Шаламова Мария Александровна
Год рождения 1882
День рождения 27
Месяц рождения 5
Место рождения Вологодская губ., Усть-Сысольский у. (Коми АССР, Сыктывдинский р.), с.Иб
Родилась в семье священника Крестовоздвиженской церкви с.Чухлом
о.Александра Рогова, происходившего из старинного священнического рода, ведущего
свое начало еще с XVII века.
По данным [7], происходила из крестьян. Была прихожанкой храма
Родство
жена священника
Шаламов Прокопий Николаевич
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1937г.]
Образование
Великоустюжское епархиальное женское училище
Год окончания 1899
Места проживания
Вологодская губ., Усть-Сысольский у. (Коми АССР, Сыктывдинский р.), с.Иб
Год окончания 1899
В 1899г. вышла замуж за Прокопия Николаевича Шаламова (родного дядю писателя Варлаама
Шаламова). Прокопий Шаламов вскоре был рукоположен во священника к Вотчинской
Богородской церквиВологодская губ., Усть-Сысольский у. (Коми АССР, Сыктывдинский р.), с.Вотча
Год начала 1899
Год окончания 1931
В 1930г. была "раскулачена" как жена "служителя культа".
В 1931г. был арестован и расстрелян ее муж, о.Прокопий ШаламовКоми АССР, Сыктывдинский р., с.Кочпон (около г.Сыктывкара), Колхозная, 11
Год окончания 1937
День окончания 24
Месяц окончания 2
После расстрела мужа жила в окрестностях г.Сыктывкара, помогала ссыльным,
из своих скудных средств посылала им деньги, ездила по деревням, собирала
для них теплые вещи, отправляла посылки в лагеря
Аресты
Коми АССР, г.Сыктывкар
Год ареста 1937
День ареста 24
Месяц ареста 2
Арестована органами НКВД вместе с группой ссыльных священнослужителей.
В июле 1936г. Мария Александровна как жена погибшего репрессированного священника
о.Прокопия Шаламова обратилась с заявлением к Велико-Устюгскому архиепископу
Питириму, в котором просила его "благословить на принятие монашеского пострига".
При этом она ссылалась на завещание мужа и свое стремление "вступить в дружину
иноков". Спустя некоторое время Велико-Устюгский архиепископ написал письмо
епископу Герману (Ряшенцеву), находящемуся в ссылке в г.Сыктывкаре Коми АССР.
Это письмо впоследствии попало в руки НКВД. В нем преемник архиепископа Питирима,
архиепископ Николай, высоко оценив поступок Марии Александровны, отказывал ей,
считая, что принятие монашества неизбежно приведет к аресту, предостерегал,
что "вступая в "Священную дружину" [имелось в виду сообщество монашествующих]
она, без риска навлечь беду на себя и на Вашу священную общину [имелось в виду
ссыльное духовенство], вступить не может".
Из письма видно, что под "Священной дружиной" архиепископ имел в виду
монахинь с.Кочпон близ г.Сыктывкара. Но органы НКВД небольшую группу верующих,
14 человек, превратили в боевую контрреволюционную организацию "Священная
дружина". Во время допросов вскоре стало ясно, что никакой организации во главе
с епископом Германом (Ряшенцевым) не существует, никто не пытался ее создать.
Тем не менее следствие продолжало настаивать на существовании "Священной
дружины" как антисоветской организации. Вскоре по этому делу 13 человек были
приговорены к расстрелу и один человек освобожден
Осуждения
тройка при УНКВД Коми АССР
13/09/1937
Обвинение "активная участница к/р фашистской группы церковников, именовавшейся "Священной Дружиной", занималась сбором средств для оказания помощи ссыльным церковникам, связь с ссыльным духовенством, нелегальная а/с деятельность"
Статья ст.5810 ч.1, 5811 УК РСФСР
Приговор=высшая мера наказания расстрел
Групповое дело "дело контрреволюционной группы церковников "Священная дружина" (1937г.)"
Из обвинительного заключения: "Посещала нелегальные сборища членов группы, которые
проводились на разных квартирах с.Кочпон и Сыктывкара. Ездила в г.Великий Устюг
к епископу Питириму (Крылову). Имеет переписку с антисоветскими элементами
церковниками других городов СССР".
В качестве вещественного доказательства изъято ее прошение к архиепископу
Великоустюжскому Питириму, где она пишет:
"Ежедневное пребывание в храме Божием, деятельное участие во всех службах,
совершающихся в нем, непосредственное соприкосновение со многими инокующими,
пребывающими в нашем городе, посильное подражание их жизни, завещание покойного
супруга, чтобы я углублялась в духовной жизни и мое стремление к одинокой жизни
еще от юного возраста и обычай нашей русской древности принимать монашество
перед смертию окончательно пленила мне душу непреодолимым желанием вступить в
дружину иноков"
Места заключения
Коми АССР, г.Сыктывкар, тюрьма НКВД
Год начала 1937
День начала 24
Месяц начала 2
Год окончания 1937
День окончания 16
Месяц окончания 9
Во время следствия содержалась в Сыктывкарской тюрьме
Кончина
1937
День 16
Месяц 9
расстрел
Место Коми, окрестности г.Сыктывкара
Место захоронения Коми, окрестности г.Сыктывкара
По данным [3],[4] и [7] расстрелянa 15 сентября 1937г.
Реабилитация
Дата 31/03/1989
Кем реабилитирован Прокуратура Коми АССР
По году репрессий 1937
Публикации
1Романькова Т. Храм на крови// Заполярье, 1995. 5 авг.
С.4.
2Полещиков В. В чем обвиняли "Священную дружину"// Красное Знамя. Сыктывкар, 1990. 21 нояб.
3Малыхина А. Поименно назвать...// Эском-Вера. Христианская газета Севера России. Сыктывкар, 1997. Вып. 18. N 282283.
С.3.
4Репрессированное православное духовенство Коми края/ Сост. А.Г.Малыхина. Сыктывкар, 2000. Машинопись.
С.2.
5Покаяние: Мартиролог. Т.2./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар, 1999. 1008с.
С.9971000.
6Покаяние: Мартиролог. Т.1./ Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1998. 1184с.
С.485486.
7За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (19181951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с.
С.607.
Заявители
1Стефано-Прокопьевское православное братство (секретарь Екишев Юрий)
2Торопова Лариса Дмитриевна