Служение
Омская о., Исилькульский р., станция Исилькуль, Апостольско-Святительская церковь
священник
Должность председатель приходского совета, благочинный 3 округа Омской епархии (с октября 1926г.)
Год начала 1922
Год окончания 1927
Служил в церкви на ст.Исилькуль.
С октября 1926г. он был председателем приходского совета и благочинным 3 округа
Омской епархии.
О.Нил был против того, чтобы люди духовного звания, служа в церкви, одновременно
пели в советских клубах. В связи с этим он уволил регента церковного хора.
Батюшка ссылался на Апостольские и Соборные постановления о том, что верующим
запрещается посещение каких-либо зрелищ, к которым он причислял советские
клубы, как греховные заведения
Места проживания
Сибирский край, станция Исилькуль (Сибирский край, Исилькульский р., г.Исилькуль), ул.Зиновьева, 5
Год начала 1922
Год окончания 1927
День окончания 9
Месяц окончания 5
С 1922г. о.Нил с матушкой Татьяной Георгиевной и младшей дочерью Таисией
проживал на станции Исилькуль
Аресты
Омская о. (Сибирский край, Исилькульский р.), г.Исилькуль
Год ареста 1927
День ареста 9
Месяц ареста 5
8 апреля 1927г. на о.Нила поступил донос по поводу увольнения им регента.
5 мая 1927г. в доме о.Нила был произведен обыск. При обыске ничего, что можно
было бы приобщить к делу, не нашли, кроме разной переписки, которая и была изъята.
9 мая 1927г. о.Нил был арестован
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
19/08/1927
Обвинение "а/с деятельность, контрреволюционный саботаж"
Статья ст.5814 УК РСФСР
Приговор=3 года ссылки в Казахстан с последующим лишением права проживания в ряде областей и округов СССР
Архив УФСБ по Омской обл. Д.П-4495.
Из протокола допроса:
" Какое отношение в 1919г. вы имели к Колчаковской власти и кого выдавали
белым из крестьян-бедняков для порки?
В конце 1919г. при отступлении белых лично у меня в доме останавливались
штабы частей несколько раз... Звали и меня с собой, но я не поехал...
Крестьянин Гейко был сельским старостой, и у него белые неоднократно
просили подвод для себя до ближайшего поселка, но подвод не было, т.к.
всех лошадей попрятали. По приказу белых Гейко пришел в их штаб, который
был у меня в доме, и белые стали ругать его, потом вышли с ним на улицу,
и что там с ним делали, я не видел, а сам он говорил, что его выпороли.
Ваше влияние на приходской совет церкви и по каким причинам были уволены
регенты церкви?
В приходском совете 11 человек, большей частью крестьяне-середняки...
выбраны в 1925г. ... Я в совете имею один голос такой же, как и остальные
члены совета. За время работы совета был только один случай, когда совет
не согласился с моим мнением, это с вопросом о капитальном ремонте храма.
Я настаивал, чтобы началось добровольное пожертвование, чтобы собрать денег
на штукатурку и побелку храма внутри, а совет с этим не согласился и
постановил временно с этим обождать...
Регенты церкви были уволены по следующим причинам:
Каралик за грубое отношение ко мне лично. В 1925г. в первый день
перед богослужением назвал меня шпаной (будучи вполне трезвым), и на
Пасхальной неделе был уволен именно за это.
Другой регент заступил на место месяцев через 6 и служил около года.
Месяца за 23 он пел с церковным хором в клубе с.Исилькуль, а потом
был уволен за неимением средств на его содержание... Инициатором
увольнения и того, и другого был церковный староста, по заявлению
которого совет и вынес постановление об их увольнении. На том и другом
собрании я присутствовал и высказывался за увольнение их.
Регентом, состоящим также псаломщиком в соседней церкви с.Березовское
я недоволен потому, что он очень неуживчивый, и в результате архиепископ его
запретил, общине написав, что если община его не уволит, то он [архиепископ]
порывает с ней духовную связь.
Он работает регентом в клубе при станции Исилькуль. Лично я
против того, чтобы человек духовного звания пел одновременно и в клубе,
т.к. через это упускается его прямая обязанность, как служителя церкви,
и по этому поводу я имел разговор со священником Ананьевым в присутствии
одного из членов совета, а также хозяина дома, где живет священник.
Но относительно школы и церкви я ничего не говорил.
Есть постановления Апостольские и Соборные о том, что верующим запрещается
посещение каких бы то ни было зрелищ. В данном случае клуб я причисляю, согласно
этим постановлениям, к таким зрелищам, которые верующим посещать не следует.
Лично я это постановление разделяю и на клуб смотрю как на греховное зрелище".
9 августа 1927г. начальник СОО ГПУ составил обвинение:
"Священник Матвеев использовал все время и систематически свое положение
служителя культа для использования религиозных настроений верующего
населения в антисоветских целях, желая возбудить недовольство Советской
властью.
Он вел агитацию против клубов и школ, предлагал верующим воздержаться от
посещения их. Называл домами разврата клубы, предлагал верующим принимать
меры против имеющих дело с этими учреждениями.
Агитировал против Соввласти, называя ее "властью отбросков общества" и
приглашал всеми способами стремиться к ее уничтожению, что и подтверждено
свидетельскими показаниями...
На основании изложенного полагаю считать антисоветскую деятельность Матвеева
доказанной"
Места заключения
Омск, ИТД
Год начала 1927
День начала 20
Месяц начала 4
Год окончания 1927
Казахстан, Кзыл-Ординская о., г.Казалинск
Год начала 1927
Год окончания 1930
День окончания 23
Месяц окончания 4
По окончании срока ссылки 23 апреля 1930г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ
о.Нил был освобожден из ссылки с лишением права проживания в Московской,
Ленинградской областях, Харьковском, Киевском, Одесском округах, а также в
Дагестане и Омском округе с прикреплением к определенному месту жительства на 3 года