Служение
Казанская губ., Козмодемьянский у. (Республика Марий Эл, Килемарский р.), с.Кумья, Покровская церковь
иерей
Должность законоучитель
Год начала 1914
День начала 19
Месяц начала 4
Год окончания 1919
31 июля 1914г. утвержден в должности законоучителя Кумьинского, Кукшарского и
Тойдаковского начальных училищ Козмодемьянского уезда и нес данное послушание
вплоть до 1918г.
Преподавал в Тойдаковском училище до 1 сентября 1915г.
Во время Первой Мировой войны о.Михаил вместе с жителями с.Кумья внес свою
лепту в оказание помощи воинам, молился о благополучном исходе войны,
призывал прихожан в проповедях к покаянию.
Многие в селе полюбили батюшку за то, что он был искренним и любвеобильным
пастырем, всегда готовым в трудную минуту прийти на помощь.
О.Михаил был последователем благочестивых традиций, у него, как и у многих его
предшественников, в храме всегда был порядок. В одном из отчетов благочинного 1-го
округа Козмодемьянского уезда о состоянии дел в приходе села Кумья написано:
"Отмечена особая чистота и убранство внутри и снаружи храма. На престоле
и жертвеннике чистота и порядок. Облачения не порваны. Святые Дары
заготовлены в достаточном количестве. Священник пополняет церковную
библиотеку епархиальной периодикой, богословскими и историческими книгами
(по церковной и гражданской истории) и трудами святых Отцов".
23 октября 1917г. на церковном собрании с участием благочинного староста
со своими помощниками выразили недовольство о.Михаилу, что он якобы вымогает
деньги у прихожан и певчих, небрежно исполняет свои обязанности.
Собрание потребовало удаления священника с прихода, написав ложный донос
и отправив его через благочинного в Казанскую епархию.
На следующий день об этом сборище нечестивых узнало все село.
1 ноября 1917г. против клеветников на состоявшемся новом церковном собрании
было написано письмо на имя епископа Чистопольского Анатолия (Грисюка),
временно управлявшего Казанской епархией, которое прихожане сами отвезли
в Казань. Верующие просили Владыку заступиться за отца Михаила:
"На дознании отец благочинный спрашивал только лиц со стороны обвинителей...
С целью примирения прихожан со священником отец благочинный собрал
23 октября сход, но об этом сходе прихожане были извещены не все,
а только лица недовольные... Когда же крестьяне стали колебаться и
высказываться за примирение, то отец благочинный стал писать приговор
об увольнении священника, и когда прихожане колебались подписывать этот
приговор, то он стал их уговаривать, что им скоро вышлют другого, и тогда
они подписались. Приговор этот был подписан в присутствии меньшей части
прихожан; в приходе насчитывается сто девяносто домохозяев, а приговор
подписали только десять домохозяев.
Излагая это, мы просим Ваше Преосвященство приговор этот считать
недействительным и самое дознание неполным и односторонним...
Отец Михаил уважаемый, благоговейный и искренний служитель...".
Епископ Анатолий согласился с ними, правда восторжествовала, батюшка был
оставлен на приходе (с правом, если он захочет, перейти на другой приход),
а клеветники наказаны.
Однако отношения между прихожанами оставались напряженными.
Наступивший 1918 год принес новые испытания, по Казанской епархии, как и
по всей России, прокатилась волна красного террора.
Отец Михаил, возложив все упование на Бога, решил не оставлять прихода,
и под покровом Пресвятой Богородицы смог пережить время лихолетья.
Ко дню Святой Пасхи 1919г. батюшка был награжден набедренником,
Летом того же 1919г. он был переведен к церкви в честь святых
равноапостольных Константина и Елены с.Кулаково Козмодемьянского уезда
Казанская губ., Козмодемьянский у. (Республика Марий Эл, Горномарийский р.), с.Кулаково, Константино-Еленинская церковь
иерей
Год начала 1919
Год окончания 1923
Служение отца Михаила на данном приходе проходило в тяжелые, голодные годы.
Приход был беден, а во время гражданской войны и голода еще более обнищал,
и положение священника, у которого была уже к тому времени большая семья,
стало и вовсе отчаянным.
Нередко ему приходила мысль попросить перевода в другой храм, поближе к родным
местам, но соответствующих вакансий не было.
31 мая 1921г. приходским собранием с.Красный Яр Чистопольского уезда
в Козмодемьянский Свято-Троицкий женский монастырь была отправлена телеграмма,
в которой сообщалось, что Красно-Ярское приходское собрание вынесло постановление
о приглашении батюшки на данный приход.
Учитывая бедственное положение, в котором находился о.Михаил с семьей,
он принял это предложение и просил управляющего Казанской епархией епископа
Иоасафа (Удалова) перевести его в с.Красный Яр:
"Испрашивая Вашего Святительского Благословения осмеливаюсь утруждать Вас,
Владыка Святый, покорнейшей просьбой в переживаемое исключительно
тяжелое время, время общего экономического потрясения, с семьею в десять
человек, я застигнут в беднейшем приходе в селе Кулаково, где и в
лучшее время жизнь священника была скудна, а в настоящее время она стала совершенно
невозможна: приход мал, беден, доходов нет, ругу платят очень плохо,
других источников содержания нет, жить нечем, вследствие чего я нахожусь
в крайне бедственном и безвыходном положении...
Припадая к стопам Вашим Святительским, всеусердно прошу любовь Вашу,
Благостыннейший Владыка, переместить меня на свободное священническое
место в село Красный Яр Чистопольского уезда".
Прошение это попало к владыке Иоасафу к тому времени, когда место священника
в Красном Яре уже было занято, и в с.Кулаково батюшка и его семья прожили еще
три года.
В 1923г. на территории Казанской епархии организационно оформилось
поддерживаемое советской властью обновленчество.
О.Михаил сохранил верность Церкви, продолжая поминать за богослужениями
Патриарха Тихона, митрополита Казанского Кирилла (Смирнова).
Вскоре он был переведен епископом Чистопольским Иоасафом (Удаловым)
к Покровскому храму с.Сарсасы Чистопольского кантона
Татарская АССР, Чистопольский кантон, с.Сарсасы (Татарстан, Чистопольский р., с.Русские Сарзасы), Покровская церковь
иерей
Год начала 1923
В с.Сарсасы о.Михаил продолжил активную борьбу против обновленчества.
В отчете за 1926г. Уполномоченный обновленческого Казанского епархиального
управления по Чистопольскому кантону писал:
"Священник села Сарсасы Вотяков Михаил Тимофеевич тихоновец"