г.)
2
Старый стиль 26.08
Новый стиль 08.09
обретение мощей (2000г.)
3
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
Публикации
1Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 19171943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.
С.875.
2Королева В. И стоять храму, и звонить колоколам// Простор. 1995. N 6.
С.89.
3Голубцов С.А., протодиак. Московская Духовная Академия дореволюционного периода. Т.II. "Кафедры и личный состав Академии". Ч.4 "Сотрудники Академии в 19011919 гг". Архив ПСТБИ. Машинопись.
С.3536,146.
4Голубцов С.А., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М.: Изд-во Православного братства Споручницы грешных, 1999.
С.21.
5Реквием: Книга памяти жертв политических репрессий на Орловщине. Т.3. Орел, 1996.
С.37,45.
6Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 19791989. Т.5.
С.192194.
7Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 1216 августа 2000г.
8Житие священноисповедника Николая (Могилевского), Митрополита Алма-Атинского и Казахстанского// Православный церковный календарь. 2001. Алматы: Храм Христа Спасителя в честь Рождества Христова, 2001.
С.115139.
9История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года. М.: ПСТГУ, 2006.
Документы
1ГА РФ. Ф.6991. Оп.2. Д.76.
Л.31.
2ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263.
Л.84.
3Архив УФСБ по Курской обл. Д.П-11015.