Образование
Гжатская церковно-учительская семинария
Держал экзамен и поступил в церковно-учительскую семинариюдуховное училище
Год окончания 1904
В 1904г. окончил духовное уездное училище и в последующем по результатам экзаменов
был зачислен в Казанскую Духовную академию на миссионерские курсымиссионерские Богословские курсы при Казанской Духовной Академии
Год окончания 1907
Окончил Богословские курсы в 1907г.
27 июня 1907г. венчался с Параскевой Андрониковой из православной
крестьянской семьи в Сретенской церкви г.Вязьмы. Впоследствии у них родилось
9 детей. Был рукоположен в сан иерея
Рукоположение
священник
1907
День 7
Месяц 10
Место Смоленская епархия
Кто рукоположил епископ Смоленский и Дорогобужский Петр (Другов)
Определен на священническое место к церкви Пресвятой Богородицы села Пушкино
Дорогобужского уезда Смоленской губернии
Служение
Смоленская губ., Дорогобужский у., с.Пушкино, храм Пресвятой Богородицы
священник
Год начала 1907
День начала 7
Месяц начала 10
Год окончания 1909
Месяц окончания 12
Благодаря доброму нраву, уважительному отношению к верующим, а также пунктуальностью,
принципиальностью в исполнении дела служения Богу и ближнему, о.Дмитрий Федотов
заслужил уважение не только своих прихожан и жителей окрестных деревень, но и жителей
уездного города Дорогобужа. Будучи человеком открытым, общительным,
инициативным, кроме своей служебной деятельности, он заявил о себе еще и особой
формой просветительства, направленной на борьбу за здоровый образ жизни паствы,
против пьянства, издавна охватившего крестьянские семьи.
В декабре 1909г. епископом Смоленским и Дорогобужским преосвященнейшим Феодосием
(Феодосиевым) был назначен на священническое место к Никольской церкви села
Яковлевичи
Смоленская губ., Ельнинский у., с.Яковлевичи, Никольская церковь
священник
Год начала 1909
Месяц начала 12
На новом месте о.Димитрий быстро познакомился с прихожанами, узнал их быт, кто
и как живет, чем занимается, каков семейный промысел, не привержены ли хозяева
к вину, кто одинок, кто хвор или немощен. Поговорив с каждым, приглашал на богослужения,
убеждал подготовится и придти в церковь исповедаться и причаститься св.Таин.
На протяжении всего своего пастырского служения он следовал следующему правилу:
"Полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя
полюбили, а потом говори им о Христе". Крестьяне приняли нового священника.
К этому времени набирала силу революционная пропаганда, подрывавшая основы государства.
Агитаторы из Петербурга и других крупных городов призывали крестьян к неповиновению,
к бунтам. Крестьяне стали отказываться платить налоги, участвовали в противоправительственных
митингах, организуемых приезжими активистами, эсерами и большевиками. Видя то, как
социальные и политические изменения начинают раздирать чувства и умонастроения
жителей волости, о.Димитрий в своих проповедях вне храма стремился вести
разъяснительную работу с тем, чтобы избежать смуты и вражды среди прихожан,
призывая их к благоразумию, взвешенному отношению к призывам людей, далеких от
земли, не знающих быта, устоев и традиций русских сел и деревень.
Как и на предыдущем месте своего иерейского служения, в с.Пушкино, о.Димитрий
был активным борцом за трезвый образ жизни прихожан. Он поддерживал стремление
правящего архиерея Смоленской епархии организовать Смоленское Общество борьбы
с алкоголизмом. Вел самостоятельно большую просветительскую работу, организовывал
диспуты и проводил беседы не только с прихожанами своего храма, но выступал
и на волостных и уездных собраниях. Это положительным образом сказывалось на нравственном
состоянии Яковлевичского прихода. Ровно десять лет после революции о.Димитрий
окормлял свою паству и жителей других сел и деревень, по разным обстоятельствам
не имевших своего сельского священника. В своих проповедях он пояснял, что христианская
жизнь заключается в ежедневной молитве, регулярном посещением богослужений с частой
исповедью и причащением. Он призывал во всем следовать Христовым заповедям и даже
самым трудным из них, таким, как любить тех, кто ополчается против тебя, любить
врагов своих.
Получив в свое время благословение епископа Феодосия, отец Дмитрий молился над
одержимыми людьми. Представители безбожной власти обвинили священника в контрреволюционном
воздействии на прихожан.
Несмотря на запреты, угрозы и предупреждения священник Димитрий Федотов совершал
таинства и проводил все обряды, согласно канонам Православной Церкви. Совершал
молебны на полях, призывал крестьян не забывать Бога и Царя, не верить антихристу.
О.Дмитрий отзывался на любое личное обращение, просьбу о помощи. В любую погоду
шел туда, где ждали от него поддержки и помощи. Он исповедовал пришедших паломников,
когда бы они не пришли, даже ночью, в домашней церкви, устроенной в одной из комнат.
Это не укрылось от соответствующих органов новой власти. Дмитрий Афанасьевич дважды,
в 1925 и в июне 1926 года, состоял под следствием. Сначала в связи с изъятием
переписки со священнослужителями, а затем из-за проведения молебнов и крестных
ходов. И в 1925 и в 1926 годах дела завершались административными взысканиями.
Но 20 июня 1927г. уполномоченный Смолгуботдела ОГПУ по Ельнинскому уезду, Норко,
руководствуясь ст.145 УПК постановил произвести обыск "в квартире и других помещениях",
принадлежащих гр.Федотову. 22 июня о.Дмитрий был арестован
Аресты
Смоленская губ., Ельнинский у., с.Яковлевичи
Год ареста 1927
День ареста 22
Месяц ареста 6
Дело, возбужденное по ст.5810 ч.2 по невыясненным причинам было закрыто 07.07.1927г.,
изъятое при обыске было возвращено, но на свободу о.Дмитрий отпущен не был. Спустя
два месяца после ареста, 1 сентября 1927г. дело в отношении священника было вновь
возбуждено, и оба дела, июньское и вновь открытое, были объединены в одно
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
23/09/1927
Обвинение "антисоветская агитация, распространение к/р воззваний Патриарха Тихона, подрыв доверия у населения к советской власти и ВКП/б"
Статья ст.5810 УК РСФСР
Приговор=3 года высылки в Зырянский край (Коми)
Проходил по делу N 13167-С.
О.Димитрию, как сказано в обвинительном заключении, "непримиримому противнику
советской власти", инкриминировали распространение контрреволюционных воззваний
Патриарха Тихона, игнорирование советских гражданских законов и противодействие
их выполнению населением, а также отказы крестьян под влиянием проповедей участвовать
в кампаниях ударного характера, проводимых советской властью и партией.
Кроме того, ему инкриминировали подрыв дела Народного образования, а также дела
пионерской и комсомольской организации. И, наконец, его обвинили в подрыве доверия
у населения к советской власти и ВКПб, свидетельствуя о том, что Коммунистическая
партия ведет все крестьянство к гибели. Также ему ставилось в вину выполнение
религиозных обрядов и проведение служб
Места заключения
Смоленская о., г.Ельня, Домзак
Год начала 1927
День начала 22
Месяц начала 6
Год окончания 1927
Проститься матушке Прасковье с мужем не позволили. Имея на руках пятерых несовершеннолетних
детей, матушка обрабатывала имевшуюся у них землю до 1929г., которую в тот год
реквизировали, за хлеб помогала по хозяйству приютившей ее семье. В справке,
выданной 2 августа 1930г. Новояковлевическим крестьянским Глинковским
РИКом Смоленского округа Западной области гражданке Федотовой, жительнице села
Яковлевичи, для предоставления в Смоленский окружной Избирком, было указано, что
"вышеуказанная гражданка совершенно не имеет средств к существованию", и она
"действительно не имеет связи со своим мужем". Жили тем, что двое старших детей,
Михаил 15 лет, и Петр 13 лет, работали по найму в деревнеКоми АССР (Зырянский край)
Год начала 1927
Год окончания 1930
По окончании срока дело о.Дмитрия Федотова было пересмотрено. согласно Протоколу
Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 8 сентября 1930г. о.Дмитрий был лишен
права проживания в 9 областях с прикреплением его к определенному месту жительства.
Место проживания Д.А.Федотов избрал г.СыктывкарКоми АССР, г.Сыктывкар
Год начала 1930
День начала 8
Месяц начала 9
Полностью отбыв ссылку, о.Дмитрий вернулся домой.
По пути заехал в Смоленск, где встретился со своими давними знакомыми, священниками
Николаем Конокотиным, Иоанном Зверевым, и был представлен архиепископу Серафиму
(Остроумову), который определил о.Дмитрия на служение в церковь Рождества Пресвятой
Богородицы села Рождество, что в 14 км. от села Яковлевичи