Зайцев Никифор Петрович
Год рождения 1884
День рождения 23
Месяц рождения 3
Место рождения Московская губ., Рузский у., д.Пупки
певчий церковного хора, член церковного совета
Родился 23 марта 1884г. в семье крестьян Петра Константиновича и Марфы Созонтовны
Зайцевых.
Окончил сельскую школу, с детства тянулся к просвещению. Был начитан и трудолюбив.
Имел крепкое крестьянское хозяйство.
Во время Первой Мировой войны был призван в армию, служил в обозе
Фотографии
Зайцев Никифор Петрович с супругой Марией Игнатьевной и дочерью Анастасией
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
Служение
Московская губ., Рузский у. (Московская о., Рузский р.), с.Ивойлово, церковь Воскресения Словущего
Должность певчий церковного хора, член церковной двадцатки
Год окончания 1937
День окончания 23
Месяц окончания 9
Вернувшись домой с войны, он снова занялся крестьянским хозяйством.
Верующий человек и постоянный прихожанин храма Воскресения Словущего соседнего
села Ивойлово, он состоял членом церковного совета и членом церковной двадцатки,
пел на клиросе, был неизменным участником крестных ходов и молебнов, призывал
и односельчан молиться Богу и ходить в церковь, не обращая внимания на гонения.
Знавшие Никифора Петровича свидетельствовали о нем, что он был человеком
глубоко церковным и безупречной нравственности, противником пьянства и
безотказным помощником.
Во время массовой коллективизации он, хотя и не был согласен с тем, как она
проводилась, все же вступил в колхоз.
Он привык в своем хозяйстве к размеренной работе, рассчитанной на длинный
крестьянский день, и был не согласен с требованиями "чрезвычайщины".
По воспоминаниям, бывало, председатель колхоза начнет подгонять,
но Никифор Петрович, как человек многоопытный, степенно на это ответит:
"Ты сейчас только поработал, а мне целый день работать, и я так не смогу".
В колхозе он никогда не начинал работать, не помолившись, что, естественно,
не нравилось партийному начальству
Места проживания
Московская о., Рузский р., д.Пупки
Год окончания 1937
День окончания 23
Месяц окончания 9
Аресты
Московская о., Рузский р., д.Пупки
Год ареста 1937
День ареста 23
Месяц ареста 9
23 сентября 1937г. Никифор Петрович был арестован и заключен в тюрьму в
Волоколамске
Осуждения
тройка при УНКВД Московской обл.
11/11/1937
Обвинение "ярый церковник, контрреволюционная и антисоветская агитация, выступал против колхозов, контрреволюционная клевета"
Приговор=8 лет ИТЛ
Из показаний "свидетелей":
"Зайцев, заговаривая о расстреле Тухачевского и других, говорил, что
зря расстреливают:
"Смотрите, какое время брат брата расстреливает"".
"Летом 1937г. на собрании... в колхозе, Зайцев поднялся и крикнул:
"Грабят наяву, все забирают, а еще доказывают..."
хлопнул дверью и ушел".
"Зайцев против подписки на займы...".
"Зайцев ярый религиозник, все время хлопочет о ремонте церкви, у себя дома
в дни религиозных празднеств устраивает молебны и песнопения...
во время религиозного праздника Пасхи уговаривал колхозников устроить
шествие с иконами говоря им, что якобы "новая конституция разрешает
делать это".
В этом году при обсуждении вопроса об антирелигиозной пропаганде Зайцев
заявил:
"Святое Писание это истинная правда, а все остальное антихристово
вранье".
Зайцев поет на клиросе в церкви".
"В своем доме Зайцев устроил целый иконостас и каждый вечер устраивает
песнопение перед иконами, причем поет настолько громко, что его слышит
вся улица.
На колхозной работе Зайцев показал себя лодырем, редко выходит на работу,
а когда выходит, так больше молитвы поет".
"Зайцев является ярым церковником и первым ходатаем по церковным делам...
Колхозникам говорит, что "нужно верить только Евангелию", а все, мол,
остальное, в том числе и колхозы, это "антихристовы дела".
На госзаймы Зайцев никогда не подписывается, заявляя, что он "против помощи
антихристу".
Государственные поставки называет грабиловкой".
Из протокола допроса:
" Следствие располагает данными, что вы имеете тесную связь со служителем
религиозного культа... который часто посещает ваш дом; при встречах с
ним ведете разговоры на политические темы...
Да, действительно, священник посещает мой дом приходит в религиозные
праздники с молебном, после молебна я устраивал для него чай...
Вел я со священником разговоры, как обстоит дело у нас с уборкой урожая.
Разговоров на политические темы я с ним никогда не вел.
... Вы среди односельчан занимаетесь контрреволюционной и антисоветской
агитацией...
Контрреволюционной и антисоветской агитацией я никогда не занимался.
... Вы в июне 1937г. при проработке постановления правительства
"О льготах колхозникам по зернопоставкам" выступили среди колхозников
с гнусной контрреволюционной клеветой на партию и правительство и
утверждали, что это постановление является обманом колхозников...
Таких слов я не говорил... Сейчас в Советском Союзе... клевещут
из-за пустяков на людей. По моим убеждениям, такое зло развелось потому,
что не стало христианской веры, молодежь не воспитывается в духе
христианского учения о морали.
... Вы в своих разговорах с колхозниками поддерживали известных
контрреволюционеров...
Мои личные убеждения по этому вопросу таковы: эти люди были умными людьми,
но они сделали дурно, что вместо пропаганды своих идей пошли на измену.
Если бы они не изменили, а пропагандировали свои идеи, я приветствовал бы их.
Я не согласен также с тем, что их расстреляли, и считаю это жестокой карой.
... Вы выступаете против колхозов и называете их антихристовым предприятием.
Колхозы вещь хорошая, но народ не подготовлен к общественной работе,
и потому в колхозах нет согласованности в работе. Я еще в период
коллективизации предлагал не торопиться..., а сперва создать показательные
колхозы, чтобы люди убедились в их преимуществах, и потом уже строить
колхозы в массовом порядке.
Следствие располагает данными, что Вы выступаете против государственных
поставок, называя их грабиловкой...
Нет, я против государственных поставок не выступал.
... Вы выступаете против государственных займов...
Нет, против государственных займов я не выступал.
...Вы ходатайствовали о разрешении священнику хождения с иконами по домам
граждан в дни религиозного праздника Пасхи и подговаривали на это колхозников.
Мне священник объяснил, что сейчас в конституции сказано, что мы имеем
право устраивать шествие с иконами без всяких разрешений местной власти...
Священник ходил по деревне с Евангелием и крестом. Он мне показал книгу и
говорит:
"Вот я на всякий случай в кармане ношу Конституцию, чтобы при придирках
сельсовета показать им ту графу, в которой разрешается совершать эти обряды".
Кто еще кроме Вас придерживается ваших взглядов в вашем селе?
Моих взглядов придерживается моя жена Мария Игнатьевна. У меня дома часто
бывает священник, и мы с ним ведем разговоры на религиозные темы.
Я сам состоял членом церковного совета и пел на клиросе.
На какие темы Вы вели разговоры со священником?
Мы разговоры вели только на религиозные темы".
На этом следствие было закончено, и Никифора Петровича перевели в Таганскую
тюрьму в Москве.
11 ноября 1937г. тройка НКВД приговорила его к 8 годам заключения в ИТЛ
Места заключения
Московская о., г.Волоколамск, тюрьма
Год начала 1937
День начала 23
Месяц начала 9
Год окончания 1937
Москва, Таганская тюрьма
Год начала 1937
Год окончания 1937
Белбалтлаг, ст.Медвежьегорск
Год начала 1937
Год окончания 1941
Месяц окончания 7
Никифор Петрович был отправлен на Беломорско-Балтийский канал на ст.Медвежьегорск.
После того как работы здесь стали сворачиваться, Никифор Петрович был отправлен
в КаргопольлагАрхангельская о., Каргопольлаг
Год начала 1941
День начала 28
Месяц начала 7
Год окончания 1942
День окончания 21
Месяц окончания 5
В Каргопольлаг он прибыл 28 июля 1941г.
В лагере плел рыболовные сети
Кончина
1942
День 21
Месяц 5
умер в заключении
Место Архангельская о., Каргопольлаг
Скончался в Каргопольлаге и погребен в безвестной могиле
Канонизация
Мученик Никифор Зайцев
Дата 26/12/2006
Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 1316 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 26 декабря 2006г.
Кто представил Московская епархия
Дни памяти
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
Публикации
Документы
Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006г.