Свенцицкий Валентин Павлович
Год рождения 1881
День рождения 30
Месяц рождения 11
Место рождения Казань
протоиерей
Специальность=богослов, публицист, проповедник
Родился в семье потомственного дворянина, присяжного поверенного Болеслава
Давида Карловича Свенцицкого (18321896) и вятской мещанки Елизаветы Федосеевны
Козьминой (18521927). Отец католик, мать и дети православные.
Поскольку развод отца с первой женой (сбежала, бросив пятерых детей) не разрешила
католическая Церковь, Валентин был признан незаконнорожденным и отчество получил
по имени восприемника при крещении
Фотографии
Протоиерей Валентин Свенцицкий
Протоиерей Валентин Свенцицкий
Протоиерей Валентин Свенцицкий
Протоиерей Валентин Свенцицкий. Снимок сделан на 21 день после смерти
Протоиерей Валентин Свенцицкий в ссылке, 1928(1931?)г.
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[с 1891г.]
[1917-1924гг.]
[1924-1931гг.]
Образование
3-я Казанская гимназия
Год поступления 1891
Год окончания 1895
Возможно, именно благодаря различию вероисповеданий отца и матери, у юного Валентина
рано пробудился интерес к религиозным вопросам.
В гимназические годы очень большое влияние на него оказал законоучитель Казанской
гимназии священник Молчанов (будущий Экзарх Грузии архиепископ Алексий II),
человек большой эрудиции, обладавший прекрасными ораторскими способностями1-я Московская классическая гимназия
Год поступления 1895
Год окончания 1898
Когда Валентину было 15 лет, семья Свенцицких переехала в Москву, где Валентин
учился сначала в 1-ой Московской классической гимназии, затем в частной гимназии
КрейманаМосковская частная гимназия Креймана
Год поступления 1900
Год окончания 1903
Московский университет, историко-филологический факультет
Год поступления 1903
Год окончания 1907
После окончания частной гимназии в 1903г. был зачислен на историко-филологический
факультет Московского университета. Той же осенью вступил в Историко-филологическое
студенческое общество при университете (руководитель профессор С.Н.Трубецкой),
стал инициатором открытия секции истории религии (председатель С.А.Котляревский)
Места проживания
Москва
Год окончания 1909
Промыслом Божиим молодой Свенцицкий попадает в круг мыслящих, ищущих Правды Божией
людей, с именами которых связано развитие русской религиозно-философской мысли
В числе его друзей и близких знакомых были Владимир Эрн, Павел Флоренский,
Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Андрей Белый, князь Евгений Трубецкой, Александр
Ельчанинов. События 1905г. увлекли В.П.Свенцицкого. Он организует нелегальное общество
"Христианское братство борьбы", куда входили также П.Флоренский, В.Эрн, А.Ельчанинов,
и пишет его программу.
В ряде статей 19061907гг. он проповедует христианский социализм и общественную
собственность. В эти же годы Свенцицкий начинает выступать в "Религиозно-философском
обществе памяти Владимира Соловьева" и Политехническом музее с лекциями на темы:
"Христианство и насилие", "Террор и бессмертие", "Атеизм и любовь" и т.п.
Выступления собирают большое количество слушателей.
Сила его убеждения была покоряющей. И в молодые годы, и впоследствии В.П.Свенцицкий
умел необыкновенно влиять своим словом на людей и в лекциях, и в проповедях, и
в частных беседах.
В.П.Свенцицкий сотрудничает в сборниках "Свободная совесть", "Вопросы религии",
публикует статьи о творчестве Ф.М.Достоевского, Н.Клюева, Г.Ибсена, пишет рассказы,
повести, драмы. При содействии С.Н.Булгакова участвовал в издании "Религиозно-общественной
библиотеки".
В интеллигентной Москве Свенцицкого уже знают, о нем говорят. Выступает Свенцицкий
и в Петербурге, а также сотрудничает в издании журнала "Новая земля". Он пишет книгу
"Второе распятие Христа". Книга была напечатана, но с множеством пропусков, замененных
многоточиями, а вскоре изъята совсем.
В 1908г. выходит книга В.П.Свенцицкого "Антихрист, или Записки странного человека".
Издание этих двух книг, сложные драмы в личной жизни, осуждение со стороны близких
друзей, исключение из "Религиозно-философского общества" привели В.П.Свенцицкого
к состоянию глубокого духовного кризиса.
Эти трудные годы привели мятущегося интеллигента к переосмыслению
всей предыдущей жизни, стали отправной точкой на пути к нравственному очищению
через боль страдания и глубокое покаяние. Выбор был сделан. Свенцицкий отказывается
от социалистических идей и с тех пор их неизменно критикует. Оставив все
"мудрствование", он всецело предает свою жизнь Христу и Его Церкви.
В 1911 году познакомился со своей будущей женой Евгенией, дочерью священника
Сергия КрасноваКавказ
В начале 1910-х годов Валентин Павлович едет на Кавказ,
желая своими глазами увидеть монахов-отшельников, прикоснуться к православной
святости. Это удается ему вполне, и вскоре в 1915г., под впечатлением поездки
на Кавказ он пишет книгу "Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских
гор", пронизанную глубоким пониманием сути христианской жизни и христианского
подвига.
Важнейшим событием по возвращении стало его тесное общение с великим
оптинским старцем иеросхимонахом Анатолием (Потаповым). От него Валентин Павлович
принял благословение учиться непрестанной молитве и другим духовным деланиям,
свойственным, в основном, монашеству
Рукоположение
иерей
1917
День 9
Месяц 9
Место Петроград, Иоанновский монастырь
Кто рукоположил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский)
В 1917г. В.П.Свенцицкий просит своего духовного отца иеросхимонаха Анатолия (Потапова)
благословить его на монашество, но старец указывает ему другое служение.
Женившись на Евгении Сергеевне Красновой, в целомудренном браке с которой
прожил 15 лет, Валентин Свенцицкий в Петрограде принимает священный сан.
Посвящение происходило в Иоанновском монастыре, где погребен святой праведный
отец Иоанн Кронштадский, которого Свенцицкий всегда глубоко любил и почитал.
Рукополагал его митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), пять лет спустя
расстрелянный большевиками
Служение
Петроград
иерей
Год начала 1917
Год окончания 1920
О.Валентин был назначен проповедником при штабе 1-й армии Северного
фронта; с 1918г. стал проповедником Добровольческой армии. Активно участвовал в
подготовке и деятельности Юго-Восточного Русского Церковного Собора, в печати и
с амвона призывал народ к покаянию и борьбе с большевизмом
Москва
иерей
Год начала 1920
Год окончания 1922
В 1920г. Свенцицкие переехали в Москву. О.Валентин не имел своего прихода,
а выступал как проповедник по разным храмам Москвы, часто
сослужа в торжественных богослужениях Святейшему Патриарху Тихону и различным
архиереям. Совершал требы в семьях своих родных и близких.
Свенцицкий считал, что Святейший Патриарх Тихон необыкновенно верно ведет церковный
корабль в сложнейших условиях жизни того времени.
"Пока он существует, за Церковь, до известной степени, можно быть спокойными.
Может быть, были и есть патриархи эрудированнее и внешне как бы талантливее
Святейшего Патриарха, но он какой-то благодатный, тихий и очень мудрый".
Духовное чадо оптинских старцев о.Валентин был священником пламенной веры и
непрестанного молитвенного подвига. Соединив в себе дух монашеского "умного делания"
и пастырства, он принял на себя крест священнического служения в революционной
Москве 1920-х годов. Проповеди, выступления, все духовное наследие о.Валентина
отличают кристальная чистота и ясность, свойственные подлинно православному
мышлению.
Аресты
Москва
Год ареста 1922
После проповеди в Крестовоздвиженском монастыре, где о.Валентин утверждал,
что деятельность обновленцев направляется органами ЧК, он был арестован и
заключен в Бутырскую тюрьму
Осуждения
././1922
Приговор=3 года ссылки
Места заключения
Москва, Бутырская тюрьма
Год начала 1922
В Бутырской тюрьме находился в одной камере с С.И.ФуделемСредняя Азия, Таджикистан, г.Пенджикент
Год окончания 1924
В ссылке о.Валентин написал работу "Тайные поучения о нашем спасении" (о молитве
Иисусовой) адресованный духовным чадам труд о молитвенном делании и преодолении
искушений на этом пути.
В Пенджикенте (Таджикистане) он участвовал в хиротонии Луки (Войно-Ясенецкого)
Служение
Москва, храм свщмч.Панкратия на Сретенке
иерей
Год начала 1924
Месяц начала 12
Год окончания 1926
Вернувшись из ссылки о.Валентин стал служить в храме священномученика Панкратия
в переулке на Сретенке и вести регулярные беседы с прихожанами по вопросам веры,
церковной жизни и Священного Писания. Его духовные дети записывали эти беседы
и распространяли их среди верующих.
В 1925г. о.Валентин был в числе множества духовенства на похоронах Святейшего
Патриарха Тихона, которого очень любил и уважал.
Наряду с постоянным местом служения, о.Валентин часто выступал с проповедями,
сослужа в различных храмах Москвы и Подмосковья. В своем храме он дополнительно
проводил целые циклы бесед на различные богословские темы о преп.Серафиме Саровском
и творениях Иоанна Лествичника.
В Великий Пост 1926г. о.Валентин прочитал в храме св.Панкратия свой труд "Шесть
чтений о Таинстве покаяния в его истории", направленный против начинавшей тогда
широко распространяться общей исповеди.
Летом 1926г. о.Валентин со своими прихожанами духовными чадами (60 чел.)
совершил паломничество на шести подводах в Саровский монастырь, где получил
предсказание блаженной Марии Ивановны о переходе в другой храм. Так и произошло.
Он был назначен настоятелем храма "Никола Большой Крест"
Москва, храм "Никола Большой Крест" на Ильинке
протоиерей
Должность настоятель
Год начала 1926
Год окончания 1928
В Никольском храме о.Валентин создал крепкую общину, проводил особые богослужения,
которые продолжались всю ночь (говорят, это было неповторимо), искоренял звон и счет
денег во время богослужения, за всенощной бесплатно разносили свечи, и часть
службы все стояли со свечами. В своих сочинениях и проповедях о.Валентин
открывал путь духовного совершенствования в условиях современной жизни, который
называл "монастырем в миру". Это не означало, что люди, вставшие на такой путь,
делаются тайными монахами и принимают негласно какие-то обеты. Речь шла о том, чтобы
внутренне воздвигнуть как бы монастырскую стену между своей душой и миром, во зле
лежащем, не допускать, чтобы его суета, его зло захлестнули душу.
Декларация митрополита Сергия (Страгородского) от 16/29 июля 1927г. вызвала
у о.Валентина резкий протест. В январе 1928г. по благословению епископа Димитрия
(Любимова) он разорвал каноническое и молитвенное общение с митрополитом Сергием
и вышел из его юрисдикции вместе со своей паствой. В Никольском храме не поминали
ни власть, ни митрополита Сергия. О.Валентин запрещал своим духовным чадам посещать
другие храмы.
На Пасху 1928г. о.Валентин был арестован за неприятие Декларации митрополита Сергия
Аресты
Москва
Год ареста 1928
Месяц ареста 4
Осуждения
././1928
Приговор=ссылка в Сибирь
Места заключения
Красноярский край, Тракт-Ужет (в 80 км. от станции Тайшет)
Год начала 1928
Год окончания 1931
День окончания 20
Месяц окончания 10
В ссылке о.Валентин написал свое замечательное последнее произведение "Диалоги".
В книге, построенной как беседа духовника и вопрошающего интеллигента, о.Валентин
дал цельное изложение христианского мировоззрения; используя метод Сократа, вскрыл
противоречия принципов материализма и показал необходимость веры в познании истины.
В 1930г. он заболел тяжелой каменно-почечной болезнью. Его пытались лечить, но безуспешно.
Он болел больше года, страдания его были невыносимыми, они пересиливали даже его
громадную волю, но перед самым концом стал тих и ясен, ни ропота, ни обиды,
полное смирение.
Незадолго до кончины о.Валентин написал митрополиту Сергию покаянное письмо,
проникнутое глубоким смирением:
"Ваше Высокопреосвященство, Всемилостивейший Архипастырь и Отец. Я умираю.
Уже давно меня тревожит совесть, что я тяжко согрешил перед Святой Православной
Церковью, и перед лицом смерти мне это стало несомненно.
Я умоляю Вас простить мой грех и воссоединить меня со Святой Православной
Церковью. Я приношу покаяние, что возымел гордость, вопреки святым канонам,
не признавать Вас законным первым епископом, поставив личный разум и личное
чувство выше соборного разума Церкви, я дерзнул не подчиниться святым канонам.
Моя вина особенно страшна тем, что я вовлек в это заблуждение многие человеческие
души. Мне ничего не нужно: ни свободы, ни изменения внешних условий, ибо сейчас
я жду своей кончины, но ради Христа приимите мое покаяние и дайте умереть в
единении со Святой Православной Церковью.
11 сентября 1931г. Валентин Свенцицкий".
Одновременно он написал письмо родным и духовным чадам:
"Свой разум и свои чувства я поставил выше Соборного разума Церкви.
Мудрость человеческая заслонила вечное и премудрое. Соборы провидели всю
историю, знали, какие ужасы будут творить сидящие на Патриарших престолах,
сколько будет борьбы, жестокости, неправды, недопустимых компромиссов,
граничащих с преступлением, и знали, какой это будет соблазн для человеческих
душ, подобных тому, в который вовлек я вас, и все будет разорвано в клочья,
они премудро оградили человеческие души от этих соблазнов строжайшими канонами,
что не признавать можно только тогда, когда извращается догмат веры...
Как случилось, что у меня открылась вполне истина рассказать почти
невозможно, но знайте, что это имеет прямое отношение к моему концу и,
может быть, Господь меня сохранил перед смертью и дал возможность принести
покаяние"
Кончина
1931
День 20
Месяц 10
умер в ссылке
Место Красноярский край, г.Канск, больница
Место захоронения Москва, Немецкое кладбище "Введенские горы", участок 5/7, слева от главного входа
Родные получили разрешение перевезти гроб с телом о.Валентина в Москву. Гроб с
телом покойного шел в Москву три недели и прибыл 6 ноября 1931г., в день празднования
иконы Богоматери "Всех Скорбящих Радосте". 7 ноября к вечеру он был установлен
в церкви Троицы в Листах на Сретенке. Служил панихиду владыка Варфоломей (Ремов).
8 ноября в 6 часов вечера начался заупокойный парастас. Служба происходила при
огромном стечении народа. После парастаса открыли гроб. Все были потрясены
отец Валентин лежал как живой, со спокойным, просветленным лицом, без обычных
признаков тления.
9 ноября служили заупокойную обедню и отпевание. Возглавлял службу архиепископ
Дмитровский Питирим (Крылов); сослужил ему епископ Варфоломей (Ремов) и
священники: о.А.Зверев, о.Александр Пятикрестовский, о.Сергий Успенский,
о.Владимир Амбарцумов, всего 11 священников и 5 диаконов, среди них протодиакон
Георгий Хохлов и друг почившего о.Валентина о.Николай Орфенов.
В начале отпевания Владыка Варфоломей (Ремов) сказал: "Мы прощаемся сегодня с
замечательным, истинно христианским пастырем, который пройдя трудный путь прибыл
сегодня к нам без признаков тления, дабы явить нам силу духа единения с Православием
во веки веков". В середине службы Владыке сделалось дурно и он должен был
покинуть храм. Настолько сильно подействовал на Владыку Варфоломея вид усопшего
о.Валентина. За литургией, после чтения Евангелия, Владыка Питирим произнес
разрешительную проповедь, прощающую и разрешающую всех духовных чад о.Валентина:
"...все они отныне снова становятся членами единой Русской Православной Церкви".
Первоначально о.Валентин был захоронен на Пятницком кладбище, но из-за возможной ликвидации
кладбища в 1940г. перезахоронен на Немецком кладбище. Его могила и сегодня часто
посещается верующими
Труды
1
2
книга: "Граждане неба".
1915г.
3
книга: "Монастырь в миру. Проповеди и поучения".
Публикации
1Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 19171943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.
С.888.
2Свенцицкий В.П., прот. Диалоги. 2-е изд., испр. и доп. М., 1995.
3Воспоминания об отце Валентине Свенцицком Милицы Борисовны Свенцицкой. Машинопись.
4Емельянов Н.Е. За Христа пострадавшие// Татьянин день. 1998. Февраль. N 19.
С.13.
5
http://ru.wikipedia.org (Википедия свободная энциклопедия).
6http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=552 (Древо. Открытая православная энциклопедия).
7http://vehi.net/svencicky/dialogi/00.html (Предисловие к книге "Диалоги" о.Леонида Калинина).
8Свенцицкий В.П., прот. Собрание сочинений. Второе распятие Христа. Антихрист. Пьесы и рассказы (19011917)/ Сост., послесл., коммент. С.В.Черткова. М.:Даръ, 2008. 800с.
С.632636.