Служение
Новгородская губ., г.Тихвин, Тихвинский Большой Богородицкий мужской монастырь
архимандрит
Должность настоятель
Год начала 1913
День начала 8
Месяц начала 8
Год окончания 1923
Летом 1921г. архимандрит Антоний вошел в Президиум Тихвинского уездного
комитета по оказанию помощи голодающим Новгородской губ., был избран
казначеем Комитета.
К 15 августа 1921г. Тихвинский Большой монастырь собрал и пожертвовал в помощь голодающим
1 млн. рублей, а в октябре 1921г. за счет Упомгола от архимандрита Антония
поступил церковный сбор в размере более 400 тысяч руб.
Весной 1922г. во время кампании по "изъятию церковных ценностей" глумления большевиков
при ограблении монастыря носили изощренный характер. Власти не просто снимали
ризу с драгоценной святыни Тихвинской Иконы Божией Матери, но
и заставляли архимандрита Антония сделать это собственноручно.
Пытались они воздействовать на него и по-другому, однако не преуспели ни в том,
ни в другом.
Архимандрит Антоний обратился к Владыке Арсению с письмами, в которых описывал
снятие ризы с Тихвинской иконы.
Из его письма от 21 марта 1922г.:
"...За грехи наши совершилось ужасное! Риза с Чудотворной Тихвинской иконы
Божией Матери сегодня, 21 марта, увезена... 15 марта (по ст.ст.)
неожиданно в обитель прибыли вооруженные солдаты, и вход и выход были
заграждены. Вызваны были я и избранные от верующих в собор, куда прибыла
местная власть, которая объявила, что приступает к изъятию церковных ценностей.
Наскоро осмотрели весь собор и ризницу и приступили, по исполнении формальностей
(избрания секретаря, просмотра полномочий и т.д.) к изъятию:
1. Золотой лампады у чудотворной иконы Божией Матери с драгоценными камеями
2. Серебряных решеток у иконы 3 пуда, серебряного подсвечника 3 пуда
серебра.
Все запечатали и увезли в уездный Финотдел.
16 марта занялись проверкой церковного имущества. Причем было предложено
ограничиться изъятием лишь намеченного верующими, в связи с чем изъятие
было прервано на двое суток, до 19 числа.
17 марта верующие произвели выбор вещей и проч.
Но 18 марта из Череповца прибыли представители, председатель и вызвали всех
экстренно и при острых речах в соборе порешили снять ризу с Чудотворной иконы
Старорусской и облачение с главного престола и предложили мне приступить к
снятию ризы с Чудотворной иконы. Я заявил, что не согласен на снятие ризы со
всех икон, пред которыми верующие молятся, в частности, с Чудотворной иконы
это будет оскорблением моего религиозного чувства, религиозного чувства
массы верующих, и что физически и морально я не могу сделать это сам, не
могу заставить и других.
Это признали контрреволюцией. Я возразил, что дело это не политическое, а
дело веры, и контрреволюции здесь нет, а есть защита веры, религиозных убеждений.
Верующие заявили, что ими послано заявление в Москву (М.И.Калину) об
оставлении ризы на иконах и просили на двое суток отложить изъятие. Просьба
была уважена. Но в воскресенье пришел от Калинина отказ.
И вот сегодня, 21 марта в 1 час дня открыли заседание при вводе войска и
удалении сторонних из обители, заслушали отказ, заслушали протесты верующих
с постановлением предать суду всех подписавшихся под протестом и принудили
представителей верующих и ризничего снять ризу. Пошло с болезнью, скорбью
и слезами: отслужили молебен, сняли и выдали ризу. Мое здоровье не позволило
дальше зреть, и я не знаю, что было.
Завтра, на 22 марта, назначено снятие ризы со Старорусской иконы и облачения
с главного престола а далее, не знаю уже что. Очевидно, все уберут.
За несколько дней один раз меня ночью вызывали в ГПУ, где предъявили многое
и спрашивали, как я буду относиться [к изъятию]. Я объявил, что против вещей
ненужных не буду возражать, а за главное буду. Заставили подпиской о прочем
не говорить.
Второй раз вызвали накануне изъятия вынуждали подписать воззвание к верующим,
объяснить, как я буду относиться к изъятию. Я заявил, что "так же, как при
первом вызове", и мне объявили, что тогда меня не выпустят. Я сказал:
"Что хотите со мной делайте, а я таким был, есть и буду".
Но почему-то выпустили при подписке никому ничего не говорить.
Едва ли где происходит то, что здесь. Не знаю, смогу ли я дальше существовать?
Прости, дорогой Владыка, прости и благослови! Грешный архимандрит Антоний,
21 марта, полночь".
Спустя 5 дней, 26 марта архимандрит Антоний послал владыке Арсению еще одно письмо:
"Дорогой Владыка! Десять дней прожили в осадном положении с плачевным для нас
результатом: вооруженные при входах внутри, а в братской трапезной
пулеметная рота. Взяли: облачение с главного престола, ризы с Тихвинской
Чудотворной иконы, со Старорусской, св.Тихона, еще с двух икон Тихвинской иконы
Божией Матери и одно громадное сияние с ангелами, 3 скипетра, 3 чаши, все дорогие
кресты и панагии, много кадильных лампадок. Всего золота более 1 пуда 15 фунтов,
а серебра до 25 пудов.
Ризу со св.Престола и Старорусской иконы мяли ногами. Едва ли где подобное
было! Переживаем все болезненно".
О.Антонию в это смутное время много пришлось приложить усилий в борьбе с
захватившими власть в 1923г. в Новгородской епархии обновленцами.
Архимандрит Антоний отказался признать обновленчество, удержав от уклонения в
обновленческий раскол почти весь клир Тихвинского уезда.
Из ходатайства о поставлении о.Антония в в архиереи, составленного в 1923г.
временно исполняющим обязанности управляющего Новгородской епархией епископом
Крестецким Серафимом:
"Отец архимандрит преисполнен разнообразного труда на ниве Христовой,
соединенного с горестями и терпением, а особенно в последнее время.
И, благодаря покровительству Царицы Небесной, как он и сам о сем постоянно
свидетельствует, обитель и братия еще до днесь существует.
Во все время с первого момента появления обновленчества он заявил себя его
противником и умело отклонился от него, сохраняя от сего и монастырь, и братию.
В то время как благочинный г.Тихвина и настоятель Тихвинского собора самолично
переписали весь Тихвинский уезд из Новгородской епархии в Череповецкую
[обновленческую] архимандрит Антоний публично перед всеми выразил свое
несогласие и остался в ведении Новгородской епархии. Из Череповца прибыл
уполномоченный епископа-обновленца Иоанна Звездкина и властно приказывал
прекратить моление за Новгородскую епархиальную власть и начать молиться за
Череповецкого обновленца, но отец архимандрит не подчинился. И когда была
объявлена в июне сего [1923] года свобода религиозной регистрации, он
умело и спешно ею воспользовался, не имея сведений о сем ни из Новгорода,
ни из Москвы.
Верующие граждане г.Тихвина со слезами признания пришли к нему и благодарили
за сохранение обители и их самих от обновленщины и из 600 человек сразу
образовали общину древнеапостольской церкви при объявлении непризнания
[обновленческого] собора 1923г. и обновленчества во всех его видах.
Как свидетельствуют граждане Тихвина, благодаря примеру и стойкости
отца архимандрита сохранилось правоверие в городе, укрепляется и в уезде"