Хотовицкий Александр Александрович
Год рождения 1872
День рождения 11
Месяц рождения 2
Место рождения Волынская губ., г.Кременец
протопресвитер
Специальность=кандидат богословия
Родился в семье протоиерея ректора Волынской Духовной Семинарии
Фотографии
Священномученик протопресвитер Александр Хотовицкий. Икона (находится в храме Покрова Пресвятой Богородицы Бутырской тюрьмы)
Священномученик протопресвитер Александр Хотовицкий. Икона.
Протопресвитер Александр Хотовицкий
Протопресвитер Александр Хотовицкий
Протоиерей Александр Хотовицкий с супругой Марией (справа) и сестрами на даче
Протопресвитер Александр Хотовицкий
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1896г.]
[1896-1901гг.]
[1901-1921гг.]
[1921-1923гг.]
[с 1924г.]
[1928-1937гг.]
Образование
Волынская Духовная Семинария
Санкт-Петербургская Духовная Академия
Год окончания 1895
кандидат богословия
Магистрант, в 1895г. получил степень магистра богословия.
Еще в Академии, горя желанием послужить Церкви, подал прошение о зачислении
на службу в далекую Алеутскую и Североамериканскую епархию
Служение
Алеутская и Североамериканская епархия, Нью-Йорк, приход свт.Николая
Должность второй псаломщик
Год начала 1895
Год окончания 1896
В 1896г. в Нью-Йорке состоялось бракосочетание его с воспитанницей
Петербургского Павловского института Марией Владимировной Щербухиной, которая на
всю жизнь стала ему верным другом и помощницей.
Из письма Хотовицкому хорошо знавшего их семью священника Туркевича:
"В уютном доме твоем у тебя и достойнейшей супруги твоей всегда царят мир,
любовь, простота, задушевность и благожелательность... Для всех это
истинно русская, благочестивая, укладная семья,...где всегда отдыхаешь душой.
находишь приют и привет, самое широкое радушие и гостеприимство, совет,
поддержку и помощь, одобрение и новые силы для доброго делания за веру и
Русь православную... "
Рукоположение
диакон
1896
День 23
Месяц 2
Место США, г.Сан-Франциско, кафедральный собор
Кто рукоположил епископ Алеутский Николай (Зиоров)
иерей
1896
День 25
Месяц 2
Место США, г.Сан-Франциско, кафедральный собор
Кто рукоположил епископ Алеутский Николай (Зиоров)
Был рукоположен во иерея всего через 5 месяцев после приезда в Америку.
Епископ Николай, рукополагавший 24-летнего псаломщика, объяснил ему, почему
остановил на нем свой выбор:
"Я увидел, что ты имеешь ту искру Божию, которая всякое служение делает
воистину дело Божиим и без которой всякое звание превращается в
бездушное и мертвящее ремесло... ".
О.Александр миссионерствовал среди туземцев на Крайнем Севере Америки,
что было очень нелегким делом. О.Александр писал в эти годы:
"...В Америке при отсутствии суровых зим и усовершенствованных путях
сообщения случаи замерзания едва ли возможны. Но ни страшнейшая ли
здесь свирепствует зима холодного неверия и тупого равнодушия к религии,
когда мертвеют не тела, а души?!"
Епископ Платон через 18 лет в своем прощальном слове к о.Александру говорил:
"...Вдумайтесь в то, что составляет самое сердце, самую суть миссионерского
дела... Можно предвидеть, как тебя, исполненного святой идейности, бескорыстной
любви и самую жизнь забывающего в самоотвержении, встретят с гнетущей
подозрительностью те самые люди, к которым ты спешишь в вагоне..., представлять
...косые и подозрительные взгляды этих, тобой уже любимых братий, их
недоброжелательство, упорство даже в допущении тебя в их среду, слепое их
противодействие твоим самым искренним словам, часто свирепое озлобление,
ни на чем не основанное, но доходящее мало-мало чуть ни до посягновения
на твою жизнь о, это такая мука, такая скорбь души..."
Служение
Алеутская и Североамериканская епархия, Нью-Йорк, приход свт.Николая
иерей
Должность настоятель прихода (с ноября 1896г.)
Год начала 1896
День начала 23
Месяц начала 2
Год окончания 1901
Месяц окончания 8
После отъезда в Россию настоятеля Свято-Никольского прихода Евтихия Балановича
о.Александр был назначен на его место.
Став настоятелем Свято-Никольского прихода, о.Александр взял на себя
подвижнический труд по строительству нового кафедрального собора.
По благословению епископа Тихона, будущего Патриарха Московского и всея Руси,
он купил для строительства собора землю в Нью-Йорке на 97-й авеню.
Чтобы собрать средства на строительство собора, ему пришлось не только объехать
православные общины Америки, но и побывать в России. Государь Николай II
первым пожертвовал от себя 5000 рублей "на это важное и необходимое дело".
О.Александр побывал у о.Иоанна Кронштадтского, об этой встрече
о.Александр позже рассказал в своем слове на смерть его:
"...Наутро я был в церкви. Здесь о.Иоанн призвал меня, взял мою сборную
книгу и на заглавном листе написал:
"Господи, благослови книгу сию сборную и дело, на которое она дана,
благословением вседейственным и всещедрым и привлекай сердца
верных рабов твоих к иерею-миссионеру, да расположатся все в его
пользу или, вернее, в пользу дела Божия.
Кронштадтский протоиерей Иоанн Сергиев. Жертвую двести руб.
27 марта, 1900"".
О.Александр вспоминал:
"С книгою этою прошел я святую Русь, и везде эта надпись открывала сердца
людские, везде упоминание о благословении отца Иоанна на это святое дело
раскрывало кошельки и, таким образом, отец Иоанн был в строгом смысле
создателем и нашего храма в Нью-Йорке... ".
Собор возводился два года, строительство завершилось 10 ноября 1902г.
В его торжественном освящении приняли участие более 20 священнослужителей.
В храме вместимостью 900 человек, стояли две тысячи, более тысячи молились снаружи.
С трепетом все внимали словам будущего Патриарха Тихона:
"В православной вере стойте, родные предания держите, храм Божий любите.
Вы род избранный, люди, взятые в удел, чтобы возвещать окружающим нас
инославным чудный свет православия".
Таким образом, Нью-Йоркский Никольский собор был воздвигнут трудами и попечениями
четырех русских святых: царственного мученика Николая II, отца Иоанна Кронштадтского,
святителя Тихона и причисленного в 1994г. к лику святых о.Александра Хотовицкого.
Через год этот храм стал епархиальным кафедральным собором.
В летопись храма внесена запись:
"Основан и создан сей кафедральный собор в городе Нью-Йорке, в Северной
Америке, иждивением, заботами и трудами виднейшего кафедрального протоиерея
о.Александра Хотовицкого в лето от Рождества Христова 1902-е".
Не меньше сил отдавал о.Александр созиданию "внутренней храмины души" своих пасомых.
Сердечной болью и грустью наполненены его "Думы миссионера":
"...Смешны были бы сожаления о том, что между краянами нет таких глубоко
религиозных людей, как в России.... Но разве не дико и в Америке слышать
такое заявление: "Я православный христианин, но для "бизнеса" должен
держаться унии" Или: "Не пришли в церковь, ибо собрался дождь".
И если последний случится, то вместо обычных 6080 человек придет 15...
И как возжечь огонь веры в тех, которых видишь лишь 23 часа на неделю?...
Впрочем, таких счастливых пастырей, имеющих один приход, очень немного.
Обычно у каждого есть по 23 прихода... А ведь цель нашей, как и всякой
миссии не только поддерживать, а и распространять православие..."
"...Конечно, мы бедны, мы очень бедны... Но что бы это было за "миссионерство"
от избытка?... Какое чувств можем испытать мы, видя, как при этой скудости
постепенно обогащается наша миссия паствою, как украшаются грады и веси ее
благолепными храмами, как расширяется ее благовествование по далеким
пространствам, приводя в ограду овчую и заблудших, и новых овец... Господь
помогает нам видимо, заметно".
О.Александр обладал незаурядным организаторским талантом и "красноречием Златоуста"
уникальным даром проповедника.
Он деятельно участвовал в организации епархиального Православного общества
взаимопомощи, исполнял в нем обязанности казначея, потом первого секретаря и,
наконец, председателя (с 1 апреля 1897г.). Общество помогало австрийским и карпатским русинам,
македонским славянам, русским воинам в Манчьжурии и военнопленным в японских
лагерях
Рукоположение
протоиерей
1901
День 10
Месяц 8
Кто рукоположил епископ Ярославский Тихон (Белавин) (будущий Патриарх)
Служение
Алеутская и Североамериканская епархия, Нью-Йорк, кафедральный собор свт.Николая
протоиерей
Должность настоятель
Год начала 1910
Месяц начала 11
Год окончания 1914
День окончания 26
Месяц окончания 2
С открытием нового собора начался переход карпатских русин из унии в православие.
О.Александр ездил по городам Америки, укрепляя новообращенных. На собрания,
проводимые после богослужений, приходили тысячи людей. Ксендзы часто настраивали
униатов против православных священников.
Кафедральный протоиерей Букетов вспоминал:
"...Отца Александра в Бэйонне чуть не убили. Туда приехал он вечером один.
Навстречу ему показалась огромная толпа.
По близорукости отец Хотовицкий принял ее за толпу православных, вышедших
ему навстречу, и доверчиво приблизился к ней. "Вы Хотовицкий?"
обратились к нему с вопросом. "Я...". Тогда один из вожаков вдруг ударил
отца Александра по лицу кулаком. Как он не разбил ему очки и не ослепил его?!
Отец Александр только вскрикнул и без чувств упал на землю.
Это и спасло его. А разъяренной толпе показалось, что он убит, и она в
страхе разбежалась".
Несмотря на препятствия, трудами и заботами о.Александра были созданы
православные приходы в Филадельфии, Юнкерсе, Пассаике и др. городах
(всего 12 приходов на Восточном побережье).
Он был многолетним редактором (с ноября 1896г.), позже главным редактором и
одним из основных авторов журнала "Американский Православный Вестник",
выходившего на русском и английском языках.
О.Александр публиковал в нем не только статьи богословского содержания, но и
дневниковые размышления, стихи.
Будущий патриарх Тихон, под чьим омофором о.Александр совершал свое пастырское
служение в Америке с 1898г. по 1907г., подвел итог его деятельности:
"Со своей стороны, как начальник твой, могу свидетельствовать, что оправдал
доверие и чаяния, которые возлагались на тебя при твоем посвящении".
По отзывам современников, о.Александр являл собой пример жертвенного служения
Богу и ближним:
"От природы аристократ, чрезвычайно умный и образованный, с тонким юмором,
в проповедничестве стихия, в литературе незаурядный публицист и поэт,
для своих пасомых идеальный пастырь, для нас, иереев, хоть и молодой,
но уже умудренный опытом, всегда отзывчивый и благожелательный друг и советник,
а для всех русских людей неизменно гостеприимный хозяин, таков был отец
Хотовицкий".
Служение о.Александра в Америке закончилось ровно через 18 лет 26 февраля 1914г.
При прощании ему были сказаны слова любви и благодарности американской паствой:
"Ту самую боль, какую только можно вообразить и какую, кажется, должен был бы
пережить человек, если бы от него отделяли не только части тела, но и души,
испытывает и вся Американская Православная Русь, навеки прощаясь с тобою...
Забудет ли когда-нибудь Американская Православная Русь тебя, славнейшего из
пастырей ее?! Нет! Никогда! Ты вечно будешь жить в истории Американской Руси,
в благодарных сердцах верных сыновей, в своих великих трудах по участию в
в создании Церкви Православной Американской, которая, верим, на Страшном Суде
будет ходатайствовать пред Праведным Судьей да украсит Он славную главу
ее любимейшего сына нетленным венцом... ".
В Нью-Йоркском храме, возведенном трудами протопресвитера Александра Хотовицкого,
каждый раз на службах поминается батюшка. В левом приделе висит его поясная икона,
есть и памятная табличка.
В 1914г. по инициативе архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) был
переведен в Гельсингфорс с назначением настоятелем Успенского собора и Свято-Троицкой
церкви
Финляндия, г.Гельсингфорс (Хельсинки), Успенский собор и Свято-Троицкая церковь
протоиерей
Должность настоятель
Год начала 1914
Год окончания 1917
Месяц окончания 8
В Гельсингфорсе о.Александр служил под началом будущего патриарха, архиепископа
Сергия (Страгородского) и духовно сблизился с ним.
Немало трудов было положено в Финляндии по ограждению православной паствы,
в основном, карел, от прозелитической экспансии лютеран.
В августе 1917г. о.Александр был переведен в Москву
Москва, храм Христа Спасителя
протоиерей
Должность ключарь собора
Год начала 1917
Месяц начала 8
В 1918г. при храме Христа Спасителя под духовным окормлением настоятеля
собора протоиерея Николая Арсеньева и ключаря Александра Хотовицкого
было учреждено братство.
О.Александр деятельно участвовал в его создании и его работе,
Братство обратилось к православному народу:
"...Русские люди! Храм Христа Спасителя краса Москвы, гордость России,
радость Православной Церкви обречен на медленное разрушение. Ему, этому
славному памятнику великих подвигов русских богатырей, положивших душу свою
за родную землю и святую веру православную, отказано в государственной
поддержке. Русские люди! Ужели отдадите вы чудный храм Спасителя на
посмеяние? Ужели правду утверждают гонители Святой Церкви, будто русские
люди уже не нуждаются в святынях храмах, таинствах, богослужениях, будто
все это пережитки и суеверия? Отзовитесь, богомольцы!... Встаньте на страже
своих святынь! Щедрые жертвы богатых да сплетутся в добром порыве с
драгоценными грошиками верующей бедноты. Сердце России, Москва!
Сбереги свою святыню, свой храм Спас златоглавый!"
Священный Собор Российской Православной Церкви 19171918гг.
протоиерей
Должность член Священного Собора
Год начала 1917
Год окончания 1918
В труднейшие для России годы о.Александр был одним из ближайших помощников
святителя Тихона по управлению Московской епархией, участником Собора 19171918гг.
членом Священного Собора по избранию от клира Финляндской епархии.
На заседаниях Собора он много раз выступал со словами боли и заботы о Церкви.
Обращаясь к пастве, он призывал не устраняться от выборов в Учредительное
Собрание:
"Похоже на то, как если бы в руках строителей каого-либо здания кипела
работа по изготовлению чертежей, проектов и так далее для наилучшего
сооружения, и они спокойно смотрели бы в то же время, как кирпич за
кирпичом вражеской рукой это же здание разрушается".
4 ноября о.Александр предложил Собору безотлагательно провести выборы Патриарха.
По его инициативе Соборный Совет постановил выразить семье убиенного о.Иоанна
Кочурова соболезнование от имени Собора, ходатайствовать об ее обеспечении и
возвестить об этой трагедии православной России
Аресты
Москва
Год ареста 1919
Освобожден через три дняМосква
Год ареста 1920
День ареста 23
Месяц ареста 4
Обвинение при аресте "произнесение к/р речи в храме Христа Спасителя"
По данным [5] был арестован в мае 1920г.
Был освобожден 26.04.1920г. по постановлению Президиума ВЧК от 24.04.1920г.Москва
Год ареста 1921
День ареста 8
Месяц ареста 12
Обвинение при аресте "нарушение декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви: преподавание детям Закона Божия"
По данным [5] был арестован в ноябре 1921г. по обвинению в преподавании Закона
Божия. 19 декабря 1921г. освобожден
Служение
Москва, храм Христа Спасителя
протоиерей
Должность ключарь собора
Год начала 1921
Месяц начала 12
Год окончания 1922
Когда началась кампания по "изъятию церковных ценностей" о.Александр строго соблюдал
указание Патриарха Тихона. В храме Хиста Спасителя собирали средства для голодающих, но
при этом старались сохранить святыни собора.
На квартире о.Александра проходили заседания священнослужителей и мирян, где был
составлен проект резолюции приходского совета, в котором от властей требовали
гарантии, что пожертвования будут действительно употреблены на спасение голодающих,
и выражался протест против травли в прессе епископов, священников, верущих людей.
Власти восприняли это требование как вызов
Аресты
Москва
Год ареста 1922
День ареста 23
Месяц ареста 2
Был арестован и стал одним из главных обвиняемых на 2-м московском процессе против
более чем 100 священнослужителей и мирян, который проходил в ноябре-декабре 1922г.
Осуждения
Московский Ревтрибунал
13/12/1922
Обвинение "сопротивление изъятию церковных ценностей"
Статья ст.62,69,73,119 УК РСФСР
Приговор=10 лет лишения свободы с конфискацией имущества и 5 лет поражения в правах
Групповое дело "Московский процесс об изъятии церковных ценностей (II этап), декабрь 1922г."
О.Александр проходил по "второму этапу Московского процесса об изъятии
церковных ценностей" наряду с 32 клириками.
Он был оправдан судом 3 мая 1922г., но на свободу не выпущен, т.к., по словам
начальник СОГПУ, считался "тайным агентом высших иерархов, деятельность которых
направлена во вред народу и народной власти...".
На допросе о.Александр держался спокойно, старался выгородить
других обвиняемых, виновным себя не признал, заявив:
"Я полагаю, что нет контрреволюционности в том, чтобы просить о замене
церковных ценностей соответствующим металлом".
Следствие было закончено в ноябре-декабре 1922 года, и дело было передано
суду Московского Ревтрибунала.
Процесс об изъятии церковных ценностей проходил под председательством Н.Крыленко.
Из обвинительного заключения, предъявленного о.Александру и остальным
32 обвиняемым:
"...Состоя членом организации, называемой Православной Иерархией...
по предварительному соглашению с другими...с целью воспрепятствовать
общими усилиями проведению в жизнь постановления ВЦИК от 26 февраля 1922г.
и инструкции к нему об изъятии церковных ценностей в специальный фонд
ЦК Помгола...вошел в преступное сообщество,
организованное представителями высшего духовенства и возглавляемое бывшим
Патриархом Тихоном. В осуществление поставленных этой организацией
контрреволюционных целей в течение марта и апреля 1922г. в г.Москве и
Московской губернии сознательно и умышленно:
а) усиленно распространяли...воззвание (Патриарха Тихона),
заведомо ложно... указывающее, что церковные ценности являются
неприкосновенными и не подлежащими изъятию, ...что всякое
посягательство на них есть святотатство;
б) тайно и явно призывали верующих к массовому и открытому
противодействию постановлению ВЦИК, ...последствием чего при
фактическом изъятии произошли во многих местах республики...
эксцессы, приведшие к кровавым событиям и пролитию крови...;
в) с амвона... и в беседах с прихожанами распространяли заведомо
ложные о деятельности должностных лиц, администрации Советской
власти и отдельных членов местных комиссий Помгола сведения,
возбуждающие в населении враждебное к ней отношение,
что предусмотрено 69, 62, 73 и 119-ой ст.ст. УК РСФСР"
Места заключения
Москва, Бутырская тюрьма
Год окончания 1923
Месяц окончания 10
После освобождения Патриарха Тихона из-под домашнего ареста и издания им
заявления о лояльности по отношению к гражданским властям,
в октябре 1923г. протопресвитер Александр был амнистирован и освобожден
из-под стражи
Служение
Москва, Успенский собор в Кремле
протоиерей
Должность настоятель
Год начала 1923
Месяц начала 10
Год окончания 1924
Месяц окончания 9
На момент ареста не имел штатного места служения. После смерти протоиерея
о.Николая Любимова был назначен номинальным настоятелем Успенского собора в
Кремле, но служить там не мог
Аресты
Москва
Год ареста 1924
День ареста 9
Месяц ареста 9
Был арестован по доносу начальника 6-го отдела ОГПУ Е.Тучкова, который
характеризовал о.Александра:
"Поп-проповедник с высшим образованием, очень
активен, резок и пользуется влиянием на тихоновцев.
Настроен антисоветски. Иногда это проскальзывает в проповедях"
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
19/09/1924
Обвинение "социально вредный элемент"
Приговор=3 года ссылки в Туруханский край
Групповое дело "Дело протоиерея Александра Хотовицкого и др. Москва, 1924г."
Был приговорен к высылке в составе группы архиереев, рекомендованных к
высылке Е.А.Тучковым
Места заключения
Москва, Бутырский изолятор
Год начала 1924
День начала 6
Месяц начала 9
Туруханский край
Год начала 1924
Год окончания 1928
При пересмотре дела 24 октября 1924г. ссылка в Туруханский край была заменена
на ссылку в один из городов Туруханского края.
Отбывал ссылку на Ангаре. Пребывание на Севере подорвало его и без того слабое
здоровье. Любовь и преданность духовных детей помогли ему перенести ссылку.
В 1925г. 19-летние его духовные дети Таня Чиж и Вера Овсянникова ездили
к нему в ссылку. Духовные дети берегли его письма, стихи, поздравления. Они
сохранили его труд "О молитве Иисусовой...", в которой он писал:
"Мирская жизнь, построенная на угождении страстям., лишает человека цельности.
Страсти тянут его в разные стороны и разрывают его душу на части...
В миру эта расколотость души, создающая в человеке постоянное единоборство
самых противоположных мыслей, желаний, настроений, считается почти
достоинством. Это именуют сложностью натуры, этим хвастаются, это выставляют
напоказ... ".
В 1928г. был освобожден и вернулся в Москву
Рукоположение
Служение
Москва
протопресвитер
Год начала 1928
По возвращении в Москву был одним из ближайших помощников Заместителя
Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского)
Москва, храм Ризоположения на Донской ул.
протопресвитер
Должность настоятель
Год окончания 1937
В 1930-е годы служил в храме Ризоположения на Донской улице
Из воспоминаний прихожанина храма А.Б.Свенцицкого:
"Я присутствовал много раз на службе отца Александра.
Высокий, седой священник, тонкие черты лица, чрезвычайно
интеллигентная внешность. Седые подстриженные волосы,
небольшая бородка, очень добрые серые глаза, высокий,
громкий тембр голоса четкие, вдохновенные возгласы...
У о.Александра было много прихожан, очень чтивших его...
И сегодня помню глаза о.Александра: казалось, что его
взгляд проникает в твое сердце и ласкает тебя. Это ощущение
было у меня, когда я видел святого Патриарха Тихона при
встрече его с духовенством у храма Неопалимая Купина (1924г.)
Так же и глаза о.Александра, светящийся в них свет говорят о
его святости..."
Аресты
Москва
Год ареста 1937
Летом 1937г. протопресвитер Александр Хотовицкий был арестован в последний раз
Осуждения
Военная Коллегия Верховного Суда СССР
19/08/1937
Обвинение "участие в антисоветской террористической фашистской организации"
Статья ст.5810,5811 УК РСФСР
Приговор=высшая мера наказания расстрел
Групповое дело "дело "Московского церковно-фашистского центра", 1937г."
ЦА ФСБ РФ. Д.Р-49429.
Обвинен как член контрреволюционной фашистской организации "Московский Центр".
Указан среди других лиц в списке от 10 августа 1937г., подписанном Сталиным,
Молотовым, Кагановичем и Ворошиловым, "по I категории" (расстрел).
Предан суду Военной Коллегии Верховного Суда РСФСР.
Закрытое судебное Заседание Военной Коллегии Верховного Суда СССР по этому делу
состоялось в Москве 19 августа 1937г.
Расстрелы были произведены в тот же день в Москве
Кончина
1937
День 19
Месяц 8
расстрел
Место Москва
Место захоронения Москва, Донское кладбище
Канонизация
Священномученик протопресвитер Александр Хотовицкий
Дата 02/12/1994
Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (Москва 29.11 2.12 1994г.)
Тропарь, глас 6:
Кротость и смирение стяжавый, любовь Христову пастве своей показал еси
в годину огненных искушений Церкви Российской и яко пастырь добрый
душу свою за Него положил еси, молися о нас, священномучениче
Александре, просвети души наша.
Кондак, глас 2:
Труды и болезни на рамо свое взял еси и, радуяся, путем тесным
шествовал еси, страданьми за Христа Небесного Царства достигл еси,
моли о нас Бога Спаса, священномучениче Александре, обрести нам
милость в день судныйДни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
2
Старый стиль 06.08
Новый стиль 19.08
день мученической кончины (1937г.)
Труды
"О молитве Иисусовой"// ЖМП. 1994. N 7/8.
1994
Публикации
1Протоиерей Иоанн Кочуров (18711917); Протопресвитер Александр Хотовицкий (18721937). СПб., 1995.
2Цыпин В., прот. Протопресвитер Александр Хотовицкий// ЖМП. 1994. N 7/8.
С.98104.
3Голубцов С., протодиак. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 19171922гг. М., 1999.
С.35,3739,42,51,72,88,120127,133,135,139,142145,186.
4Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 19171918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1.
С.92.
5Зотова Н.Н. "Щедрот Божественных не помнить я не смею"// Московский журнал. 1999. N 8.
С.4145.
6Православная энциклопедия/ Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.1: А-Алексий Студит. М.: "Православная энциклопедия", 2000.
С.484485.
7
http://ru.wikipedia.org (Википедия свободная энциклопедия, страница Хотовицкий Александр Александрович).
8http://stalin.memo.ru/spiski/pg02195.htm (Сталинские списки. Список лиц, подлежащих Суду Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР. Москва-Центр. I категория. 10 августа 1937г.).
Заявители
Документы
1ГА РФ. Ф.8409. Д.16.
Л.56.
2ЦА ФСБ РФ. Д.Р-31341.