[back][up level][next][last]
    Образование
      Москва, Заиконоспасское духовное училище 
      Год поступления 1895 
      Год окончания 1899 
      Московская Духовная Семинария 
      Год поступления 1899 
      Год окончания 1905 
      Московская Духовная Академия 
      Год поступления 1905 
      Год окончания 1909 
      кандидат богословия 
      Среди студентов МДА, куда в ту пору проникал дух бунтарства, юноши, избравшие
      монашеский путь, не пользовались расположением товарищей и профессоров,
      но Лавра с ее уставом и тайными миру подвижниками приблизила Николая и двух
      его друзей к монашеству. Соединившись духом, они приступили к раке преп.Сергия
      и дали обет принять монашество.
      В учебе, за помощью он обращался к преп.Сергию и св.Николаю, умоляя их
      о ниспослании дара проповедания и сполна получил этот дар. Сочинения его
      печатались в академических журналах, отзывы профессоров были самыми высокими.
      Его проповеди пользовались успехом.
      Окончил Академию со степенью кандидата-магистранта
    Рукоположение
      монах 
      Серафим 
      1908 
      День 26 
      Месяц 9 
      Место Московская губ., г.Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра 
      Пять дней и пять ночей провели новопостриженные в Успенской церкви
      Гефсиманского скита. Клобук не полагалось снимать до семи дней, — он жал
      и резал уши своими краями как терновый венец. "Пережил здесь я, — вспоминал
      Владыка, — и рай и ад. Неожиданно вдруг в душе поднялся ужас, страх, ропот,
      отчаяние. Что я сделал? Зачем стал монахом? Заживо себя похоронил...
      Готов был об стену биться и... вдруг-грохот: все зашаталось.
      Иконостас с грохотом провалился вниз, и адский хохот сатанинский
      раздался под церковными сводами. То было дьявольское наваждение..., адское
      омрачение, но Христос пришел и рассеял его Своею Благодатью. Свет, мир, тишина,
      теплота, радость исполнили сердце. И все утихло. Боже, слава Тебе!.."

      Будучи еще студентом и побывав в Чудовом монастыре, Николай посетил отца
      Герасима, почитавшегося за прозорливого, к которому потом часто хаживал, как к
      теплому молитвеннику и любвеобильному утешителю. Однажды о.Герасим взял его к
      своим духовным детям. "Я привез вам чудовского архимандрита... Это наш будущий
      архимандрит" — так отрекомендовал о.Герасим Николая. Пророческие слова сбылись
      в точности; тогда же казались дивными.
      Инок Серафим оставался в монашестве без священного сана меньше месяцаиеродиакон 
      1908 
      День 4 
      Месяц 11 
      Место Московская губ., Троице-Сергиева Лавра, академический храм 
      Кто рукоположил епископ Евдоким (Мещерский), ректор МДА 
      В диаконском сане был от осеннего праздника Казанской Божией Матери до летнегоиеромонах 
      1909 
      День 21 
      Месяц 7 
    Служение
      Московская губ., г.Сергиев Посад, Вифанская Духовная Семинария 
      иеромонах 
      Должность преподаватель церковной истории 
      Год начала 1909 
      Год окончания 1911 
      Назначение было получено вскоре после окончания академического курса. Здесь он
      ранним утром шел совершать Божественную Литургию в Вифанский храм, затем — в семинарию.
      Воспитанники видели его светлым, тихим, благодатным, вспоминая потом, уже будучи
      священниками, какое глубокое впечатление он на них производил. "Я молился за каждого
      своего ученика,- говорил владыка. — Вынимал за каждого частицу на проскомидии и это,
      видимо, чувствовали они своими душами."

      Подвиги его духовные были здесь очень сильны, т.к. враг не раз покушался устрашить
      Христова воина. Живя в Вифании иеромонах уединялся от всех и всего. Два года
      пробыл здесь, укрепляя себя молитвой и уединением, пощением и смирением.
      Москва, Московская Духовная Семинария 
      иеромонах 
      Должность преподаватель гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей 
      Год начала 1912 
      День начала 21 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1914 
      Господь послал ему здесь еще более сильные искушения. Требования здесь были
      выше, пристрастие к житейскому — крепче. Приходилось все время находиться
      на людях, в миру с его суетой, шумом и нищетой.
      Дивные проповеди о.Серафима, благоговейное служение, постничество и подвижническая
      жизнь стали привлекать молодежь. Но на место ректора пришел человек вольных
      взглядов, которому все было не по душе в о.Серафиме, особенно привязанность
      молодежи. Утешением и прибежищем его стал Чудов монастырь