Виктор (Островидов Константин Александрович)
Год рождения 1878
День рождения 21
Месяц рождения 5
Место рождения Саратовская губ., Камышинский у., Золотовская вол., с.Золотое
епископ
Специальность=кандидат богословия
Родился 21 мая 1878г. в семье Александра Алексеевича Островидова
псаломщика Троицкой церкви с.Золотое и его супруги Анны Ивановны (1853г.р.).
До недавнего времени считалось, что год его рождения 1875г.
Именно этот год указан в следственных делах епископа Виктора 1920-х 1930-х гг.
в анкетах арестованного. Однако клировые ведомости села Золотого и документы
фонда Казанской Духовной Академии, в частности, аттестат воспитанника духовной
семинарии и диплом об окончании Духовной Академии свидетельствуют, что год
его рождения 1878г.
(Национальный Архив Республики Татарстан (НА РТ).Ф.10. Оп.1. Д.10435. Л.262,264.)
[27, С.11]
В семье Островидовых Константин был вторым ребенком, у него было четверо
братьев и две сестры: Сергей (1874г.р., расстрелян),
Мария (1882г.р.), Александр (1884г.р.), Лидия (1886г.р.),
Венедикт (1889г.р., в будущем священник, расстрелян в 1921г.),
Николай (1892г.р., в будущем священник, расстрелян в 1938г.)
Родство
1
брат священника
Островидов Венедикт Александрович
2
брат священника
Островидов Николай Александрович
Фотографии
Священноисповедник епископ Виктор (Островидов). Икона.
Священноисповедник епископ Виктор (Островидов). Икона.
епископ Виктор (Островидов)
епископ Виктор (Островидов)
епископ Виктор (Островидов)
епископ Виктор (Островидов)
Рака с мощами священноисповедника Виктора. Вятка. Свято-Троицкий женский монастырь
Епископ Виктор и иподиакон Александр Ельчугин
Епископ Виктор. Вятская тюрьма. 1922 год
Епископ Виктор (Островидов) в заключении
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1910г.]
[1910-1919гг.]
[1919-1920гг.]
[1920-1926гг.]
[1926г.]
[1926-1932гг.]
[1932-1934гг.]
Образование
Камышинское духовное училище
Год поступления 1888
Год окончания 1893
В 1888г. поступил в приготовительный класс духовного училища, в 1889г. окончил
первый класс приготовительного училища по первому разряду и был переведен в первый
класс училища. На протяжении всех четырех лет обучения в училище в 18891893гг.
в результате экзаменационных испытаний оказывался во втором разрядном спискеСаратовская Духовная Семинария
Год поступления 1893
Год окончания 1899
действительный студент
По окончании духовного училища поступил в Саратовскую Духовную Семинарию.
Во время учебы в семинарии с первого по пятый класс он находился во втором
разрядном списке. Шестой, выпускной класс он окончил по первому разряду.
"По окончании полного курса учения в семинарии... причислен педагогическим
собранием Семинарского правления, от 10/11 июня 1899г. к первому разряду
воспитанников оной и удостоен звания действительного студента семинарии".
16 июня 1899г. он подал прошение в правление Саратовской Духовной Семинарии
о выдаче ему на руки аттестата и отправился волонтером поступать в Казанскую
Духовную Академию.
13 августа он подал "покорнейшее прошение" преосвященному Антонию, епископу
Чистопольскому, ректору КДА на предмет допуска его к приемным испытаниям.
Он успешно выдержал экзамены и получив средний балл 4,086 20-е место в списке
по "сравнительному достоинству баллов", был зачислен на первый курс АкадемииКазанская Духовная Академия
Год поступления 1899
Год окончания 1903
кандидат богословия
За 4 года учебы в Духовной Академии он "при отличном поведении" проявил особенные
успехи в изучении гомилетики и истории проповедничества, педагогики, пастырского
богословия, метафизики, истории философии, а также еврейскому языку и библейской
археологии.
Во время учебы в Академии принимал деятельное участие в работе философского кружка
На втором заседании 19021903 учебного года в присутствии преосвященнного ректора,
инспектора и профессуры им был прочитан доклад на тему "Духовный элемент мировой
действительности".
Кандидатское сочинение его "Брак и безбрачие".
7 июля 1903г. ему был выдан диплом об окончании Академии со степенью кандидата
богословия с правом преподавания в семинарии, но Саратовскому епархиальному
начальству выпускник быль рекомендован на должность преподавателя русского языка
в духовном училище
Рукоположение
монах
Виктор
1903
День 28
Месяц 6
Кто рукоположил Архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий)
иеродиакон
1903
День 29
Месяц 6
Кто рукоположил Архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий)
иеромонах
1903
День 30
Месяц 6
Кто рукоположил Архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий)
Служение
Саратовская губ., г.Хвалынск, Свято-Троицкое подворье Саратовского Спасо-Преображенского монастыря
иеромонах
Должность настоятель, епархиальный разъездной миссионер (с 1904г.)
Год начала 1903
День начала 1
Месяц начала 8
Год окончания 1904
1 августа 1903г. иеромонах Виктор резолюцией епископа Саратовского и Царицынского
Гермогена был назначен противораскольническим миссионером в Саратовскую
епархию.
Направлен в г.Хвалынск. Стал настоятелем Свято-Троицкого подворья Саратовского
Преображенского монастыря.
Свято-Троицкое подворье было учреждено 5 декабря 1903г. для предотвращения развития
старообрядческого раскола в Хвалынском уезде, должно было служить миссионерским
нуждам, а со временем преобразоваться в самостоятельный монастырь.
Во время своего пребывания на Свято-Троицком подворье проявились незаурядные
дарования иеромонаха Виктора на поприще миссионерской деятельности.
В феврале 1904г. в зале музыкального училища Саратова он прочитал 3 лекции о
"недовольных людях" в произведениях М.Горького, собравшие большое число слушателей:
среди которых был саратовский губернатор Петр Аркадьевич Столыпин, ректор
Саратовской Духовной Семинарии и др.
В 1905г. эти лекции, а также его религиозно-философская брошюра "Заметки о человеке"
были опубликованы в Санкт-Петербурге.
18 марта 1904г. на заседании Саратовского епархиального комитета православного миссионерского
общества под председательством преосвященного Гермогена было принято решение
перепрофилировать миссионерскую деятельность иеромонаха Виктора на работу
с инородцами, и он был назначен на должность епархиального разъездного миссионера
Иеромонах Виктор занимался активной просветительской деятельностью среди чувашей.
Кроме управления Хвалынским подворьем и миссионерской работы на о.Виктора были
возложены и другие послушания.
13 марта 1904г. распоряжением преосвященнейшего Гермогена он был включен
в состав издательской комиссии при Саратовском епархиальном братстве Св.Креста,
а 19 марта утвержден в должности ее корректора.
Комиссия занималась изданием книжек, листков, картин и изображений
духовного и религиозно-нравственного содержания. Деятельность комиссии
находилась под непосредственным руководством епископа Саратовского и Царицынского
Гермогена и проводила еженедельные заседания в архиерейском доме.
Иеромонах Виктор продолжал заниматься литературно-богословскими изысканиями.
В феврале 1904г. он прочитал в зале музыкального училища три лекции
о "недовольных людях" по произведениям М.Горького.
Лекции собирали такое количество публики, что зал не мог вместить всех желающих.
Первые две лекции (15 и 22 февраля) посетил Саратовский губернатор П.А. Столыпин.
В 1905г. лекции были изданы в Санкт-Петербурге отдельной брошюрой.
За полтора года службы в Саратовской епархии иеромонах Виктор получил
одну богослужебную награду преосвященным Гермогеном 10 декабря 1903г.
был награжден правом ношения набедренника
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
иеромонах
Должность член Миссии, затем старший иеромонах
Год начала 1905
День начала 25
Месяц начала 1
Год окончания 1908
Указом Святейшего Синода от 25 января 1905г. N 680 по ходатайству преосвященного
епископа Саратовского иеромонах Виктор был назначен в состав Иерусалимской Духовной
Миссии старшим иеромонахом миссии.
Этим же указом о.Виктору давалось право ношения наперсного креста.
По данным [21],[22],[24] член Иерусалимской Духовной Миссии с 1904г.
Он прибыл в Иерусалим 28 марта 1905г., а уже 1 апреля вступил в исполнение
обязанностей по должности.
Исполняя обязанности старшего иеромонаха Миссии, иеромонах Виктор ежегодно
во время Великого поста объезжал учебные заведения РИППО в городах Назарете,
Дамаске и Триполи для исповеди и причащения русского учительского персонала.
1226 июля 1908г., находясь в отпуске в Киеве, иеромонах Виктор принимал
участие в 4-м Всероссийском миссионерском съезде в Киеве.
Сделал на съезде доклад об Иерусалимской Миссии
Архангельск, Архангельское духовное училище
иеромонах (игумен?)
Должность смотритель
Год начала 1909
День начала 13
Месяц начала 1
Год окончания 1909
День окончания 15
Месяц окончания 10
13 января 1909г. иеромонах Виктор был назначен инспектором и смотрителем
Архангельского духовного училища.
В исполнение обязанностей по должности смотрителя Архангельского
духовного училища иеромонах Виктор вступил 30 января 1909г., а уже
31 января 1909г. определением Святейшего Синода за N 15 был награжден
наперсным крестом повторно.
4 марта 1909г. о.Виктор был утвержден епископом Архангельским и Холмогорским
Михеем членом комиссии по делам раскола.
Не имея сердечного расположения к духовно-учебной службе и чувствуя себя на
ней крайне тяжело, иеромонах Виктор 26 сентября 1909г. написал прошение
митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) об освобождении
его от должности смотрителя и приеме в братию Александро-Невской Лавры.
Митрополит Антоний рапортом от 29 сентября выразил со своей стороны согласие
принять иеромонаха Виктора в число братии Лавры.
15(16) октября 1909г. указом N 8245 о.Виктор был уволен с должности смотрителя
Архангельского духовного училища и переведен в число братии Свято-Троицкой
Александро-Невской Лавры.
По распоряжению преосвященного Михея от 24 октября 1909г. иеромонах Виктор
исполнял обязанности смотрителя Архангельского духовного училища до
прибытия нового смотрителя, т.е. по 8 ноября 1909г.
Санкт-Петербург, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра
иеромонах (игумен?)
Год начала 1909
День начала 16
Месяц начала 10
Год окончания 1910
День окончания 22
Месяц окончания 11
О.Виктор прожил о.Виктор в Александро-Невской Лавре всего один год
Награды
набедренник
Год награждения 1903
День 10
Месяц 12
Кем награжден епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганев)
наперсный крест
Год награждения 1905
День 25
Месяц 1
Кем награжден Святейший Синод
наперсный крест
Год награждения 1909
День 27
Месяц 1
золотой наперсный крест
Год награждения 1909
День 31
Месяц 1
Кем награжден Святейший Синод
По другим данным, вторично награжден наперсным крестом 27 января 1909г.
Рукоположение
архимандрит
1910
День 22
Месяц 11
22 ноября 1910г. указом Святейшего Синода N 16542 был назначен настоятелем
Свято-Троицкого Зеленецкого третьеклассного монастыря с возведением в
сан архимандрита.
По данным [19],[24] возведен в сан архимандрита 22 октября 1910г.
Служение
Санкт-Петербургская губ., Ладожский у., Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь
архимандрит
Должность настоятель
Год начала 1910
День начала 22
Месяц начала 11
Год окончания 1918
При настоятельстве архимандрита Виктора было завершено золочение крестов
и иконостаса и другие активные работы по украшению обители, начатые при
его предшественнике архимандрите Серапионе.
За восемь лет настоятельства архимандрит Виктор четырежды менял казначея и
ризничего, а в сентябре 1917г. даже провел выборы на должность ризничего
Петроград, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра
архимандрит
Должность наместник
Год начала 1918
День начала 4
Месяц начала 10
Год окончания 1919
Месяц окончания 12
5/18 ноября 1918 года указом Святейшего Патриарха и Священного Синода,
по ходатайству митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина,
настоятель Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря архимандрит Виктор
был назначен наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.
Архимандрит Виктор возглавил Лавру в тяжелое время гражданской войны.
В исполнение обязанностей наместника Лавры архимандрит Виктор вступил ранее,
21 сентября/4 октября на основании телеграммы Святейшего Патриарха и резолюции
митрополита Вениамина.
На заседании Духовного Собора 21 сентября/4 октября, ввиду отсутствия средств,
было принято решение о невозможности открытия школы для малолетних певчих
в 1918/1919 году.
26 октября/8 ноября Духовный Собор Лавры принял решение из-за дороговизны,
дефицита и отсутствия у Лавры средств на продукты питания временно закрыть братскую
кухню, с увольнением служащих кухни с первого ноября.
В период наместничества архимандрита Виктора Александро-Невская Лавра лишилась
недвижимого имущества.
До конца своей жизни он оставался учеником и почитателем престарелого профессора
В.М.Несмелова, впоследствии "руководителя Казанского филиала "Истинно-Православной
Церкви""
Аресты
Петроград
Год ареста 1919
В заключении пробыл недолго и вскоре был освобожден
Рукоположение
епископ
1919
День 26
Месяц 12
Место Петроград
Поместный собор Православной Российской Церкви 19171918 гг.
постановил иметь в уездных городах викарные епископские кафедры.
Приводя в исполнение данное соборное определение, Святейший Патриарх
Тихон и Священный Синод указом N 3716 от 2/15 декабря 1919г. учредили Уржумскую
епископскую кафедру.
Тем же указом архимандрит Виктор (Островидов), наместник Свято-Троицкой
Александро-Невской Лавры был назначен епископом Уржумским, викарием Вятской
епархии.
Согласно указу, хиротония состоялась в Петрограде.
Хиротонисан 26 декабря 1919г./8 января 1920г.
Служение
Вятская епархия
епископ
Должность епископ Уржумский, викарий Вятской епархии
Год начала 1919
День начала 26
Месяц начала 12
Год окончания 1920
Первый епископ на этой кафедре.
Епископ Виктор прибыл в свой кафедральный город 23 января 1920г.
Православный Уржум встречал своего архиерея торжественно, в соответствии
с церковным этикетом и традициями гостеприимства колокольным звоном и
пирогами.
С тщанием и ревностью епископ Виктор приступил к исполнению архипастырских
обязанностей, много проповедовал.
Во время эпидемии тифа призывал верующих чаще прибегать к
святыне, кропить святой водой свои жилища
Из сводки Вятской губЧК:
"Духовенство города Уржума и его уезда, видимо, приободрилось, надеясь на
поднятие своего авторитета среди верующей массы с открытием в г.Уржуме
архиепископской кафедры и с приездом из Петрограда в Уржум на постоянное
место службы епископа Виктора, встреча которого носила чрезвычайно
торжественный характер: звонили колокола, в верующих массах сказывалось
особенное оживление и праздничное настроение, чего никогда не замечалось
при советских торжествах.
С приездом епископа церковь переполняется народом...
Местное население пропитано религиозным чувством и к советской власти
относится в большинстве своей массы недоброжелательно, поэтому Уржумская ЧК
находит появление в городе епископа нежелательным, а так как епископ Виктор
как личность не внушает доверия, по прибытии в Уржум не являлся в Отдел
управления для регистрации своих документов, то Уржумская ЧК нашла
необходимым провести у него обыск".
Не удовлетворившись февральским обыском, уржумские чекисты 16 апреля 1920г.
года конфисковали у владыки Виктора золотой напрестольный крест.
Весной 1920г. в Уржуме разразилась эпидемия тифа, епископ Виктор призывал
на проповедях окроплять свои дома святой водой. Карательные органы сочли это
недопустимым
Аресты
Вятка
Год ареста 1920
Весной 1920г. владыка Виктор был арестован за "агитацию против медицины"
Осуждения
Вятский губернский Ревтрибунал
27/05/1920
Обвинение "агитация против медицины"
Приговор=лишение свободы до окончания войны с Польшей
Места заключения
Вятка (Вятская о.), Вятский рабоче-исправительный дом
Год начала 1920
Месяц начала 5
Год окончания 1920
Находился в заключении в течение 5 месяцев и был освобожден
Служение
Вятская епархия
епископ
Должность епископ Слободский, викарий Вятской епархии
Год начала 1920
Год окончания 1921
Был назначен епископом Слободским, но, видимо, викариатством не управлял [25]
Томская епархия
епископ
Должность временно управляющий Томской епархией
Год начала 1921
Месяц начала 4
Год окончания 1921
Месяц окончания 9
По данным [21]:
Документов, подтверждающих его прибытие в Томск в 1921г., не имеется,
хотя в 1921г., он действительно был назначен временно управляющим
Томской епархией
Вятская епархия
епископ
Должность епископ Глазовский, викарий Вятской епархии
Год начала 1921
День начала 14
Месяц начала 8
Год окончания 1922
День окончания 24
Месяц окончания 8
По другим данным, назначен епископом Глазовским 14 сентября 1921г.
В 1921г. владыка Виктор был назначен епископом Глазовским с местом жительства
в Вятском Трифоновом в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре на правах
настоятеля.
В Вятке владыка Виктор был постоянно окружен народом, который видел в никогда не
унывающем архипастыре с твердым и прямым характером, спокойном и жизнерадостном,
поддержку для себя среди неустройств и тягот жизни.
В мае 1922г. управлял Вятской епархией в связи с кратковременным арестом
епископа Павла (Борисовского).
Во время возникновения в 1922г. обновленческого движения владыка Виктор не раз
обращался с посланиями к пастве, объясняя смысл происходящих событий и
разоблачая действия обновленцев, стремившихся разрушить канонический строй
Церкви и внести смуту в церковную жизнь.
31 мая 1922г. председатель обновленческого ВЦУ Антонин (Грановский) направил епископу
Виктору письмо с приглашением на обновленческий собор, который должен был
состояться в августе 1922г.
30 июня 1922г. архиепископ Вятский Павел (Борисовский) телеграмму от центрального комитета
"Живой Церкви" с требованием создавать местные группы этой организации.
23 августа 1922г. в Вятку прибыл уполномоченный ВЦУ.
Добиться содействия владыки Павла в созыве общегородского собрания духовенства
ему не удалось. Тогда уполномоченный ВЦУ направился в Трифонов монастырь
в надежде получить поддержку епископа Виктора.
Епископ Виктор категорически отказался от какого-либо сотрудничества с обновленцами.
Уполномоченного обновленческого ВЦУ епископ Виктор не пустил к себе даже на порог.
На следующий день владыки Павел и Виктор составили послание к вятской пастве:
в котором объявил ВЦУ самозваным и неканоничным и предостерегли верующих от
контактов с обновленцами.
Епископ Виктор обратился к вятской пастве:
"Умоляю вас, возлюбленные во Христе братья и сестры, а наипаче вас, пастыри и
соработники на ниве Господней, отнюдь не следовать сему самозванному раскольническому
соборищу, именующему себя "церковью живой", а в действительности "трупу смердящему",
и не иметь какого-либо духовного общения со всеми безблагодатными лжеепископами
и лжепресвитерами, от сих самозванцев поставленными".
Кроме того, в послании Вятская епархия объявлялась автокефальной (на основании
послания Заместителя Патриарха митрополита Агафангела (Преображенского) от
18 июня 1922г., в котором содержался призыв к епархиальным архиерееям не
подчиняться обновленческому ВЦУ и временно управлять своими епархиями самостоятельно.
Вятка, Трифонов мужской монастырь
епископ
Должность настоятель
Год начала 1921
День начала 14
Месяц начала 9
Год окончания 1922
Месяц окончания 8
Вятская епархия
епископ
Должность епископ Орловский, викарий Вятской епархии и временно управляющий Глазовским викариатством Вятской епархии
Год начала 1922
День начала 25
Месяц начала 8
Год окончания 1922
25 августа 1922г. епископ Павел (Борисовский) назначил епископа Виктора
"временно управляющим Орловского уезда на правах самостоятельного епископа с
местожительством в г.Вятке и Трифоновом монастыре с именованием
"епископ Орловский". Глазовская кафедра объявляется свободной, до замещения ее
делами заведует епископ Виктор"
Аресты
Вятка, Трифонов монастырь
Год ареста 1922
День ареста 26
Месяц ареста 8
По другим данным, арестован 25 августа 1922г.
Из анкеты в следственном деле: "Состав семьи: брат Александр помощник
начальника пароходной кампании в Камышине, брат Николай священник г.Дубовка,
мать Анна Ивановна (70 лет, старица), ее сестра Мария Ивановна (42 года,
вдова, больная) проживают в Камышине".
Арестован вместе с епископом Вятским и Слободским Павлом (Борисовским), через
несколько дней был доставлен в Москву, в Бутырскую тюрьму
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
23/02/1923
Обвинение "связь с подпольными монархическими группировками, распространение нелегальных воззваний Патриарха Тихона, митрополита Агафангела и Братства ревнителей Православия"
Приговор=3 года высылки в Нарымский край
Групповое дело "дело епископов Павла (Борисовского) и Виктора (Островидова). Вятка, 1923г."
Дело Д.СУ-3708 Архива УФСБ по Кировской обл.
5 сентября 1922г. было предъявлено
обвинение в связи с подпольными монархическими группировками, распространении
нелегальных воззваний Патриарха Тихона, митрополита Агафангела и Братства ревнителей
Православия.
Следователи спрашивали арестованных, в том числе и епископа Виктора, об их
отношении к обновленчеству. Епископ Виктор отказался признать обновленческой ВЦУ
"по каноническим основаниям"
Места заключения
Москва, Бутырская тюрьма
Год начала 1922
Месяц начала 8
Год окончания 1923
Месяц окончания 2
Томская губ., Нарымский край (ссылка)
Год начала 1923
Месяц начала 2
Год окончания 1926
День окончания 23
Месяц окончания 2
Отбывал наказание в Нарымском крае.
23 февраля 1926г. срок ссылки закончился, и владыкам Виктору и Павлу было разрешено
вернуться в Вятку. Весной 1926г. они вернулись в Вятку
Служение
Вятская епархия
епископ
Год начала 1926
Год окончания 1926
За время ссылки владык Павла (Борисовского) и Виктора (Островидова) епархия
пришла в плачевное состояние.
Управляющий кафедрой епископ Сергий (Корнеев) перешел к обновленцам и увлек за
собой многих священнослужителей. Владыки Виктор и Павел принялись за восстановление
разрушенного епархиального управления. Почти в каждой проповеди они говорили
о пагубности обновленческого раскола. Они обратились к пастве с посланием, в
котором пояснили, что после кончины Патриарха Тихона законным главой РПЦ
является Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Петр (Полянский).
В результате деятельности архиепископа Павла и епископа Виктора началось
массовое возвращение приходов в каноническую Церковь. Обновленцы угрожали архиереям
обвинениями в контрреволюционности, но владыки Павел и Виктор отказывались от
переговоров с раскольниками
Аресты
Вятка
Год ареста 1926
День ареста 16
Месяц ареста 5
Обвинение при аресте "за организацию нелегальной епархиальной канцелярии"
14 мая 1926г. был арестован архиепископ Павел (Борисовский).
Епископ Виктор был арестован в поезде, когда проезжал через Вологду.
По сведениям [22],[23] владыка Виктор был арестован 14 мая 1926г.
Владыку Виктора обвинили в том, что он содействовал и помогал архиепископу
Павлу в его мероприятиях и произносил проповеди, которые, по мнению, властей,
имели контрреволюционное содержание.
Оба архиерея были перевезены в Москву
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
20/08/1926
Обвинение "контрреволюционная деятельность, противодействие обновленцам, неприятие "Декларации" митрополита Сергия, создание нелегальной епархиальной канцелярии"
Статья ст.69 УК РСФСР (уклонение лиц, освобожденных от воинской службы, от выполнения назначенных работ)
Приговор=3 года высылки, с запрещением проживать в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Вятке и соотв. губ., с прикреплением к опред. месту
По данным [24] приговорен к 3 годам высылки с запрещением проживать в 12 населенных
пунктах СССР и местности, откуда выслан
Места заключения
Москва, внутренняя тюрьма ОГПУ
Год начала 1926
Месяц начала 5
Год окончания 1926
Сначала архиереи Павел и Виктор были заключены в внутреннюю тюрьму ОГПУ:
потом переведены в Бутырскую тюрьмуМосква, Бутырская тюрьма
Год начала 1926
Год окончания 1926
Месяц окончания 8
Во время своего краткого пребывания в Москве после освобождения из тюрьмы владыка
встретился с митрополитом Сергием (Страгородским) и в соответствии со определенным
ему местом ссылки (г.Глазов Ижевской губ.) был назначен епископом новообразованной
Ижевской и Воткинской епархии, временно управляющим Вятской епархии.
31 августа 1926г. епископ Виктор выехал из Москвы в г.Глазов
Служение
Ижевская епархия
епископ
Должность епископ Ижевский и Воткинский, временно управляющий Вятской епархией (с осени 1926г.)
Год начала 1926
Год окончания 1927
Месяц окончания 7
Епископ Виктор поселился в Глазове. Жил в помещении под колокольней Никольского собора.
29 июля 1927г. митрополит Сергий и Временный Патриарший Священный Синод, в который
входил, в том числе, архиепископ Вятский Павел (Борисовский), издали
"Декларацию", принятие которой ставилось властями как одно из условий легализации
церковного управления.
В конце августа-начале сентября 1927г. епископ Ижевский Виктор получил
"Декларацию", предназначенную для оглашения ее духовенству и верующим Воткинской
епархии.
Известно, что Владыка Виктор еще в 1911г. пророчески писал митр.Сергию (Страгородскому,
тогда еще архиепископу), что тот потрясет Церковь своим заблуждением.
Будучи глубоко возмущен содержанием "Декларации" и не желая оглашать ее, епископ
Виктор запечатал ее в конверт и отправил обратно митрополиту Сергию.
"Декларация" была оглашена только в 5 храмах Вятской епархии, но ее практически нигде не
приняли, однако общения с правящим архиепископом Павлом не прервали.
Спустя некоторое время часть вятского духовенства, оставшаяся на стороне митрополита Сергия,
прекратила поминать епископа Виктора за богослужением.
Вскоре за этим последовал указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода о
разделении только что образованной Воткинской епархии между пятью соседними епархиями.
В октябре 1927г. епископ Виктор обратился к митрополиту Сергию с письмом с критикой
"Декларации" и просьбой не закрывать Воткинскую кафедру. Владыка пытался убедить
митрополита Сергия изменить занятую им позицию соглашательства с богоборческой
властью, требующей бесконечных компромиссов с совестью, предупреждал, что если
митрополит Сергий не пересмотрит свою позицию, то
"в Церкви произойдет великий раскол":
"Дорогой Владыко. Ведь не так давно вы были доблестным нашим кормчим... И вдруг
такая печальная для нас перемена... Владыко, пощадите Русскую Православную Церковь".
В ответ из Синода епископу Виктору было сделано предупреждение о том, чтобы он,
как викарий Вятской епархии, "знал свое место" и во всем подчинялся правящему
архиерею, а затем последовал указ о назначении его епископом Шадринским с правом
управлять Екатеринбургской епархией. Поездка депутации к митрополиту Сергию с
просьбой отменить указ Синода закончилась безрезультатно.
15 декабря 1922г. Синод назначил на Воткинскую кафедру епископа Онисима (Пылаева)
с поручением временного управления Вятской епархией
Свердловская епархия
епископ
Должность епископ Шадринский, временно управляющий Свердловской епархией
Год начала 1927
Месяц начала 7
Год окончания 1927
День окончания 23
Месяц окончания 12
Епископ Виктор отказался выполнить указ Синода и в Шадринск не поехал.
16 (29) декабря 1927г. он направил письмо митрополиту Сергию (Страгородскому),
а также копию "Письма к ближним", в которых называл "Декларацию" явной "изменой
Истине" и предупредил паству, что если подписавшие воззвание не покаются, то
"надо беречь себя от общения с ними". В своем письме Владыка Виктор предлагал
пастве не быть "ночными чтителями Истины", но "пред всеми исповедовать истинность
Церкви" и путем страданий хранить души в благодати спасения.
Столь резкая негативная реакция епископа Виктора на "Декларацию" была во многом
обусловлена тем, что архиерей усмотрел в ней призыв к слишком близкому сотрудничеству
с властями и в силу этого сходство с обновленчеством, за сопротивление
которому он претерпел аресты и ссылку.
Вскоре состоялось совещание Духовного Управления Воткинской епископии, на котором
было принято постановление о прекращении епархией молитвенно-канонического общения
с митрополитом Сергием (Страгородским) и единомышленными ему епископами, как
предавшими Церковь Божию на поругание, впредь до их раскаяния и отречения от
"Декларации", а также признать епископа Виктора своим архиереем и именовать его
"епископом Глазовским и Воткинским". Епископ Виктор решил до созыва епархиального
съезда не менять титул и именоваться епископом Ижевским и Воткинским".
Постановление было утверждено епископом Виктором и 16/29 декабря отправлено
митрополиту Сергию.
Епископ Онисим (Пылаев) доложил о решении Глазовского духовного управления митрополиту
Сергию, затем, руководствуясь распоряжением Синода, запретил в священнослужении
отделившееся духовенство: в частности, в Ижевске. В ответ епископ Виктор прислал
в ижевский Покровский собор две телеграммы с распоряжением о прекращении общения
Воткинской епархии митрополитом Сергием и неподчинении ее епископу Онисиму.
23 декабря 1927г. митрополитом Сергием (Страгородским) епископ Виктор был
уволен от управления Шадринским викариатством и Свердловской епархией и
запрещен в священнослужении "за раздорническую деятельность".
Однако Владыка не признал этого определения, говоря:
"Ведь и раньше нередко бывало, что отпадшие от истины составляли соборы,
и Церковью Божией себя называли, и, повидимому заботясь о правилах,
делали запрещения неподчинившихся их безумию".
Отделившихся архиереев сохраняла от обвинения в расколе их верность законному
Главе Церкви митрополиту Петру (Полянскому), находившемуся в заключении
Места проживания
Воткинская АО (Удмуртия), г.Глазов
Владыка Виктор прещениям не подчинился.
Живя в Глазове, он продолжал управлять отделившимися от митрополита Сергия приходами
Вятской и Воткинской епархий, признавая главой Церкви находившегося в ссылке
митрополита Петра (Полянского).
29 декабря 1927г. он направил 3-тье письмо митрополиту Сергию, к которому он
приложил постановление духовного управления Воткинской епископии о прекращении
молитвенно-канонического общения с митрополитом Сергием и единомышленными ему
епископами впредь до отречения их от "Декларации".
В дальнейшем оппозиция Владыки Виктора митрополиту Сергию получила название
викторианства.
В начале 1928г. епископ Виктор завязал переписку с ленинградскими иосифлянами.
В марте 1928г. он составил резкое "Послание к пастырям", в котором критиковал
митрополита Сергия за увольнение с кафедр арестованных и сосланных архиереев.
29 марта 1928г. на заседании Синода вновь был рассмотрен вопрос об отделившихся
от митрополита Сергия епископах. В решении Синода говорилось, что епископ Виктор
и другие архиереи, "как отделившиеся без достаточных причин... подлежат церковному
суду и должному наказанию".
Решением Синода от 11 апреля 1928г. "по делу о настроениях в Ленинградской,
Ярославской, Воткинской и Воронежской епархиях" определение от 23 декабря 1927г.
было оставлено в силе
Аресты
Удмуртия, г.Глазов
Год ареста 1928
День ареста 4
Месяц ареста 4
4 апреля 1928г. епископ Виктор был арестован в Глазове и заключен в Вятскую тюрьму,
а затем переведен в Бутырскую тюрьму в Москве
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
18/05/1928
Обвинение "антисоветская агитация, сочинение и распространение "письма с просьбой защитить каноны Русской Православной Церкви... Терпеть гонения от новой власти, как это делали митр.Филипп или Иван, т.н.Креститель""
Статья ст.5810 УК РСФСР
Приговор=3 года концлагерей
Дело Д.Р-29722 ЦА ФСБ РФ.
Следствие закончилось в мае.
18 мая 1928г. ОСО приговорило епископа Виктора к 3 годам концлагерей
Места заключения
Вятка, тюрьма
Год начала 1928
День начала 4
Месяц начала 4
Год окончания 1928
Москва, Бутырская тюрьма
Год начала 1928
Год окончания 1928
Перед отправкой в лагерь передал свои приходы в управление иосифлянскому
епископу Димитрию (Любимову)Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения
Год начала 1928
Год окончания 1930
Месяц окончания 5
Отбывал наказание в Соловецком лагере.
В лагере работал бухгалтером на канатной фабрике.
Участвовал в тайных богослужениях последователей митрополита Иосифа (Петровых)
Вместе с владыкой Виктором (Островидовым), "рискуя быть запытанными
и расстрелянными", в тайных богослужениях участвовали:
Иларион (Бельский, пам. 18 авг.); Нектарий (Трезвинский, пам.26 авг.);
Максим (Жижиленко, пам. 22 мая).
Они не только часто сослужили в тайных катакомбных богослужениях в лесах острова,
но совершали тайные хиротонии нескольких епископов.
Совершалось это в строжайшей тайне даже от самых близких, чтобы в случае ареста
и пыток они не могли выдать ГПУ воистину тайных епископов".
По воспоминаниям Д.Лихачева, находившегося в лагере вместе с Владыкой,
"от него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь
и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили".
Все свои посылки с материка Владыка раздавал заключенным.
Во второй половине 1928г. епископ отправил из заключения послание пастве с резким
осуждением линии митрополита Сергия.
В 1929г. написал прошение о досрочном освобождении, но 24 октября 1929г. получил отказ.
Весной 1930г. с Соловецких островов он был переведен на материк (командировка Май-Губа)Соловецкий лагерь особого назначения, командировка Май-Губа
Год начала 1930
Месяц начала 5
Год окончания 1931
В начале 1931г. переведен в командировку "Новая биржа"Белбалтлаг, командировка "Новая Биржа"
Год начала 1931
Год окончания 1931
Срок заключения закончился 4 апреля 1931г. однако епископ Виктор не был освобожден
10 апреля 1931г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к 3 годам
ссылки в Северный край.
По другим данным, после освобождения вернулся в Вятский район Нижегородского (в 1931г.)
края, уже там был арестован в марте 1931г. и решением ОСО приговорен к 3 годам ссылки
в Северный крайСеверный край (Архангельская о.), г.Онега
Год начала 1931
В ссылке в г.Онега находился с лета 1931г.
Источники [22,23] пребывание в Онеге не подтверждаютСеверный край, Ленский р.
Год начала 1931
Год окончания 1932
Северный край, пос.Усть-Цильма (д.Караванная)
Год начала 1932
Год окончания 1932
День окончания 13
Месяц окончания 12
В Усть-Цильме жило много ссыльных, в том числе священников и православных мирян.
Незадолго до приезда епископа храм в Усть-Цильме был закрыт, и ссыльные,
в том числе епископ Виктор, вместе с местными жителями, добивались разрешения
на его открытие
Аресты
Северный край, пос.Усть-Цильма
Год ареста 1932
День ареста 13
Месяц ареста 12
Был арестован в ссылке, этапирован в Сыктывкар
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
10/05/1933
Обвинение "создание антисоветской контрреволюционной организации"
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор=3 года ссылки в Коми-Зырянскую АО
На допросе 22 декабря 1932г. архиерей заявил, что
"по своим религиозным убеждениям является последователем Патриарха Тихона,
обновленчества и сергиевщины не признает".
По данным [24] приговорен к 3 годам высылки решением тройки при ПП ОГПУ Коми АССР.
Виновным себя не признал
10 мая 1933г. приговорен к 3 годам ссылки в исправтрудлагерь в Северный край
Места заключения
Коми АО, г.Сыктывкар, тюрьма
Год начала 1932
Месяц начала 12
Год окончания 1933
Месяц окончания 5
В тюрьме владыка участвовал в общих хозяйственных работах. Однажды, вынося
мусор, он нашел икону копию с чудотворного образа Христа Спасителя,
находившегося в Стефановом Троицком монастыре в с.Ульянове. Впоследствии
епископ хранил в киоте этой иконы антиминс, освященный епископом Сарапульским
Амвросием (Гудко)Коми АО, Усть-Цилемский р., с.Нерица
Год начала 1933
День начала 10
Месяц начала 5
Год окончания 1934
День окончания 2
Месяц окончания 5
Епископ был отправлен на лесозаготовки в глухое село Нерицу.
Работал на лесоповале.
Владыку Виктора поселили в доме председателя сельсовета. Владыка помогал его семье в
простых хозяйственных работах. Он беседовал с крестьянами о вере, часто
удалялся в тайгу для глубокой молитвы.
Получая от своих духовных детей из Вятки и Глазова посылки, он раздавал их
местным жителям, впавшим в нищету в результате коллективизации и изъятия из
деревень продовольствия.
Вскоре он простудился, заболел воспалением легких. В больницу его не смогли
отправить из-за разлившейся реки, и 2 мая 1934г. Влыдыка Виктор отошел ко Господу
Кончина
1934
День 2
Месяц 5
умер в ссылке
Место Коми (Зырян) АО, Усть-Цилемский р., с.Нерица
Место захоронения Вятка, Александро-Невская церковь Свято-Троицкого женского монастыря
Был похоронен в с.Нерица на сельском кладбище.
По данным [24] был похоронен на сельском кладбище пос.Усть-Цильма.
Хоронила его монахиня Мария.
Летом 1997г. на сельском кладбище среди дремучих таежных лесов, по благословению
епископа Вятского и Слободского Хрисанфа (Чепиля) были обретены мощи епископа Виктора,
был найден крест, на котором по дереву было выцарапано: "Епископ Виктор (Островидов)".
Рано утром 1 июля 1997г. началось открытие мощей.
По воспоминаниям очевидцев [21] (газета РПЦ "Православная Русь"):
"Сельчане окружили могилу, с их стороны то и дело доносились насмешки,
скептические замечания. Когда верующие дошли до крышки гроба, обнаружилось,
что гвозди истлели, время не пощадило даже железа. Перед тем, как открыть домовину,
отец Дамаскин отслужил панихиду, потом осторожно приоткрыл крышку. Мощи святителя
Виктора явились нетленными в славе несказанной.
Местные жители были тому свидетелями. Они стояли примолкшие, потрясенные,
некоторые неумело осеняли себя крестным знамением.
И тогда к отцу Дамаскину подошел Марьян Марьяныч и сказал:
"Батюшка, народ желает креститься"".
Так были обретены мощи священноисповедника Виктора.
Останки епископа-исповедника препроводили в Москву, а 2 декабря 1997г. состоялось
перенесение мощей святителя Виктора в Александро-Невскую церковь Вятского
Свято-Троицкого Макариевского женского монастыря, где они пребывают и поныне,
источая благоухание и даруя исцеление. Приняв подвиг борьбы за Истину, Святитель
решительно и бесстрашно встал на путь мученичества за нее. Он шел на страдания
за Христа радостно, как древние мученики, сохраняя дивное спокойствие духа.
К 90-летнему юбилею открытия в Уржуме епископской кафедры и началу исповеднического
пути Владыки, при Троицком соборе открыта часовня, освященная в честь
священноисповедника Виктора (Островидова)
Канонизация
Священноисповедник епископ Виктор (Островидов)
Дата 20/08/2000
Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г.
Кто представил Вятская епархия
Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
2
Старый стиль 18.06
Новый стиль 01.07
обретение мощей (1997г.)
3
Старый стиль 19.04
Новый стиль 02.05
день блаженной кончины (1934г.)
Публикации
1Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 19171943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.
С.182,408,532533,540,542546,605609,851852,967.
2Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2).
С.128129.
3Ожегин П.Т. Павшие за веру. Рукопись.
4Ожегин П.Т. Список архиепископов и епископов, подвергшихся гонениям на территории Кировской обл. Рукопись.
5Ожегин П.Т. Гонения на епископов. Рукопись.
6Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 19491957гг. (Джорданвилль). Ч.2.
С.2833,7077.
7Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 19791989. Т.2.
С.167172.
8Семибратов В.К. Вятка шла за Патриархом. Рукопись.
9Семибратов В.К. Из ссылки шлю вам свое благословение: Письма из Сибири епископа Виктора (Островидова). Рукопись.
10Семибратов В.К. Лидер "церковной контрреволюции"// Вятский епархиальный вестник. 1996. N 5.
С.4.
11Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998.
С.269270.
12Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999.
С.279281.
13Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999.
С.910.
14Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 1216 августа 2000г.
15Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000. Кн.4.
С.116153,471.
16Соловецкий мартиролог// Православный церковный календарь 2001г. Издание Соловецкого монастыря.
17Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с.
С.10.
18Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с.
С.10.
19Репрессированное православное духовенство Коми края (биографический справочник)/ Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: "Мемориал", 2003. Машинопись.
С.40.
20Покаяние: Мартиролог. Т.1./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1998. 1184с.
С.966.
21Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004.
С.133135.
22Сухих А., прот. Вспомним поименно: Кн.3. Киров (Вятка), 2004. 99с.
С.2126.
23
http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/4/N19Viktor.htm (cайт "Жития святых". Священномученик Виктор (Островидов), епископ Глазовский).
24За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (19181951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с.
С.93.
25Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.8: Вероучение-Владимиро-Волынская епархия. М.: "Православная энциклопедия", 2004.
С.428432.
26http://www.bogoslov.ru/greek/text/614333.html (Богослов.RU. Научный Богословский портал. Биография священноисповедника Виктора (Островидова) 18781920 гг.).
27Вятский исповедник: Святитель Виктор (Островидов). Жизнеописание и труды/ Сост. Л.Е. Сикорская. М.: Братонеж, 2010. 512 с.
С.1115,47.
Заявители
Документы
1ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263.
Л.77,116 об.
2ГА РФ. Ф.8409. Д.16.
Л.56.
3Архив УФСБ РФ по Вятской обл. Д.СУ-3708.