[back][up level][first][previous]
    Служение
      Московский Патриархат, Временное Высшее Церковное Управление за границей (ВЦУЗ) 
      митрополит 
      Должность временно управляющий православными русскими приходами в Западной Европе 
      Год начала 1922 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1930 
      День окончания 24 
      Месяц окончания 12 
      В конце декабря 1922г. митрополит Евлогий перенес центр своей епархии в Париж,
      где было создано Епархиальное Управление.
      1 июня 1923г., выполняя Патриарший Указ, митрополит Евлогий представил
      Архиерейскому Собору в Сремски-Карловци проект организации РПЦЗ.
      В нем предусматривалось образование 4 автономных церковно-административных
      округов (митрополий-архиепископий): Западноевропейского, Восточноевропейского,
      Дальневосточного, Североамериканского. Все важнейшие вопросы должен был решать
      ежегодный Архиерейский Собор. Архиерейский Синод РПЦЗ как постоянный
      церковно-административный орган был бы лишним и подлежал ликвидации.
      Однако одобрение на Архиерейском Соборе получил другой проект, по которому
      Синод сохранялся. Ему подчинялись все церкви на Балканах и на Дальнем Востоке.
      Западноевропейский автономный округ предоставлялся в ведение митрополита Евлогия.
      По его мнению, предполагалось, что Синод не входит во
      внутренние дела митрополичьих округов, а только будет высказывать свои
      предложения.
      11 мая 1924г. митрополит Евлогий и Бельский епископ Сергий (Королев) совершили
      в Берлине хиротонию проф. КДА архимандрита Тихона (Лященко) во епископа Берлинского,
      На открытии нового, Берлинского викариатства настаивали русские приходы в Германии.
      В октябре 1924г. Синод РПЦЗ большинством голосов принял решение об упразднении
      автономии Западноевропейской митрополии. Протест митрополита Евлогия побудил
      Синод отложить исполнение своего постановления до его утверждения Патриархом.
      В июне 1926г. Архиерейский Собор РПЦЗ отказался рассмотреть предложение
      митрополита Евлогия о первоочередности вопроса об управлении РПЦЗ.
      После этого он покинул заседание Собора, не желая подчиниться Собору.
      Митрополит Евлогий протестовал против намерения Собора выделить в самостоятельную
      епархию приходы в Германии, но это не помешало образованию новой епархии
      из отторгнутых немецких приходов митрополита Евлогия, которую возглавил
      епископ Тихон (Лященко).
      Собор постановил потребовать от митрополита Евлогия признания канонической власти Архиерейского
      Собора и Синода РПЦЗ, в противном случае Синоду предоставлялись полномочия
      по назначению нового управляющего приходами в Западной Европе.
      Возвратившись в Париж, митрополит Евлогий обратился с воззванием к пастве,
      в котором отказался признать решение Синода РПЦЗ об отделении приходов
      в Германии.
      26 января 1927г. Архиерейский Собор РПЦЗ запретил митрополита Евлогия и его
      викариев в священнослужении.
      В ответ митрополит Евлогий в послании к духовенству и приходам объявил эти
      решения неправомочными.
      Западноевропейская митрополия была объявлена митрополитом Евлогием
      самостоятельной.
      Он был поддержан своим клиром и большинством паствы, а также Патриархами
      Констатинопольским Василием III, Александрийским Мелетием II, архиепископом
      Афинским Хризостомом.
      14 июля 1927г. зам. Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский,
      и Временный Священный Синод РПЦ издали указ на имя митрополита Евлогия
      с требованием прислать обязательства не допускать в своей общественной
      деятельности ничего, что можно было истолковать как нелояльность к советскому
      правительству. В случае непринятия этого обязательства или нарушения
      его духовенство подлежало увольнению из состава клира Московской Патриархии.
      О решении исполнить эти требования митрополит Евлогий заявил в слове за
      литургией 4 сентября 1927г., отметив жесткость обращенного к нему призыва.
      В письме митрополиту Сергию от 12 сентября 1927г. он разъяснил, что
         
      "принадлежность к Русской Православной Церкви не может служить основанием
          для предъявления к нам, эмигрантам, требования "лояльности", т. е.
          законопослушности по отношению к Советской власти как не являющимся
          гражданами или жителями СССР".

      Он писал, что обязывается "не допускать, чтобы в подведомственных мне храмах
      церковный амвон обращался в политическую трибуну".

      Вместе с митрополитом Евлогием соответствующие обязательства подписали его
      викарные епископы и большинство приходского духовенства.
      Несколько настоятелей приходов вместе с паствою перешли в юрисдикцию Синода РПЦЗ.
      9 сентября 1927г. Синод РПЦЗ в Сремски-Карловци категорически отказался исполнять
      требование митрополита Сергия дать подписку о лояльности к советской власти.
      Глава Синода митрополит Антоний (Храповицкий) объявил митрополитов Сергия
      и митрополита Евлогия "отпавшими от церковного единства и связавшимися
      с врагами Христа и святой Церкви".

      Последовал окончательный раскол русской православной эмиграции в
      Европе на "евлогиан" и "карловчан".
      Для управления русскими приходами во Франции, которые отделились от митрополита
      Евлогия, Синод РПЦЗ назначил в Париже епархиальным архиереем архиепископа
      Серафима (Лукьянова), в постоянном противостоянии с которым он впоследствии
      находился.
      9 мая 1928г. митрополит Сергий (Страгородский) и Временный Священный Синод
      РПЦ подтвердили каноническое право митрополита Евлогия продолжать установленное
      св.Патриархом Тихоном возглавление западноевропейских приходов РПЦ.
      Все определения Синода РПЦЗ, направленные против митрополита Евлогия,
      признавались не имеющими канонической силы.
      Митрополит Евлогий активно занимался устроением церковной жизни в православных
      приходах в европейских странах: Франции, Великобритании, Германии, Италии,
      Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Австрии, Швеции, Дании, Чехословакии.
      Значительное число русских верующих пребывало во Франции.
      С 1923г. митрополит Евлогий был почетным членом Общества русских студентов
      для упрочения славянской культуры и Парижского комитета Русской организации.
      С 1924г. являлся почетным членом Красного Креста помощи беженцам.
      В 1924–1940гг. митрополит Евлогий являлся почетным председателем Комитета
      социальной помощи русским эмигрантам.
      С 1925г. был почетным членом Серафимовского братства в Белграде.
      С 1927г. был действительным членом Русской академической группы.
      К моменту назначения его главой западноевропейских приходов во Франции
      насчитывалось лишь 6 русских церквей, главной из которых являлся парижский
      храм Александра Невского.
      В 1925г. на приобретенном в Париже на пожертвования земельном участке была
      освящена церковь Сергия Радонежского, вокруг которой возникло
      Сергиевское подворье.
      Начал работу Православный богословский институт прп.Сергия Радонежского,
      ставший крупнейшим центром русского духовного образования,
      деятельность которого тесно связана с именем митрополита Евлогия.
      Он являлся членом Учредительного комитета и ректором Богословского института,
      в котором преподавал цвет русской науки в эмиграции — А.В.Карташев,
      Г.П.Федотов, протоиерей Сергий Булгаков и др.
      "Создание Богословского Института — единственной русской богословской
      школы за границей — я придавал огромное значение... Открытие
      Богословского института именно в Париже, в центре западноевропейской —
      не русской, но христианской культуры — имело большое значение... дабы
      Православие не лежало больше под спудом, а постепенно делалось
      достоянием христианских народов".

      Митрополит Евлогий ободрял и поддерживал деятельность Русского студенческого
      христианского движения (РСХД), культивируя среди его участников, по словам
      проф.Л.А.Зандера, "дух благодати, терпимости, широты и простоты и человечности,
      который владыка почерпнул у старца Амвросия".

      Профессор А.Л.Зандер вспоминал:
         "Митрополит Евлогий церквей не создавал: на это у него не было ни возможности,
          ни средств. Но где только ни возникала русская церковка, он сейчас же
          поддерживал ее, ободрял ее строителей, вдохновлял священника, а главное —
          сам посещал отдаленнейшие участки своей всеевропейской епархии".

      В это время во Франции появилось около 40 новых православных храмов.
      В 1938г., когда униатский митрополит Андрей (Шептицкий) выступил с резким
      протестом против погромов православных храмов на Холмщине, владыка Евлогий,
      пользуясь его содействием, пытался оказать давление на польское правительство.
      Митрополит Евлогий неуклонно боролся с католическим прозелитизмом среди эмигрантов,
      особенно заботился о предотвращении влияния на русское студенчество и школы.
      Поддерживал контакты с англиканской Церковью. С 1928г. являлся сопредседателем
      православно-англиканского содружества Албания святого и преподобного Сергия.
      На конференциях христианских Церквей в Лозанне (1927) и в Эдинбурге (1937)
      участвовал в совместных выступлениях представителей православных Церквей
      с изложением позиции о незыблемости основ православного вероучения.
      Общественные выступления митрополита Евлогия трактовались в СССР как
      нарушение данного им обязательства о невмешательстве в политику и соблюдение
      лояльности к советской власти.
      Негодование вызывало регулярное совершение митрополитом панихид по вождям
      Белого движения, воинам и мирянам, погибшим в борьбе с большевиками.
      С начала 1930г. в храмах епархии было введено особое "Молебное пение о спасении
      Земли Российския". В епархиальном "Церковном вестнике" регулярно помещались
      материалы о мучениках и гонениях на христиан в СССР.
      С 14 по 24 марта 1930г. митрополит Евлогий по приглашению Архиепископа
      Кентерберийского прибыл в Англию, где во всех храмах и колледжах, связанных
      с Церковью, совершались моления о прекращении гонений в России.
      Это была самая крупная церковно-государственная акция против большевистских
      гонений на веру с 1917г.
      В собрании Лондонского прихода 21 марта 1930г. он заявил о расхождении
      с митрополитом Сергием (Страгородским) в церковно-политических вопросах:
         "Митрополит Сергий, имеющий местопребывание в Советской России, не только
          соприкосновенен с ее правительством, но находится под его давлением.
          Тут наши пути расходятся, ибо все, что носит печать Советов, для нас
          неприемлемо и нами отстраняется. На этой позиции я всегда стоял, стою
          и буду стоять впредь".

      На запрос митрополита Сергия о выступлениях в Англии владыка Евлогий указал,
      что "проявил солидарность с сочувствующими страданиям Русской Церкви,
      отрицать которые невозможно".

      В июне 1930г. митрополит Евлогий опубликовал письмо, разъясняющее вынужденный
      характер вызвавших взрыв возмущения заявлений митрополита Сергия иностранным
      корреспондентам об отсутствии гонений на верующих со стороны большевистской власти,
      подчеркнув:
         "Православные в свободном мире не могут по совести изъявлять своей лояльности
          этой антихристианской и вообще безбожной власти".

      10 июня 1930г. митрополит Сергий и Временный Священный Синод издали указ
      об увольнении митрополита Евлогия от управления русскими православным приходами
      в Западной Европе и передаче их под временное управление викарному Ниццскому
      архиепископу Владимиру (Тихоницкому), который отказался принять это назначение.
      Епархиальный съезд духовенства и мирян большинством голосов просил митрополита
      Евлогия не оставлять епархию.
      Опираясь на решение съезда, митрополит Евлогий 21 июня ходатайствовал перед
      митрополитом Сергием об отмене указа о своем увольнении и предложил предоставить
      ему временное право на самостоятельное управление заграничными приходами.
      В послании, опубликованном в августе 1930г., митрополит Евлогий указал:
         "Распоряжение митрополита Сергия по содержанию и общему характеру своему
          не церковное, не на церковных, а на мирских политических началах основано,
          причем самые эти основания являются не верными, не соответствующими
          действительности, не справедливыми по существу".

      Объявляя о дальнейшем самостоятельном существовании епархии на основании
      Указа Патриарха Тихона от 20 ноября 1930г. митрополит Евлогий писал:
         "Мы лишь временно прерываем внешние административные сношения с этой властью
          вследствие выяснившейся невозможности правильного, свободного взаимодействия
          с нею".

      24 декабря 1930г. митрополит Сергий подтвердил указ об увольнении митрополита
      Евлогия и распорядился упразднить Епархиальный Совет в Париже.
      Управление Западноевропейской епархией было поручено Литовскому митрополиту
      Елевферию (Богоявленскому).
      Западно-Европейский экзархат Константинопольской Патриархии 
      митрополит 
      Должность экзарх Патриарха Вселенского, управляющий православными русскими приходами в Западной Европе 
      Год начала 1931 
      День начала 17 
      Месяц начала 2 
      Год окончания 1945 
      Месяц окончания 8 
      В начале 1931г. митрополит Евлогий выехал в Стамбул для переговоров с Констатинопольским
      Патриархом Фотием II.
      17 февраля 1931г. Фотий дал томос о принятии Западноевропейской митрополии
      во главе с митрополитом Евлогием в юрисдикцию Константинопольского Патриархата,
        "чтобы все Русские Православные приходы в Европе, сохраняя неизменною и
         неумаленною доселе существующую свою самостоятельность, как особой Русской
         православной церковной организации, и свободно управляя своими делами,
         рассматривались бы впредь как составляющие временно единую особую экзархию
         Святейшего Патриаршего Вселенского Престола на территории Европы".

      Владыка Евлогий получил сан экзарха Патриарха Вселенского.
      30 апреля 1931г. митрополит Евлогий был запрещен митрополитом Сергием и
      Временным Священным Синодом в священнослужении.
      Руководство РПЦЗ также осудило переход митрополита Евлогия в юрисдикцию
      Константинопольской Патриархии.
      С весны 1934г. владыка Евлогий стал получать просьбы, в т.ч. и из Сербии,
      о том, чтобы взять на себя почин в деле церковного примирения.
      В мае 1934г. он посетил в Белграде митрополита Антония (Храповицкого).
      Иерархи в знак любви и мира просили друг у друга прощения и взаимно прочитали
      один над другим разрешительную молитву.
      4 сентября 1934г. Сербский Патриарх Варнава (Росич) телеграммой предложил
      владыке Евлогию прибыть на Собор в Сремски-Карловци,
      3 сентября 1934г. такую же телеграмму направил митрополиту Евлогию и его
      викариям митрополит Антоний.
      В письме от 5 сентября 1934г. митрополит Евлогий отказался приехать, сославшись
      на позднее получение телеграмм.
      Тем не менее Архиерейский Собор определением от 10 сентября 1934г.
      "по чувству братской любви и снисхождения к митрополиту Евлогию и его викариям
      и вместе ради пользы церковной" единогласно постановил снять с него и его
      викариев наложенное на них запрещение в священнослужении и восстановить с ними
      не только молитвенное, но и литургическое общение.
      В послании к пастве от 24 сентября 1934г. митрополит Евлогий, недовольный
      некоторыми формулировками соборного постановления, возлагавшими на него вину
      за внесение раскола, указал на незаконность наложенного на него ранее
      Собором РПЦЗ запрещения, объявив при этом:
         "Хотя наличие духовенства иной юрисдикции в моей епархии оставлено и теперь,
          но я, во имя мира церковного, также снимаю запрещение с тех, на кого оно
          было мною наложено, и допускаю их к богослужебному общению".

      Митрополит Евлогий так и не вошел в состав Синода РПЦЗ, который продолжал
      настаивать на выходе его из подчинения Константинополю.
      18 июня 1935г. митрополит Евлогий в письме к митрополиту Антонию предложил
      проект устроения церковного управления за границей, предполагавший автономное
      существование 4-х митрополичьих округов с сохранением за Синодом и Архиерейским
      Собором РПЦЗ только координирующих функций.
      Митрополит Евлогий при этом бы оставался экзархом Константинопольской Патриархии.
      В октябре-ноябре 1935г. в Сремски-Карловци состоялось совещание по вопросу
      установления мира и единства в Русской Православной Церкви за границей
      под председательством Сербского Патриарха Варнавы.
      19 ноября 1935г. участники совещания приняли "Временное положение о Русской
      Православной Церкви за границей". Оно давало Архиерейскому Синоду РПЦЗ право
      назначать епископов, направлять и контролировать религиозно-просветительную
      работу в митрополичьих округах.
      Митрополит Евлогий согласился подписать "Временное положение...", оговорив
      необходимость его одобрения епархиальным собранием в Париже.
      По его настоянию были приняты поправки к "Временному положению..." о сослужении
      священнослужителей всех юрисдикций, об осуждении их недружественных выступлений
      друг против друга, о запрещении создания приходов параллельных юрисдикций
      на одной территории и неканонических переходов клириков из одной епархии в другую.
      13 июля 1936г. 4-е епархиальное собрание в Париже признало подписанное
      митрополитом Евлогием в Сремски-Карловци "Временное положение..." неприемлемым
      для управления Русской Церковью в целом.
      В ответ осенью того же года Архиерейский Собор РПЦЗ отменил запрет на открытие
      на территории другой русской церковной зарубежной юрисдикции приходов РПЦЗ.
      23 января 1937г. Константинопольский Патриарх Вениамин утвердил решения
      Епархиального совещания о непризнании "Временного положения...".
      Предложение митрополита Евлогия о совместном управлении русскими приходами
      в Германии не находили понимания у Синода РПЦЗ.
      Под давлением немецких властей последние приходы, находившиеся в подчинении
      митрополита Евлогия в Германии, к 1937г. перешли в ведение главы Германской
      епархии РПЦЗ Берлинского архиепископа Серафима (Ляде).
      В августе 1938г. состоявшийся в Сремски-Карловци 2-й Всезарубежный Собор
      епископов, клириков и мирян, в котором участвовали представители РПЦЗ и
      автономного Американского митрополичьего округа, укорил митрополита Евлогия
      за переход в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.
      На это митрополит Евлогий ответил посланием митрополиту Анастасию
      от 3 января 1939г., призвав к упрочению молитвенного общения и взаимной
      терпимости.
      Во время Второй Мировой войны с занятием в 1940г. Парижа немецкими войсками
      митрополит Евлогий воздерживался от активного участия в общественно-политической
      жизни русской колонии. Это позволило сохранить во время оккупации не только
      подведомственные ему приходы, но и уберечь от закрытия Православный Свято-Сергиевский
      богословский институт.
      С 12 февраля 1943г. он был почетным доктором церковных наук этого института.
      После освобождения Парижа в ноябре 1944г. митрополит Евлогий через советское
      посольство безрезультатно пытался получить приглашение для участия в Поместном
      Соборе 31 января — 2 февраля 1945г.
      Западно-Европейский экзархат Московской Патриархии 
      митрополит 
      Должность экзарх Западной Европы 
      Год начала 1945 
      День начала 7 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1946 
      День окончания 8 
      Месяц окончания 8 
      В августе 1945г. в Париже состоялись встречи митрополита Евлогия и главы
      Западноевропейской епархии РПЦЗ Серафима (Лукьянова) с возглавлявшим делегацию
      Московской Патриархии Крутицким митрополитом Николаем (Ярушевичем).
      29 августа 1945г. с митрополита Евлогия и его викариев было снято запрещение
      в священнослужении, они были приняты в молитвенно-каноническое общение
      с Московской Патриархией.
      7 сентября 1945г. Священный Синод РПЦ постановил считать митрополита Евлогия
      с 75 приходами, а также архиепископа Серафима (Лукьянова) с его областью
      воссоединенными с Московской Патриархией.
      Западноевропейский Экзархат русских православных приходов сохранялся
      в существующих границах.
      Митрополит Евлогий становился экзархом Московской Патриархии.
      Условием окончательного воссоединения являлось получение согласия на то
      Константинопольского Патриарха. О получении согласия, якобы имевшем место,
      информировал митрополита Евлогия митрополита Николай (Ярушевич):
         "Владыка Митрополит Крутицкий Николай нас успокоил и заверил, что вопрос о
          нашем легальном освобождении от зависимости Патриарха Константинопольского
          или уже улажен или наверняка будет улажен между двумя Патриархами, как тому
          и быть надлежит, ибо вопрос этот превышает нашу компетенцию, как Экзархата",

      — писал 1 ноября 1946г. митрополит Владимир (Богоявленский) Патриарху Московскому
      и всея Руси Алексию I.
      Последующие события показали, что это заверение митрополита. Николая было
      лишь предположением.
      Воссоединение с Московской Патриархией было осуществлено митрополитом Евлогием
      без консультаций с Епархиальным советом.
      После издания 14 июня 1946г. Закона о предоставлении советского гражданства
      желающим того русским эмигрантам митрополит Евлогий благословил служить
      благодарственные молебны во всех храмах епархии.
      Это распоряжение митрополита Евлогия было воспринято основной частью его
      прихожан, не приемлющих большевизма, резко отрицательно.
      В большинстве приходов таких молебнов не служили.
      Во 2-й половине июля 1946г. Епархиальный совет обратился к митрополиту Евлогию
      с особым меморандумом о том, что
         "Внесение политики во внутрицерковную жизнь грозит епархии расколом".
      1 октября 1945???г. митрополит Евлогий обратился к Константинопольскому
      Патриарху Вениамину с сообщением:
         "Наше воссоединение с административным организмом Московской Патриархии и
          каноническое подчинение ему отныне предрешено.
          Но формы нашего подчинения, управления и дальнейших при этом взаимоотношений
          со Вселенским Престолом еще не выяснены...
          Всем этим указуется срок окончания действия статута нашего Экзархата
          во всей ее настоящей полноте особыми актами Вселенского Престола и
          Московского Патриарха".

      4 ноября 1946г. Патриарх Московский Алексий I сообщил Константинопольскому
      Патриарху, что с его устного благословения, переданного из Константинополя
      митрополиту Евлогию было "осуществлено присоединение к нашей Матери-Церкви
      Экзархата Западной Европы", и просил на это благословения Константинопольской
      Патриархии.
      Документально упоминание о таком устном благословении не подтверждается.
      Митрополит Евлогий так и не получил отпускной грамоты от Константинопольского
      Патриарха.
      14 февраля 1946г. Патриарх Вениамин благословил митрополита Евлогия возносить
      свое имя за богослужениями до окончательного решения вопроса о
      Западноевропейском Экзархате, хотя одновременное упоминание имен двух
      Патриархов, Константинопольского, а затем Московского, создавало неясность в
      вопросе о канонической принадлежности Экзархата
    Места проживания
      Франция, Париж 
      Год начала 1923 
      Год окончания 1946 
      День окончания 8 
      Месяц окончания 8 
      Прожив долгую и богатую историческими событиями жизнь, митрополит Евлогий
      писал в книге своих воспоминаний "Путь моей жизни":
      "Вся моя жизнь с молодых лет и по сей день обусловлена
      любовью к Святой Церкви. Органическая, глубокая любовь, унаследованная
      от родителей, впитанная, так сказать, с молоком матери. Церковь
      отпечатлелась в душе моей как ценность единственная, вечная,
      самодовлеющая, превыше всяких других ценностей жизни..." Подводя итог
      своей жизни, он говорил: "Я допрашивал свою совесть и должен искренне
      сказать, что в разные периоды исторической жизни я действовал и
      боролся на разных позициях и в разных направлениях, за единый
      нерушимый идеал — за Церковь. Церковь — центральная идея моей жизни.
      Слава, величие, достоинство Церкви, любовь к ней — вот та нить,
      которая связывает воедино всю мою биографию и обуславливает все мои
      "позиции", все изгибы и повороты на моем пути".
      Благодаря своей терпимости, уважению к чужим суждениям, такту
      в сочетании с другими положительными человеческими качествами он снискал
      к себе уважение и любовь паствы