Наследышев Василий Андреевич
Год рождения 1876
День рождения 26
Месяц рождения 3
Место рождения Область Войска Донского, Усть-Медведицкий округ, ст-ца Арчадинская (Волгоградская о., сельский округ г.Михайловска, ст-ца Арчединская)
протоиерей
Родился в ст-це Арчадинской Области Войска Донского в семье подъесаула Войска Донского.
По другим сведениям, родился в г.Кирсанове Тамбовской губ.
Фотографии
Протоиерей Наследышев Василий Андреевич
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1898г.]
[1898-1918гг.]
[1918-1922гг.]
[1922-1924гг.]
[1924-1934гг.]
[1934-1937гг.]
[1937-1938гг.]
Образование
Астраханская Духовная Семинария
Год окончания 1897
День окончания 21
Месяц окончания 6
21 июня 1897г. окончил Астраханскую Духовную Семинарию по I разряду со званием
студента
Служение
Астрахань, Астраханское духовное училище
Должность и.д. надзирателя-репетитора
Год начала 1897
День начала 10
Месяц начала 9
Год окончания 1898
День окончания 1
Месяц окончания 10
В 1898г. женился на Валентине Иларионовне Туберозовой, дочери протоиерея
Илариона Михайловича Туберозова, настоятеля Казанской церкви г.Астрахани.
Его трудами в 1907г. была построена новая церковь во имя Казанской иконы Божией
Матери
Рукоположение
диакон
1898
День 1
Месяц 10
иерей
1898
День 4
Месяц 10
1 октября 1898г. был рукоположен в сан диакона, а 4 октября в сан священника
и назначен штатным священником к городской Иоанно-Златоустовской церкви
Служение
Астрахань, Иоанно-Златоустовская церковь
диакон,иерей
Должность штатный священник, законоучитель, духовный следователь II городского округа
Год начала 1898
День начала 1
Месяц начала 10
Год окончания 1918
День окончания 19
Месяц окончания 4
18 сентября 1898г. о.Василий был назначен законоучителем вновь открытого
IX мужского приходского училища.
С 14 декабря 1898г. по 12 сентября 1899г. он был заведующим и законоучителем
церковно-приходской школы при приюте "Ясли".
12 сентября 1899г. перемещен законоучителем во II городское приходское училище.
В 1905г. был утвержден в должности духовного следователя II округа г.Астрахани
и постоянно с этого времени избирался вновь на каждое трехлетие на эту должность,
вплоть до февральской революции 1917г., после которой должности духовных
следователей были отменены
Рукоположение
протоиерей
1918
День 19
Месяц 4
19 апреля 1918г. ко дню Святой Пасхи о.Василий был награжден наперсным крестом
и возведен в сан протоиерея
Служение
Астрахань, Иоанно-Златоустовская церковь
протоиерей
Должность настоятель
Год начала 1918
День начала 19
Месяц начала 4
Год окончания 1922
С этого времени начинается служение протоиерея Василия в должности настоятеля
Иоанно-Златоустовской церкви.
10 марта 1919г. в Астрахани вспыхнуло стихийное восстание астраханских рабочих,
которое с неимоверной жестокостью было подавлено большевиками.
Во время боев Иоанно-Златоустовская церковь оказалась в самом эпицентре,
отчего и сам храм и все находившееся в нем подвергались большой опасности.
В большевистском военном руководстве были уверены, что на колокольне храма
восставшими якобы был установлен пулемет.
В действительности, никакого пулемета на колокольне Иоанно-Златоустовского
храма не было, а за белогвардейцев был принят звонарь, звонивший к вечерней
службе. Из рассказа очевидца:
"Часов в 5 дня советские войска стали обстреливать колокольню Иоанна
Златоуста. Как раз в это время кто-то забрался на колокольню и стал звонить.
Через минуту раздался орудийный выстрел и сбил купол этой церкви".
Правда, купол был не сбит, а поврежден, но колокольня действительно была
снесена выстрелом с миноносца "Московитянин".
Храм фактически был полуразрушен. Настоятелю о.Василию и приходскому совету
пришлось приложить все старания, чтобы восстановить его. Купол был в скором
времени отремонтирован, а вот колокольню восстановили лишь в 1923г.
После получения в Астрахани первого послания Святейшего Патриарха Тихона
с призывом к верующим о сдаче в пользу голодающих не связанных с богослужением
церковных ценностей, а также первых известий о намечающемся властями изъятии
церковных ценностей, в церкви Иоанна Златоуста было проведено собрание
церковного совета и прихожан. На собрании было предложено, чтобы предупредить
намечающееся властями изъятие, самим сдать те ценности, которые не имеют
отношения к богослужению. Вот как сам о.Василий описал эти события:
"В нашей церкви Иоанна Златоуста, еще до получения распоряжения
об изъятии церковных ценностей, был поднят вопрос о том, что необходимо
... ввиду чрезвычайных обстоятельств, часть церковных ценностей добровольно
пожертвовать на государственные нужды.
И после утвержденного решения этого вопроса в церковном совете, я вместе
с председателем совета по этому поводу ездил к управляющему тогда епархией
епископу Анатолию (Соколову),... но он отклонил сепаратное наше выступление и
обещал по этому поводу собрать общее собрание всех советов г.Астрахани".
Собрание это было собрано в Благовещенском монастыре, и здесь представители
всех астраханских приходов вынесли постановление, по духу соответствующее
предложению церковно-приходского совета Иоанно-Златоустовской церкви.
Но государство не хотело довольствоваться добровольными пожертвованиями Церкви,
и желало изъять все церковные ценности. По этому поводу в Астрахани была
проведена целая кампания, вследствие которой причты и церковно-приходские
советы многих астраханских церквей были обвинены в сокрытии церковных ценностей
и привлечены к суду.
В этом черном списке оказалась и Иоанно-Златоустовская церковь.
Причиною обвинения была, в основном, неподача вовремя описей церковного имущества,
утеря некоторых описей или несоответствие с описями 1918г. наличного церковного
имущества.
Все эти дела 20 сентября 1922г. были направлены в Особую Сессию Губсовнарсуда.
В июле 1922г. началась обновленческая смута в Астраханской епархии.
Управляющий епархией епископ Анатолий (Соколов) собрал в Иоанно-Предтеченском
монастыре все городское духовенство и уездных благочинных, зачитал им документ
об организации ВЦУ, сообщив, что "это вполне законная и преемственная церковная
власть". Он зачитал свое послание к духовенству и пастве, объяснив "законное
происхождение ВЦУ, которому следует подчиниться", и все духовенство,
включая протоиерея Василия, ничего не подозревая и ни в чем не сомневаясь,
подписалось под этим посланием.
Через полмесяца, в августе, епископ Анатолий вновь собрал духовенство. На этом
собрании была оглашена программа обновленческой "Живой Церкви", и вот тогда
все поняли, что означает ВЦУ.
На этом собрании было оглашено также послание митрополита Агафангела (Преображенского),
разоблачавшее обновленческую ложь, отчего среди духовенства поднялся шум, с
призывами не признавать обновленческое ВЦУ и епископа Анатолия.
Часть духовенства, в том числе прот.Василий, прот.Димитрий Стефановский и др.,
на следующий же день подали архиерею свои заявления, отвергающие законность
ВЦУ и требующие исключить их подписи на июльском послании епископа.
Говоря о последних, А.И.Кузнецов писал:
"Это были столпы. Верующие шли за ними, находили в них опору и возлагали
на них свои надежды".
В то же время обновленцы начали наступление на православные храмы, в чем им
оказывали большую поддержку местные власти. Обновленцам удалось захватить
более 10-ти городских церквей
Награды
наперсный крест
Год награждения 1918
День 19
Месяц 4
Осуждения
././1922
Обвинение "созыв нелегального собрания"
Приговор=из-под стражи освободить
В 1922г. протоиерей Василий привлекался к суду за "созыв нелегального собрания".
Подробности неизвестны.
Можно предположить [3], что дело было связано с кампанией по "изъятию церковных
ценностей", а также с начавшейся обновленческой смутой
Служение
Астрахань, Иоанно-Златоустовская церковь
протоиерей
Должность настоятель
Год начала 1922
Год окончания 1923
В конце 1923г. обновленцы начали кампанию по захвату Иоанно-Златоустовской церкви.
Аресты
Астрахань
Год ареста 1923
Месяц ареста 11
14 ноября 1923г., при переучете, "особой Правительственной комиссией имущества
Иоанно-Златоустовской церкви" была обнаружена "растрата серебряного напрестольного
креста и медной купели" и "найдено 60 серебряных и прочих предметов,
не записанных в церковную опись", что и было зафиксировано протоколом N 51,
копии с которого были отосланы Губпрокурору и ГПУ.
Вследствие всего этого настоятель Иоанно-Златоустовской церкви о.Василий Наследышев и о.
и священник той же церкви о.Федор Лебедев были арестованы и заключены в тюрьму.
У православной общины Иоанно-Златоустовского храма была отобрана регистрация
Осуждения
20/02/1924
Приговор="из-под стражи освободить за недоказанностью обвинения"
Места заключения
Астрахань, тюрьма
Год начала 1923
Месяц начала 11
Год окончания 1924
День окончания 20
Месяц окончания 2
В это же время обновленцы подали в Административный отдел заявление о регистрации
своей общины. Но православные прихожане Иоанно-Златоустовской церкви не желали
так просто отдавать свой храм раскольникам. Они собрали все необходимые
документы о регистрации новой общины.
20 февраля 1924г. им отказали, но они стали снова собирать документы и
ходатайствовать о закреплении храма за ними.
В это время о.Василий Наследышев был освобожден из заключения в связи с тем,
что обвинения, выдвинутые против него, не подтвердились
Служение
Астрахань, Иоанно-Златоустовская церковь
протоиерей
Должность настоятель
Год начала 1924
День начала 11
Месяц начала 8
Год окончания 1929
День окончания 7
Месяц окончания 8
После освобождения и оправдания о.Василия верующие православные снова стали
ходатайствовать о передаче им храма.
Воодушевляемые своим настоятелем, они стояли у ворот храма и не пускали в
него обновленцев.
В конце концов, долгое противостояние закончилось победой православных.
11 августа 1924г. Адм. отдел вынужден был дать регистрацию православной общине
Иоанно-Златоустовской церкви. Таким образом, Златоустовский храм оказался единственным
городским храмом, который православным удалось отбить у обновленцев.
По приезде в Астрахань архиепископа Фаддея (Успенского), о.Василий Наследышев
сразу же вошел в ближний круг его окружения, и участвовал во всех епархиальных
делах.
Приход Иоанно-Златоустовской церкви, также как и все православные приходы
г.Астрахани, участвовал в распределении расходов по содержанию архиерея и
Архиерейского дома.
Если Покровская церковь взяла на себя расходы, связанные с квартирой архиерея,
а Петропавловская церковь обеспечивала ежемесячную выдачу денег на продовольствие,
обувь, одежду, то Иоанно-Златоустовская церковь несла расходы за пользование
пролеткой.
Вообще при о.Василии Наследышеве Иоанно-Златоустовский храм превратился
в один из лучших приходов г.Астрахани.
Здесь был замечательный хор, которым управлял бывший регент Успенского
кафедрального собора Васильев.
Колокола храма были настроены по камертону.
Слепой звонарь Григорий Чаплыгин умел звонить с необычайным искусством, за что
даже был принят в члены профсоюза работников искусств.
15 марта 1928г. в Астрахань прибыл архиепископ Филипп (Ставицкий), архипастырь
мудрый, стоящий твердо на защите Православия.
О.Василий Наследышев при этом архипастыре, как и при владыке Фаддее, входил
в число наиболее деятельных его помощников.
Особенно это проявлялось в борьбе архиепископа Филиппа с обновленчеством.
Обновленцы обрушились в местной прессе на владыку Филиппа, на православное
духовенство, обливая их грязью и обвиняя в скрытых контрреволюционных замыслах
Аресты
Астрахань
Год ареста 1929
День ареста 7
Месяц ареста 8
Органы ОГПУ завели дело по поводу "контрреволюционной церковной группировки",
куда вместе с архиепископом Филиппом вошли, кроме о.Василия Наследышева,
другие наиболее активные и ревностные в защите Православия священнослужители:
о.Дмитрий Стефановский, о.Евгений Покровский, о.Дмитрий Алимов.
В местной прессе это дело окрестили дело "поповской пятерки".
Первыми под прицел Астраханского ОГПУ попали священники о. Дмитрий Алимов и
о.Василий Наследышев, арестованные 7 августа 1929г.
12 сентября были арестованы протоиереи Евгений Покровский и Дмитрий Стефановский,
а 26 сентября владыка Филипп (Ставицкий).
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
03/01/1930
Обвинение "антисоветская агитация, организация контрреволюционной церковной группировки"
Приговор=3 года высылки в Северный край через ПП ОГПУ
Групповое дело "Дело Астраханской "Поповской пятерки", Астрахань, 19291930гг."
Астраханский отдел ОГПУ выдвинул против о.Василия Наследышева и других
проходивших по делу обвинение в "контрреволюционной агитации" и в "участии
в контрреволюционной группировке".
Следователи, в первую очередь, хотели доказать тесную связь о.Василия
с архиепископом Филиппом и другими обвиняемыми.
Из показаний "свидетелей":
"Архиепископ Филипп по прибытии в г.Астрахань в 1928г.... тут же вскоре
завязал тесную связь со священнослужителями тихоновского течения, как то:
Покровским Евгением, Стефановским Дмитрием, Наследышевым Василием и
Алимовым Дмитрием.
Через указанную группу священников он проводил свое влияние и внушал
таковым о скором падении Советской власти".
"Наследышева и Алимова я знаю как хороших выполнителей воли архиепископа
Филиппа, которые всячески ненавидят Советскую власть. Но указать факты я
не могу. Наследышев и Стефановский ездили даже встречать архиепископа
Филиппа в Саратов".
"Филипп повел тесную связь со священниками Стефановским Дмитрием,
Покровским Евгением, Наследышевым Василием и Алимовым, которые зачастую
сообщались на квартире Филиппа. В квартире Филиппа все указанные
священники собирались исключительно вчетвером, по окончании службы и
сколько они там находились, я сказать не могу".
Один из "свидетелей", обновленец, показал:
"Филипп в своей квартире собирал какие-то собрания, где присутствовали
вышеуказанные священники, но что они там обсуждали, не знаю, только я
знаю, что священники Покровский Евгений, Наследышев Василий и Алимов
Дмитрий направляли старух собирать подписи с тем расчетом, что эти
подписи представить с заявлением в Исполком на предмет вмешательства
адм. органов и налоговых инспекций в староправославные церкви, и не
предъявляли таковых налогов, ибо церковь отделена от государства, и
поэтому власть не имеет права требовать и налоги".
Из показаний других "свидетелей":
"В начале июля, числа 79 дня 1929г., мне пришлось слушать проповедь
в церкви Иоанна Златоуста, в которой Наследышев Василий говорил:
"Существование Советской власти не жизненно, и если таковая существует,
то только до известного момента, т.е. до восстания Востока, и если
только загорится Восток, так в России водворится тот порядок, который
существовал раньше".
Все указанные слова Наследышев говорил на литературно-религиозном языке".
"Числа 2527 июля с.г. на ступеньках сторожки Иоанно-Златоустовской церкви,
в кругу ожидавших службы старух, Наследышев и Стефановский говорили о
трудностях жизни духовенства и верующих при Советской власти и указывали:
"Советское правительство сознательно ведет линию по разложению религии,
чтобы отобрать церкви под клубы. Такую линию советское правительство
проводит через непомерное обложение всевозможными налогами как
духовенство, а также и население, от которых хозяйство приходит
в нищету, а народ к голоду"".
"В отношении Наследышева я могу сказать только то, что он в своих
проповедях открыто говорил о скором падении Советской власти,
"ибо такая власть долго существовать не может в силу того, что она
своими непосильными налогами облагает крестьян и нас, духовенство,
мы скоро будем стоять перед таким фактом, когда весь мир иностранных
держав восстанет против этой власти, и она должна рухнуть".
"В связи с осложнением на Востоке, Наследышев говорил:
"Вот, православные, не далек тот час, когда мы будем освобождены
от ига Советской власти, и расцветем, как цветут розы в весеннее время.
Такие проповеди он говорил в начале мая или в конце июня 1929г.".
"30.12.28г. священник Наследышев В. после службы в Иоанно-Златоустовской
церкви, в своей проповеди говорил:
"Вот, православные граждане, у власти безбожников существует отделение
Церкви от государства, а в действительности отделения никакого не
видно, потому что они отбирают церкви под клубы, И, мало того, что
отбирают, они еще всячески издеваются над духовенством, представляя
таковых в своих карнавалах в самых неприглядных видах"".
На допросе, произведенном 9 августа, о.Василий, опровергая возводимые на него
обвинения, показал:
"Я никакой агитации не проводил, Советскую власть признаю как власть,
существующую по воле Божией.
Если я и говорил проповеди, то исключительно религиозного содержания,
и никогда не касался существующей власти.
17 апреля 1929г. я проповедь не говорил, а читал брошюру под заглавием
"Житие Марии Египетской", получивши эту брошюру от епископа Филиппа,
которую положено читать по церковному уставу. В брошюре против Советской
власти ничего не было, и от себя я ничего не прибавлял.
Во время моего нахождения в квартире епископа Филиппа, приблизительно
24 июня с.г., когда я носил ему жалование в сумме 40 руб. мы с ним
разговаривали только относительно поездки в Москву и о пении.
Филипп говорил, что в Астрахани певцы поют плохо, указывал, что пение
в церкви не церковное, а театральное.
Бывал я также в квартире епископа числа 10 каждого месяца, и Филипп
о власти никогда не говорил.
В отношении проповеди, сказанной 18.04.29г. епископом Филиппом
в Иоанно-Златоустовской церкви, он говорил о Марии Египетской,
о действиях благодати Божией. Я, как настоятель, следил за порядком.
Подробно о сказанной проповеди может сказать протодиакон Поздняков Антоний,
проживающий как будто по улице Сазонова, номер не помню.
30.XII.28г. я действительно служил в Иоанно-Златоустовской церкви и
говорил проповедь, в которой указывал, что современная наука не может
окончательно утверждать о том, что Бога нет, потому, что большая часть
мира недоступна исследованию современной науки, и приводил в пример,
что среди ученых много верующих людей, как то: Пастер, Кеплер и Ньютон,
и говорил ли я об отделении Церкви от государства, я не говорил,
но говорил, что безбожники в своих карнавалах представляют в неприглядных
видах духовенство".
К тому же, следствие выдвинуло о.Василию обвинение в "связи его до революции
с жандармерией", основываясь на таких показаниях "свидетеля":
"Я священника Наследышева Василия Андреевича знаю приблизительно 25 лет,
до революции он был следователем духовной консистории г.Астрахани,
и имел тесную связь с жандармским управлением, но что он там делал и
зачем туда ходил, не знаю".
О.Василий категорически отрицал свою связь с жандармерией:
"С жандармским управлением никаких дел и сношений совершенно не имел,
не имел знакомства, даже личного, ни с одним жандармом, и до сего времени
не знаю, где в Астрахани находилось или помещалось это управление,
так как никогда там не бывал и не имел желания бывать".
О.Василий полностью отвергал свою виновность, заявляя:
"Виновным себя совершенно не признаю, так как ни на деле, ни в душе
никогда не был противником Советской власти...
и поэтому прошу скорее снять с меня это тяжелое для меня, и незаслуженное
ничем мною это обвинение".
Вскоре было вынесено и обвинительное заключение:
"Показания обвиняемых: Ставицкого, Наследышева, Алимова, Покровского и
Стефановского полностью опровергаются свидетельскими показаниями, и
вполне изобличаются в антисоветских действиях против существующего
порядка управления Советской власти. Каковые обвиняемые при всяком
удобном случае стремились внушить темно-верующей массе о надвигающейся
войне, нежизненности Сов. власти и падении таковой.
На основании вышеизложенного... полагал бы: следственное дело N57
направить в коллегию ОГПУ, на предмет внесудебного расследования".
3 января 1930г. ОСО при Коллегии ОГПУ вынесло постановление по делу N88116
по обвинению Ставицкого Виталия Степановича, Алимова Дмитрия Емельяновича,
Покровского Евгения Ивановича, Стефановского Дмитрия Андреевича и Наследышева
Василия Андреевича. Все обвиняемые были осуждены на 3 года высылки в Севкрай
Места заключения
Астрахань, Астраханский тюремный замок "Белый Лебедь"
Год начала 1929
День начала 7
Месяц начала 8
Год окончания 1930
День окончания 1
Месяц окончания 3
Коми АО, Усть-Цилемский р., с.Ижма
Год начала 1930
Месяц начала 3
Год окончания 1930
Местом отбытия ссылки всем обвиняемым была назначена Коми АССР, поселок
Усть-Цильма. Здесь ссыльных распределяли по окрестным селам.
Астраханцев первоначально распределили в село Ижму.
К осени 1930г. осужденных перевели в с.Усть-ЦильмаКоми АО, с.Усть-Цильма
Год начала 1930
Год окончания 1934
В деле сохранилось удостоверение, выданное о.Василию Наследышеву 1 апреля 1932г.
уполномоченным по Усть-Цилемскому району:
"Дано настоящее адм.высланному Наследышеву Василию Андреевичу в том,
что ему разрешено проживать в с.Усть-Цильме АОГ.
Административно-высланный Наследышев обязан декадно 4, 14 и 24-го числа
являться на регистрацию в канцелярию Уполномоченного ОГПУ".
Кроме суровых условий проживания в северном климате, ссыльным приходилось
с весны 1931г. работать еще и на лесоповале.
Господь хранил о.Василия, несмотря на то, что рядом с ним от изнеможения и
тифа умирали очень многие.
В 1934г., отбыв срок ссылки, о.Василий получил разрешение вернуться в Астрахань
Служение
Астрахань, церковь свт.Иоанна Златоуста
священник
Должность бесприходный священник
Год начала 1934
Год окончания 1936
В Астрахани большинство храмов к тому времени были уже захвачены обновленцами,
но некоторые еще оставались у православных, в том числе Иоанно-Златоустовская
церковь. Правда, эти немногие храмы были переполнены священнослужителями,
и вернувшимся из ссылки священникам трудно было найти священническое место.
О.Василий Наследышев вынужден был ходить в родной храм, как простой прихожанин,
а жить исправлением различных треб: крещением и служением панихид.
В 1936г. обновленцы захватили и Иоанно-Златоустовскую церковь
Аресты
Астрахань
Год ареста 1936
В 1936г. о.Василий Наследышев снова был арестован
Осуждения
././1936
Обвинение "подделка документов"
Статья ст.72 УК РСФСР
Приговор=3 года лишения свободы
Безприходного священника местные органы ОГПУ обвинили в "подделке документов".
Он был осужден по статье 72 УК на 3 года
Места заключения
Астрахань, тюрьма
Год начала 1936
Год окончания 1937
Просидев в тюрьме несколько месяцев, о.Василий был досрочно выпущен на свободу
Служение
Астрахань, Князь-Владимирский храм
протоиерей
Год начала 1937
Некоторое время о.Василий посещал Князь-Владимирский храм, но вскоре
и тот был захвачен обновленцами
Астрахань, Покровская церковь
протоиерей
Год начала 1937
Год окончания 1938
У православных в городе фактически осталась одна действующая Покровская церковь
(не считая нескольких храмов на дальних окраинах). Сюда устремилось все
безприходное астраханское духовенство.
Иногда по праздникам в алтаре собиралось по 3040 священнослужителей.
Но их число постепенно таяло на глазах.
Начавшиеся с конца 1937г. повальные аресты уносили с собой то одного, то другого
служителя церкви. Все оставшиеся только ждали своего часа
Аресты
Астрахань
Год ареста 1938
День ареста 20
Месяц ареста 1
С начала 1938г., органы НКВД начали собирать сведения об о.Василии Наследышеве.
Из доноса:
"Прежде чем показать следствию о настоящей агитации Наследышева В.А.,
я хочу рассказать следствию о том, что в 1929г. Наследышев В.А. привлекался
к ответственности по ст.5810,5811 УК РСФСР, т.е. за организованную
контрреволюционную деятельность. Срок наказания, данный Наследышеву
за вышеупомянутые злодеяния, он отбыл в 1934г., после чего вернулся
на жительство в г.Астрахань.
Срок отбывания наказания не исправил Наследышева, а еще больше озлобил
его против существующего строя, и с этого года, т.е. с 1934г., Наследышев
вновь встает на путь борьбы с Советской властью, используя для этого
разного рода клевету на ВКП(б) и Советское правительство.
Вращаясь постоянно среди народа, Наследышев последнему старался всячески
привить антисоветские настроения. Сейчас трудно вспомнить все антисоветские
высказывания Наследышева, но они всегда сводились к тому, что "Советская
власть должна скоро пасть", к восхвалению старого режима (царского).
В последнее время Наследышев особенно рьяно клеветал на органы НКВД,
партию большевиков и Советское правительство. Он говорил:
"В лагерях опять появились кандалы, весь молодняк сейчас закован
в кандалы. Ведь сейчас, знаешь, любят создавать искусственные дела
и обвинения. НКВД и Нарсуды в настоящее время имеют задание, чтобы
больше арестовывать и судить, ведь, знаешь, нужны рабочие руки".
Касаясь вскрытия антисоветских центров, Наследышев говорил:
"Не материальные расчеты заставляли людей создавать центры и заговоры.
Генеральная линия партии неверна, вот против нее и борются рыковцы,
бухаринцы, троцкисты и т.д...
Все вскрываются новые заговоры, партия большевиков слаба, а этим
она себя убивает"...
Клевета на партию большевиков и Советское правительство единственная
тема разговоров Наследышева".
Остальные "свидетели", после предварительной обработки, также давали выгодные следствию
показания, немногим различаясь в своих словах:
"Наследышева В.А. знаю как служителя культа, священника и человека,
враждебно настроенного по отношению к ВКП(б) и Советской власти.
Наследышев среди населения г.Астрахани, и, в частности, среди прихожан
той церкви, в которой он являлся священником, пропагандирует антисоветские
взгляды и разного рода провокационные слухи.
Так, при обсуждении новой Сталинской конституции в 1937г., Наследышев
распространял вокруг нее антисоветскую клевету. Он доказывал прихожанам
отсутствие в СССР свободы слова, собраний, печати и пр.
Он также говорил, что "материальное положение трудящихся нашей страны
крайне тяжелое", и что "никакого права на труд у нас нет"".
"Наследышев пропагандирует среди населения антисоветские взгляды и
высказывает разного рода провокационные слухи. В 1937г. Наследышев
высказывал антисоветские взгляды по вопросу заработной платы рабочих,
считая, что "зарплата слишком низкая, не обеспечивает рабочих".
Он также неоднократно не довольствовался существующими ценами
на промтовары и продукты.
В неоднократных беседах с ним по вопросам религии и ее роли в государстве,
Наследышев заявлял:
"В СССР никакой возможности к существованию религии нет. Государство
прижимает религию, и, следовательно, лиц с религиозными убеждениями".
"Наследышева я знаю с 1937г. как служителя религиозного культа священника
и человека, враждебно настроенного по отношению к ВКП(б) и Советской власти.
Я сама неоднократно слышала от Наследышева, как он клеветнически и
оскорбительно отзывался об органах ВКП(б) и Советской власти.
Воспроизвести его разговоры я не могу, забыла".
20 января 1938г. о.Василий Наследышев был арестован органами НКВД.
При обыске у него не квартире была найдена литография по металлу портрет
отца Иоанна Кронштадтского
Осуждения
тройка при УНКВД СССР по Сталинградской обл.
13/02/1938
Обвинение "антисоветская агитация"
Приговор=высшая мера наказания расстрел
Из протокола допроса от 8 февраля 1938г.:
" Вы арестованы за проведение систематической антисоветской деятельности.
Признаете себя в этом виновным?
Нет, не признаю, т.к. никакой антисоветской деятельности я не проводил.
Вы говорите неправду. Следствием установлено, что вы, будучи враждебно
настроены, проводили антисоветскую агитацию, направленную против ВКП(б)
и Советской власти. Требуем говорить правду!
Я говорю только правду, антисоветской деятельности я не вел.
Вы продолжаете скрывать от следствия проводимую Вами антисоветскую
деятельность. Вам зачитывается выдержка из показаний свидетеля...,
изобличающих Вас в проводимой антисоветской деятельности. Признаете это?
Это я также отрицаю.
Вам зачитывается выдержка из показаний свидетеля... изобличающих Вас
также в проводимой антисоветской деятельности. Настаиваем на даче
правдивых показаний.
Нет, не признаю, и считаю показания свидетелей неверными".
9 февраля 1935 года была проведена очная ставка между о.Василием и одним
из "свидетелей", обвинявшим его в "антисоветской деятельности" и "клевете
на Сталинскую конституцию".
На эти обвинения, а также на требование признать себя виновным в
"антисоветской деятельности", о.Василий отвечал:
"Нет, не признаю, антисоветской работы я никакой не проводил".
11 февраля 1938г. было составлено обвинительное заключение:
"Наследышев В.А., будучи враждебно настроен по отношению к ВКП(б) и
Советской власти, до дня его ареста систематически проводил активную
антисоветскую деятельность...
В предъявленном обвинении виновным себя не признал, но достаточно
изобличается очной ставкой и показаниями свидетелей".
13 февраля 1938г. на заседании тройки при УНКВД Сталинградской обл. было
вынесено постановление:
"Наследышева Василия Андреевича расстрелять. Лично принадлежащее ему
имущество конфисковать"
Кончина
1938
День 8
Месяц 3
расстрел
Место Сталинград (Волгоград), полигон НКВД
Место захоронения Сталинград (Волгоград), полигон НКВД
8 марта 1938г. в 18.00 протоиерей Василий Наследышев был расстрелян.
Расстрел происходил где-то в районе г.Сталинграда (сейчас Волгоград),
на тайном полигоне, где всех расстрелянных сбрасывали в общую могилу.
Место могилы неизвестно
Реабилитация
Дата 00/00/1989
По году репрессий 1938
Публикации
Заявители
Руденко Кирилл, Воркутинское епархиальное управление