Марк (Бакалдин Дмитрий Александрович)
Неточная дата рождения 1888(1889?)г.
Место рождения Екатеринбург
епископ(?)
Специальность=кандидат богословия
Происходил из мещан г.Екатеринбурга
Фотографии
Бакалдин Дмитрий Александрович (в монашестве Марк)
1-й ряд третий слева иеромонах Марк (Бакалдин), инспектор Пермского пастырско-миссионерского училища во время паломничества в Верхотурье
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1920г.]
[до 1922гг.]
Образование
Екатеринбургское духовное училище
Год окончания 1904
Пермская Духовная Семинария
Год окончания 1910
Из воспоминаний В.А.Игнатьева о годах обучения в Пермской Духовной Семинарии [6]:
"...Декламаторы. Их было мало, и таланты их раскрывались только на семинарских
вечерах. Большую память о себе в этом отношении оставил Дмитрий Бакалдин.
Он поступил в семинарию из Екатеринбургского духовного училища и происходил,
как говорили, из екатеринбургских разночинцев.
Как декламатор, он умел импонировать публике, и одно появление его на эстраде
вызывало дружные аплодисменты.
Чем ближе он подходил к окончанию курса в семинарии, тем неохотнее
соглашался на выступления. Дело в том, что он больше и больше втягивался в
проповеднический кружок нового инспектора семинарии Н.И.Знамировского
[будущего архиепископа Стефана] и сознавал, очевидно, несоответствие
между проповедничеством и декламацией,т.к. его декламаторским амплуа были
преимущественно комические рассказы"Казанская Духовная Академия
Год окончания 1914
кандидат богословия
В 1914г. окончил Казанскую Духовную Академию первым по списку, удостоен степени
кандидата богословия и прав быть преподавателем и занимать административные
должности по духовно-учебному ведомству, а также не держать новых устных и
письменных испытаний при соискании степени магистра богословия
Рукоположение
монах
Марк
Пострижен в мантию с именем Марк во время обучения в Казанской Духовной Академии
в 19121914гг.иеромонах
1914
Возведен в сан иеромонаха в 1914г.
Служение
Пермь, Пермская Духовная Семинария
иеромонах
Должность преподаватель по кафедре истории и обличения русского раскола и обличительного богословия
Год начала 1914
День начала 15
Месяц начала 10
Год окончания 1918
День окончания 22
Месяц окончания 2
"Определением Святейшего Синода от 1015 октября 1914 года за N 9407,
постановлено: кандидата Императорской Казанской духовной академии иеромонаха
Марка (Бакалдина) назначить на должность преподавателя обличительного
богословия, истории и обличения старообрядчества и сектантства в Пермскую
духовную семинарию" [Зв2 (Церковные ведомости. 1914. N 43. С.497.)].
Уволен 9/22 февраля 1918г.:
"Святейшим Патриархом и Священным Синодом 9/22 февраля 1918 года за N 21,
постановлено: иеромонаха Марка уволить, согласно прошению, по болезненному
состоянию, от должности преподавателя Обличительного Богословия, Истории
и Обличения старообрядчества и сектантства в Пермской духовной семинарии".
[Зв2 (Церковные ведомости. 1918. N 910. С.47.)]
перепечатано в [3, С.95.)]
Пермь, Пермское пастырское миссионерское училище
иеромонах
Должность инспектор училища
Год начала 1914
Параллельно с преподаванием в Пермской Духовной Семинарии являлся инспектором
Пермского пастырского миссионерского училища.
Пермский краевед Т.Л.Морозова на сайте Пермской Митрополии [7] рассказывает
о сохранившейся уникальной фотографии о.Марка с учениками Училища, снятой
во время их паломнической поездки в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь
в декабре 1915г.:
"На фото сидят в первом ряду, слева направо: второй диакон Симеон Савкин,
третий инспектор Училища иеромонах Марк (Бакалдин), четвертый
настоятель Верхотурского монастыря архимандрит Ксенофонт (Медведев),
шестой диакон Михаил Трубин (к слову будущий обновленческий "митрополит")".
В "Пермских Епархиальных ведомостях" сохранилось прекрасное описание этой поездки,
составленное инспектором училища иеромонахом Марком (Бакалдиным).
[7 (Пермские Епархиальные Ведомости. 1916. N1314. Неофиц. отдел. С.329332.)]
Пермь, Пермские Пастырские Миссионерские курсы
иеромонах
Должность начальник курсов
Год начала 1916
Рукоположение
епископ?
По сомнительным данным митрополита Мануила (Лемешевского) [1], Марк (Бакалдин)
хиротонисан в 1920г. во епископа Владивостокского и занимал кафедру до 1922г.
По М.Губонину [3], Марк (Бакалдин) являлся епископом Владивостокским
с 1920г., затем Селенгинским.
По данным исследователя Зиминой Н.П. [Зв2]:
"Новейшие исследования позволяют полностью исключить версию о нем как о
правящем епископе Владивостокском в 19201922гг.
Согласно данным:
[История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки
иерархов по епископским кафедрам с 862г. 2-е изд., испр. и доп. М.:
Изд-во ПСТГУ, 2019. С.9293.],
до 18 февраля 1920г. Владивостокской епархией управлял архиепископ
Евсевий (Никольский).
По окончании Поместного Собора Российской Церкви 19171918 гг. в связи
с Гражданской войной он не смог выехать во Владивосток и оставался в Москве.
Временно управляющим епархией 15/28 мая 1918г. был назначен викарный
епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов), который не вступил в управление
в связи с арестом в Москве.
Решением Епископского совещания Сибирского соборного совещания в г.Томске
и определением Высшего Временного Церковного Управления Сибири от 9 декабря
1918г. временно замещающим Владивостокскую кафедру был назначен епископ
Самарский и Ставропольский Михаил (Богданов), бежавший из Самары на Восток
ввиду наступления большевиков.
[Зв2 (Сибирский благовестник. 1919. N 1. С.45.)].
18 февраля 1920г. архиепископ Владивостокский Евсевий был назначен
митрополитом Крутицким, а Преосвященный Михаил (Богданов) стал правящим
епископом Владивостокским и Приморским.
В октябре 1922г., незадолго до вступления в город отрядов красных партизан,
архиерей покинул Владивосток.
Рапортом от 5(18?) октября 1922г. он донес Временному Архиерейскому Синоду
РПЦЗ о своем прибытии в Токио
[Зв2 (Церковные ведомости. 1923. N 34. С.7.)].
4 декабря 1922г. вместе с архиепископом Японским Сергием (Тихомировым) и
епископом Камчатским Нестором (Анисимовым) в Воскресенском соборе Токио
епископ Михаил совершил хиротонию Павла (Введенского) во епископа
Никольско-Уссурийского, с назначением его временно управляющим
Владивостокской епархией.
Сам епископ Михаил с октября 1923г. проживал в Харбине, где скончался
22 июля 1925г.
Епископ Павел (Введенский) управлял Владивостокской кафедрой до лета 1923г.;
к тому времени он уклонился в раскол, но участия в лжесоборе обновленцев
(май 1923г.) не принимал.
По-видимому, по этой причине 20 мая 1923г. ВЦС раскольников назначил
во Владивосток Василия Смелова, женатого "епископа", управлявшего
обновленческой кафедрой до октября 1927г.
Православный же правящий архиерей был вновь назначен на кафедру лишь
после кончины епископа Михаила (Богданова) 13 ноября 1925г.
(епископ Киприан (Комаровский)).
Таким образом, в период 19201922гг. епископа с именем Марк на Владивостокской
кафедре не было (и лишь в 1929г. кафедру возглавил епископ Марк (Боголюбов)).
Этот вывод полностью согласуется со сведениями Н.В.Нумерова на 1/14 сентября
1921г.
[Зв2 (Косик О.В., Грюнберг П.Н., публ. Письмо Н.В.Нумерова митрополиту
Антонию (Храповицкому) от 1/14 сентября 1921г.// История иерархии Русской Православной Церкви.
Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862г. М.: ПСТГУ, 2006. С.871878.)].
Следует подчеркнуть, что ни в письме Нумерова, ни в списке архиереев
из следственного дела за 1937 год митрополита Серафима (Александрова)
нет никаких данных о факте епископской хиротонии иеромонаха Марка (Бакалдина).
[Зв2 (Ильяшенко Н.А. Состав иерархии Русской Православной Церкви
в преддверии Большого террора: Список архиереев из архивно-следственного
дела митрополита Серафима (Александрова) 1937г. // Вестник ПСТГУ. II: История.
История Русской Православной Церкви. 2014. Вып.3(58). С.114146.)]
В следующих "Пермских епархиальных ведомостях" имя иеромонаха
Марка не встречается вообще, даже в материалах по делам миссии:
[Зв2 (ПЕВ. 1918. N 47,9,1517.)] (N 1114 в доступе нет) и
[Зв2 (ПЕВ. 1919. N 1,2,34.)] (далее не выходили).
Нельзя исключить, что иеромонах Марк, по состоянию здоровья уволенный
от преподавания в Пермской Духовной Семинарии, скончался в период конца
марта начала мая 1918г.
Это можно уточнить по Пермским Епархиальным Ведомостям:
[Зв2 (ПЕВ.1918. N 1112,1314.)].
Если там сведений о кончине нет (они публиковали имена усопших), то
предположение о смерти не верно.
В трех номерах 1919г. (последний за 2-ю половину апреля 1-ю половину мая)
его имя среди погибших и скончавшихся не упоминалось.
По-видимому, Пастырские миссионерские курсы потеряли свою актуальность
и были в 1918г. закрыты"
Осуждения
././1922
По данным Цыпина В. с 1922г. был в заключении [2].
По сведениям [6, воспоминания В.А.Игнатьева], умер от туберкулеза, за год-два
перед этим похоронив свою сестру, скончавшуюся от той же болезни
Кончина
Неточная дата 1920-е годы
скончался от туберкулеза
Публикации
1Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 19791989. Т.4.
С.290.
2Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 19171997. Т.9. М., 1997.
С.90,748.
3Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 19171943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.
С.980.
4
http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/permsem.html (сайт А.А.Бовкало. Пермская Духовная Семинария).
5http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html (сайт А.А.Бовкало. Выпускники Казанской Духовной Академии).
6Игнатьев В.А. Воспоминания о Пермской Духовной Семинарии начала XX века. Часть II./ под ред.Бояршинова. ГКБУ "Государственный архив Пермского края". Пермь: ООО Продюссерский центр "Траектория", 2018. 320с., илл.
С.23,165,282.
7https://www.pravperm.ru/2021/04/19/... (Пермская митрополия Русской Православной Церкви. Публикации. Морозова Т.Л. Паломничество учеников Пермского Пастырско-Миссионерского Училища в Верхотурье).
Заявители
1протоиерей Валерий Лавринов
Предоставил фотографию2Зимина Нина Павловна, исследователь
Использованы материалы:
Церковные ведомости. 1914. N 43. С.497.;
Церковные ведомости. 1918. N 910. С.47.;
Сибирский благовестник. 1919. N 1. С.45.;
Церковные ведомости. 1923. N 34. С.7.;
ПЕВ. 1918. N 47,9,1517.;
ПЕВ. 1919. N 1,2,34.