Михайлов Филипп Петрович
Неточная дата рождения 1883(1881?)г.
Место рождения Томская губ., Мариинский у. (Кемеровская о., Ижморский р.), с.Красный Яр (Красноярское)
иерей
Родился в 1883(1881?)г. в семье казака
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1907г.]
[до 1919г.]
Образование
Красноярская учительская семинария
Год окончания 1899
В 1889г. окончил три класса Красноярской учительской семинарии
Места проживания
Томская губ.
Год начала 1901
Год окончания 1907
В 19011907гг. учительствовал в различных школах
Образование
Московские пастырские курсы
В 1911г. окончил Московские пастырские курсы
Рукоположение
иерей
1912
День 26
Месяц 2
Служение
Томская губ., Томский у., с.Ново-Алексеевское
иерей
Год начала 1912
День начала 26
Месяц начала 1
Год окончания 1912
День окончания 4
Месяц окончания 8
Томская губ., Барнаульский у., с.Боровлянское
иерей
Год начала 1912
День начала 4
Месяц начала 8
Год окончания 1914
День окончания 16
Месяц окончания 9
Томская губ., Мариинский у. (Кемеровская о., Ижморский р.), с.Красный Яр (Красноярское), Успенская церковь
иерей
Должность настоятель
Год начала 1914
День начала 16
Месяц начала 9
Год окончания 1919
День окончания 25
Месяц окончания 5
О.Филипп был женат, в семье было трое детей
Награды
серебряная медаль в честь 10-летия учительской деятельности
крест и бронзовая медаль в честь 300-летия Дома Романовых
Кончина
1919
День 25
Месяц 5
убит большевиками
Место Томская губ., Мариинский у. (Кемеровская о., Ижморский р.), с.Красный Яр (Красноярское)
Убит объединенными отрядами большевиков (бандой "красных-партизан") под руководством
В.П.Шевелева и П.К.Голикова вместе с псаломщиком Василием Скворцовым
12/25 мая 1919г.
Вот что сообщали об этом Томские Епархиальные Ведомости (N 12 за 1919г.):
"В ночь на 12 мая в с. Красноярское, Мариинского уезда, нагрянула банда
красных и сразу вступила в перестрелку с милицией. Милиционеры, расстреляв
патроны, удалились. Утром 12-го двое из красных (по уверению красных
Лутков и Голиков) явились в дом священника о.Филиппа Михайлова и потребовали
с него контрибуцию в 5000 р. Таких денег у о.Филиппа не оказалось, и он
выдал им имевшиеся налицо 3000 руб. Бандиты поблагодарили, но заявили,
что этих денег мало и посоветовали о.Филиппу выпросить денег взаймы
у крестьян.
Батюшка пошел искать по селу деньги, а бандиты сняли вооружение, верхнюю
одежду и расположились отдохнуть, при чем вступили в беседу с хозяйкой.
"Знаете-ли, мы караем только провокаторов и доносчиков. Будьте корректны,
и мы Вас не тронем".
Батюшка принес 2000руб., отдал их бандитам и бандиты удалились, пообещав полную
безопасность всему семейству о.Филиппа.
К вечеру 13 мая, из дома священника стали наблюдать, что крестьяне начали
складывать имущество и увозить за село. На вопрос о причине этого,
крестьяне объявили, что ожидается карательный отряд и они опасаются, что
их село будет выжжено за сочувствие красным.
Посоветовавшись, священник и псаломщик решили, что они, как люди нейтральные,
не имеют чего опасаться с той и другой стороны, потому могут остаться
ночевать дома. Впрочем и бежать было некуда.
Крестьяне выезжали на заимки, а у причта, конечно, никаких заимок не было.
Во всяком случае ночь провели в тревоге.
О.Филипп ночью долго молился и читал акафист Божией Матери.
Утром жена священника в окно увидала двух зверообразных красногвардейцев,
которые верхом на конях подъезжали к их дому, и вышла к ним навстречу.
На улице они увидели, что сюда же местный большевик хулиган Галкин
привел псаломщика Василия Венедиктовича Скворцова.
Из разговора красногвардейцев выяснилось, что страшная беда по неизвестной
причине грозила и Скворцову, и священнику.
Матушка хотела предупредить мужа, но не успела. Хулиганы вошли в дом и
потребовали, чтобы священник шел за ними. Жена священника, дети и его
престарелая мать стали упрашивать негодяев отпустить батюшку, предлагали
им взять все, что есть в доме. Матушка хватала негодяев за руки, просила:
"Если есть против нас какое обвинение, то гоните меня по селу плетьми,
только оставьте батюшку".
Злодеи были неумолимы и чуть не убили прикладом бедную женщину.
Подчинившись своей участи, о.Филипп, благословив жену и детей, простился
с тещей и матерью и отправился на свою голгофу. За ним побежала жена
с воплем и просьбами.
Посредине села, упомянутый выше Галкин, загородив дорогу жене священника,
заявил, что он убьет ее, если она сделает еще шаг вперед.
Матушка возвратилась немного назад с намерением бежать за мужем другой
дорогой. Здесь она встретила дочь псаломщика Скворцова, которая ехала
за своим отцом и поехала на телеге вместе с ними. Дорогой повстречался
им красногвардеец, который шепнул что-то кучеру, везшему обеих женщин,
и кучер отказался везти их дальше. Здесь матушку догнали ея дети и
стали ее уговаривать возвратиться домой. Пришлось подчиниться участи.
Между тем с обреченными на смерть, как передают очевидцы, случилось следующее.
Священник сначала шел пешком, а потом выбился из сил и упал.
Случайно проезжал около этого места крестьянин на телеге. Священника и
псаломщика посадили на телегу и повезли дальше. Священник держал себя
мужественно и только молился. Псаломщик страшно волновался и рвал на себе
волосы. Оба они не знали, за что их хотят убивать.
Впоследствии выяснилось, что батюшку обвинил в сношении с Правительством
[Российское правительство адмирала А.В. Колчака] учитель Златогорской школы
Алексеев, у которого Лутков стоял со своим штабом.... Алексеев потом был
расстрелян по суду. На псаломщика донесла солдатка, что он состоял
секретарем попечительства о мобилизованных, обделив ее когда то пособием.
Подъезжали к месту казни. Бедный Василий Венедиктович в безумном ужасе
сделал попытку бежать. Красноармейцы ударили его прикладами, а батюшка
взял за руку и сказал:
"Василий Венедиктович, скоро конец нашим страданиям, мужайся,
ибо претерпевший до конца спасен будет".
Приехали в осинник. О.Филипп, по требованию, слез с телеги и попросил
позволения помолиться.
"Будет тебе, всю жизнь молился".
Однако-же о.Филипп успел положить четыре земных поклона, мужественно
встал перед своими убийцами, скрестивши руки ("храбрый поп!" говорили
потом бандиты), и сказал:
"Стреляйте, только разом и в одно место".
Раздалось четыре выстрела, одна рука батюшки откинулась в сторону, другая
осталась на груди и он, как сноп, повалился бездыханный на землю.
Пришла очередь несчастного Василия Венедиктовича.
В ужасе рванулся он в сторону от бандитов и был пристрелен ими в затылок.
Сделав дело, вся компания отправилась обратно в село. Здесь принялись
грабить принадлежащее священнику имущество; тащили ковры, шубы, подушки;
ломали шкафы, ящики; приглашали к грабежу также и местных обывателей,
и многие из них этим делом занялись с удовольствием, а некоторые,
под видом грабежа, старались спасти для несчастного семейства хоть
что-нибудь.
Матушка с детьми в это время укрывалась у одной бедной вдовы.
Скоро до нее дошел слух, что ее решили поднять на штыки. Пришлось укрыться
в другом доме к одному крестьянину, который и укрыл их под полом.
Здесь они прожили еще дня три-четыре. Далее крестьянин отказал им в приюте,
и они ночью, ползком крадучись, пробрались снова к ранее приютившей их вдове.
Новое их местопребывание стало известно красной банде и к ним был послан
один красноармеец, имевший, повидимому, приказание покончить с ними.
Посланный был знаком с семейством священника, и выполнить приказание ему
было неловко. Он страшно волновался, поминутно просил воды и спрашивал:
"Покажите мне Женю [маленький сын священника]. Где Женя? Жаль мне Женю".
В руках у него был наган, которым он нервно вертел во все стороны.
Наконец, быстро вскочив на ноги, он направился к двери и на ходу сказал:
"Судьба ваша до завтра".
Завтра же пришел правительственный отряд, и измученное семейство было
спасено, пробыв под страхом смерти 9 суток. Банда же, конечно, бежала.
Шестидесятилетняя мать о.Филиппа, как оказалось, следовала за сыном
до места казни, здесь была узнана, избита прикладами до полусмерти и
брошена с моста в болото. Здесь ее нашли крестьяне и еле живую привезли
в соседнюю деревню.
После смерти священника Михайлова осталось трое сирот, жена, мать и теща.
После смерти псаломщика Скворцова 8 человек сирот".
По сведениям старожилов, казненные были очень уважаемыми людьми в селе и
похоронены местными жителями в с.Красный Яр, с восточной стороны у церкви
Успения Пресвятой Богородицы. Эта церковь была снесена в 1970-х гг.
Вместе с церковью были снесены и могилы священника и псаломщика, а также
местного купца Пушилина И.Ф., выделившего деньги на постройку церкви.
На месте церкви был воздвигнут мемориал воинам-односельчанам, погибшим на фронтах
Великой Отечественной войны.
О храме напоминает только сохранившаяся кедровая роща, посаженная жителями
села вокруг новопостроенной церкви, и поклонный крест, установленный в 2000г.
Публикации