Кандарицкий Александр Петрович
Год рождения 1861
День рождения 16
Месяц рождения 4
Место рождения Уфимская губ., Уфимский у.
священник
Родился в одном из селений Уфимского уезда. Происходил из духовного сословия.
Его отец, Петр Кандарицкий в начале 1860-х гг. служил пономарем, а потом дьячком
в сельских церквах Уфимского уезда.
Возможно, как и его брат Петр, Александр окончил министерское высшее начальное
училище и курсы для подготовки на должности псаломщиков и диаконов [Зв2]
Родство
1
брат священника
Кандарицкий Константин Петрович
2
дядя
Кандарицкий Александр Константинович
Фотографии
Священник Кандарицкий Александр Петрович с супругой Анной Ивановной, 23 янв.1907г.
В центре священник Александр Кандарицкий с супругой Анной (справа от него). Предположительно 1898г.
Священник Кандарицкий Александр Петрович в кругу семьи. Справа от него супруга Анна Ивановна
Священник Кандарицкий Александр Петрович (справа) с женой Анной Ивановной (слева от него через одного) и детьми
Священник Кандарицкий Александр Петрович (второй слева) в кругу семьи. Последняя фотография 16 апреля 1919г.
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1892г.]
[1892-1919гг.]
Служение
Уфимская губ., Стерлитамакский у., с.Зирган, Михаило-Архангельская церковь
Должность псаломщик
К 1883г. Александр Кандарицкий служил псаломщиком Михаило-Архангельской церкви
с.Зирган 1-го благочиннического округа Стерлитамакского уезда.
Примерно в то же время он обвенчался с Анной Ивановной Цепляевой, дочерью купца I гильдии
Ивана Дмитриевича Цепляева потомка крестьян, обосновавшихся в Стерлитамаке после
отмены крепостного права.
Вскоре Александр Кандарицкий принял сан диакона
Уфа, Уфимский Воскресенский кафедральный собор
диакон
Год окончания 1892
День окончания 24
Месяц окончания 5
К началу 1890-х гг. Александр Кандарицкий служил диаконом Уфимского Воскресенского
кафедрального собора
Рукоположение
священник
1892
День 24
Месяц 5
Кто рукоположил епископ Уфимский и Мензелинский Дионисий (Хитров)
24 мая 1892г. рукоположен во священника к Свято-Троицкой церкви с.Троицкое
Мелеузовской вол.
Служение
Уфимская губ., Стерлитамакский у., Мелеузовская вол., с.Троицкое, Свято-Троицкая церковь
священник
Должность учитель церковно-приходской школы
Год начала 1892
День начала 24
Месяц начала 5
Год окончания 1908
День окончания 3
Месяц окончания 3
Деревянная Троицкая церковь, в которой предстояло служить о.Александру, была
построена в 1884г. и освящена в июне 1886г. В ее приход входили многие соседние
деревни и хутора: Петровка, Тягуновка, Николаевка, Любовка, Липовка, Солнечный,
Грачи и др.
Помимо служения на приходе и духовного окормления более 1000 душ, священник
учительствовал в церковно-приходской школе с.Троицкого, для которой как раз
в 1892г. на средства Троицкого сельского общества и Уфимского епархиального
совета было построено собственное здание. Учительствовал также в школе грамоты
дер.Николаевка
Уфимская губ., Белебеевский у., с.Шуган, Никольская церковь
священник
Год начала 1908
День начала 4
Месяц начала 3
Год окончания 1908
Определением Епархиального начальства от 34 марта 1908г. о.Александр "для пользы
службы" был перемещен к Никольской церкви с.Шуган Белебеевского уезда.
О.Александр подчинился определению священноначалия, но вскоре вышел за штат
Уфимская губ., Стерлитамакский у., Мелеузовская вол., с.Троицкое
священник
Должность настоятель
Год начала 1908
День начала 29
Месяц начала 10
Год окончания 1919
Месяц окончания 4
29 октября 1908г., по неотступным просьбам прихожан о.Александр вновь был назначен
настоятелем Свято-Троицкой церкви села Троицкого Стерлитамакского уезда.
В семье о.Александра и матушки Анны Ивановны родилось 16 детей, но многие умерли
во младенчестве. Известно о судьбе семи детей, это дети: Николай (ок.1884г.р.),
Мария (1885г.р.), Валентина (1889г.р.), Александра (1891г.р.), Анатолий (1898г.р.),
Василий, Эмилия. Сыновья, как правило, обучались в Уфимском духовном училище.
Все дочери окончили полный курс Уфимского епархиального женского училища и
были удостоены права на звание домашних учительниц.
В Троицкой церковно-приходской школе и в Николаевской школе грамоты вместе
с о.Александром трудились его дочери Мария и Валентина (в замужестве Попова).
Педагогами были также его зятья и родственники; занятия не прекращались
ни после революции, ни в годы гражданской войны.
О.Александр сыграл значительную роль в деятельности школы и в близлежащем
с.Дарьино, не раз ее инспектировал, бывал на экзаменах.
Большие труды он понес на ниве миссионерского служения.
С начала 1900-х гг. до 1917г. о.Александр состоял Стерлитамакским уездным
миссионером.
Он являлся непременным участником и докладчиком епархиальных миссионерских курсов
по истории и обличению сектантства.
Опубликовал ряд статей в журнале "Миссионерское обозрение" по вопросам полемики
со старообрядцами.
В 1907г. в г.Стерлитамаке был опубликован его 720-страничный труд,
суммирующий его богатейший опыт бесед с проповедниками старообрядческого
раскола, "Опыт систематического пособия при полемике с старообрядцами
с кратким очерком развития древних сект и русского расколостарообрядчества".
На книгу последовали рецензии в журнале "Миссионерское обозрение",
в "Церковных ведомостях" и в ведомостях некоторых епархий.
В итоге Святейший Синод постановил труд священника Кандарицкого
"допустить в фундаментальные библиотеки духовных семинарий"
(определение от 1928 мая 1908г. за номером 3404).
Книга получила распространение также по "зараженным расколом" приходам Уфимской, Астраханской,
Тамбовской и др. епархий.
В 1913г. в Уфе вышла вторая книга о.Александра: "О пришествии пророков Илии и
Еноха и об антихристе. Современная полемика с беспоповцами". Рецензент написал:
"То, что им сделано, "труд не малый, требующий напряжения и бдительности"
(2 Маккав. 2, 27), заставляет нас сказать автору братское "спаси Христос"
и пожелать его книге заслуженного внимания и со стороны миссионерствующей
братии. Это автора ободрит и даст ему силы на дальнейшие труды во благо
Святой Церкви".
В годы Первой Мировой войны, в 19141917гг. о.Александр состоял членом
Мелеузовского волостного попечительства о семьях призванных на войну солдат,
будучи избран на эту должность волостным сходом.
Он принимал деятельное участие в распределении и раздаче пособий от казны,
пайков, благотворительной помощи семьям фронтовиков, беженцам, организовывал
сборы в пользу армии и обучение детей беженцев и т.п.
В период гражданской войны о.Александр оставался на приходе
Награды
набедренник
Год награждения 1895
День 2
Месяц 3
Награжден набедренником "за ревностное обучение детей в церковно-приходской школе"скуфья
Год награждения 1901
День 2
Месяц 2
Аресты
Уфимская губ., Стерлитамакский у., Мелеузовская вол., с.Троицкое
Год ареста 1919
День ареста 16
Месяц ареста 4
16 апреля 1919г. о.Александр, в свой день рождения, сфотографировался в окружении
своей семьи, и как оказалось, в последний раз, т.к. в тот же день он был арестован.
Родственники свидетельствовали:
"Его посадили на подводу и увезли".
Предположительно, священника арестовали красноармейские части, которые отступали
от Стерлитамака и двигались на укрепление обороны Оренбурга, где сохранялась
советская власть. К этому времени большая часть Уфимской губернии была занята
частями адмирала А.В.Колчака (14 марта 1919г. взята Уфа, 5 апреля Стерлитамак,
7 апреля Белебей), и свободной для отступающих была лишь дорога на юг.
В результате священника увезли в Оренбург, где заключили в тюрьму
Осуждения
Оренбургская ГубЧК
./11/1919
Приговор=высшая мера наказания расстрел
Судьбу о.Александра решило Оренбургское ГубЧК лишь поздней осенью 1919г.
Он проходил по одному делу с несколькими десятками других обвиняемых,
в числе которых также был один оренбургский священник.
Часть арестованных приговорили к заключению в концлагерь, остальные, в т.ч. и
о.Александр, были приговорены к расстрелу
Места заключения
Оренбург, тюрьма
Год начала 1919
Месяц начала 4
Год окончания 1919
День окончания 26
Месяц окончания 11
Кончина
1919
День 26
Месяц 11
расстрел
Место Оренбург
26 ноября 1919г. священник Александр Кандарицкий был расстрелян в Оренбурге.
Труды
1
"Опыт систематического пособия при полемике с старообрядцами с кратким очерком развития древних сект и русского расколостарообрядчества". Стерлитамак, 1907. 720с.
1907г.
2
О пришествии пророков Илии и Еноха и об антихристе. (Современная полемика с беспоповцами). Уфа, 1913.
1913г.
3
О белокриницком уставе // Миссионерское обозрение. 1912. N 5. С.7199.
1912г.
4
О причинах возникновения русского расколо-старообрядчества // Миссионерское обозрение. 1913. N 6. С.195219; N 78. С.499524.
1913г.
5
Из бесед со старообрядцами Уфимской епархии. О посланничестве митрополита Амвросия // Миссионерское обозрение. 1913. N 12. С.598621.
1913г.
6
Раскольничьи подлоги // Миссионерское обозрение. 1914. N 1. С.93105.
1914г.
Заявители
1Акжигитов Герман Германович
правнук
2Зимина Нина Павловна, исследователь
Использованы материалы:
Уфимские Епархиальные ведомости и Адрес-календари Уфимской епархии разных лет;
Статьи в журнале "Миссионерское обозрение" разных лет;
Немков А.И. 90 лет судьбе трагической// Путь Октября (Мелеуз, газета). 2009. Материалы Зиминой Н.П.3Егоров Павел Владимирович, церковный историк