Аничков Игорь Евгеньевич
Год рождения 1891
Место рождения Санкт-Петербург
член православного братства
Специальность=крупный языковед, литературовед, профессор
Из дворянской семьи. Сын известного филолога и общественного деятеля Е.Аничкова
Фотографии
Аничков Игорь Евгеньевич
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1923г.]
[до 1938г.]
[1938-1978гг.]
Образование
Франция, Париж, лицей
Окончил лицей в ПарижеПетроградский университет, историко-филологический факультет
Год окончания 1915
Места проживания
Петроград
Год окончания 1923
До революции гвардейский офицер
Аресты
Петроград
Год ареста 1923
Обвинение при аресте "антисоветская агитация"
Подробности неизвестны
Места проживания
Ленинград, набережная Жореса, 324
Год окончания 1928
Научный сотрудник ИЛЯЗВ (Научно-исследовательского института сравнительной
истории литератур и языков Запада и Востока при ФОН Петроградского ун-та
(быв. Институт им. Веселовского), позднее Институт Речевой культуры,
преподаватель ФОН.
И.Е.Аничков был членом религиозно-философских кружков "Содружества 5-ти",
"Братства Преподобного Серафима Саровского", "кружка Тайбалина",
под руководством профессора богословия, историка Церкви Ивана Михайловича
Андреевского (в 19221925гг. профессора ФОН).
Из материалов архивного уголовного дела 1929г. ("дела А.А.Мейера"):
"...В декабре 1917г. создается маленький кружок (ядро) из
членов бывшего Петроградского религиозно-философского общества
сотрудников Публичной библиотеки и Академии Наук: Карташева А.В.,
Половцевой К.А., Мейера А.А., бывшего духовного проповедника, ...
Федотова Г.П.,.. и др., начинающих регулярно собираться на частных
квартирах...
В 1918г. в Петрограде получило начало религиозно-философское общество
"Содружество"...
В 1919 г. после вступления в "Содружество" новых лиц,
главным образом, И.М.Андреевского и Алексеева-Аскольдова
(монархистов по убеждению), "Содружество" ... стало ортодоксально-православным...
В 19221923гг. И.М.Андреевский, как... человек, связанный со средней
школой, обладающий организаторским талантом, начинает создавать кружки
молодежи...
Сперва все заинтересовываются литературными занятиями, классиками,
а затем под влиянием Андреевского, члены кружка дают обещание выполнять
церковные праздники, знакомиться с жизнью святых отцов, втягиваются в
церковную политику, слушают доклады Андреевского и других о церковном
расколе, принимают Тихоновскую позицию и переходят к обсуждению явно
политических вопросов...
В 1925г. к кружку Андреевского примыкает ряд преподавателей средних
и высших учебных заведений: Аничков Игорь Евгеньевич (преподаватель
Фонетического Института, бывший гвардейский офицер), Комарович, ...
которые становятся активными помощниками Андреевского по дальнейшему
развитию кружка.
Вскоре доступ для новых лиц в кружок прекращается, вводятся строгая
дисциплина и конспирация.
В начале 1927г. на одном из собраний кружка, устраивается молебен
(служит священник Тихомиров) во время которого кружок переименовывается в
братство, принимая имя последнего святого Серафима Саровского...
Кроме этих кружков, под руководством Андреевского существовал еще один
кружок, собиравшийся в квартире... Тайбалина Г.Г.
Супруги Тайбалины, заинтересованные лекциями А.А.Мейера, связавшись с
руководителем "Братства Серафима Саровского" И.М.Андреевским,
создают у себя самостоятельный кружок молодежи...
В 1925 г. кружок этот оформляется после некоторых собраний
в квартире Тайбалина в следующем составе, не считая самих Тайбалиных...
[Далее следует список из 16 фамилий участников кружка, где
Игорь Евгеньевич Аничков упоминается как активный его участник].
Занимаясь некоторое время отвлеченными вопросами, кружок скоро под
влиянием Тайбалина, Аничкова, Кепель, Миханкова и Аполлонской-Стравинской,
монархистов по убеждениям, принимает чисто монархическую окраску...
Кружок Тайбалина, существовавший до 1928 г., занимался обсуждением
церковных и политических вопросов в монархическом духе.
Почти на каждом собрании все разговоры сводились к оценке Октябрьской
революции, к утверждению, что революция с Православием не совместима,
и необходимости установления государственного строя, существовавшего
до революции, являющегося строем христианским.
В кружке читались различные доклады, из коих выделялись особенно своим
антисоветским содержанием доклады Андреевского "Оптина Пустынь" и
И.Е.Аничкова "Антихрист".
Последний в своем большом докладе доказывал, что Соввласть является
властью Антихриста, против которой нужно всеми средствами активно бороться..."
Аресты
Ленинград
Год ареста 1928
День ареста 21
Месяц ареста 2
Осуждения
Места заключения
Ленинград, Дом предварительного заключения (ДПЗ)
Год начала 1928
День начала 21
Месяц начала 2
Год окончания 1928
Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения
Год начала 1928
Белбалтлаг
Год окончания 1931
День окончания 31
Месяц окончания 1
Освобожден из Белбалтлага 31.01.1931г. с высылкой в Северный край на оставшийся
срокКоми АО, г.Сыктывкар
Год начала 1931
Месяц начала 2
Год окончания 1938
В 1938г. был освобожден из ссылки, вернулся в Ленинград
Места проживания
Ленинград
Год начала 1938
Год окончания 1941
Архангельск
Год начала 1941
В годы войны был эвакуирован в Архангельск, где преподавал в местном
Педагогическом институтеЛенинград
Год начала 1953
Год окончания 1978
В 19531959гг. профессор Ленинградского педагогического института
Кончина
1978
Место Ленинград (Санкт-Петербург)
Реабилитация
Дата 27/02/1993
По году репрессий 1928
Публикации
1Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999.
С.20.
2Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с.
С.44.
3Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с.
С.44.
4
http://zvezdaspb.ru/index.php?page=8&nput=646 (сайт журнала "Звезда". Дело А.А.Мейера).
Документы
Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-81213.