Митрофан (Краснопольский Дмитрий Иванович)
Год рождения 1869
День рождения 22
Месяц рождения 10
Место рождения Воронежская губ.
архиепископ
Специальность=кандидат богословия
Родился в семье рабочего кирпичного завода. Мать будущего святителя
происходила из семьи сельского псаломщика и еще до рождения молилась Царице
Небесной о даровании ей сына, который пошел бы по духовному пути.
Окончил сельскую школу и духовное училище
Фотографии
Священномученик архиепископ Митрофан (Краснопольский). Икона.
Архиепископ Митрофан (Краснопольский Дмитрий Иванович)
Архиепископ Митрофан (Краснопольский Дмитрий Иванович)
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1893г.]
[1893-1902гг.]
[1902-1907гг.]
[1907-1918гг.]
[1918-1919гг.]
Образование
Воронежская Духовная Семинария
Год окончания 1890
действительный студент
Рукоположение
диакон
1890
День 4
Месяц 11
Место Воронеж
Кто рукоположил епископ Анастасий (Добрадин)
Служение
Воронежская губ., г.Коротояка, Казанская церковь
диакон
Год начала 1890
Год окончания 1893
День окончания 23
Месяц окончания 2
Воронежская губ., слобода Алексеевка, Троицкая церковь
диакон
Год начала 1893
День начала 23
Месяц начала 2
Год окончания 1893
К 1893г. овдовел
Образование
Киевская Духовная Академия
Год поступления 1893
Год окончания 1897
кандидат богословия
Рукоположение
иеродиакон
Митрофан
1896
День 21
Месяц 8
Был пострижен в монашество на третьем курсе Академиииеромонах
1897
День 15
Месяц 6
Кто рукоположил епископ Сильвестр (Малеванский)
Служение
Киев, Киево-Братский монастырь
иеромонах
Год начала 1897
День начала 15
Месяц начала 6
Год окончания 1897
День окончания 16
Месяц окончания 11
Иркутск, Иркутская Духовная Семинария
иеромонах
Должность инспектор
Год начала 1897
Год окончания 1902
Рукоположение
архимандрит
1902
День 2
Месяц 2
Кто рукоположил архиепископ Тихон (Троицкий)
Служение
Могилев, Могилевская Духовная Семинария
архимандрит
Должность ректор
Год начала 1902
Год окончания 1907
При ректоре архимандрите Митрофане 17 октября 1904 г. в Могилевской Духовной
Семинарии были открыты религиозно-нравственные чтения, в которых принимали
участие преподаватели и воспитанники старших классов. Семинаристы выступали с
чтениями из житий святых и статей назидательного характера. Это позволяло
пастырям лучше подготовиться к проповеднической деятельности
Рукоположение
епископ
1907
День 11
Месяц 2
Место Санкт-Петербург, Александро-Невская Свято-Троицкая Лавра, Троицкий собор
Кто рукоположил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) и др.
Служение
Могилевская епархия
епископ
Должность епископ Гомельский, викарий Могилевской епархии
Год начала 1907
День начала 11
Месяц начала 2
Год окончания 1912
День окончания 9
Месяц окончания 11
Революционную смуту 19051907гг. святитель, будучи печальником земли Русской,
пережил со скорбью, но и с надеждой и верой в непоколебимость вековых устоев
православного русского народа, в его духовное обновление. В июне 1908г. в
центре викариатства г.Гомеле по инициативе епископа Митрофана были
организованы миссионерские курсы для уездного духовенства. Целью создания
курсов было обновить в памяти пастырей знание сектантского учения и
старообрядчества и ознакомить их с лучшими способами воздействия на
заблуждающихся. Вести миссионерскую работу среди старообрядцев и сектантов
было несравненно легче, чем среди совращенных в католичество. Сектанты и
старообрядцы, ищущие истины, колеблющиеся не уклонялись от открытых
собеседований с православными. Пастырями, слушателями курсов, было проведено
несколько таких примерных собеседований. Католики, напротив, действовали
изощренно, лицемерно, не вступая в открытую полемику с православными, для их
совращения широко используя церковную проповедь, устраивая
торжественные церковные процессии. В 1909г. при содействии епископа Митрофана
Гомельское отделение Могилевского Богоявленского Братства было преобразовано в
самостоятельное Братство. Святитель считал, что идея братств стоит в самой
тесной связи с христианским учением о любви и первооснову их видел в
христианских общинах апостольского века. В западных областях России в период
унии благодаря самоотверженной деятельности братств сохранилась православная
вера. В епархиальном центре Могилеве действовало Могилевское
церковно-православное братство, председателем которого был епископ Митрофан.
Братство распространяло бесплатно книги, брошюры и листки для поучения народа
в вере и укрепления в нем добрых навыков христианской нравственности,
благотворило к бедным... Коренное население Могилева по преимуществу составлял
ремесленный люд. Братство взяло на себя попечение об улучшении быта
православных кустарей. В 19071912гг., являясь членом Государственной Думы
третьего созыва (от Могилевской губернии), святитель непоколебимо отстаивал
интересы Православной Церкви, церковной школы и духовные нужды русского народа
Минская епархия
епископ
Должность епископ Минский и Туровский
Год начала 1912
День начала 9
Месяц начала 11
Год окончания 1916
День окончания 6
Месяц окончания 7
Начало служения святителя Митрофана на Минской кафедре ознаменовалось
объединением двух минских братств во имя Святителя Николая и народного во имя
Животворящего Креста, образованных с целью утверждения православия и защиты
интересов русского населения в епархии и имевших отделы в сельских приходах, в
одно Минское Православное Свято-Николаевское Братство. Почетным покровителем
Братства и председателем его общих собраний являлся Преосвященный Митрофан.
Братство повело организованную борьбу с пьянством, проводило чтения для народа со
световыми картинками. К концу 1913г. в Минской епархии открылось 37 отделов
Народного Братства. В 1914г., Великим постом, в Минске были открыты
двухнедельные народные миссионерские курсы. На курсах слушателям объяснялись
догматические и обрядовые различия между православием и католичеством,
читались лекции по истории края. Целью курсов было содействовать образованию
народных кружков ревнителей православия в епархии и научить крестьян способам
полемики с католиками. В поездках по епархии святитель всюду посещал
церковноприходские и земские школы, вникая в то, как ведется в них
преподавание Закона Божия и как преподаваемые знания усваиваются учениками. С
начала 1-й Мировой войны епископ Митрофан служил молебны в связи с открытием
военных действий. Минск, находившийся вблизи военных действий, покрылся сетью
лазаретов и госпиталей. Святитель освящал лазареты, совершал в них
богослужения, навещал раненных, беседовал с ними... Монашество епархии
помогало ему в этом
Астраханская епархия
епископ
Должность епископ Астраханский и Царевский
Год начала 1916
День начала 6
Месяц начала 7
Год окончания 1918
День окончания 25
Месяц окончания 4
Астраханский край всегда привлекал массу выходцев из других губерний. Сюда
стекались раскольники, хлысты, молокане, штундисты; кроме них, епархию
населяли калмыки-идолопоклонники и киргизы-магометане. Все это определяло
характер епархии как миссионерский по преимуществу и побуждало духовенство
стоять на страже православия. Для ознакомления с деятельностью
противоламайской миссии в начале сентября 1916г. епископ Митрофан проехал всю
калмыцкую степь на всем ее громадном пространстве и посетил самые отдаленные
села Чернояркого уезда. Святитель служил молебны и говорил поучения крещенным
калмыкам. Святитель увидел, что миссионерское дело среди калмыков находится в
упадке. Сострадая языческому народу, не просвещенному светом истиной веры, он
советовал в школе при миссионерском стане вести с калмыками занятия на их
родном языке и для этого подготовить учителей среди их среды. В январе 1917г.
епископ Митрофан предпринял труд паломничества в Царевский уезд и
Приухабинский край, чтобы воодушевить пастырей и мирян на борьбу с
сектантством. По инициативе епископа были открыты народно-миссионерские курсы.
Святитель, считавший самодержавие, его идеи и осуществление, национальным
достоянием православного русского народа, со скорбью переживал февральскую
революцию. Началась ломка всей государственной и общественной жизни.
Нестроения, порожденные общей смутой, в Астраханской епархии пробудили к
активности группу духовенства, стремившуюся к реформе церковной жизни на тех
путях, какими шествовали в 1920-е годы обновленцы. Святитель Митрофан считал,
что вопрос должен быть поставлен не о церковной реформе, а о реформе внутренней
жизни верующих, ее очищении и восстановлении в первоначальной чистоте
Священный Собор Российской Православной Церкви 19171918гг.
епископ
Должность член Священного Собора, председатель отдела о Высшем Церковном Управлении
Год начала 1917
День начала 15
Месяц начала 8
Год окончания 1918
Сторонник восстановления Патриаршества в Русской Церкви, епископ Митрофан
возглавил на Соборе отдел о Высшем Церковном Управлении, был основным
докладчиком на Соборе по вопросу о Патриаршестве. 28 октября 1917г. было
вынесено решение о восстановлении Патриаршества в Русской Церкви; это событие
стало главным в деяниях Священного Собора. 24 мая 1918г. по благословению
Патриарха Тихона совершил прославление святителя Иосифа, убиенного митрополита
Астраханского. 8(21) декабря 1917г., по окончании первой сессии Св.Собора.
епископ Митрофан возвратился в Астрахань. С этого дня начались его
непрерывные служения. Народ еще в большем количестве стал посещать собор и те
храмы, в которых служил святитель, чтобы слушать его сердечную проповедь. В
январе 1918г. в Астрахани началась братоубийственная война. Кремль, в черте
которого находился кафедральный собор и Архиерейский дом, был занят солдатами,
воевавшими на стороне советской власти, и обстреливался белоказаками. Епископ
Митрофан до прекращения боевых действий находился под домашним арестом и в
последствии вынужден был покинуть Архиерейский дом. В феврале 1918г. в
Астрахани под возглавием епископа Митрофана был проведен многотысячный
крестный ход, который стал торжеством православной веры. 25 марта 1918г.
епископ вернулся в Москву для работы во 2-й сессии Св.Собора
Рукоположение
архиепископ
1918
День 25
Месяц 4
Во время работы Собора епископ Митрофан был награжден саном архиепископа
Служение
Астраханская епархия
архиепископ
Должность архиепископ Астраханский
Год начала 1918
День начала 25
Месяц начала 4
Год окончания 1919
День окончания 6
Месяц окончания 7
Осенью 1918г. вновь возобновилась церковная смута, прекращенная в 1917г.
Сеятели ее объединились вокруг викарного епископа Леонтия (фон Вимпфен),
имевшего демократические воззрения и публично выразившего свое одобрение
введению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства. В сентябре 1918г.
был образован "Епархиальный союз церквей". Архиепископ Митрофан не мог
одобрить создания такой организации, поскольку церковное управление в епархии
принадлежало правящему архиерею и приходская жизнь могла быть устроена его
содействием и помощью. Осенью 1918г. власти потребовали от архиепископа
Митрофана освободить Архиерейский дом и собор в Астраханском Кремле. Владыка
Митрофан отказался и покинул Кремль только под угрозой применения силы. Когда
же фронты гражданской войны приблизились к Астрахани, святителю пришлось
покинуть Архиерейский дом. 19 января 1919г. в Астрахань прибыл С.М.Киров,
после чего были проведены расстрелы духовенства и старост храмов. Архиепископ
Митрофан несмотря на угрозы 7 апреля, в праздник Благовещения совершил в
Благовещенском монастыре литургию и в проповеди помянул "погибших в результате
ненужных и бесполезных действий гражданских властей", а после литургии отслужил
панихиды по убиенным. На Страстной неделе пастыри и миряне стали просить
святителя оставить Астрахань, чтобы пережить наиболее тяжелое время в
безопасном месте. В ответ на уговоры верующих покинуть город он категорически
отказался: "...На моей груди Крест Спасителя, и он мне будет укором в моем
малодушии. Хочу спросить и вас: почему вы не бежите? Значит, вы дорожите своей
честью больше, чем я должен дорожить своим апостольским саном? Знайте,
я совершенно чист и ни в чем не повинен перед своей Родиной и народом... Побег,
и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших
братьев! Нет, я никуда не уеду от своей паствы..."
Аресты
Астрахань
Год ареста 1919
День ареста 7
Месяц ареста 6
Арестован в канун Троицына дня, после всенощой, в 1 час ночи.
Места заключения
Астрахань, тюрьма ЧК (на Красной набережной)
Год начала 1919
Месяц начала 6
Год окончания 1919
День окончания 6
Месяц окончания 7
Вместе с архиепископом Митрофаном был арестован и епископ Леонтий. Их обвинили
в руководстве белогвардейским заговором; арест же десятков людей, обвиненных в
том, что они являются участниками этого заговора, был произведен на месяц позже.
Пастыри и прихожане нескольких астраханских церквей ходатайствовали об их
освобождении, зная их полную невиновность. Находящемуся в узах святителю миряне
каждый день носили пищу. В следственном деле не содержится ни протоколов
допросов архиепископа Митрофана, ни предъявленного ему обвинения, только на
арестном листе против имени архиепископа Митрофана написано: "Расстрелян".
Кончина
1919
День 6
Месяц 7
расстрел
Место Астрахань
Расстрелян в Астрахани в день Владимирской иконы Божией Матери.
В 3 часа ночи комендантом ЧК был грубо вытащен в одном белье из камеры.
В закоулке их уже ждали трое солдат с винтовками. Владыка Митрофан их
благословил двумя руками, за что комендант ударил его рукояткой револьвера
по правой руке и, схватив его за бороду, рванул его голову вниз и в таком
положении выстрелил из револьвера в левый висок. Убитый упал. Свидетели
убийства видели, что у Владыки Митрофана была вырвана левая половина бороды
и разорван рот. После убийства архиепископа Митрофана был расстрелян его
викарный епископ Леонтий (фон Вимпфен).
За огромные деньги тела убитых архиереев тайно были получены от
извозчиков-похоронщиков и похоронены возле Покрово-Болдинского монастыря.
В 1930г. кирпичный памятник на их могиле был разрушен для пресечения
паломничеств
Канонизация
Священномученик архиепископ Митрофан (Краснопольский)
Дата 26/12/2001
Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 26 декабря 2001г.
Кто представил Астраханская епархия
Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
2
Старый стиль 23.06
Новый стиль 06.07
день мученической кончины (1919г.)
Публикации
1Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 19171943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.
С.124,128,158,227,228,873.
2Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 19791989. Т.4.
С.361364.
3Современники о Святейшем Патриархе Тихоне/ Сост. М.Е.Губонин. Рукопись.
4Вестник РСХД. 1975. N 116.
5Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 19171918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1.
С.78,120,134.
6
http://uspenskiysobor.narod.ru/html/11_1_5.html (сайт Успенского кафедрального собора г.Астрахани).
С сайта взята только икона
Документы
Журнал N 81 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2001г.