Даниил (Фомин Дмитрий Кириллович)
Год рождения 1875
День рождения 5
Месяц рождения 11
Место рождения Москва
иеромонах
Иеромонах, оптинский старец.
Родился в Москве в семье извозчика. Окончил 4-х классную начальную школу в Сокольниках,
поступил учеником в мастерскую серебряных и золотых изделий.
В семье его родителей Кирилла и Анастасии было еще четверо детей: Герасим,
Мария, Агафья, Анастасия (впоследствии монахиня Архелая).
Дмитрий был смиренным, скромным, хорошим парнем.
В 1897г. он был призван на военную службу, кончил военное училище.
Служил в Ашхабаде и в Ташкенте, стал каптенармусом.
По отбытии воинской повинности вернулся в Москву и работал в мастерской золотых
и серебряных изделий.
В 19041905гг. участвовал в Русско-Японской войне.
Будучи военным, он встретил верующих людей, которые направили его жизнь на
духовный путь. Он полюбил молитву. Как он сам потом вспоминал, перед иконами
"слезы ручьем текли".
После демобилизации вернулся в Москву.
В Чудовом монастыре испросил благословения на монашеский путь у игумена Герасима
и архимандрита Арсения (Жадановского)
Родство
брат монахини
Архелая (Фомина Анастасия Кирилловна)
Фотографии
Иеромонах Даниил (Фомин Дмитрий Кириллович)
Иеромонах Даниил (Фомин)
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1917г.]
[1917-1919гг.]
[с 1919г.]
[до 1945г.]
[1945-1948гг.]
[1948-1953гг.]
Служение
Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Макариева Оптина пустынь
Должность послушник, письмоводитель старца Анатолия (Потапова)
Год начала 1911
Год окончания 1914
Через свою сестру Анастасию (впоследствии монахиню Архелаю) принял приглашение
посетить Оптину Пустынь.
Приехав в Оптину пустынь, через старцев Иосифа (Литовкина) и Анатолия (Потапова)
получил указание от Господа остаться в обители.
Духовно окормлялся у прп.Варсонофия (Плиханкова).
Принял монашеский постриг с именем Даниил.
Сестра его Анастасия поступила в соседний женский монастырь в Шамордино,
где постриглась в монахини с именем Архелая.
В монастыре нес послушание в ювелирной мастерской, в совершенстве
обучился церковным ювелирным ремеслам, отливал кресты, цепочки и др.
Т.к. он был человек грамотный и пытливый к духовной жизни, его взял в
письмоводители оптинский старец Анатолий (Потапов). Под его диктовку он отвечал
на письма
Места проживания
Царская Армия, фронты Первой Мировой войны
Год начала 1914
Год окончания 1917
В 1914г. он был призван в действующую армию, где находился до 1917г.
В 1917г. вернулся в Оптину пустынь
Рукоположение
монах
Даниил
1917
Место Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Макариева Оптина пустынь
Пострижен в мантию с именем Даниил
Служение
Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь
монах
Год начала 1917
Год окончания 1919
23 января 1918г. декретом Совнаркома Оптина пустынь была закрыта, но монастырь
еще держался под видом сельхозартели
Рукоположение
иеродиакон
1919
Место Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь
иеромонах
1919
Место Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь
Служение
Калужская губ., г.Козельск, Свято-Введенская Оптина пустынь
иеродиакон, иеромонах
Год начала 1919
Год окончания 1923
В Оптиной пустыни иеромонах Даниил под мудрым руководством оптинских старцев
приобрел выдающиеся добродетели: веру и любовь к Богу, любовь к ближнему,
смирение, неосуждение, памятование о смерти, дар Иисусовой молитвы.
Иеромонах Даниил сподобился видеть телесными очами духовные вещи. Много лет
спустя он рассказал своему духовному сыну, будущему священнику, об удивительной
сцене, свидетелем которой он однажды стал: к некоторому оптинскому старцу
пришел посетитель с вопросом. И тут о.Даниил увидел, как два лучика вышли из
глаз старца и направились к сердцу посетителя. О.Даниила охватил страх, он даже
оцепенел от увиденного. Старец понял, что о.Даниил это увидел, и потому сразу
ушел, ничего не сказав.
О.Даниил был преемником великих оптинских старцев Варсонофия, Анатолия и других.
Весной 1923г. закрыли "сельхозартель", и Оптина Пустынь перешла в ведение Главнауки.
Как исторический памятник, была названа "Музей Оптина Пустынь"
Калужская губ., г.Козельск
иеромонах
Год начала 1923
Год окончания 1928
После окончательного закрытия монастыря иеромонах Даниил некоторое время
вместе с сестрой проживал в Козельске, служил в одном из храмов.
В 1928г. храм был закрыт.
Во время посещения Никольской церкви ему было явление свт.Николая Чудотворца,
предсказавшего подвижнику тюремное заключение
Оренбургская о., Сорочинский р., с.2-я Михайловка
иеромонах
Год начала 1929
Год окончания 1930
В 1929г. переехал в село 2-я Михайловка Оренбургской обл., куда ранее переселились
его родные
Аресты
Оренбургская о., Сорочинский р., с.2-я Михайловка
Год ареста 1930
Арестован и заключен в областную тюрьму
Осуждения
././1930
Приговор=5 лет лишения свободы
Места заключения
Оренбург, тюрьма
Год начала 1930
Архангельская о.
Год начала 1930
Служение
Оренбургская о., Сорочинский р., с.2-я Михайловка
иеромонах
Год окончания 1936
После освобождения вернулся в с.2-я Михайловка и тайно служил.
В 1936г. переехал в Калугу
Калуга, Николо-Казинский храм
иеромонах
Должность певчий церковного хора
Год начала 1936
Год окончания 1940
В Калуге священником не служил, пел в хоре Николо-Казинского храма
Аресты
Калуга
Год ареста 1940
День ареста 11
Месяц ареста 2
Арестован в числе 9 священнослужителей и монашествующих
Осуждения
Выездная сессия Тульского облсуда в Калуге
19/08/1940
Обвинение "антисоветская пропаганда"
Статья ст.5810 ч.1 УК РСФСР
Приговор=8 лет ссылки с последующим поражением в правах на 5 лет
На следствии держался твердо и не признавал предъявленные обвинения даже во время
очных ставок с одним калужским священником, который согласился лжесвидетельствовать
против о.Даниила. Но после окончания следствия о.Даниил написал из тюремной камеры
записку с раскаянием в своей антигосударственной деятельности (по-видимому, для
смягчения приговора)
Места заключения
Калуга, тюрьма
Год начала 1940
День начала 11
Месяц начала 2
Год окончания 1940
В период следствия содержался в Калужской тюрьме, где перенес много испытанийУральск
Год начала 1940
Год окончания 1944
Отбывал ссылку в г.Уральске. Работал в ремесленной артели.
В ссылке служил в местном кладбищенском храмеЗападно-Казахстанская о. (Казахстан, Сырымский р.), пос.Джамбейта (Жымпиты)
Год начала 1944
Год окончания 1945
Впоследствии переведен в ссылку в пос.Джамбейта Уральской (Западно-Казахстанской) обл.
После удовлетворения просьбы об освобождении, в 1945г. вернулся в с.2-я Михайловка
Служение
Оренбургская о., Сорочинский р., с.Ивановка, молитвенный дом
иеромонах
Год начала 1945
Год окончания 1946
Проживал в с.2-я Михайловка.
По благословению митрополита Чкаловского и Бузулукского Мануила (Лемешевского),
около года служил в молитвенном доме с.Ивановка
Места проживания
Оренбургская о., Сорочинский р., с.2-я Михайловка
Год начала 1945
Год окончания 1946
Аресты
Оренбургская о., Сорочинский р., с.2-я Михайловка
Год ареста 1946
Осуждения
././1946
Приговор=ссылка в г.Кзыл-Орду
Места заключения
Оренбургская о., тюрьма
Год начала 1946
Рассказ о.Даниила:
"Как-то сижу я в одиночной камере, и меня неожиданно трижды осенило светом; мир и тишина
посетили меня и радость духовная. Тут же после этого вызывают меня к начальнику.
Начальник этот был очень строгий. Как правило, почти всех после встречи
с ним расстреливали.
Ну, думаю, наверное пришел час моей смерти и пошел к начальнику.
Но к моему удивлению, после допроса меня вновь посадили в одиночную камеру,
совершенно холодную. Я думал, что замерзну, но милостив Господь:
Своей чудесной силой согревал меня, грешного. И каково было удивление надзирателей,
когда они зашли ко мне и надеялись увидеть мертвого, а я был цел и невредим.
Начальник говорит мне:
"Я вижу, вы не простой человек. Что-нибудь расскажите о себе".
Я ему рассказал свою жизнь, и он смиловался надо мной, даже отменил
смертную казнь и отправил меня в Кзыл-Орду"Казахстан, г.Кзыл-Орда
Год начала 1946
Год окончания 1948
Последнее время перед освобождением находился в ссылке в Кзыл-Орде.
В Кзыл-Орде о.Даниил имел возможность крестить, исповедовать, совершать
Литургию и причащать.
В 1948г. освобожден
Места проживания
Оренбургская о., Сорочинский р., с.2-я Михайловка
Год начала 1948
Год окончания 1952
По возвращении из ссылки о.Даниил поселился в с.2-я Михайловка у племянницы
Марии, которая с тремя детьми жила в маленьком домике.
За о.Даниилом ухаживала его сестра, матушка Архелая, тоже вернувшаяся из ссылки.
Привезли о.Даниила совсем больным, он не мог ходить, больше лежал.
Женщины сел 2-я Михайловка и 2-я Ивановка приходили навещать больного и слушать
его слово тайно, т.к. боялись председателя сельсовета.
Храмы в с.Михайловка и в соседнем селе Ивановка были закрыты и разрушены.
По освобождении из ссылки о.Даниил жил под надзором властей.
Ему запрещали совершать богослужения, проповедовать, постоянно преследовали.
Чтобы заработать на жизнь, о.Даниил, немного окрепнув, нанялся работать:
клепал дырявые чугунки, ведра, кастрюли, керосиновые лампы, часы, изготавливал
серьги и браслеты по заказу сельских женщин, отливал крестики и цепочки.
Несмотря на гонения, о.Даниил тайно совершал богослужения на дому одной
благочестивой женщины.
До конца жизни он окормлял многочисленных духовных чад.
С окрестных сел шли к нему со слезами, с горем за советом, а то и просто увидеть, услышать.
Обращавшиеся к нему за советом и помощью всегда получали духовное утешение
и даже были чудеса по его молитвам. Все отмечали его глубокое смирение, незлобие,
нестяжательность.
Жители Ивановки и Михайловки заметили, что о.Даниил обладал даром целительства
и прозорливости. Известно множество случаев, когда о.Даниил предсказывал
дальнейшее течение жизни человека. О.Даниил молился за людей, поддерживал их
морально, удерживал их от неправильных поступков, от отчаяния, самоубийства,
воровства, направлял их души к Богу.
Смирение о.Даниила возрождало, по свидетельству очевидцев, веру в людях.
О.Даниил обладал еще одной добродетелью нестяжательством. За требы никогда с
людей не брал. Наоборот, сам отдавал последнее.
О.Даниил был человеком высокой духовной жизни. Он имел от Бога великий дар рассуждения.
Многие священнослужители и миряне исповедовались у него, в том числе
Владыка Мануил (Лемешевский) во время пребывания его на Оренбургской кафедре.
О.Даниил знал и понимал духовную жизнь. Все жизненные ситуации были понятны
о.Даниилу. Он мог ответить на любой вопрос,
однако обычно сразу не отвечал, а говорил так: "Я тебе в следующий раз отвечу".
В следующий раз при первой встрече первым делом отвечал на заданный вопрос.
Видимо, он молился о вразумлении или же рассуждал.
В 1950(1951?)г. о.Даниил побывал в Оренбурге с внучатой племянницей Марией.
Жили там у знакомых монахинь, посещали храм, притом о.Даниил заходил в алтарь.
Во время одного из тех дней ему была открыта во время моления точная дата его
смерти. В 1952г. о.Даниил переехал в СорочинскОренбургская о., г.Сорочинск
Год начала 1952
Год окончания 1953
Его сестра, матушка Архелая настояла на том, чтобы переехать в Сорочинск,
чтобы быть ближе к храму, священникам (во 2-й Михайловке тогда храма не было)
Кончина
1953
День 25
Месяц 7
Место Оренбургская о., г.Сорочинск
Место захоронения Оренбургская о., Сорочинский р., с.2-я Михайловка, местное кладбище
Скончался 12/25 июля 1953г. в г.Сорочинске.
За 23 дня до смерти завещал родным поминать его:
"Царство Небесное, вечное блаженство иеромонаху Даниилу".
Отпевал о.Даниила в Сорочинском храме иеромонах Иоанн (Снычев), будущий
митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский в сопровождении 6 священников.
Первую панихиду служил о.Стефан Акашев.
О.Даниил завещал похоронить себя рядом с матерью. Из города Сорочинска
гроб с телом покойного духовенство и множество народа несли пешком 18 км
во 2-ю Михайловку. Его встречал народ. Люди постилали платки, бросали цветы,
а потом брали и прижимали их к себе. Прекратились все работы, приходили люди
из соседних сел.
Могила о.Даниила для многих является местом поклонения и паломничества.
Почитатели старца Даниила приходят на могилу, молятся, просят его помощи и
заступления и получают просимое.
Он заповедал:
"По смерти моей, кому будет очень тяжело, приходите ко мне на могилку".
В народе о.Даниила почитают за местного святого
Публикации
1Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века. Кн.1./ Сост. прот.Н.Стремский. Саракташ, 1998.
С.197226.
2Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века. Кн.3./ Сост. прот.Н.Стремский. Оренбург, 2000.
С.229262.
3Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.14: Даниил-Димитрий. М.: "Православная энциклопедия", 2006.
С.6566.
4
http://lists.memo.ru/index21.htm (сайт общества "Мемориал". Жертвы политического террора в СССР).
5http://www.optina.ru/confessors/article/isp5/ (Оптина Пустынь. Официальный сайт Введенского мужского монастыря. Испытание верности Богу// Оптинский альманах. Вып.1. С.65.).