Служение
Москва, церковь свт.Николая у Соломенной Сторожки
Должность певчая церковного хора
Год окончания 1933
С 1921 года отец Марии и Надежды Мерцаловых начал читать курс теории
пространственных механизмов на машиностроительном факультете Тимирязевской
сельскохозяйственной академии, расположенной вблизи Никольского храма у Соломенной
Сторожки.
В Никольском храме у Соломенной Сторожки с 1921г. служил о.Василий Надеждин,
духовной дочерью которого стала Мария Мерцалова.
Приход Соломенной Сторожки в основном составляла научная интеллигенция,
жители поселка при Сельскохозяйственном институте.
Группа профессоров института, в том числе и профессор Николай Мерцалов
отец Марии и Надежды Мерцаловых, обратилась к отцу Василию с просьбой заняться
христианским просвещением их детей, и батюшка, многие годы сознательно готовившийся
к пастырской деятельности, с радостью принял это предложение.
Он сумел привлечь к участию в богослужении приходскую молодежь, из которой
составился прекрасный церковный хор; вел с духовными детьми беседы об
основах православного вероучения; посещал с ними концерты классической
музыки, разбирал литературные произведения.
Просветительской деятельностью среди молодежи занимались по его благословению и
некоторые члены общины.
Обязанности пастыря, заботы о духовных детях отец Василий ставил выше всего.
В 1920-е годы в доме Клушанцевых на Михалковской улице была устроена
своего рода начальная школа для небольшой группы детей прихожан
Никольского храма, в которой отец Василий преподавал Закон Божий и
общеобразовательные предметы.
Прихожане вспоминают, что крестный ход в день Святой Пасхи начинался
с того, что батюшка выходил из царских врат и запевал:
"Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех..."
За ним стихиру подхватывал весь храм.
За год до ареста у отца Василия началось обострение туберкулеза,
и ему пришлось уехать на лечение в Башкирию.
По его просьбе в храме у Соломенной Сторожки в это время служил
о.Владимир Амбарцумов.
Письма, которые батюшка присылал своим духовным детям, они читали все вместе,
вслух.
По возвращении домой, 28 октября 1929 года, отец Василий был арестован и
помещен в Бутырскую тюрьму. При обыске он сумел передать матушке
письмо, обнаружение которого могло повлечь за собою арест его
духовного чада. 1 ноября на допросе заключенный дал следующие
"показания по существу дела":
"...О близкой ко мне молодежи могу сказать следующее: пришла ко мне она
сама. Все лица, впоследствии бывавшие у меня, были связаны между собой
еще школой, где они вместе учились. Вероятно, поэтому они также всей
группой и перешли ко мне.
У меня в церкви эта молодежь пела в хоре. Собираясь у меня на квартире,
молодежь обыкновенно пела из опер под аккомпанемент моей жены.
Церковные спевки бывали в церкви. У меня на квартире духовного мы пели мало.
... Специальных вопросов по поводу существующего социального порядка
и по поводу отдельных моментов взаимоотношения Церкви и государства,
равно и чисто политических вопросов, мы никогда не обсуждали.
... Молодежь у меня принимает участие в церковных делах с 1921 года.
Всего у меня не больше десяти человек.
Пять девочек: две дочери Мерцалова (профессора) (одна из них в 1-м
МГУ, по имени Мария, другая Надежда, еще не держала экзамен),
две дочери бывшего торговца, теперь совслужащего Целиева Василия
Ивановича, Татьяна и Клавдия (они собираются готовиться в ВУЗ),
Елизавета Обыдова (учится на курсах иностранных языков). Кроме того,
есть младшие девочки, учащиеся петь в хоре...".
Из воспоминаний Марии Николаевны Меркуловой о своих духовных руководителях
о.Василии Надеждине и о.Владимире Амбарцумове:
"Время моей юности и ранней молодости было богато людьми не только
значительными, но и исключительными. Не то, что они были многочисленны,
нет, в это время их становилось все меньше и меньше, но каждый из них
был светильником, озарявшим в тяжкой тьме жизненный путь людей, не забывших Бога.
В ряду этих светочей был и отец Владимир. Впервые он появился у нас,
когда отец Василий после продолжительной и тяжелой болезни поехал на кумыс,
а церковь временно осталась без священника.
По-видимому, оба они хорошо знали друг друга, имели настоящие братские
отношения, позволявшие доверять своих духовных чад и прихожан друг другу.
К нам отец Владимир относился доброжелательно, мягко, присматривался к
нашей маленькой группке юных девушек, почти подростков, ревностно и
бескорыстно исполнявших свои обязанности в церковной службе.
Красивые юные голоса, стройность пения, музыкальность исполнения и
крепкая дружба объединяли нас и, надо отдать справедливость, мы заметно
выделялись среди своих сверстниц.
В этот ранний период становления внутреннего мира юности все, что
заложил в наши души отец Василий, уже давало плоды. Они прежде всего
сказывались в отношении к людям, особенно к священникам.
Глубокое уважение и благоговение перед служителями у Господнего престола
помогали нам, несмотря на наш юный возраст, понимать значительность
личности отца Владимира как пастыря...
После возвращения отца Василия из отпуска по болезни отец Владимир
стал бывать у нас редко, но теплые дружеские отношения этих двух
настоящих христианских пастырей не прекращались..."