Скальский Александр Филимонович
Год рождения 1876
Место рождения Волынская губ., Дубенский у., с.Ярославичи
протоиерей
По данным [1],[2] родился в 1867г.
Родился в семье священника
Фотографии
Протоиерей Александр Скальский
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1893г.]
[1893-1899гг.]
[1899-1933гг.]
Образование
Волынская Духовная Семинария
Год окончания 1885
После окончания Духовной Семинарии 15 августа 1886г. поступил на службу в
Подольскую Духовную Консисторию
Служение
Подольская губ., г.Каменец-Подольск, Подольская Духовная Консистория
Должность служащий
Год начала 1886
День начала 15
Месяц начала 8
Год окончания 1886
День окончания 28
Месяц окончания 12
29 декабря 1886г. епископом Анатолием Балтским назначен псаломщиком в
Крестовоздвиженскую церковь г.Каменец-Подольска
Подольская губ., г.Каменец-Подольск, Крестовоздвиженская церковь
Должность псаломщик
Год начала 1886
День начала 29
Месяц начала 12
Год окончания 1891
День окончания 1
Месяц окончания 5
2 мая 1891г. епископом Туркестанским Неофитом (Неводчиковым) принят в
Туркестанскую епархию
Семиреченская о., Верненский у., станица Зайцевская (ныне Казахстан, Алма-Атинская о., г.Чилик)
Должность псаломщик, законоучитель церковно-приходской школы
Год начала 1891
День начала 2
Месяц начала 5
Год окончания 1893
День окончания 7
Месяц окончания 8
Рукоположение
диакон
1893
День 8
Месяц 8
Место Семиреченская о., г.Верный (Алма-Ата)
Кто рукоположил Преосвященный Григорий (Полетаев)
Служение
Семиреченская о., Верненский у., станица Зайцевская (ныне Казахстан, Алма-Атинская о., г.Чилик)
диакон
Должность законоучитель церковно-приходской школы
Год начала 1893
День начала 8
Месяц начала 8
Год окончания 1894
День окончания 24
Месяц окончания 6
25 июня 1894г. переведен в г.Маргелан
г.Маргелан, Александро-Невская церковь
диакон
Должность законоучитель в церковно-приходском училище
Год начала 1894
День начала 25
Месяц начала 6
Год окончания 1899
День окончания 20
Месяц окончания 2
Рукоположение
иерей
1899
День 21
Месяц 2
Место Семиреченская о.
Кто рукоположил епископ, преосвященный Аркадий (Карпинский)
Служение
Верненская о., церковь-вагон при Средне-Азиатской железной дороге
иерей
Год начала 1899
День начала 21
Месяц начала 2
Год окончания 1899
День окончания 29
Месяц окончания 11
Верненская о.?, с.Казанско-Богородичное (ныне с.Узун-Агачь)
иерей
Год начала 1899
День начала 30
Месяц начала 11
Год окончания 1900
День окончания 15
Месяц окончания 10
Семиреченская о., г.Верный (Алма-Ата), церковь свв.Александра Невского и Марии Магдалины (Александро-Мариинская церковь) при Верненском детском приюте
протоиерей
Должность настоятель, законоучитель
Год начала 1900
День начала 16
Месяц начала 10
Год окончания 1907
День окончания 5
Месяц окончания 5
О.Александр был активным и разносторонне деятельным священником г.Верного:
совершал с народом крестные ходы и паломничества к местным святыням, принимал
участие в деятельности общества трезвости при архиерейской церкви, на пастырских
собраниях выступал с докладами о деятельности сектантов.
Будучи настоятелем приютской церкви, о.Александр вместе со своими питомцами насадил
напротив приюта парк, который частично сохранился до сегодняшнего дня
Семиреченская о., г.Верный (Алма-Ата), Свято-Николаевская церковь на Зубовской площади
протоиерей
Должность настоятель
Год начала 1907
День начала 6
Месяц начала 5
Год окончания 1932
День окончания 9
Месяц окончания 12
О.Александр служил, в основном, по воскресным и праздничным дням. Все остальное
время ходил в дома обездоленных, больных и морально опустившихся людей. Он болел
за всех, и если узнает, что у кого-то несчастье, он пойдет, утешит. Он был очень
милостивый, внимательный, знал всех сирот в городе. Его все любили.
О.Александр любил торжественные, стройные, радостные, полнозвучные богослужения.
Послереволюционные газеты называют его священником-народолюбцем, когда в первый
день праздника Пасхи 1918г., сопровождая епископа Пимена (Белоликова), он посещает
с ним раненых бойцов, подавлявших контрреволюционный казачий мятеж 1918г. в г.Верном.
Цель посещения прекращение братоубийств и революционной смуты.
Осенью 1919г. в г.Верном был закрыт Иверско-Серафимовский женский монастырь,
насельницы которого разбрелись по городу и его окрестностям в поисках жилья и случайного
заработка для пропитания. Четверо из них монахини Евфалия (Кудеева), Дорофея,
инокини Мариамна (Клинюшина) и Феодора (Буханцова) с племянницей-сиротой Анастасией
Нагибиной сняли себе комнату недалеко от Николаевского храма. Они ежедневно
приходили в Николаевскую церковь. О.Александр, видя бедственное положение сестер
и зная, что на работу монастырских не принимают, стал уговаривать их поселиться в храме:
"Что вы будете ходить по квартирам? Перебирайтесь ко мне в церковь, там
всем места хватит!".
Великим Постом 1927г. сестры-монахини перешли жить в церковь, где поселились в
нижнем полуподвальном помещении. Кроме них, о.Александр поселил еще восьмерых
монахинь, но последние постепенно разъехались, лишь эти четверо да Анастасия
остались. Они трудились при храме и жили по монастырскому уставу.
Духовником этого небольшого сестричества был близкий и искренний друг о.Александра
священник храма протоиерей о.Стефан Пономарев.
В конце 20-х и в 30-е годы в Алма-Ате был пересыльный пункт ГПУ. О.Александр всех
принимал, устраивал в подвале церкви. Там жившие монахини кормили и обстирывали
заключенных.
Во время обновленченских нестроений Свято-Николаевская церковь устояла, не впала
в живоцерковный раскол. Хотя о.Александр в 1927г. был намерен вступить в общение
с обновленцами, но паства его вразумила просьбами, слезами и угрозами. О.Александр
в праздничный день перед литургией встал на колени и в одном подряснике полз на
коленях от паперти до амвона, и с амвона просил прощения у Господа, духовенства
и всей своей паствы, которая за него молилась и вымолила.
К концу 1929г. во всей Алма-Ате только Николаевская церковь оставалась единственным
оплотом православия.
К этому времени о.Александра ГПУ выселило из дома.
О.Александр был женат, но семейная жизнь его не сложилась. Жена оставила его,
детей он не имел и жил один в одной из комнат при Николаевском храме.
Потом о.Стефан Пономарев, второй священник Никольского храма, видя, что
о.Александру Скальскому трудно жить одному, пригласил его к себе жить в
в одной из комнат их дома, а матушка о.Стефана жила на первом этаже и облегчала
их повседневный быт.
В то время питались очень скудно. И службы, и требы все лежало на плечах
о.Александра и о.Стефана. О.Александр был строгим постником.
Они оба любили монашествующих и пустынников и всегда были рады
приходу странника, монаха Виктора (Матвеева).
Известно также, что некоторое время о.Александр проживал у монахини к тому времени уже
закрытого Иверско-Серафимовского Верненского женского монастыря Евфросинии (Даурцевой)
Награды
набедренник
Год награждения 1902
День 12
Месяц 3
бархатная скуфья
Год награждения 1904
День 17
Месяц 6
наперсный крест
Год награждения 1911
Аресты
Алма-Ата, Свято-Николаевская церковь на Зубовской площади
Год ареста 1932
День ареста 9
Месяц ареста 12
В начале декабря мать начальника Алма-Атинского ГПУ Иванова предупредила, что в
ночь под 10 декабря всех священников Свято-Николаевской церкви арестуют.
Вечером под 10-е была всенощная накануне празднования иконы Божией Матери
"Знамение", на которой служил Владыка Герман (Вейнберг) и все православное
духовенство г.Алма-Аты. После окончания службы, пришедшие сотрудники ГПУ
арестовали всех, кто служил в храме
Осуждения
тройка при ПП ОГПУ Казахской ССР
25/06/1933
Групповое дело "дело к/р организации церковников, г.Алма-Ата, 1933г."
Уже после смерти о.Александра было вынесено обвинительное заключение и приговор
по "делу" епископа Германа (Вейнберга), в котором о.Александр был признан одним
из идейных вдохновителей и руководителей контрреволюционной организации церковников
Места заключения
Алма-Ата, тюрьма ГПУ
Год начала 1932
День начала 9
Месяц начала 12
Год окончания 1933
Месяц окончания 1
Сначала о.Александра с месяц допрашивали в ГПУ. Потом направили в санпропускник.
Там сильно напарили в бане, посадили в кузов открытого грузовика и повезли по
морозу в городскую тюрьмуАлма-Ата, городская тюрьма
Год начала 1933
Месяц начала 1
Год окончания 1933
День окончания 13
Месяц окончания 1
Сильно простуженный, в городской тюрьме он сразу заболел сыпным тифом
и был отправлен 13 января 1933г. в тифозный барак Красного КрестаАлма-Ата, тифозный барак Красного Креста
Год начала 1933
День начала 13
Месяц начала 1
Год окончания 1933
День окончания 20
Месяц окончания 1
Кончина
1933
День 20
Месяц 1
умер в заключении от тифа
Место Алма-Ата, тифозный барак Красного Креста
Место захоронения Алма-Ата, горочка за Головным арыком, лагерное кладбище
Умер в тифозном бараке. Похоронен на горочке за городом, на которой завещал быть
похороненным. Сейчас, это район города. В июле 1993г. была произведена эксгумация
останков священнослужителей, похороненных в этом районе на бывшем кладбище.
Найденные останки перенесены в склеп Никольского собора. Над ним поставили крест и
служат панихиды с поминовением имен пострадавшего алматинского духовенства и мирян
Канонизация
Священномученик протоиерей Александр Скальский
Дата 20/08/2000
Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г.
Кто представил Алматинская епархия
Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
2
Старый стиль 07.01
Новый стиль 20.01
день мученической кончины (1933г.)
3
Старый стиль 04.01
Новый стиль 17.01
общая память трех Алма-Атинских священномучеников
Публикации
1Королева В. И стоять храму, и звонить колоколам// Простор. 1995. N 6.
С.7795.
2Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 1216 августа 2000г.
3Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002.
С.77,8390,108111,155.
Заявители
Королева Вера Викторовна (исследователь)