Питирим (Брагинец Петр Иванович)
Год рождения 1884
День рождения 25
Месяц рождения 11
Место рождения Полтавская губ., Золотоношский у. (Украина, Черкасская о., Золотоношский (Чернобаевский до 17.07.2020г.) р.), с.Малые Каневцы
архидиакон
Родился 25 ноября 1884г. в семье крестьян Ивана Осиповича Брагинца и его жены Евдокии.
У Петра был брат Василий. Мать семейства умерла рано. Отец снова женился.
Новая супруга Мария Александровна заботилась о сиротах, как о собственных детях.
Во втором браке родились Елена, Евдокия и Яков.
Петр окончил церковно-приходскую школу. Помогал отцу работал в поле, ухаживал
за скотиной, сеял и убирал хлеб.
В возрасте 1415 лет вместе с группой богомольцев отправился в паломничество,
откуда домой не вернулся.
Около двух лет странствовал по монастырям
Фотографии
Архидиакон Питирим (Брагинец)
Архидиакон Питирим (Брагинец), фото из дела 1933г.
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1902-1910гг.]
[1910-1912гг.]
[1912г.]
[1912-1914гг.]
[1914-1924гг.]
[с 1924г.]
[до 1929г.]
[1929-1933гг.]
Служение
Абхазия, Новый Афон, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь
Должность послушник, клиросное послушание
Год начала 1902
День начала 20
Месяц начала 5
Год окончания 1910
День окончания 13
Месяц окончания 3
20 мая 1902г. в возрасте 17-ти с половиной лет поступил в монастырь.
Обитель была основана в 1875г. братией Афонского Свято-Пантелеимонова
монастыря и поддерживала с Афоном тесные отношения некоторые абхазские
насельники принимали там постриг.
К началу XX в. Симоно-Кананитский монастырь являлся крупнейшим духовным центром
на Черноморском побережье Кавказа.
Петр от рождения обладал прекрасным голосом басом, и в обители он исполнял
клиросное послушание.
Он также ловил рыбу в Пицунде, где Ново-Афонскому монастырю принадлежал скит
со знаменитым храмом Успения Пресвятой Богородицы.
Монах Ново-Афонского монастыря Самон (Манаков) вспоминал:
"Жил в Ново-Афонской обители архидиакон Питирим.
Он обладал особо сильным и в то же время имевшим исключительную
приятность для слуха басом с дрожащим тембром.
Многие священники и диаконы с восторгом спрашивали его:
"Ну, где же ты такой вырос?"
А он отвечал:
"На монастырской рыбалке в Пицунде".
И было чему удивляться! При его чтении и пении иногда даже стекла
дрожали в окнах" [Зв1 (1, С.109.)].
13 апреля 1903г. был облачен в подрясник
Рукоположение
рясофор
1910
День 13
Месяц 3
Кто рукоположил Абхазия, Новый Афон, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь
Служение
Абхазия, Новый Афон, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь
Должность рясофорный послушник, клиросное послушание
Год начала 1910
День начала 10
Месяц начала 3
Год окончания 1912
День окончания 17
Месяц окончания 2
Рукоположение
мантия
Питирим
1912
День 17
Месяц 2
Кто рукоположил Абхазия, Новый Афон, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь
Ко времени пострижения в мантию Петр прошел хорошую духовную школу.
Пострижен в мантию 17 февраля 1912г. с именем Питирим
Служение
Абхазия, Новый Афон, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь
мантийный монах
Должность клиросное послушание
Год начала 1912
День начала 17
Месяц начала 2
Год окончания 1912
День окончания 13
Месяц окончания 9
Рукоположение
иеродиакон
1912
День 13
Месяц 9
Кто рукоположил архиепископ Сухумский Андрей (Ухтомский)
13 сентября 1912г. епископ Сухумский Андрей (Ухтомский) посвятил о.Питирима
в сан иеродиакона
Служение
Абхазия, Новый Афон, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь
иеродиакон
Должность клиросное послушание
Год начала 1912
День начала 13
Месяц начала 9
Год окончания 1914
День окончания 11
Месяц окончания 1
Долгое время родные не знали, где находится Петр (Питирим). Однажды односельчане,
странствовавшие по святым местам, посетили Симоно-Кананитский монастырь. Здесь
они увидели иеродиакона Питирима и узнали его.
По возвращении они сообщили отцу, что его сын на Новом Афоне.
Иван Осипович отправился на Кавказ. Прибыв в обитель, он остановился
в гостинице. В это время богомольцы вернулись со службы. Они восторженно
рассказывали о молодом красавце-иеродиаконе с неземным голосом.
"Так это мой сын!", воскликнул Иван Осипович.
Слух о том, что приехал отец Питирима, быстро распространился. За Иваном
Осиповичем пришли монахи и провели его к сыну.
Питирим забрал отца на вечерю братскую трапезу. Иван Осипович вспоминает:
"Помолившись, сели за столы. А я то туда, то сюда дивлюсь.
Не успел опомниться, уже все встают. Молитвы закончились.
Подходит Питирим:
"Идем, батька. В другом месте покормлю"".
Пробыв в обители некоторое время, Иван Осипович отправился на родину.
"А какая радость наступила, когда Питирим приехал в отпуск! Все село
встречало.
Девчата-племянницы выстроились в ряд. Питирим приветствовал их так:
поднимет, поцелует, поставит..."
Рукоположение
архидиакон
1914
День 11
Месяц 1
Место Абхазия, Новый Афон, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь
Кто рукоположил архиепископ Сухумский Андрей (Ухтомский)
11 января 1914г. о.Питирим был возведен в сан архидиакона.
Рассказ об этом содержится в письме игумена Илариона на Старый Афон. Он писал:
"Преосвященный Андрей, епископ Сухумский, переведен в Уфу. 11 сего января
он в последний раз служил у нас в обители Божественную Литургию.
Весьма умилительно, со слезами Владыка сказал в храме прощальное слово,
и я его тогда же поблагодарил за его благодеяния, оказанные им нашей обители.
При служении у нас 11 января Владыка вдруг неожиданно пожелал нашего
иеродиакона о.Питирима произвести в архидиакона, что он и исполнил тогда
же..." [Зв1 (5,ЛЛ.366366об.)].
Вскоре после этого события о.Питирим прислал домой фотокарточку. На ней он
запечатлен в храме, в полном облачении с двойным орарем. На обороте он кратко
описал основные вехи своей монашеской жизни
Служение
Абхазия, Новый Афон, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь
архидиакон
Должность казначей
Год начала 1914
День начала 11
Месяц начала 1
Год окончания 1924
Месяц окончания 4
После Октябрьской революции Симоно-Кананитский монастырь неоднократно
подвергался нападениям "революционных" банд. В течение нескольких лет
новоафонские иноки пытались сохранить обитель от разорения.
В апреле 1921г. большевики национализировали монастырские земли.
На их базе создали совхоз "Новый Афон" (впоследствии "Псырцха").
Братия объединилась в трудовую коммуну.
За "контрреволюционную деятельность" на иноков была возложена "трудовая
повинность" работать в совхозе по восемь часов в день [Зв1 (3, С.645.)].
В том же 1921г. на территории монастыря открылась детская колония и с/х школа.
Часть братии покинула обитель и ушла в горы, рассеявшись по побережью и другим
местам. От многочисленного братства осталось 250 человек [Зв1 (3, С.645.)].
В это трудное время архидиакон Питирим исполнял послушание казначея.
Внедрять в жизнь декрет "Об изъятии церковных ценностей" в Ново-Афонском
монастыре взялся лично нарком здравоохранения РСФСР Н.А.Семашко
[Зв1 (4, С.260261.)].
15 сентября 1923г. в газете "Правда" появилась заметка об обыске
в Новом Афоне. Видимо, сам обыск состоялся в первой половине сентября 1923г.
Аресты
Абхазия, Новый Афон, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь
Год ареста 1924
Месяц ареста 4
Приблизительно в конце марта начале апреля 1924 г. архидиакона Питирима
арестовали.
Арестован вместе с настоятелем монастыря архимандритом Иларионом в день закрытия
монастыря и на следующий день вместе с ним отправлен в Сухум
Осуждения
Коллегия Грузинской ЧК
03/04/1924
Обвинение "укрывание народных денег"
Приговор=передать дело Верховному Суду Абхазии для частного Суда
Его судила Коллегия Грузинской ЧК "за укрывание народных денег"
[Зв1 (7, Л.12.)].
Евдокия родная сестра отца Питирима рассказывала, что его арестовали как
казначея, требовали отдать казну. И добавляла:
"Питирим кремень. Если стоял на своем, его было не сбить".
3 апреля 1924 г. следственное дело архидиакона Питирима передали через НКЮ
Грузии Верховному суду Абхазии для частного суда
[Зв1 (7, Л.12.)]Верховный суд Абхазии
././1924
Обвинение "укрывание народных денег"
Приговор=из-под стражи освободить
Обстоятельства данного судебного процесса и его решение выяснить не удалось.
Очевидно, о.Питирима через некоторое время отпустили
Места заключения
Абхазия, г.Сухуми, тюрьма
Год начала 1924
Месяц начала 4
Год окончания 1924
Служение
Абхазия, Новый Афон, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь
архидиакон
Год начала 1924
Год окончания 1924
Месяц окончания 9
В сентябре 1924 года Ново-Афонский монастырь окончательно закрыли
[Зв1 (3, С.646.)].
Храмы подверглись разорению и поруганию.
Сохранились воспоминания о последней службе прощальном Всенощном бдении
в Симоно-Кананитском монастыре.
Зинаида Родина, прихожанка Ново-Афонского монастыря, вспоминала:
"Мне не забыть этой ночи!.. Я и мои подруги Клавдия и Мария Ващенко,
их мать Зинаида Владимировна и две сестры ее Валентина и Ольга (все они
умерли) стояли на левой стороне в приделе св.блгв.кн. Александра Невского.
Все стояли на коленях...
Когда же на середину собора вышел архидиакон о.Питирим и своим дивным
басом запел "Ныне отпущаеши раба Своего, Владыко...", хор вполголоса
вторил ему. Весь народ невольно наитием свыше проникся сознанием, что
происходит нечто таинственное и страшное, все преклонили лица до земли..."
Аресты
Абхазия, Новый Афон, Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь
Год ареста 1924
Месяц ареста 9
О.Питирим был арестован в сентябре 1924г. вместе с настоятелем архимандритом
Иларионом в день закрытия монастыря и на следующий день вместе с ним отправлен
в Сухум
Осуждения
./09/1924
Приговор=из-под стражи освободить
Места заключения
Абхазия, г.Сухуми, тюрьма
Год начала 1924
Месяц начала 9
Архимандрита Илариона вскоре освободили. Он поселился близ Сухума,
в поселке на Маяке. Преставился в 1931г.
Отпустили и архидиакона Питирима.
Монах Самон (Манаков) вспоминал, что "после освобождения отец Питирим попросил
у него денег и уехал в Москву"
Служение
Москва, Донской монастырь
архидиакон
Год окончания 1929
Монах Самон (Манаков) вспоминал, что
"Через некоторое время стало слышно, что он был принят Патриархом Тихоном
и сослужил ему, но чекисты забрали его прямо из собора и увезли с собой"
[Зв1 (1, С.109.)].
Проверить данную информацию не удалось, но вполне возможно, что в столице
архидиакон Питирим снова подвергся аресту.
О его связи с Патриархом косвенно свидетельствует его близость к Донской обители.
Имя архидиакона Питирима значится в "Списке служителей культа бывшего Донского
монастыря" за 1926 год [Зв1 (8, Л.6.)].
До 1929г. о.Питирим служил в Донском монастыре.
В 1929г. Донской монастырь был закрыт
Места проживания
Москва, 3-й Верхне-Михайловский проезд
Год начала 1926
Год окончания 1929
Проживал близ обители
Служение
Москва, храм сщмч.Климента, Папы Римского на Пятницкой ул.
архидиакон
Год начала 1929
Год окончания 1933
После закрытия Донского монастыря архидиакон Питирим перешел служить в храме
сщмч.Климента, Папы Римского на Пятницкой ул.
В храме сщмч.Климента на тот момент служили: настоятель, протоиерей Михаил Голунов,
а также бывший насельник Донского монастыря архимандрит Евстратий (Шевкун).
Там пел любительский хор Свято-Данилова монастыря, члены которого относились
к т.н. Даниловской группе "непоминающих".
Иван Сарычев (впоследствии известный архимандрит Даниил, насельник
Донского монастыря) помогал протоиерею Михаилу Голунову формировать собственный приходской
хор: собирали молодежь, устраивали спевки.
В этой деятельности участвовал и архидиакон Питирим
Аресты
Москва
Год ареста 1933
День ареста 22
Месяц ареста 4
Арестован в Светлую Субботу вместе с настоятелем храма сщмч.Климента протоиереем
Михаилом Голуновым, его сыном Андреем, регентом Иваном Сергеевичем Сарычевым и
другими членами церковного хора и заключен в Бутырскую тюрьму.
При обыске у него было изъято:
"Кашне, кошелек, подтяжки, крест с цепочкой, а также 89 руб. 90 коп."
При аресте он показал:
"15 лет болею катар желудка, кишок и горла"
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
27/05/1933
Статья ст.582 УК РСФСР
Приговор=скончался в тюрьме до вынесения приговора
ЦА ФСБ Д.Р-37154.
Из материалов следственного дела:
"...Вокруг Климентовской церкви вновь возникла из остатков разгромленной
в Москве контрреволюционной церковно-монархической организации "ИПЦ"
контрреволюционная группировка, возглавляемая попом Голуновым и монахом
Брагинцем.
Участники группировки вели систематическую антисоветскую агитацию
монархического характера, в частности, используя в этих целях церковные
проповеди, создавали кадры антисоветского актива церковников из молодежи
и устраивали нелегальные антисоветские собрания с обсуждением на них
в контрреволюционном духе политики Советской власти".
Архидиакон Питирим был допрошен два раза: 23 апреля (на Антипасху) и 24 апреля 1933г.
Отказался сотрудничать с Советской властью (выступать по радио, петь советские
песни), был подвернут пыткам.
Под пытками архидиакон Питирим признал себя виновным.
7 мая 1933г. было принято "Обвинительное заключение" по делу, в котором говорилось,
что "виновность обвиняемых по ст.582 была доказана".
Дело передали на рассмотрение Особого Совещание при Коллегии ОГПУ СССР.
Архидиакон Питирим скончался 12 мая 1933г. в Бутырской тюрьме до вынесения приговора.
Заседание Особого Совещания состоялось 27 мая 1933г.
Из протокола ОСО от 27 мая 1933г.:
"СЛУШАЛИ:
Дело N 2036 по обвинению гр. Голунова Михаила Фокиевича, Брагинца Петра
(Питирима) Ивановича и др. в числе 6 человек по ст.582 УК РСФСР.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. ГОЛУНОВА Михаила Фокиевича
2. ГОЛУНОВА Андрея Михайловича ВЫСЛАТЬ через ПП ОГПУ в Северный край
сроком на ТРИ года, считая срок с 22 апреля 1933г.
3. САРЫЧЕВУ Ивану Сергеевичу
4. ГОРЬКОВОЙ Марии Александровне
5. АРХИЕРЕЕВУ Павлу Степановичу зачесть в наказание срок предварительного
заключения, из-под стражи их освободить.
6. БРАГИНЦА Петра (Питирима) Ивановича ПРЕКРАТИТЬ"
Места заключения
Москва, Бутырский изолятор
Год начала 1933
День начала 22
Месяц начала 4
Год окончания 1933
День окончания 12
Месяц окончания 5
Племянница архидиакон Питирима Нина Петровна Губская впоследствии рассказывала,
что в Бутырском изоляторе о.Питирима посетил младший брат Василий.
В 1950-е годы Василий рассказал ей:
"Власти, зная о музыкальных дарованиях о.Питирима, принуждали его сотрудничать
с Советской властью выступать по радио, петь советские песни. Они хотели,
чтобы он своим талантом прославлял социалистический строй. Ему говорили:
"Спой Интернационал, и мы тебя отпустим".
Отец Питирим не соглашался".
Василий Иванович свидетельствовал:
"В тюрьме брата пытали. Его ставили в особую узкую кабинку, где невозможно
было ни сесть, ни поменять положение тела.
На голову непрерывно капала вода, от которой невозможно было уклониться.
Эту пытку придумали еще в Древнем Китае, и она считалась одной из самых
изощренных...
Каждая новая капля была сравнима с ударом молота по голове. Человек в конце
концов цепенел и терял сознание. В зависимости от продолжительности пытки
жертва, как правило, сходила с ума или умирала".
Василий Иванович рассказывал:
"От нравственных и физических страданий брат за короткое время поседел
стал белым, как лунь"
Кончина
1933
День 12
Месяц 5
умер в тюрьме
Место Москва, Бутырский изолятор, санитарная часть
Место захоронения Москва
Скончался в Бутырской тюрьме за 15 дней до вынесения приговора.
В справке о смерти из Медведковского ЗАГСа г.Москвы написано:
"Умер 12 мая 1933г. в санитарной части Бутырского изолятора. Причина смерти
кровоизлияние в мозг (геморрагический инсульт)"
Публикации
Заявители
Артюшенко Мария Вячеславовна, историк, краевед
Использованы материалы:
1. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь // К Свету: Церковно-исторический альманах. М., 1997. Вып. 16.
2. Ново-Афонскии Симоно-Кананитскии монастырь на берегу Черного моря, в Абхазии, близ Сухума. Сост. И.Н.[TZ1]Одесса, 1900.
3. Петр (Пиголь), игум. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь// История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с 1735 до 1912 года. Т.5. Афон, Пантелеимонов монастырь, 2015.;
4. Революционные комитеты Абхазии в борьбе за установление и упрочение советской власти:сб. документов и материалов. Сухуми, 1961.;
5. Архив Русского Пантелеимонового монастыря (Афон). Оп.32. Д.132.;
6. Из воспоминаний Зинаиды Родиной о состоянии Сухумо-Абхазской епархии в период от революции до времени вступления на кафедру митрополита Антония (Гигинейшвили). Машинопись. Архив изд-ва "К Свету".;
7. ЦА ФСБ. Д.Р.-37154.;
8. ЦГА Москвы. Ф.Р-1215. Оп.3. Д.25.;
9. Семейные воспоминания