[back][up level][first][previous][next][last]
    Рукоположение
      протоиерей 
      1906 
      День 12 
      Месяц 10 
      За выдающиеся пастырские заслуги, проявленные во время Русско-Японской войны
      о.Митрофан 12 октября 1906г. был возведен в сан протоиерея и награжден наперсным
      крестом на Георгиевской ленте
    Служение
      Орел 
      протоиерей 
      Год начала 1906 
      Год окончания 1908 
      О.Митрофан был очень популярен в Орле, его все уважали и искали его совета.
      Много лет живя в супружестве, отец Митрофан и его супруга воспитали
      трех племянниц-сирот и горячо желали иметь своих детей, но Бог не давал
      исполниться их желанию. Увидев в этом волю Божию, они приняли на себя подвиг
      сохранения целомудрия, стали жить в полном воздержании.
      Это произошло незадолго до их переезда в Москву, в Марфо-Мариинскую обитель.
      Книга о.Митрофана о русско-японской войне попала в руки Великой Княгини Елизаветы
      Федоровны. Она заинтересовалась книгой, в которой была видна высшая простота,
      духовная мудрость его сердца, и захотела познакомиться лично с ее автором.
      Она вызвала отца Митрофана в Москву, когда война уже была окончена.
      Великая Княгиня, потерявшая в 1905г. мужа, Великого Князя Сергея Александровича,
      убитого террористом, занималась созданием в Москве Марфо-Мариинской женской обители
      милосердия и рассматривала различные проекты устава обители. О.Митрофан в
      числе других также подал проект устава устраиваемой обители. Этот проект во многом
      был близок взглядам Великой Княгини.
      Елизавета Федоровна искала, но никак не могла подобрать такого духовника для обители,
      который бы, будучи женатым священником, имел бы полное воздержание в брачной
      жизни, как отец Иоанн Кронштадтский и предложила занять эту должность о.Митрофану.
      Он вновь был вызван в Москву, но долго отказывался, так как любил свой Орловский
      приход и жалел паству, которая также ни за что не желала расставаться со своим
      духовным отцом. Он обещал подумать, а сам, как только отъехал из Москвы, решил
      твердо отказаться.
      Из рассказа о.Митрофана об этом моменте своей жизни:
           
      "Остановился я в одном подмосковном имении на обратном пути в Орел,
            пошел прогуляться по парку, а самого одолевают мысли, душа мятется: как
            вспомню родной город, слезы моих духовных детей, так сердце мое разрывается
            от горя, и я твердо решил отказать сестре Царицы. Так хожу я среди тенистых
            аллей,... и вдруг чувствую, что одна рука у меня отнялась, и я не могу ею
            пошевелить. Делаю попытку поднять руку, но безуспешно: ни пальцами не владею,
            ни в локте согнуть руки не могу, как будто нет у меня руки. Я был в ужасе:
            куда я теперь нужен без руки, я же не могу служить?! Я понял, что это Господь
            меня наказывает за непокорность Его Воле. Тут же, в парке, я стал горячо
            молиться, умолять Создателя простить меня, и обещал согласиться на переход
            в Москву, если только Господь вернет мне мою руку. Прошло часа два, и рука
            моя стала понемногу оживать.
            Я приехал домой совершенно здоровым, и объявил приходу, что должен их
            покинуть. Что тут было! Плач, вопли, рыдания. Я сам плакал вместе с моими
            дорогими прихожанами, начались уговоры, ходатайства... Я обещал Великой
            Княгине переехать, но сам не имел сил порвать со своим любимым детищем —
            с дорогим приходом. Шли месяцы. Москва ждала меня, а я медлил, и решение
            мое колебалось. И наконец я убедился, что порвать с приходом выше моих сил
            и написал отказ. После этого я снова лишился руки. Меня опять вызвали
            в Москву. Полный горя и отчаяния, я пошел в Москве к чудотворной Иверской
            Божией Матери... Я просил Царицу Небесную исцелить мою руку. Я обещал еще
            раз твердо и непреклонно принять предложение Княгини и переехать в Москву,
            лишь бы мне была возвращена рука и я мог бы по-прежнему совершать таинства.
            С благоговением, страхом и надеждой я приложился к чудотворному образу.
            Я почувствовал снова жизнь в руке, снова зашевелились пальцы...".

      Он понял, что переезд его в Москву и поселение в Марфо-Мариинской обители есть
      благословение Божие, с которым нужно смириться.
      После этого, желая получить благословение от старцев, он поехал в Зосимову пустынь,
      где встретился со схииеромонахом Алексием и другими старцами и поведал им о своих
      сомнениях, не будет ли дело, которое он на себя берет, свыше его сил. Старцы
      благословили его браться за дело.
           "Я... радостно объявил Княгине, что решился и переезжаю.
            Но нелегко было это осуществить: в день моего отъезда поезд должен был
            отойти от вокзала в 9 часов утра но тысячные толпы запрудили вокзал и
            полотно железной дороги, так что поезд не мог двинуться. Была вызвана
            конная полиция, и только в три часа дня поезд отошел, провожаемый плачем
            и стонами покинутых духовных детей"
      Москва, Покровская и Марфо-Мариинская церкви на Большой Ордынке 
      протоиерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1908 
      День начала 17 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1909 
      День окончания 9 
      Месяц окончания 2 
      О.Митрофан подал прошение о переводе в обитель и 17 сентября 1908г.
      свщмч.Владимир (Богоявленский), митрополит Московский, назначил его настоятелем
      Покровской и Марфо-Мариинской церквей на Большой Ордынке, поскольку сама
      Марфо-Мариинская обитель начала свою деятельность только с 10 февраля 1909г.,
      когда Великая Княгиня Елизавета переехала в дом, предназначавшийся под обительский
      Москва, Марфо-Мариинская обитель милосердия 
      протоиерей 
      Должность духовник обители, настоятель храма, помощник и духовный наставник настоятельницы обители 
      Год начала 1909 
      День начала 10 
      Месяц начала 2 
      Год окончания 1919 
      Великая Княгиня вполне поняла и оценила священника, которого Господь послал
      в обитель. В переезде о.Митрофана в только еще устрояемую обитель она видела
      знак особого благоволения Божия. Она писала Государю:
          "Господь благословил это наше дело через священника, к которому в Орел издалека
           люди приезжали за утешением и поддержкой, и вот оно мало-помалу начинается".

      Поселившись в обители, о.Митрофан сразу же взялся за дело, отдавшись ему всей душой.
      Он часто служил, не жалея сил, наставлял тех еще немногочисленных сестер, которые
      пришли жить в обитель.
      В течение многих лет он был духовником преподобномученицы Великой
      Княгини Елизаветы Федоровны, а также и всех сестер обители.
      Великая Княгиня писала об о.Митрофане Государю Николаю Александровичу:
           "Он исповедует меня, окормляет меня в церкви, оказывает мне огромную
            помощь и подает пример своей чистой, простой жизнью, такой скромной
            и высокой по ее безграничной любви к Богу и Православной Церкви.
            Поговорив с ним лишь несколько минут, видишь, что он скромный, чистый и
            человек Божий, Божий слуга в нашей церкви".

      Великая Княгиня писала:
           "...Те несколько сестер, что живут со мной, очень хорошие девушки,
            религиозные... Все наше служение основано на на религии и живет ею.
            Батюшка их наставляет, три раза в неделю у нас бывают замечательные лекции,
            на которые приходят и гости. Потом еще на утреннем правиле батюшка читает
            из Нового Завета и говорит краткую проповедь... Чай пьем вместе, священник
            с матушкой тоже, заканчивается он беседой о религии...
            Батюшкины лекции очень интересные..., т.к. он не только верующий, но еще
            безгранично начитанный человек. Он начинает из Библии, заканчивает церковной
            историей и все время показывает, как и что сестры могут говорить и чем
            помочь тем, кто испытывает душевные страдания... Здесь многие приезжают
            издалека в нашу маленькую церковь и обретают силы в его прекрасных простых
            проповедях и в исповеди...Это широкий человек,... целиком основывающийся на
            на безграничной любви о Господе и всепрощении — истинно православный
            священник, строго придерживающийся нашей Церкви, для нашего дела — благословение
            Божие, т.к. он заложил основание, какое и должно быть. Скольких он вернул
            к вере, наставил на путь истинный, сколько благодарят меня за великое
            благо иметь возможность посещать его".

      Обитель благословением Божиим, смирением и трудами настоятельницы, духовника обители
      отца Митрофана и сестер с успехом расширялась и развивалась.
      В 1914г. в ней было уже 97 сестер., она имела больницу на 22 кровати, амбулаторию
      для бедных, приют для 18 девочек-сирот, воскресную школу для девушек и женщин,
      работавших на фабрике, в которой обучалось 75 человек, библиотеку в две тысячи томов,
      столовую для бедных женщин, обремененных семьей и трудящихся на поденной работе,
      кружок детей и взрослых "Детская лепта", занимающийся рукоделием для бедных.
      9 августа 1916г. временно управляющий Московской епархией епископ Волоколамский
      Феодор (Поздеевский) представил в синод прошение о награждении о.Митрофана митрой
      "за отлично-усердное служение его Святой Церкви, труды по обстоятельствам военного
      времени и полезную деятельность его в обители", Великая Княгиня присоединилась к
      к этому прошению, и 2 октября 1916г. о.Митрофан был награжден митрой.
      На поприще христианской деятельности Великая Княгиня Елизавета Федоровна
      прослужила до конца. Вместе с ней трудился и о.Митрофан.
      Наступил 1917 год — февральская революция, арест Царской семьи, Октябрьский переворот...
      Почти сразу же после революции был совершен набег на Марфо-Мариинскую обитель
      вооруженных людей. Н.Е.Пестов так изложил рассказ о.Митрофана об этом событии:
      К обители подъехал грузовик с несколькими вооруженными солдатами, унтер-офицером и
      одним студентом с револьвером. "Мы пришли арестовать сестру императрицы", — заявил
      унтер-офицер, а студентик подступил к матушке, направив на нее дуло револьвера.
      Матушка с обычным спокойствием положила руку на протянутый револьвер и сказала:
      "Опустите свою руку, ведь я же женщина!" Студент сник и исчез из комнаты.
      Отец Митрофан обратился к солдатам:
            "Кого вы пришли арестовывать? Здесь нет преступников. Все, что имела
             матушка Елизавета, она отдала народу. На ее средства построена обитель,
             церковь, богадельня, приют для безродных детей, больница. Разве это
             преступление?"

      Возглавляющий отряд унтер-офицер, вглядевшись в батюшку, спросил его:

          —  "Батюшка! Не Вы ли отец Митрофан из Орла?"

          —  "Да, это я"
      Лицо унтера мгновенно изменилось... Солдаты уехали обратно на своем грузовике.
      Однако вскоре Великая Княгиня была арестована и приняла мученическую кончину.
      Незадолго перед арестом она передала общину попечению о.Митрофана и
      сестры-казначеи.
      Как свидетельствуют дневниковые записи о.Митрофана, ему были даны от Бога
      необыкновенные мистические дарования. В дневнике есть раздел: "Особенные сны мои".
      Перед началом Февральской революции о.Митрофан видел предутренний сон, который сильно
      взволновал его. Придя в церковь в большом волнении, он попросил позвать к нему
      в алтарь матушку Великую Княгиню Елизавету Федоровну. Из их диалога:

           — Матушка, ...я видел во сне четыре картины, сменяющиеся одна за другой.
             На первой я видел горящую церковь, которая горела и рушилась.
             На второй картине я видел в траурной рамке Вашу сестру императрицу Александру,
             но затем из краев этой рамки стали вырастать ростки, и белые лилии покрыли
             изображение Императрицы.
             Затем на третьей картине я видел Архангела Михаила с огненным мечом в руках.
             Эта картина сменилась, и я увидел молящегося на камне преподобного Серафима.

           — Вы видели, батюшка сон, а я Вам расскажу его значение. В ближайшее время
             наступят события, от которых сильно пострадает наша Русская Православная
             Церковь, которую Вы видели горящей и гибнущей.
             На второй картине — портрет моей сестры. Белые лилии, заполнившие ее портрет,
             говорят о том, что жизнь ее будет покрыта славой мученической кончины.
             Третья картина — Архангел Михаил с огненным мечом — говорит о том, что
             Россию ожидают большие бедствия.
             Четвертая картина — молящийся на камне преподобный Серафим — обещает России
             особую молитвенную защиту преподобного Серафима".

      В 1919г. Патриарх Тихон, хорошо знавший о.Митрофана, благодаря за его многие
      труды, преподал ему благословение с грамотой и иконой Спасителя.
      В это время решился вопрос для о.Митрофана и его супруги о монашестве.
      Долгое время их подвиг жизни в воздержании был для всех скрыт, но когда
      наступило время гонений на Церковь, они решили принять монашеский постриг
    Награды
      наперсный крест на Георгиевской ленте 
      Год награждения 1906 
      митра 
      Год награждения 1916 
      День 2 
      Месяц 10 
      Кем награжден епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) 
      благословение с грамотой и иконой Спасителя 
      Год награждения 1919 
      День 25 
      Месяц 12 
      Кем награжден Святейший Патриарх Тихон