Скадовский Иван Георгиевич
Год рождения 1875
День рождения 30
Месяц рождения 5
Место рождения Херсон
протоиерей
По данным [Д2], отчество Григорьевич.
Отец будущего протоиерея Иоанна Георгий Львович Скадовский был потомственным дворянином,
предводителем дворянства в городе Херсоне и крупным землевладельцем.
Семья была в родственных отношениях с основателем города Скадовска Таврической губ.
По свидетельству родственников Георгий Львович Скадовский был убит на пороге своего дома
в 1919г.
Родство
1
сын
Скадовский Георгий Львович
2
муж
Скадовская Екатерина Владимировна
Фотографии
Священник Иоанн Скадовский (фото из архива Медведевых)
Третий справа Иван Скадовский
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1918г.]
[1918-1934гг.]
[1934-1937гг.]
[1937г.]
Образование
Херсонское реальное училище
Год поступления 1888
Год окончания 1890
Херсонское сельскохозяйственное училище
Год окончания 1896
После окончания сельскохозяйственного училища около двух лет жил в имении у отцаЯлтинские высшие курсы по химии и виноделию
Год поступления 1899
Год окончания 1902
После окончания курсов вернулся домой и помогал отцу в ведении хозяйства в имении
Места проживания
Херсонская губ., Херсонский у., родовое имение
Год начала 1902
Год окончания 1918
В 1905г. служил чиновником по особым поручениям у генерал-губернатора.
С 1906г. занимал должность земского начальника в Херсонском уезде.
В 1909г. ушел в отставку. Занялся сельским хозяйством, которое, как он говорил
позже, увлекло его своей патриархальностью. От отца ему досталось большая
усадьба с 750 десятинами земли, садом в 20 десятин, и проч. имуществом.
Иван Георгиевич Скадовский был женат на Екатерине Владимировне Скадовской.
Приблизительно в это время Иван Георгиевич познакомился с выдающимся
архиереем Русской Церкви епископом Херсонским Прокопием (Титовым) и
склонился мыслью к принятию священного сана.
Во время первой мировой войны Иван Георгиевич был мобилизован рядовым
в действующую армию и направлен в 457-ю пешую Таврическую дружину. Дружина
стояла в городе Херсоне в ожидании отправки на фронт. Но вскоре произошла
Февральская революция. и Иван Георгиевич был по возрасту освобожден от службы
и вернулся в свое имение.
Вскоре Советская власть конфисковала его имение, оставив Скадовскому и его
семье дом и некоторое количество сельскохозяйственного инвентаря, чтобы можно
было заниматься хозяйством, но без наемного труда. В 1918г. Иван Георгиевич,
решив принять сан священника, раздал все свое сельскохозяйственное имущество
крестьянам
Рукоположение
священник
Кто рукоположил митрополит Одесский Платон (Рождественский)
Был рукоположен во иерея в 1918г. или чуть позже.
Митрополит Платон назначил о.Иоанна в Благовещенский женский монастырь, который
находился недалеко от Херсона, но от этого назначения о.Иоанн отказался и
был направлен в архиерейскую церковь города Херсона
Служение
Херсон, архиерейская церковь
священник
Год окончания 1922
Херсон, кафедральный собор
священник
Должность третий священник
Год начала 1922
Год окончания 1925
В 1923г. в Херсоне стали активно действовать обновленцы ("живоцерковники").
За противодействие обновленцам епископ Прокопий был арестован и выслан с Украины.
В 1925г. собор заняли обновленцы, и о.Иоанн, как сторонник истинной Патриаршей
Православной Церкви, ушел из собора
Херсон, кладбищенская церковь
протоиерей
Год начала 1925
Год окончания 1926
В 1926г. о.Иоанн ушел из кладбищенской церкви, потому что туда был принят певчий
из обновленческого хора без соблюдения установленного на это чина приема. С этого
момента о.Иоанн оставался без места.
По данным [4]:
26.10.1927г. в Херсон приехал временно управляющий епархией архиепископ
Анатолий (Грисюк), назначенный митрополитом Сергием (Страгородским).
Благочинный протоиерей Иоанн Скадовский, протодиакон Михаил Захаров, священник
Димитрий Мирошкун и иеромонах Афанасий его не признали. В беседе с Владыкой они
отвергли его права на управление Херсонской и Николаевской епархией как неканонические.
Архиепископ Анатолий несколько месяцев ждал обещанных письменных объяснений,
но не дождался и запретил протоиерея Иоанна Скадовского, протодиакона Михаила
Захарова, о.Димитрия Мирошкуна и иеромонаха Афанасия в священнослужении
в пределах епархии. Отец Иоанн Скадовский и о.Михаил Захаров были изгнаны
из кафедрального собора
Места проживания
Херсон, Пролетарская, 55
Год окончания 1929
О.Иоанн Скадовский и о.Михаил Захаров стали служить на квартирах.
Они пытались добиться у властей выделения им церкви как "особому независимому течению", но получили отказ.
Община о.Иоанна Скадовского насчитывала около 100 человек. Он выезжал служить
в окрестные села.
Вокруг о.Иоанна, как наиболее стойкого сторонника Патриаршей Церкви, собралось
около 50 или 60 православных человек, не желавших идти на компромиссы с обновленцами.
О.Иоанн с участием протодиакона Михаила Захарова, у которого он поселился с матушкой
Екатериной Владимировной, регулярно совершал богослужения у себя дома, говорил
проповеди, ободрял малодушных, решительных готовил к подвигу исповедничества.
Духовному подвигу о.Иоанна последовали лучшие священнослужители и миряне во всей
округе.
Община о.Иоанна стала духовным ядром единомышленников и сподвижников арестованного
в 1925г. Владыки Прокопия (Титова), связавшим с ним херсонскую паству. Имя
Владыки непопустительно поминалось во время богослужения вплоть до мученической
кончины последнего. Верующие регулярно собирали для своего архиепископа посылки
и передачи. О.Иоанн и его жена Екатерина Владимировна, протодиакон Михаил Захаров и
другие духовные чада архиепископа доставляли ему передачи и многочисленные письма,
благодаря которым Владыка Прокопий, невзирая на заключения, этапы и
непрекращающиеся ссылки не только формально, но и фактически оставался главой
Херсонской епархии.
В 1926г. о.Иоанн ездил в Москву увидеться с архиепископом Прокопием
перед отправкой его на Соловки.
В 1928г. о.Иоанн снова поехал на Соловки (в Кемь) с целью повидать Владыку
Прокопия, но свидания не дали
О.Иоанн Скадовский остался верным Владыку Прокопию и отказывался признать
архиепископа Димитрия (Любимова)
Аресты
Херсон
Год ареста 1931
День ареста 15
Месяц ареста 1
Деятельность общины о.Иоанна не осталась не замеченной Херсонским ОГПУ.
Херсонское управление ОГПУ с октября 1929г. осуществляло слежку за
о.Иоанном Скадовским и другими местными антисергианами, но аресты прошли
только 15 января 1931г. в Херсоне, селах Арнаутки и Малые Копаны.
15 января 1931г. о.Иоанн Скадовский и ряд его ближайших сподвижников были арестованы
по делу о "раскрытой на Украине к/р организации церковников, именовавшей себя
"Истинно-Православной Церковью"
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
02/01/1932
Обвинение "руководитель Херсонской к/р группы Одесского филиала к/р монархической организации "ИПЦ", проводившей а/с агитацию против мероприятий Советской власти"
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор=5 лет концлагерей
Групповое дело "Дело епископов Павла (Кратирова), Иоасафа (Попова), священника Григория Селецкого и др. Харьков, 1931г."
Дело N Д.65744 ЦГА ОО Украины. Ф.263. Оп.4.
Главными обвиняемыми по делу проходили епископы Павел (Кратиров), Иоасаф (Попов),
священник Григорий Селецкий (будущий игумен Иоанн) и другие священнослужители и монашество.
Всего по делу проходило 136 человек.
Из обвинения:
"Принадлежал к к/р организации "Истинно-Православная Церковь".
Организатор и руководитель Херсонской к/р группы нелегальной религиозной
общины из более ста человек антисоветски настроенных элементов.
Херсонская к/р группа через Скадовского была связана с Николаевской группой.
Совершал нелегальные богослужения на квартире. Организовывал конспиративные
собрания членов группы. Вел антисоветскую агитацию.
Поддерживал отношения с архиепископом Прокопием (Титовым) и организовывал
помощь сосланному духовенству. Распространял к/р литературу".
На допросе о.Иоанн сказал:
"Я придерживаюсь монархических убеждений, но не
протестую против других форм правления и принимаю их, как волю Божию.
Советскую власть считаю властью богоборческою, властью сатанинскою,
которая послана людям за грехи. ...
В 1926г. я ездил в Москву с целью получить свидание с архиепископом
Прокопием. В 1928г. я ездил в Кемь для свидания с архиепископом Прокопием,
но неудачно, так как свидания не получил.
Моя жена Екатерина Скадовская ездила к архиепископу Прокопию в Обдорск
в 1928 и в 1930г., чтобы передать ему облачение и посылки.
На обратном пути, где-то около Тобольска, она была арестована,
и я с ней с тех пор больше не виделся".
О.Иоанн не отрицал своего личного влияния на своих духовных чад, но назвать их
отказался.
Признал себя виновным "частично". Виновным в а/с агитации он себя не признал.
22 мая 1931г. Коллегия ОГПУ утвердила обвинительное заключение по делу.
2 января 1932г. о.Иоанн Скадовский был приговорен к 5 годам концлагерей и отправлен
в лагерь.
По данным [6] приговор 8 лет концлагерей
Места заключения
Херсон, тюрьма
Год начала 1931
День начала 15
Месяц начала 1
Год окончания 1931
Кроме о.Иоанна, в той же тюрьме содержались протодиакон Михаил Захаров и другие
заключенные, проходившие по тому же делу.
С лета 1930г. там же находилась под стражей и матушка Екатерина
ВладимировнаПермская о., Вишерский концлагерь
Год начала 1931
Год окончания 1933
День окончания 16
Месяц окончания 2
16 февраля 1933г. о.Иоанн Скадовский и протодиакон Михаил Захаров были досрочно
освобождены из лагеря с прикреплением к определенному месту жительства и
ограничением проживания в 12 населенных пунктах на 3 года ("-12").
О.Иоанн Скадовский и протодиакон Михаил Захаров были определены на жительство
в г.Камышин
Места проживания
Саратовская о., г.Камышин
Год начала 1933
День начала 16
Месяц начала 2
Год окончания 1934
День окончания 1
Месяц окончания 10
В Камышине о.Иоанн с матушкой и протодиакон Михаил Захаров поселились у Дарьи
Алексеевны Фунтиковой. У нее также жил высланный с Украины епископ Иоасаф (Попов).
В сентябре 1934г. к ним прибыл по окончании Казахстанской ссылки архиепископ
Прокопий (Титов).
В Камышине Владыка Прокопий, епископ Иоасаф и о.Иоанн также организовали
домашнюю церковь. Вокруг них собрались истинные сторонники Православия.
Образовалась группа последователей "Истинно-Православной Церкви", которая
оказала большое нравственное воздействие на жителей Камышина.
Связь с Херсонской епархией не прерывалась. Письма передавались через монаха
Афанасия (Стореуса). Передавались и пожертвования, на которые жили ссыльные
священнослужители
Аресты
Саратовская о., г.Камышин
Год ареста 1934
День ареста 1
Месяц ареста 10
В связи с организацией домашней церкви, органы НКВД стали искать поводы для
очередного ареста священнослужителей. Приехавший в Камышин священник о.Георгий
Чудновский, под давлением НКВД, дал необходимое для ареста лжесвидетельство, и
1 октября 1934г. о.Иоанн Скадовский, архиепископ Прокопий (Титов),
епископ Иоасаф (Попов) и священник Евстафий Маркович Нориц, приехавший
из Харькова, были арестованы, как и сам о.Георгий Чудновский.
Осуждения
Особое Совещание при УНКВД СССР
17/03/1935
Обвинение "контрреволюционная пропаганда, принадлежность к ИПЦ ("Истинно-Православной Церкви"), нелегальные богослужения на дому"
Приговор=5 лет ссылки в Каракалпакию
Групповое дело "дело архиепископа Прокопия (Титова), епископа Иоасафа (Попова), священника Иоанна Скадовского и священника Евстафия Норица, г.Камышин, 1935г."
О.Иоанн на допросах вел себя с удивительным мужеством и бесстрашием.
На вопрос следователя, чем он занимался в Камышине, он ответил, что "ничем
определенным не занимался, а существовал на то, что собирал милостыню".
Кроме того, из Херсона ему присылали посылки. Работать он не пошел потому,
что "стар и болен, и кроме того поступив на какую-нибудь ответственную работу,
тем самым должен был бы содействовать утверждению социалистического строя,
который враждебен Церкви".
О.Иоанн подробно отвечал на вопросы следователя, о том, как он
представляет себе социально-политический строй в виде теократического
государства, что он думает о политическом устройстве дореволюционной России.
Из протокола допроса:
"Дореволюционный строй России близок моим представлениям об идеальном
общественном строе, и я являюсь его сторонником.
Должен однако оговориться: во-первых, если я являюсь сторонником
Российской монархии, то это не значит, что я сторонник монархии вообще.
Я сторонник такой монархии, в которой монарх является именно помазанником
Бога...
Во-вторых, являясь сторонником российского монархического строя, я отнюдь
не являюсь сторонником тех извращений и искажений лежавшей в его основе
идеи, которые имели место на практике. ... Извращения эти являлись
результатом исторического падения нравственности в России, приведшей
в конце концов к появлению в России враждебных монархии политических
течений и образованию антимонархических партий социал-демократов,
социал-революционеров и так далее и к свержению монархии революцией".
Из протокола допроса:
" Считаете ли Вы, что каждый последователь "Истинно-Православной Церкви"
должен являться сторонником российской монархии?
Да, я считаю.
Считаете ли Вы, что для последовательного сторонника ИПЦ недопустимо
лояльное отношение к советской власти?
Да, истинный последователь Православной Церкви не может относиться
лояльно к советской власти, не может вступать в какие-либо компромиссы
с ней, участвовать в советском строительстве.
ИПЦ, и Вы, как ее представитель, ставите своей задачей увеличение
числа последователей ИПЦ?
Да, Православная Церковь и я, как ее последователь, ставим своей
задачей распространение нашего учения и увеличение числа истинных сторонников
Православной Церкви... Должен сказать однако, что непосредственную задачу
увеличения числа монархистов и вообще политических задач я не преследую."
Обвинений в контрреволюционной пропаганде о.Иоанн не признал
Места заключения
Узбекская ССР, Каракалпакская АССР, г.Турткуль, Чимбайская, 40
Год начала 1935
Год окончания 1937
День окончания 24
Месяц окончания 8
В г.Турткуле архиепископ Прокопий, о.Иоанн и матушка Екатерина Владимировна
организовали на своей квартире домашнюю молельню, доступную для местных жителей.
Те, кто внушал доверие и внутренне был расположен к православию, находил в
лице исповедников деятельное участие и духовную поддержку.
Жили ссыльные по-прежнему на пожертвования из Херсонской епархии.
О.Иоанну оказывала также помощь родная тетя Ольга Львовна Скадовская-Пикар,
проживавшая в Англии в г.Манчестере и регулярно высылавшая ему небольшие
денежные переводы. Органы НКВД воспользовались этим, как одним из поводов,
чтобы арестовать священнослужителей, хотя во избежание неприятностей о.Иоанн не
переписывался с Ольгой Львовной, ограничиваясь лишь уведомлениями о получении
денег
Аресты
Узбекская ССР, Каракалпакская АССР (Узбекистан, Каракалпакия), г.Турткуль
Год ареста 1937
День ареста 24
Месяц ареста 8
24 августа священник Иоанн Скадовский и архиепископ Прокопий (Титов) были арестованы
Осуждения
тройка при УНКВД Узбекской ССР
28/10/1937
Обвинение "организация нелегальной молельни на дому, систематическая контрреволюционная монархическая агитация"
Статья ст.66 УК УзССР
Приговор=высшая мера наказания расстрел с конфискацией имущества
Групповое дело "дело архиепископа Прокопия (Титова) и священника Иоанна Скадовского, г.Турткуль, 1937г."
О.Иоанн подтвердил, что, действительно, совершал в своей квартире богослужения.
Он был обвинен в том, что проводил среди верующих контрреволюционную
агитацию против обновленцев как признающих Советскую власть власть Антихриста
и что призывал не признавать Советскую власть.
О.Иоанн сказал, что он без исповеди не допускал до участия в богослужениях тех
верующих, которые раньше посещали молитвенные учреждения не истинно православного
направления, в том числе и обновленческого толка.
Свои разногласия с обновленцами о.Иоанн мотивировал тем, что последние нарушили
церковные каноны и содействовали антицерковной политике советской власти, но
пояснил, что об этом среди верующих не рассуждал.
Виновным в контрреволюционной антисоветской агитации о.Иоанн себя не признал
Кончина
1937
День 23
Месяц 11
расстрел
Место Узбекская ССР, Каракалпакская АССР, г.Турткуль
О.Иоанн Скадовский был расстрелян вместе со святителем-подвижником
Прокопием (Титовым).
Тесно связанный с архиепископом Прокопием и любивший его при жизни, о.Иоанн
разделил с ним и мученическую кончину. Погребены они были в общей безвестной
могиле
Канонизация
Священномученик священник Иоанн Скадовский
Дата 20/08/2000
Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г.
Кто представил Московская епархия, Соловецкий монастырь
Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
2
Старый стиль 10.11
Новый стиль 23.11
день мученической кончины (1937г.)
Публикации
1Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 1216 августа 2000г.
2Житие священномученика Прокопия, архиепископа Херсонского/ Сост. прот.Н.Доненко. Люберцы: Издательство храма Преображения Господня, 2000.
3Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000. Кн.5.
С.357364.
4Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ "Мемориал", 1999.
С.121123.
5Осипова И.И. "Сквозь огнь мучений и воды слез...": Гонения на Истинно-Православную Церковь: По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998.
С.325.
Документы
1Материалы Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.
2ЦГА Общественных организаций Украины. Д.Н-7377.