Образование
Санкт-Петербургский университет, юридический факультет
Санкт-Петербургская Академия Художеств
Служение
Санкт-Петербург
Должность художник, участник выставок "Нового общества", искусствовед, иконописец, реставратор
Год начала 1908
С начала 1900-х годов принимал участие в выставках "Нового Общества" художников
Италия
Должность художник
Дважды ездил в Италию. Там он путешествовал, изучал творения старинных мастеров,
искусство раннего Средневековья
Франция, г.Париж
Должность художник
Был во Франции в Париже, где работал в мастерской "Жульена и Колоросси".
а также работал под руководством В.А.Серова, который в эти годы тоже жил в Париже
Санкт-Петербург, Русский музей (Музей Императора Александра III), отдел древнерусского искусства
Должность реставратор, художник-иконописец, искусствовед, специалист по древнерусскому искусству, руководитель общества "Русская икона"
Год начала 1910
В 1910г. в Русском музее в Петербурге был открыт отдел древнерусского искусства.
Это было время открытия русской иконы в прямом и переносном смысле. Над иконами
трудились лучшие реставраторы, очищая их от позднейших ремесленных записей.
Среди них был и Владимир Комаровский. Он много работал в музее, делал копии
со старинных образцов, изучал технологию иконописи.
В 1911г. вместе с художником Д.С.Стеллецким он работал над иконостасом храма
в имении графа Александра Оттоновича Медема (который впоследствии был 9 раз
арестован, погиб в заключении и был прославлен в лике святых как мученик).
Церковь эта при Советской власти была разорена, иконостас пропал.
В 1912г. Владимир Алексеевич женился на Варваре Федоровне Самариной, внучке
Николая Петровича Трубецкого.
Второй крупной работой Владимира Алексеевича был иконостас для строившегося храма во имя
прп.Сергия Радонежского, которую он делал вместе с Д.С.Стеллецким по заказу
графа Ю.А.Олсуфьева в его имении Красные Буйцы Епифанского уезда Тульской губернии
под г.Хвалынском.
По инициативе графа Юрия Александровича Олсуфьева и отчасти на его средства, на
Куликовом поле, отчасти входившем в его имение, проводились археологические
исследования и возводился храм-памятник во имя прп.Сергия Радонежского.
Архитектором его был А.В.Щусев.
Иконостас выполнялся художниками в имении Ракша. Весной 1914г. он был отправлен
"заказчику" Ю.А.Олсуфьеву, который был большим знатоком иконописи.
Вскоре от него пришла телеграмма:
"Сегодня открыли иконы, поражены красотою".
Храм прп.Сергия Радонежского был полностью разрушен во время Великой Отечественной
войны. Сохранился лишь небольшой акварельный эскиз иконостаса.
В.А.Комаровский был не только художником-иконописцем, но и выдающимся теоретиком
иконописания, одним из основателей общества "Русская икона" и членом редакционного
совета одноименного сборника.
Его заботило воспитание хорошего вкуса и понимания в деле иконописного убранства
храмов.
Он советовал П.И.Нерадовскому, председателю "Общества изучения древнерусской
иконописи":
"Не делайте роскошного, дорогого и бесполезного издания. Мне кажется, что
теперь большая потребность в популяризации иконописи, особенно среди духовенства.
Издание икон Музея Императора Александра III с соответствующим предисловием
могло бы сыграть большую роль в деле... обновления церковной богослужебной
красоты"
Грузия, г.Тифлис, Всеросийский земский союз по организации лазаретов для раненых
Должность реставратор, художник-иконописец, искусствовед, специалист по древнерусскому искусству
Год начала 1914
Год окончания 1916
Вместе с двоюродным братом С.П.Мансуровым работал на Кавказе в земском союзе,
который возглавлял граф Ю.А.Олсуфьев
Московская губ., с.Измалково (вблизи ст.Переделкино Киевской ж.д.)
Должность учитель рисования в сельской школе, иконописец, искусствовед, реставратор
Год начала 1917
Год окончания 1923
Летом 1917г. В.А.Комаровский с семьей переехал в Подмосковье, в усадьбу своей
жены Варвары Федоровны Самариной Измалково, расположенную вблизи теперешнего
пос.Переделкино.
Большой, вместительный дом вскоре принял лишившихся крова родственников и друзей.
Сюда приехали Истомины и Осоргины со своими детьми, которых в советскую школу не
отдавали, а учили своими силами. В Измалково гостили, а иногда подолгу жили,
скрываясь от преследований ГПУ, многие известные люди: бывший министр
А.В.Кривошеин, философ, князь Трубецкой.
Не раз гостил в Измалкове иеромонах Макарий (Телегин), ныне прославленный в лике святых
(расстрелян в 1922г.), служивший на Патриаршем подворье.
В 19181919гг. В.А.Комаровский написал большую Донскую икону Божией Матери,
которая была установлена в Измалковской часовне, стоявшей на краю деревенского
кладбища. Двери часовни никогда не закрывались, перед иконой неугасимо горела
лампада. В конце 1920-х годов часовню разрушили, икона пропала. В 1970г. образ
был найден дочерью Владимира Алексеевича Антониной Владимировной Комаровской.
Она выкупила икону и отвезла ее в Москву, где икону долго реставрировали.
После этого чудом сохранившуюся икону поместили в нижний Покровский храм
Свято-Данилова монастыря, где она находится поныне. Эту икону, написанную в
соответствии со строгим каноном, можно отнести к лучшим образцам русской
иконописи. Фотография этой иконы, как выдающегося произведения живописи
XX века, была опубликована в монографии Л.А.Успенского
"Богословие иконы Православной Церкви".
Помимо творческой работы, живя в Измалкове, В.А.Комаровский работал учителем
рисования в сельской начальной школе, разместившейся в одном из флигелей бывшей
усадьбы.
Кроме того, он расписывал деревянные изделия для Кустарного музея в Москве.
Занимался хозяйством в усадьбе
Аресты
Москва
Год ареста 1922
Обвинение при аресте "контрреволюционная деятельность и укрывательство таковой"
Был арестован в доме графа В.А.Михалкова (отца известного поэта С.В.Михалкова),
у которого находился в гостях
Места заключения
Москва, Бутырская тюрьма
Год начала 1922
Год окончания 1922
Был освобожден "за недостаточностью улик" через 2 месяца и вернулся в Измалково