Служение
Одесская губ., с.Кардашовка
иерей
Год начала 1887
8 лет он служил в селе Кардашовка, население которого состояло преимущественно
из штундистов. Беседы пастыря с сектантами и молитвы о них принесли плоды:
200 штундистов вместе со своим руководителем присоединились к Православной Церкви.
Одесса, Успенская церковь (ныне кафедральный собор)
иерей
Год начала 1897
Год окончания 1901
В 1897г. о.Иона получил место в клире Успенского собора. Прихожане ловили каждое слово
о.Ионы. Он вдохновлял всех своим служением и проповедью. Верующие чувствовали
в нем великого молитвенника.
Дом о.Ионы был открыт для всех скорбящих и обездоленных, и никто не уходил
от него неутешенным. Всех своих духовных чад праведник знал по имени,
всех умело направлял, а особенно покровительствовал сиротам, многих кормил,
одевал. Был со всеми ласков, внимателен.
Дома он молился непрестанно. Особенно была сильна его молитва в полночь.
Во время бури о.Иона всегда был в храме и молился за находящихся в море.
Ночью совершал полунощницы, читал акафисты. Тот, кто бывал на этих ночных
молитвах, никогда не мог забыть эти трогательные богослужения
Одесса, Свято-Никольский портовый храм
протоиерей
Должность настоятель
Год начала 1901
Год окончания 1923
В 1901г. о.Иона был назначен настоятелем Одесского Никольского портового храма
в сане протоиерея.
Примерно в это время у него проявился дар экзорцизма: он исцелял бесноватых, которых
приводили все чаще и чаще. Впоследствии в многочисленных невзгодах и бедах,
которые постигли родных детей святого, он усматривал месть сатаны именно за эти
исцеления.
О.Иона прекрасно пел и сам сочинял трогательные напевы на многие духовные
песнопения. Им были написаны ноты к службе Успению Божией Матери.
Но особенно неизгладимые впечатления оставляли у прихожан его очень благолепные
и необыкновенно благодатные богослужения.
Великий пост батюшка проводил очень строго: не вкушал ничего, часто причащался,
никуда не отлучался из церкви, даже домой. Изредка только выходил в находившуюся
рядом с алтарем комнату, куда никто не имел доступа, кроме него. В ней помещался
огромный, во всю стену, образ преп. Серафима Саровского, которого о.Иона очень
чтил.
Один афонский инок говорил об о.Ионе:
"Сердце мое наполнялось при его присутствии неизреченным миром и неизъяснимой
радостью".
Очевидец писал:
"Отец Иона погружает крест в воду и из креста льет воду в рот и на голову
бесноватой. И чудное дело! бесноватая успокоилась, присмирела и встала
в сторону. Я заметил, что крест у о.Ионы из кипарисового дерева, обложен
по сторонам каким-то вызолоченным металлом, в подножие вставлена частица
Животворящего Креста Господня...".
О.Иона широко занимался благотворительностью, в частности, организовал бесплатную
столовую для портовых рабочих, а также проводил с ними миссионерскую работу.
Вел строгий аскетический образ жизни и был великим молитвенником.
Сам св.прав.Иоанн Кронштадтский говорил прибывшему к нему из Одессы человеку:
"Зачем Вам было ездить так далеко, когда у Вас в Одессе есть свой молитвенник,
отец Иона?"
Святой праведный Иоанн прислал о.Ионе в подарок чудное белое
облачение с отделкой василькового цвета. О.Иона очень любил это одеяние.
В начале японской войны 1905г. одесскому праведнику было следующее видение:
он увидел Крест, на Кресте Распятый Христос, а под Крестом сидел японский
микадо.
Во время бунта на броненосце "Потемкин" погиб матрос Вакуленчук.
Градоначальник Одессы запретил его похороны. Тогда матросы броненосца
направили жерла пушек на город и послали делегацию к отцу Ионе.
Праведник, несмотря на болезнь, отправился к городскому главе и
уговорил его разрешить похоронить матроса. Затем совершил отпевание.
Однако земле мятежного матроса предали за оградой кладбища.
Старец Иона окормлял Свято-Михайловский женский монастырь, в котором
у него было много духовных чад.
Он окормлял также и Благовещенский женский монастырь, располагавшийся
в 25 верстах от Одессы. Старец любил этот монастырь и называл его
"мое Благовещенское чадо". В последние годы жизни, предвидя будущие скорби,
о.Иона в храме Благовещенского монастыря сказал:
"Я вижу 200 венцов мученических над сестрами".
Во время гонений 200 монахинь Благовещенского монастыря были замучены большевиками.
В январе 1920г. в ответ на предложение эвакуироваться за границу вместе с
остатками Белой армии о.Иона сказал:
"Да разве я могу в такое страшное для всех время оставить свой пост, свою паству?
Это было бы непростительным грехом".
В 1921г. во время кампании по "изъятию церковных ценностей" Свято-Никольский храм
лишился многого из своего имущества.
В момент максимального разгула обновленчества в Одессе только Свято-Никольский храм,
где служил о.Иона, не перешел в их руки. О.Иона и многие другие одесские
священнослужители стойко хранили верность Патриарху Тихону.
За это на о.Иону обрушились клевета и преследования, но он во всех перипетиях
сохранял спокойствие и мягкость в отношениях с противниками, что побудило многих
обновленцев вернуться в лоно Церкви