Служение
Тверская губ., с.Владычня, Покровский храм
архимандрит
Год начала 1927
Год окончания 1930
В 1925г. о.Сергий и матушка Елизавета переехали в с.Владычня, откуда была
родом матушка. Они поселились в бревенчатом одноэтажном доме, в котором
когда-то жил отец матушки протоиерей Владимир Исполатовский.
Первое время о.Сергий не служил, но часто ходил молиться в Покровский храм,
в котором стал служить с 1927г.
Сразу же по приезде, а еще более после того, как он стал служить во Владычне,
его стали посещать многие из его духовных детей.
Среди окружающих он был известен как молитвенник и человек святой жизни.
Люди стали обращаться к нему за помощью и некоторые по своей вере и молитвам
праведника получали исцеления.
Несмотря на пережитые узы и тяжелое время гонений о.Сергий продолжал подвизаться
как духовник и проповедник. Он использовал отпущенное ему время для научения в вере,
поддержки и просвещения ближних.
Духовные дети привозили ему продукты и одежду, большую часть которых он раздавал
нуждающимся
Аресты
Тверская губ., с.Владычня
Год ареста 1930
Месяц ареста 2
Из доносов (от 30 и 31 января 1930г.):
"По своему общественному, умелому подходу к народу с религиозной стороны
заслуживает особого внимания. Действует исключительно религиозным дурманом.
Опирается на темноту, выгоняет бесов из человека.
Особенно способен на проповеди, которые говорил по два часа.
В своих выступлениях с амвона призывает на единение и поддержку Церкви,
религиозных целей. Результаты таких проповедей налицо: деревня Гнездцы
категорически отказалась от вступления в колхоз. Словом, священник Сребрянский
является политически вредным элементом, который должен быть срочно изъят...
Был случай, когда одного рабочего на станции Крючково зарезало поездом.
Этим воспользовался Сребрянский, говоря, что тот не веровал в Бога и говорил,
что "пусть меня накажет Бог, если Он есть", и за это его наказало...".
Через несколько дней о.Сергий был арестован
Осуждения
тройка при ПП ОГПУ
07/04/1930
Обвинение "систематическая а/с агитация с целью срыва мероприятий Соввласти в деревне с использованием религиозных предрассудков масс"
Статья ст.5810 ч.2 УК РСФСР
Приговор=5 лет ссылки в Северный край
Дело Д.Р-25286. ЦА ФСБ РФ.
Следователи вызвали свидетелей, но даже их искаженные свидетельства показывали,
что о.Сергий был для народа подлинным старцем и подвижником, по молитвам которого
совершались исцеления многих недужных:
"Священника Сребрянского знаю постольку, поскольку со всей округи к нему
съезжаются крестьяне для получения исцеления от недугов. Эта тяга шла и
тогда, когда он не служил в церкви, и приемы шли на дому".
"Поп Сребрянский в округе слыл за святого человека, исцелителя, народ
приезжал к нему на квартиру...".
Из протокола допроса второго священника Покровского храма:
"...Народ его посещал... Однажды он рассказывал мне про чудо, совершившееся
при вскрытии мощей свт.Митрофана Воронежского:
"Один комиссар при вскрытии мощей взял икону Митрофана, каковую принес
домой и бросил на пол, сказав квартирной хозяйке:
"Вот, вашего Бога бросаю, и Он меня не наказывает".
И вдруг с ним сделалось плохо, заболел, стал просить, чтобы его
отвели к мощам Митрофана, что и выполнили, и там он выздоровел"...
Он рассказывал, что видел царя Николая во время открытия мощей прп.Серафима
Саровского...
Я читал его книжку о Русско-Японской войне, основная мысль которой была
приучить народ к Вере, Царю и Отечеству...
Он был очень хороший проповедник, но проповеди его касались исключительно
религиозных вопросов...".
Из обвинительного заключения (составлено 23 марта 1930г.):
"Обвиняемый Сребрянский... с дореволюционного времени по 1930г. имеет
непрерывную цепь активной борьбы против революционного движения...
Его книга "Дневник полкового священника... ярко рисует....обвиняемого как
монархиста и его борьбу с революционным движением в 1905г.. Основную
мысль, вложенную в книгу, можно охарактеризовать словами обвиняемого:
"крепкая вера в святые принципы вера, царь и святая родина"...
Сребрянский призывал к беспощадной борьбе с революционерами:
"Не будем не только слушаться крамольников, но, наоборот, постараемся
образумить их, обличить, привлечь к послушанию Богу и царю...".
Убийство князя Сергея Александровича революционером Каляевым вызвало бурю
негодования со стороны обвиняемого...
Революция в столице также вызвала нападки со стороны обвиняемого...
Октябрьская революция в Сребрянском не произвела сдвигов...,
В 1922г он усиленно поддерживает к/р воззвание Патриарха Тихона об укрытии
церковных ценностей, за что был присужден Коллегией ОГПУ к высылке...
Приехав в район сплошной коллективизации, Сребрянский в целях поднятия
авторитета стал выдавать себя за "святого человека", толпы женщин стекались
для излечения болезней...
Обвиняется в том, что:
Являясь сторонником монархического порядка управления, систематически
вел а/с агитацию с целью срыва мероприятий, проводимых Советской властью
в деревне, используя религиозные предрассудки масс...".
Виновным в предъявленных обвинениях о.Сергий себя не признал.
Он был приговорен к 5 годам высылки в Северный край
По данным [8]:
"Вскоре он был арестован и приговорен к смерти. Сидел в камере смертников.
...Однако с выходом в 1927г. известной "Декларации" митрополита
Сергия (Страгородского), где выражалась лояльность Церкви по отношению
к Советской власти, что спасло жизнь многим священникам, расстрел отцу
Сергию (Сребрянскому) был заменен ссылкой"
Места заключения
Архангельская о., Пинежский р.
Год начала 1930
Год окончания 1933
О.Сергия поселили в одной из деревень на р.Пинеге.
Здесь жило много сосланного духовенства. Сюда к нему приехала матушка Елизавета
и Мария Петровна Заморина (она знала о.Сергия еще в Орле, впоследствии приняла
монашество с именем Милица).
Положение ссыльных было тяжелым. Прошла коллективизация, крестьянские хозяйства
были разорены. Выжить можно было лишь, если присылались посылки, но посылки доходили
только в то время, когда по реке было пароходное сообщение, которое прекращалось
на зимний период и на время, когда сплавлялся лес.
Находился он на лесозаготовительных работах.
Работал на ледянке вел по ледяной колее лошадь, тащившую бревна. Эта работа хотя
была легче пилки и рубки в лесу, но требовала большой ловкости и скорости.
Здесь о.Сергий, матушка Елизавета и Мария Петровна жили в домике как маленькая
монастырская община.
Благодаря своей подвижнической жизни, постоянной молитвенной настроенности,
духовным советам и умению утешать страждущих вскоре стал известен как глубоко
духовный старец, которому многие поверяли свои беды, в молитвенное предстательство
которого верили.
Северная зимняя природа произвела большое впечатление на о.Сергия, он вспоминал:
"Огромные ели, закутанные снежными одеялами и засыпанные густым инеем,...
такая красота... и кругом необыкновенная тишина, чувствуется присутствие
Господа Творца и хочется без конца молиться Ему и благодарить Его за все
дары, за все, что Он нам посылает в жизни, молиться без конца...".
Несмотря на болезни (миокардит) и преклонный возраст, о.Сергий с помощью Божией
выполнял норму. Когда ему приходилось корчевать пни, он делал это один и в короткое
время. С начальством у него сложились благоприятные отношения. Все любили
святого старца и неутомимого труженика, который со смирением воспринимал свою
участь ссыльного. Детям он вырезал и склеил, а затем раскрасил макет паровоза с
пассажирскими и товарными вагонами.
Через два года ссылки из-за преклонного возраста, его болезней и за успешно
выполняемую работу его решили освободить.
Он был освобожден с лишением права проживания в Москве и Московской обл.
В 1933г. о.Сергий с матушкой Елизаветой приехали в Москву, где смогли пробыть
всего один день простились с закрытой и разоренной обителью и выехали
в с.Владычня Калининской (Тверской) обл., где у матушки Елизаветы были родственники