Серафим (Тьевар Антоний Максимович)
Год рождения 1899
День рождения 30
Месяц рождения 7
Место рождения Москва
иеромонах
Предки Тьеваров были французами.
Из семьи служащего, отец умер в 1905г., когда Антонию исполнилось 6 лет, а его брату
Максиму один год, и детей воспитывала мать, Наталия Дмитриевна
Фотографии
Иеромонах Серафим (Тьевар Антоний Максимович), фото из дела
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1928г.]
[с 1928г.]
Образование
Московское реальное училище
Окончил реальное училище в Москве и в 1917г. поступил работать статистиком на
Дедовскую мануфактуру (в г.Дедовске Московской губ.)Московский университет
Год поступления 1918
Год окончания 1919
Московская Богословская (Духовная?) Академия
Год поступления 1920
Год окончания 1923
Поступил учиться в Московскую Богословскую (Духовную?) Академию.
В 1920г. он познакомился с профессором Московской Духовной Академии, выдающимся
ученым-патрологом, Иваном Васильевичем Поповым, преподававшим не только в
Московской Духовной Академии, но и в Московском Университете.
Антоний Тьевар стал его ближайшим учеником.
Изучение жизни святых отцов звало к тому, чтобы и самому Антонию вести
подвижническую жизнь, тем более, что аскетом-подвижником был и сам его
наставник И.В.Попов.
Антоний Тьевар посещал лекции И.В.Попова по философии в
читальне Румянцевского музея, а также в Московском университете,
в 19221923гг. его лекции в храме Троицы в Листах на Сретенке по патрологии
и истории Церкви. Он получал от И.В.Попова интересующие его книги
по истории Церкви и патрологии.
И.В.Попов поручал Антонию Тьевару работы по истории Церкви древних и средних
веков и другие работы.
Академию Антоний Тьевар не смог закончить ввиду ее закрытия в 1923г.
Места проживания
Москва
Год окончания 1924
Месяц окончания 12
Параллельно с учебой в Университете и Академии Антоний Тьевар
работал в различных учреждениях Москвы: статистиком, библиотекарем и проч.
В 1919г. поступил на курсы внешкольного политпросвещения и в том же году был
направлен библиотекарем на Южный фронт Красной Армии, но затем оставлен
в Москве и служил в должности библиотекаря-инструктора.
В 1920г. участвовал в организации съезда библиотечных работников Красной Армии.
После съезда стал работать помощником начальника библиотеки.
В 1922г. был демобилизован и до 1924г. работал библиографом Главполитпросвета.
В 1924г., для устранения обновленческой смуты и разного рода расколов в Церкви
Патриарх Тихон благословил И.В.Попова на составление полного списка епископата,
как православного, так и раскольнического, а кроме того, всех тех, кто к тому
времени оказался в ссылках и лагерях. И.В.Попов привлек помощником в этом
деле Антония Тьевара. Антоний Тьевар переписал и принес И.В.Попову список
архиереев, ходивший тогда среди верующих людей в рукописном виде.
Главной работой, которую поручил ему И.В.Попов, было собирание сведений и
богословских суждений об имябожниках, вопросы о которых Патриарх Тихон
предполагал вынести к весне 1925г. на VIII Вселенский Собор, если бы он
состоялся
Аресты
Москва
Год ареста 1924
День ареста 10
Месяц ареста 12
10 декабря 1924г. Антоний Тьевар был арестован и заключен в Лубянскую тюрьму
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
19/06/1925
Обвинение "к/р деятельность, сношение с представителями иностранных государств с целью вызова интервенции, для чего Тьеваром давалась им ложная и неправильная информация о гонениях на Церковь со стороны Соввласти Церкви и епископата"
Приговор=3 года концлагерей
Групповое дело "Дело профессора И.В.Попова. Москва, 1925г."
Проходил по одному делу со своим учителем Иваном Васильевичем Поповым.
Одним из обвинений было знакомство с И.В.Поповым, от которого Антоний Тьевар,
якобы, получал указания по к/р деятельности, а также составление для
И.В.Попова списков епископата якобы для передачи за границу
Места заключения
Москва, Лубянская тюрьма ОГПУ
Год начала 1924
Антоний был вегетарианцем, поэтому он не мог есть тюремной пищи и в деле
сохранилась его просьба к следователю, чтобы ему разрешили передачи в тюрьмуСоловецкий лагерь особого назначения
Год начала 1924
Год окончания 1928
Месяц окончания 1
В Соловки прибыл вместе с И.В.Поповым, и их поселили в одном бараке.
Протоиерей Михаил Польский писал об Антонии:
"Говоря об Иване Васильевиче, нельзя не вспомнить его "душеприказчика",
прекрасного юношу Антония Тьевара, с которым они вместе прибыли на Соловки,
так иногда в шутливой форме назывались молодые кандидаты на профессорскую
должность, которых старики-профессора готовили на свои кафедры, передавая
по возможности все свое ученое достояние, свои познания. Антоний Тьевар был
учеником и другом профессора. Вместе они жили, занимали кровати рядом,
вместе кушали, гуляли. Ученик работал над учением о Христе... святителя
Афанасия Великого, и писал, и читал в свободные от работы минуты".
В лагере его "послушанием" стала работа в канцелярии.
В конце декабря 1927г. срок его заключения окончился, он был освобожден и
в январе 1928г. выехал в Москву
Рукоположение
монах
1928
Место Нижегородская о., г.Арзамас (Саров)
Кто рукоположил епископ Серпуховский Арсений (Жадановский)
После возвращения из Соловков во время Великого Поста 1928г.
Антоний Тьевар отправился в Дивеево и в Саров. Страстную неделю он пробыл в
Арзамасе. На Страстной Неделе епископ Серпуховский Арсений тайно постриг
Антония в мантию с именем Серафим.
Мать его Наталья Дмитриевна тоже приняла монашеский постриг
(с именем Пантелеимона)иеродиакон
1928
Место Нижегородская о., г.Арзамас
Кто рукоположил епископ Серпуховский Арсений (Жадановский)
иеромонах
1928
Место Нижегородская о., г.Арзамас
Кто рукоположил епископ Серпуховский Арсений (Жадановский)
Места проживания
Москва, Гранатный пер., 143
Год начала 1928
Месяц начала 1
Год окончания 1931
День окончания 14
Месяц окончания 4
В Москве иеромонах Серафим поселился с вместе с матерью в своей квартире,
стал совершать келейно богослужения.
Регулярно посещал Вознесенскую церковь на ул.Герцена.
Зарабатывал на жизнь он литературной работой по договору для Госиздата
Аресты
Москва
Год ареста 1931
День ареста 14
Месяц ареста 4
Был арестован в ночь с 14 на 15 апреля 1931г.
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
30/04/1931
Обвинение "а/с агитация, а/с деятельность, организация нелегальных "сестричеств" и "братств", оказание помощи ссыльному духовенству, произнесение проповедей к/р характера, провокационные слухи о якобы чинимых гонениях на Церковь"
Статья ст.5810 УК РСФСР
Приговор=3 года концлагерей
Групповое дело "Следственное дело Алексинского Ф.Н. и др. Москва. 1931г."
По тому же делу проходили архимандрит Гавриил (Игошкин), священник Феодор (Алексинский),
Татьяна Гримблит и др. всего 39 человек.
На следствии показал:
"Я действительно принял тайное монашество. Постриг принял от руки
епископа Арсения Жадановского в гор.Арзамасе. Мое монашеское имя "Серафим".
В силу своих религиозных убеждений я в 1920г. поступил в
Богословскую Академию, каковую не окончил вследствие ее закрытия, посещал
Академию параллельно со службой в Политуправлении Реввоенсовета, конечно о
моем пребывании в Академии не знала моя служба. Из церковников никого не знаю.
Посещаю систематически одну только церковь Вознесения (на ул.Герцена).
Отношение к советской власти отрицательное в плоскости религиозных вопросов,
а именно: ссылка духовенства, закрытия и уничтожения церквей и т.п.
Я антимилитарист, следовательно, в случае нападения на Советский Союз врагов
защищать его с оружием в руках не буду, но согласен служить в санитарных
отрядах"
Места заключения
Москва, Бутырская тюрьма
Год начала 1931
День начала 14
Месяц начала 4
Год окончания 1931
День окончания 9
Месяц окончания 5
Пермская о., Верхне-Камский округ, г.Усолье, Вишерлаг ОГПУ, 1-е отделение
Год начала 1931
Месяц начала 5
Год окончания 1931
День окончания 23
Месяц окончания 11
Кончина
1931
День 6
Месяц 12
погиб в заключении
Место Пермская о., Верхне-Камский округ, г.Усолье, Вишерлаг ОГПУ, 1-е отделение
Погиб в Вишерском лагере 23 ноября/6 декабря 1931г.
Все в лагере любили этого кроткого и ревностного подвижника. Над его могилой
был поставлен крест, и долгое время после его смерти могила с любовью
украшалась находившимися в лагере исповедниками-заключенными
Канонизация
Преподобномученик иеромонах Серафим (Тьевар)
Дата 30/07/2003
Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 30 июля 2003г.
Кто представил Московская епархия
Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
2
Старый стиль 23.11
Новый стиль 06.12
день мученической кончины (1931г.)
Реабилитация
Дата 11/10/1991
Кем реабилитирован Прокуратура СССР
По году репрессий 1931
Публикации
1Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2).
С.46,9394.
2Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 года под председательством Патриарха Алексия II.
3Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том III. Тверь:"Булат", 2005.
С.199206.
Документы
ЦА ФСБ РФ. Д.Р-1086.
ЛЛ.213219,339,796,817.