Касаткин Дмитрий Васильевич
Год рождения 1884
День рождения 24
Месяц рождения 10
Место рождения Московская губ., Можайский у., с.Борис-Городок (Московская о., Можайский р., с.Борисово)
священник
Дмитрий Касаткин родился 24 октября 1884г. в с.Борис-Городок Можайского уезда
в семье псаломщика церкви Воскресения Словущего Василия Кирилловича Касаткина.
У Дмитрия был старший брат Виктор (1881г.р., впоследствии псаломщик в храме
свт.Николая в Хамовниках в Москве)
Фотографии
Священник Касаткин Дмитрий Васильевич
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1916г.]
[1916-1942гг.]
Образование
Звенигородское духовное училище
Год окончания 1900
Дмитрий закончил Звенигородское духовное училище, как и его старший брат ВикторВифанская Духовная Семинария
Год окончания 1906
В 1906г. оба брата Дмитрий и Виктор закончили Вифанскую Духовную Семинарию
Места проживания
Московская губ., Можайский у. (Московская о., Можайский р.), с.Милятино
Год начала 1906
Год окончания 1916
После окончания семинарии Дмитрий Касаткин был направлен учителем
в церковно-приходскую школу с.Милятино Можайского уезда
Рукоположение
иерей
1916
В 1916г. рукоположен во иерея к храму свв.Космы и Дамиана погоста Гвоздня Бронницкого уезда
Служение
Московская губ., Бронницкий у., пог.Гвоздня (Московская о., Воскресенский р., урочище Гвоздна), Космодемьянская церковь
иерей
Год начала 1916
Год окончания 1937
День окончания 26
Месяц окончания 11
О.Димитрий прослужил в пог.Гвоздня 20 лет.
Он был женат. Супруга Мария Михайловна. В семье были дети. Сохранилась
фотография 1919 года, на которой запечатлены о.Димитрий с женой Марией Михайловной
и маленьким сыном.
В 1930-е годы при поддержке прихожан о.Димитрий препятствовал попыткам закрыть
храм. Это вызвало недовольство властей
Аресты
Московская о., Воскресенский р., пог.Гвоздня
Год ареста 1937
День ареста 26
Месяц ареста 11
Арестован 26 ноября 1937г. и конвоирован в тюрьму г.Коломна
Осуждения
Особая тройка УНКВД по Московской обл.
05/12/1937
Обвинение "антисоветские проповеди, антиколхозная агитация"
Приговор=10 лет ИТЛ
ГА РФ. Ф.10035. Д.П-168334.
В качестве лжесвидетелей выступили председатель колхоза и бригадир, давно
состоявший на службе НКВД. В качестве обвинения (в том числе) приводились
слова батюшки:
"Христианство существует уже две тысячи лет и переживет как колхозы,
так и советскую власть, свидетелями чего мы с вами, братия и сестры,
ныне и являемся".
Третьим лжесвидетелем стал председатель сельсовета.
В тюрьме ему было предъявлено обвинение в антисоветских проповедях,
организации и проведения крестных ходов и активной агитации против колхозов.
Виновным в "агитации против колхозов" о.Димитрий себя не признал,
что же касается проповедей и крестных ходов, то, как указал о.Димитрий,
"они входят в его обязанность".
5 декабря 1937г. Особой тройкой УНКД по Московской обл. о.Димитрий был приговорен
к 10 годам ИТЛ
Места заключения
Московская о., г.Коломна, тюрьма
Год начала 1937
День начала 26
Месяц начала 11
Год окончания 1937
Москва, Таганская тюрьма
Год начала 1937
Год окончания 1937
Карелия, г.Медвежьегорск, Белбалтлаг
Год начала 1937
День начала 23
Месяц начала 12
О,Димитрий был отправлен в Беломоро-Балтийский ИТЛ в г.Медвежьегорске
Мария Михайловна попыталась в 1939г. обжаловать несправедливый приговор,
но от просьбы жены священника просто отмахнулисьАрхангельская о., Кулойский ИТЛ
Год окончания 1940
Месяц окончания 8
В 1940г., в день праздника Преображения Господня, о.Димитрий самолично
направил просьбу о пересмотре дела:
"Как священник, я обычно в праздничные дни произносил проповеди (как
необходимую часть богослужения)...
Крестные ходы устраивались три-четыре раза в год и всегда по просьбе
группы верующих, и всегда совершались только вокруг храма, не выходя
за пределы положенной черты.
Поскольку совершение богослужения советскими законами не запрещено,
следовательно, не запрещенной является и проповедь как часть богослужения,
также и крестные ходы.
Что касается обвинения в агитации против колхоза, то это обвинение
голословно, так как не подтвердилось ни свидетельскими, ни иными
какими-либо доказательствами.
Моя вина перед Советской властью состоит в том, что я священник,
и совершал богослужения и религиозные обряды, которые советскими
законами не запрещены, но это не может служить основанием для моего
заключения...
В лагерях я работаю стахановскими методами, ни одного отказа от работы
не имею, ни одного выговора за нарушение лагерной дисциплины у меня нет.
Прошу управление НКВД по Московской обл. мое дело пересмотреть, а также
прошу мой десятилетний срок отменить и освободить меня от заключения".
Просьба осталась без внимания, даже несмотря на образцовое поведение и труд
заключенного.
Более того, в августе 1940г. о.Димитрия перевели еще дальше, в небольшое
каторжное Талажское отделение КулойлагаАрхангельская о., Кулойский ИТЛ, Талажское отделение
Год начала 1940
Месяц начала 8
Год окончания 1942
День окончания 28
Месяц окончания 10
Каторжные работы подорвали здоровье о.Димитрия
Кончина
1942
День 28
Месяц 10
умер в заключении
Место Архангельская о., Кулойский ИТЛ, Талажское отделение
26 октября 1942г. о.Димитрий скончался в заключении и погребен в общей
безвестной могиле
Канонизация
Священномученик священник Димитрий Касаткин
Дата 26/12/2006
Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 26 декабря 2006г.
Кто представил Московская епархия
Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
2
Старый стиль 15.10
Новый стиль 28.10
день мученической кончины (1942г.)
Тропарь, глас 3:
Церкве Русския столпе непоколебимый,/
благочестия правило,/
жития евангельскаго образе,/
священномучениче Димитрие,/
Христа ради пострадавый даже до крове,/
Егоже моли усердно,/
яко Начальника и Совершителя спасения,/
Русь Святую утвердити в Православии//
до скончания века.
Кондак, глас 2:
Восхвалим, вернии,/
изряднаго во священницех/
и славнаго в мученицех Димитрия,/
Православия поборника и благочестия ревнителя,/
земли Русския красное прозябение,/
иже страданием Небес достиже/
и тамо тепле молит Христа Бога//
спастися душам нашим
Публикации
Документы
Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006г.