Пахомий (Русин Прохор Петрович)
Год рождения 1880
Место рождения Курская губ., с.Генеральщино
иеромонах
Фотографии
В скиту на Мохнатой сопке. Крайний справа иеромонах Пахомий (Русин), третья в этом же ряду монахиня Магдалина (Халина), 1920-е годы
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1910-х годов]
[до 1914г.]
[1914-1933гг.]
[до 1938г.]
[1938г.]
Служение
Черниговская губ., Петропавловский монастырь
Должность послушник
34 года жил послушником в Петропавловском монастыре Черниговской губернии.
В 1910г. переехал в г.Верный (Алма-Ата)
Семиреченская о., Пржевальский у., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь
Должность послушник
Год начала 1910
После приезда в Верный поступил в Иссык-Кульский Петропавловский монастырь.
В монастыре был пономарем, звонарем
Рукоположение
монах
Пахомий
Место Семиреченская о., Пржевальский у., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь
Потом был пострижен в монашество с именем Пахомий
Служение
Семиреченская о., Пржевальский у., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь
монах
Год окончания 1914
Рукоположение
иеромонах
1914
Примерно в 1914г. был рукоположен в сан иеромонаха
Служение
Семиреченская о., Пржевальский у., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь
иеромонах
Год начала 1914
Год окончания 1916
Летом 1916г. в Семиречье началось восстание киргизов, они напали на монастырь и
потребовали к определенному дню приготовить монастырские ценности и пригрозили
расправой в случае отказа. Тогда часть монахов, в числе которых был о.Пахомий,
ушла из монастыря кто в горы, кто в ближайшие селения. Монахи преклонного
возраста остались, положившись на волю Божию. Приехавшие в назначенный день
киргизы выбили монастырские двери, иконы побили, забрали церковную утварь и
устроили над монахами казнь: не пощадили никого, всех порубили саблями.
Вечером вернулись ушедшие монахи и на следующее утро похоронили всех убиенных
в общей могиле. После этого события о.Пахомий ушел в г.Верный
(В 1919г. монастырь был закрыт большевиками)
Семиреченская о., Заилийское Алатау, Аксайское ущелье, скит на Кызыл-Жарской горе (недалеко от г.Верного)
иеромонах
Год начала 1916
Год окончания 1921
День окончания 11
Месяц окончания 8
С 1916г. о.Пахомий поселился в Кызыл-Жарском скиту в горах около Аксая
с монахами Феогностом, Серафимом, Анатолием и Ираклием.
В августе 1921г. все пятеро монахов, живших в скиту, пошли в г.Верный
в Никольскую церковь на праздник целителя Пантелеимона. Двое из них, в том числе
о.Пахомий, остались в городе, а трое вернулись в скит.
11 августа 1921г. в скиту случилась трагедия: иеромонахи Серафим и Феогност были
застрелены красноармейцами-грабителями.
Оставшиеся в живых о.Пахомий, о.Ираклий и о.Анатолий после всего случившегося
жить в скиту не остались
Места проживания
Семиреченская о., скит на горе Горельник в районе Медео
Год начала 1921
Год окончания 1923
После 1921г. некоторое время о.Пахомий тайно жил вместе со странником Виктором и
схимонахом Тихоном в скиту на горе Горельник в районе Медео. Он изредка приходил
в город Верный, останавливался у монахинь, был очень молчалив.
Монахини вспоминали:
"Придем, бывало, с всенощной, чаю попьем. Матушка Евфалия просит его:
"Отец Пахомий, скажите два-три слова, скажите живое слово для спасения души!"
А он:
"Кхе, кхе... Сестры, молитесь. Читайте Иисусову молитву...",
и все.
Или служит в келье на Медео. Сестры просят:
"Отец Пахомий, сегодня такой праздник, ну скажите несколько слов!"
Он только и скажет:
"Сестры, молиться надо, истинно молиться надо. Иисусову молитву не нужно
забывать"".
Из воспоминаний монахини Магдалины (Халиной Ф.С.) [2]:
"Мы много странствовали в то время по горам: о.Пахомий, Виктор, я и Саня
Нагибина. От самого Каскелена до Тургеня пешком по горам ходили. Через
горные реки о.Пахомий нас переправлял. Он сильный был, крепкий. Встанет
посреди реки и нас, и Виктора перекинет с берега на берег.
А бывало, сидит Виктор в своей келье, потом встрепенется, побежит к
о.Пахомию: "Бери скорее чайник, бежим туда, далеко по щеле в горы, там
есть святое место, там чайку попьем. Там святое место! Там Ангелы!...".
С о.Пахомием они много странствовали. Куда бы ни шел Виктор, все
с Пахомием...".
В конце 1920-х и начале 1930-х гг. церковная жизнь в Алма-Ате терпела особые
потрясения. В городе происходили поголовные аресты духовенства, монашествующих
и просто православного люда. В горах облавы на пустынников... В горах монахи
жить уже не могли. Те, кто не был арестован, спустились в город.
О.Пахомий тоже покинул свою келью. За ним велась слежка, и он ходил из дома в дом,
избегая ареста.
Он ушел в г.Верный (ныне Алма-Ата).
Впоследствии на следствии в 1935г. о.Пахомий свою жизнь в этот период описывал так:
"В 1921г. этих монахов [отцов Серафима и Феогноста] убили, жить в горах стало
страшно. Я прожил еще год, а в 1923г. ушел в город Алма-Ату..."Семиреченская о., г.Верный (Алма-Ата)
Год начала 1923
Год окончания 1926
В г.Алма-Ата о.Пахомий жил у разных людей, тайно служил, венчал, отпевал на дому.
Часто ходил с монахинями закрытого в 1922г. Иверско-Серафимовского монастыря
в Аксайское ущелье на могилу убиенных иеромонахов, служил панихиды
Из воспоминаний монахинь:
"Как поднимемся на гору, перво-наперво панихиду отслужим. Потом отдохнем,
поужинаем и сядем у могилы на поваленные ели. И, сколько я помню, всегда
были ясные ночи. Сидим мы на бревнышках, и поют сестры. Долго поют. А певчие
были еще монастырские, хорошо пели. Потом вечерние молитвы почитаем, наломаем
ельника, набросаем на землю, и спим на этих лапах. Какой там сон! только
вздремнешь чуть-чуть. Утром обедницу служил о.Пахомий. Проповеди говорить
он не мог. Он плакал, всегда плакал. Потом прокашляется и скажет:
"Господь прибрал их, а я все мотаюсь. А как было бы хорошо и мне вместе
с ними... Да вот не сподобился".
Впоследствии на следствии 1935г. о.Пахомий показал:
"[В Алма-Ате] изредка служил в соборе, в котором сейчас помещается Казахстанский
музей. Прожил таким образом до 1926г., а затем уехал в Ташкент"Ташкент
Год начала 1926
Год окончания 1927
"В Ташкенте я хотел устроиться на работу, но ничего у меня из этого не вышло.
Прожил я там один год и снова вернулся Алма-Ату"Казахская ССР, г.Алма-Ата
Год начала 1927
Год окончания 1928
"Жил [в Алма-Ате] на квартире, помогал в хозяйстве, изредка служил и таким
образом существовал.
В 1928г. в горах на Мохнатой сопке один знакомый мне монах Тихон стал
строить избушку, и я тоже стал строить себе избушку, и в конце 1928г.
перебрался в горы"Казахская ССР, Алма-Атинская о., келья в горах на Мохнатой Сопке
Год начала 1928
Год окончания 1930
"Вскоре монах Тихон по неосторожности сжег наши избушки, и я вынужден был
выкопать себе землянку. В ней я жил не постоянно.
Часто ходил в город и жил у монахинь Магдалины, Татьяны, Александры,
Евсевии, которые также были на Мохнатой Сопке.
В 1930г. монахиням предложили вступить в колхоз, но в колхоз они не пошли,
сдали свое имущество в лесничество и ушли в город.
А я остался жить в своей землянке.
В том же [1930г.] уехал с монахинями в Джагал-Абад"Киргизия, Джалал-Абадский р., в горах возле орехосовхоза Кызылынкур
Год окончания 1933
"...Поселились в горах. Там построил избушку, жил с Магдалиной, а Татьяна
строила себе избушку отдельно, в 15 верстах от нас...".
Из воспоминаний Надежды Григорьевны Казулиной [1, С.157158]:
"В 1929г. нас раскулачили, отца посадили в тюрьму г.Оша, и в тюрьме от
заключенных духовного звания он узнал, что недалеко от Джалал-Абада есть
орехосовхоз, который называется Кызылынкур, и в горах, недалеко от этого
совхоза живут старцы-подвижники.
И когда отца отпустили на свободу, то дали ему предписание вывезти семью
на добровольную ссылку, куда он сам захочет, только подальше от Токтогула.
И папа прямо из тюрьмы пошел в Кызылынкур искать старцев, и нашел их.
Нашел он сначала на одной горе в орешниках иеромонаха Досифея...
Он был очень строгой жизни.
Возле него жили четыре монахини: Досифея, Дорофея, Клавдия и Мария.
У них была маленькая пасека и полувырытая избушка.
Через гору от него жили Калистрат Иванович и Мария Андреевна Гриневы из
Алма-Аты рабы Божии, с двумя девочками, и возле них в то время жили
о.Пахомий и матушка Магдалина алма-атинская, а на другой горе
иеромонах Макарий (Ермоленко), который был очень стареньким.
И вот, мы начали там жить, подвизаться и молиться.
К нам в горы часто приезжали монахини.
У монахов было строгое правило, жили они по монастырскому уставу.
Батюшки служили Литургию (у всех были антиминсы).
Чаще служили у Калистрата Ивановича. Там я научилась петь по нотам. Учили меня
Татьяна Хахулина и Саня Нагибина они были монастырские певчие. Служили
ночью. Закрывали подушкой окошечко, кто-нибудь один стоит на улице на страже,
с собакой. Сделали занавесочку, за ней алтарь, а перед ней и мы стоим. Все это
в такой комнате, которую и комнатой назвать нельзя, вроде погребка и сакли.
И молились, и пели.
О.Пахомий служил очень часто. Он был такой благостный: на него посмотришь, и сразу
чувствуешь к нему расположение, до того добрый вид был у о.Пахомия. Рыжеватая
бородочка, глазки голубенькие, ласковый, ласковый взгляд. Как жил отец
Пахомий? У землянки, где жили Калистрат Иванович с Марией Андреевной и к
которой мои дядя с тетей пристроили кибиточку, была еще маленькая лазеечка,
куда отец Пахомий прятался ночью. А на день он уходил под-горку-на-горку, где
была пропасть; возле нее нагибалась лоза, под лозой дверочка, которая
поднималась в лазейку вроде люка, там лествичка из глины, и по ней спускаешься
в пещерку, окно которой выходило на обрыв. Очень высокий обрыв, а дальше
за ним горы уже без орешника. Один только раз я была в этой пещерке.
Меня, десятилетнюю девочку, отец Пахомий взял с собой и разрешил зайти в
пещеру через люк. Отец Пахомий прятался там весь день, а на ночь возвращался
в лазеечку у землянки Калистрата Ивановича. Помню, как однажды на Пасху мы
служили ночью на горке у о.Макария.
Горы эти очень красивые, все в орешнике. И мы жили этими грецкими орехами.
У нас там родился еще один брат, Миша, а отец Пахомий его крестил... "
Аресты
Киргизия, Джалал-Абадский р., в горах возле орехосовхоза Кызылынкур
Год ареста 1933
О.Пахомий был арестован летом 1933г. вместе с иеромонахом Досифеем, о.Макарием (Ермоленко),
монахинями Рафаилой (Археловой), Серафимой (Домбровской), Досифеей, Дорофеей
и Клавдией.
Из воспоминаний Надежды Григорьевны Казулиной [1,С.159]:
"В 1933 году, летом ночью пришли чекисты и всех забрали: отца Досифея, отца
Пахомия, отца Макария, матушек Рафаилу, Серафиму, Досифею, Дорофею и Клавдию.
Забрали всех в полночь и всех погнали пешочком в Джалал-Абад за 30 верст вдоль
реки. Потом я слышала, что отца Макария отпустили по старости, а след отца
Досифея и четырех монахинь: Досифеи, Дорофеи, Клавдии и Марии тут же исчез.
Говорили, что их сразу же расстреляли.
Отца Пахомия, как я слышала, расстреляли позднее в Алма-Ате, а матушек осудили... "
Осуждения
././1933
Приговор=лишение свободы
Подробности осуждения и отбытия наказания неизвестны
Места проживания
Алма-Атинская о., Талгарский р., с.Талгар
Год окончания 1935
Аресты
Алма-Атинская о., Талгарский р., с.Талгар
Год ареста 1935
День ареста 8
Месяц ареста 9
Осуждения
Особое Совещание при НКВД СССР
28/01/1936
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор=3 года ИТЛ
Групповое дело "Дело иеромонахов Макария (Ермоленко), Пахомия (Русина) и др. Казахстан, 1936г."
Места заключения
Казахстан, г.Алма-Ата, тюрьма
Год начала 1935
Год окончания 1936
В Алма-Атинской тюрьме о.Пахомий претерпел страшные издевательстваКазахстан, Алма-Атинская о., ИТЛ
Год начала 1936
Год окончания 1938
Аресты
Казахстан, Алма-Атинская о., ИТЛ
Год ареста 1938
Был арестован в ИТЛ
Осуждения
././1938
Приговор=высшая мера наказания расстрел
Кончина
1938
расстрел
Место Казахстан, г.Алма-Ата
Канонизация
1
Преподобномученик иеромонах Пахомий (Русин)
Дата 11/08/1993
Кем канонизирован Синодальная комиссия при Московском Патриархате
Местночтимый святой Алма-Атинской епархии
2
Преподобномученик иеромонах Пахомий (Русин)
Дата 20/08/2000
Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г.
Кто представил Алматинская епархия
Дни памяти
1
Старый стиль 29.07
Новый стиль 11.08
день памяти в Патриаршем календаре
2
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
Реабилитация
Дата 30/04/1989
Кем реабилитирован Прокуратура Казахской ССР
По году репрессий 1936
Публикации
1Королева В. Святые Алма-Атинские преподобномученики иеромонахи Серафим и Феогност //Свет Православия в Казахстане. 1993. N 5.
С.517.
2Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 1216 августа 2000г.
3
http://lists.memo.ru/index17.htm (сайт общества "Мемориал". Жертвы политического террора в СССР).
4Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002.
С.7,3840,4345,51,5356,158.
5http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-prmch-pahomiya-rusina-1938.html (Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино. Житие прмч. Пахомия Русина (1938)).
Заявители
Королева Вера Викторовна (исследователь)
Документы
Архив ДКНБ РК по г.Алматы