Четверухин Илья Николаевич
Год рождения 1886
День рождения 27
Месяц рождения 1
Место рождения Москва
протоиерей
Специальность=кандидат богословия
Родился в семье известного учителя и воспитателя Московской Военно-фельдшерской
школы Н.М.Четверухина
Фотографии
священник Четверухин Илья Николаевич, 1912 год.
протоиерей Четверухин Илья Николаевич, 1929 год.
протоиерей Четверухин Илья Николаевич, Вишерский лагерь. 1932 год.
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1929г.]
[1929-1932гг.]
Образование
2-я Московская мужская гимназия
Год окончания 1904
Окончил с золотой медалью гимназиюМосковский университет, историко-филологический факультет
Год поступления 1904
Поступил в Университет на историко-филологический факультет. Здесь он глубоко
заинтересовался вопросами духовной жизни, стал читать духовные книги.
В 1906г., на первой седмице Великого поста Илья поехал в Черниговский скит
с надеждой побывать у старца Варнавы (Меркулова). Ему удалось исповедатсья
у старца, и в тот же день о.Варнава скончался, опустившись на колени пред
святым престолом в алтаре. Так Илья, едва узнав старца, потерял его. В мае
того же года он стал духовным сыном старца Зосимовой пустыни Алексия (Соловьева).
В 1907г. он оставил университет, сдал экстерном экзамены за курс семинарии и
поступил в Московскую Духовную Академию. 06.02.1908 он обвенчался с Евгенией
Леонидовной ГрандмезонМосковская Духовная Академия
Год поступления 1907
Год окончания 1911
кандидат богословия
Тема кандидатской диссертации "Жизнь и труды аввы Исаака Сирина"
Служение
Москва, церковь при Ермаковской богадельне в Сокольниках
священник
Год начала 1911
Год окончания 1919
Служил до закрытия большевиками богадельни и церкви при ней в начале 1919г.
Москва, Николо-Толмачевская церковь в Замоскворечье
священник
Должность настоятель
Год начала 1919
Год окончания 1929
День окончания 24
Месяц окончания 6
Став настоятелем храма, о.Илья нашел его в бедственном положении. Богатые
прихожане, бывшие раньше благотворителями храма, или умерли, или уехали.
Диакон и псаломщик уволились. Не было ни дров, ни муки, ни свечей, ни
деревянного масла для лампад, ни церковного вина. Первую зиму храм не
отапливался и внутри искрился от инея. Богомольцев почти не было. Но все же
всегда находилось немного муки, масла и вина, и служба не прекращалась.
О.Илья служил каждый день. Службы проходили благоговейно, торжественно и
строго. О.Илья прилагал много усилий, чтобы каждое слово, произнесенное в
алтаре или на клиросе, доходило до молящихся. Постепенно в храм стало приходить
все больше людей. Появились помощники и помощницы.
Вокруг о.Ильи собралась группа глубоко верующих, в основном высокообразованных
людей, преданных церкви и своему духовному отцу. Их называли "Толмачевцами".
Все прихожане с радостью принимали участие в уборке и украшении храма, в пении
и чтении. Аналои с книгами стояли уже не на клиросе, а в храме, т.к. о.Илье
хотелось, чтобы как можно больше молящихся участвовало в богослужении.
В храме по возможности полно соблюдался устав, так что даже жившие по соседству
старообрядцы стали заходить в храм. Проповеди о.Илья произносил не только
за литургией, но за каждой почти службой. Иногда это были просто ответы на
вопросы прихожан. В этих случаях о.Илья, не готовясь заранее, приникал на
несколько минут головой к святому престолу и выходил на амвон. Говорить он
мог и час, и полтора. Слова его доходили до всех присутствующих и глубоко
проникали в души. В то время, как в храме шла глубокая духовная жизнь, напротив
церкви, дверь в дверь, в здании бывшей церковно-приходской школы, превращенной
в клуб, неслась антирелигиозная пропаганда, провозглашались и развешивались
лозунги, призывающие к насилию и диктатуре. Под церковные праздники устраивались
антирелигиозные мероприятия, и тогда навстречу крестному ходу двигалось
шествие с богохульными транспорантами, в адрес молящихся неслись насмешки и ругань,
а в священника бросали камни. В эти годы священники обязаны были устроиться
на работу, т.к. служба в храме таковой не считалась. О.Илья устроился научным
сотрудником в Третьяковскую галерею, а Евгения Леонидовна делопроизводителем
во Всеобуче. Они рано утром уходили в храм, затем на работу, затем снова
в храм, и уже после этого домой. О.Илья собрал огромную ценнейшую библиотеку.
Каждую лишнюю копейку он использовал для покупки книг
Аресты
Москва
Год ареста 1923
Обвинение при аресте "распространение контрреволюционных слухов"
Был заключен в Бутырскую тюрьму, где пробыл 3 месяца. В тюрьме он познакомился
с епископом Лукой (Войно-Ясенецким). В 1924г. власти предложили о.Илье оставить
храм или уйти с работы. Он пришел домой расстроенный, но жена сказала ему:
"Слава Богу, Илюша! Наконец ты не будешь раздваиваться, а станешь настоящим
батюшкой!" С этого времени они стали "лишенцами", не имеющими никаких гражданских
прав. У них в доме отобрали часть комнат, а оставшиеся две обложили огромным
налогом. Но на помощь пришли прихожане, которые стремились всячески облегчить
жизнь семьи священника. В Толмачевском храме службы были ежедневно утром
и вечером. Всенощная затягивалась до 9 часов, а после батюшка нередко толковал
Священное Писание, разъяснял богослужение или читал творения святых отцов.
На Пасху 1924г. о.Илье сообщили, что храм будет закрыт. О.Илья и приходской
совет сделали все от них зависящее, чтобы отстоять его: подавали заявления
в Моссовет, другие инстанции. Однако, 24.06.1924 Толмачевский храм все же был закрыт
О.Илья после этого неделю лежал с сердечным приступом. Принимающие церковное
имущество люди опустошили внутренность храма, сняли не только кресты, но и купола,
все было разобрано и разбито. После этого батюшка перешел служить в храм
свт.Григория Неокесарийского
Служение
Москва, церковь свт.Григория Неокесарийского на ул.Полянка
протоиерей
Год начала 1929
Год окончания 1930
День окончания 26
Месяц окончания 10
Аресты
Москва
Год ареста 1930
День ареста 26
Месяц ареста 10
Арестовали о.Илью ночью. Матушка Евгения Леонидовна вспоминала: "После краткого
обыска наши "гости" собрались уходить. Когда батюшка совсем оделся, я сказала,
что теперь надо помолиться. Они не протестовали, стояли без шапок. Я прочитала
молитву, поклонилась в землю своему дорогому, он меня благословил, я его
перекрестила и поцеловала. Все вместе вышли из дома. Я его спросила: "Что ты
сейчас чувствуешь?" "Глубочайший мир. ответил он. Я всегда учил своих
духовных детей словом, а теперь буду учить их и своим примером". В тюрьме
о.Илью поместили в небольшой камере, где было так тесно, что первое время ему
пришлось спать на заплеванном, грязном полу под нарами. Через некоторое время
ему уступил свое место на верхних нарах один добрый юноша. В тюрьме батюшку
сразу обворовали
Осуждения
Оосбое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
23/11/1930
Обвинение "участие в контрреволюционной монархической группировке, антисоветская агитация и подготовка к восстанию"
Приговор=3 года ИТЛ
На допросе заявил: "Как человек верующий, с коммунизмом я идти не могу. Идеи
монархизма в настоящее время кажутся мне нелепыми. Вредительство я считаю
подлостью. Если человек не согласен с политикой советской власти, он должен
говорить прямо. На эту ложь нет Божьего благословения". Виновным себя не
признал
Места заключения
Москва, Бутырская тюрьма
Год начала 1930
День начала 26
Месяц начала 10
Год окончания 1930
День окончания 5
Месяц окончания 12
В период следствия содержался в Бутырской тюрьме. 5 декабря 1930г. о.Илья был
этапом отправлен в лагерь. В этот день прихожане видели его последний разПермская о., лагерь на реке Вишере (ныне г.Красновишерск)
Год начала 1931
Год окончания 1932
Из лагеря он писал родным о своей жизни: "Сплю на верхних нарах. В моем
распоряжении 2,5 аршин длины и 3,5 аршин ширины. Тут и все мое имущество,
которое частью висит и лежит над головой. Работаю по пять дней. Шестой день
выходной. Работаю по 89 часов в день. Одну пятидневку с 8 часов утра до 4 часов
дня, другую с 4 часов дня до 12 часов ночи, третью с 12 часов ночи до 8 часов
утра. Раньше работал землекопом (9 дней), чернорабочим на стройке (9 дней),
теперь рабочим на лесопильном заводе при ящичной мастерской... Моя работа
выгребать опилки из-под машин, выносить вон отрезки досок... Работа не тяжелая,
но очень утомительная, потому что продолжается без малейшего перерыва, все
время на ногах, в движении и напряжении, и много приходится нагибаться к полу,
что вызывает во мне пот и одышку. Я очень похудел, говорят осунулся, но
привык к физическому труду, и мне теперь стало легче, чем было сначала. Ко мне
в мастерской и в роте относятся хорошо, с уважением, даже с приязнью. Спасибо
добрым людям!". Работа была настолько утомительная, что однажды о.Илья в изнеможении
упал на опилки и уже не смог сам подняться. Его отправили в больницу, где он
пробыл две недели, потом сразу в командировку в Буланово, за 54 км. Весь путь
заключенным пришлось сделать за одни сутки. Под конец пути о.Илья падал
в снег через каждые 5 шагов, других тащили под руки конвоиры. В Буланово
о.Илья сначала вместе со всеми валил лес, затем ему дали канцелярскую работу.
После этой командировки он снова оказался на общих работах. Однажды ночью,
после совершенно непосильной работы, он в глубокой тоске возопил ко Господу:
"Господи, Пресвятая Богородица, святитель Николай, я всегда вам молился, и вы
мне помогали, а теперь вы видите, что я совсем изнемог, что я готов умереть на
этой непосильной работе, и вы меня забыли... Или мне больше уж вас не просить
ни о чем?" и горько заплакал. Но к утру вдруг душа снова замолилась, смягчилось
сердце, и снова явилась преданность и вера в Промысел Божий. И произошло чудо.
Утром на перекличке батюшку потребовали для написания отчета о работе в Буланово,
и он был избавлен от непосильного труда. Затем о.Илья работал помощником
делопроизводителя в больнице Вишерского химического завода, а также выполнял
обязанности санитара, регистратора и т.д. Эта работа была
тоже очень тяжелая: с 9 часов утра до 9 вечера, и позже. Все и начальство,
и сестры, и санитары, ценили о.Илью и любили его. Духовником о.Ильи на
Вишере был архимандрит Донского монастыря о.Архипп. Когда к нему приезжала на
свидание жена, он сказал ей на прощание: "Ты в своих письмах часто занимаешься
совершенно бесполезным занятием: считаешь дни, сколько прошло со дня нашей
разлуки и сколько еще осталось до дня моего возвращения домой. Я этого не жду...
Мне, вероятно, дадут еще три года. Здесь я прохожу вторую Духовную Академию,
без которой меня не пустили бы в Царство Небесное. Каждый день я жду смерти и
готовлюсь к ней". Лагерные условия так отражались и преломлялись в его душе,
что в результате он всегда чувствовал на себе милость и любовь Божию, дивный
Его Промысел, и потому делался ближе к Богу и любил Его все больше и больше.
По словам Евгении Леонидовны, он чувствовал себя в лагере подобно живущему
в монастыре: "Ведь тут как раз упражняешься в тех добродетелях, которые
требуются от монаха: полное отречение от своей воли, нестяжание и целомудрие".
В августе 1932г. о.Илья был вновь переведен на общие работы
Кончина
1932
День 18
Месяц 12
погиб в заключении на пожаре
Место Вишлаг
Погиб во время пожара в лагерном клубе днем 18 декабря. Останков его друзьям
найти не удалось. Накануне смерти он говорил с заключенным врачом С.А.Никитиным
(впоследствии епископом Стефаном) и сказал ему: "Я тут стяжал этот мир души,
и если я хоть маленький кусочек этого мира привезу с собой в Москву, то и тогда
я буду самым счастливым человеком. Я многого лишился в жизни, я уже не страшусь
никаких потерь, я готов каждый день умереть, я люблю Господа и за Него я готов
хоть живой на костер"
Канонизация
Священномученик протоиерей Илия Четверухин
Дата 12/03/2002
Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 12 марта 2002г.
Кто представил Московская епархия
Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
2
Старый стиль 05.12
Новый стиль 18.12
день мученической кончины (1932г.)
Публикации
1"Свете тихий". М., 1996.
С.491492.
2Выписка из журнала N 3 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002г.
Заявители
Четверухин Сергей Ильич
сын
Документы
Материалы Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.